Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1378
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и практика массовой информации____________________________155
Видео Горт (в кадре на студии) показывает Тизвелл на большой карте, расположенной за ним. Пострадавшие районы выделены и закрашены красным. Камера дает панораму разрушений в Тизвелле, снятую с самолета. Затем камера приближается, становятся видны разрушенные дома, покосившиеся столбы, поваленные деревья, ошеломленные люди, бродящие среди развалин. Камера показывает, как ураган выровнял все на своем пути на нескольких главных улицах. Женщина обходит перевернутую машину, останавливается и указывает на ее переднюю часть. На заднем плане группа людей слушает ее рассказ. Женщина вытирает глаза платком. Камера уходит, показывает переднее сиденье машины, затем снова возвращается к женщине. Кинкейд (в кадре) идет вдоль Вроцлав-авеню, мимо жилых районов, поврежденных домов, поваленных телеграфных столбов, перепутанных клубков проволоки, искореженного детского велосипеда. Одновременно она рассказывает о последствиях урагана. Кинкейд (в кадре) указывает на разрушенный дом, затем на разбитую детскую коляску. Кинкейд продолжает] идти, останавливается перед маленькой коляской, в которой погибла девочка, затем указывает, на красный кирпичный дом. Камера дает его крупным планом. Камера направлена вдоль разрушенной улицы. Кинкейд говорит громче и заканчивает репортаж. Камера направлена вдоль Костюшко-авсню, залитой лучами заходящего солнца. Панорама Тизвелла, снятая с самолета. Конец видеорепортажа. | Аудио ГОРТ (ведущий): Сегодня внезапный ураган со скоростью ветра до 90 миль в час меньше чем за 12 минут оставил в пригороде Тизвелл полосу разрушений длиной в четверть мили. Три человека погибли, еще 26 получили ранения. Репортаж Донны Кинкейд. КИНКЕЙД: Вы видите то, что осталось от центральной части Тизвелла после того, как сегодня днем в 3.06 здесь пронесся ураган. Всего за 12 минут была разрушена часть старейшего района, основанного более 100 лет назад группой предприимчивых польских эмигрантов. Участки главных улиц—Костюшко, Вроцлав, Щецин полностью разрушены. Магазины и жилые дома обрушились, словно были сделаны из соломы. Это просто чудо, что не погибло гораздо больше людей. ЖЕНЩИНА: Мы с мужем возвращались на машине из магазина «Эй энд Пи» по улице Костюшко. Он—механик, работает по ночам. Вел машину он. Внезапно я услышала гул, похожий на отдаленный шум поезда. Я спросила: «Он. что это?» Он не успел ответить—машина сильно накренилась и легла на бок. Ураган был так силен, что перевернул машину. Мы находились здесь (показывает), я сверху Эла, я кричала и звала на помощь. Потом кто-то пришел и вытащил нас. Я не пострадала, а вот Эл сломал руку, теперь он в больнице. Слава Богу, что нас не убило. КИНКЕЙД: Это была Элис Валери, жительница Тизвелла, пережившая катастрофу. Когда я навестила ее мужа в больнице Битоу, он сразу же спросил, как себя чувствует его жена, и был очень рад, когда я сказала, что с ней все в порядке. Их можно назвать счастливчиками, ведь трое людей погибли и 26 были серьезно ранены, и вы поймете почему, если посмотрите вокруг. Здесь жил Тед Поликарп с женой и шестью детьми. Перед ураганом он ремонтировал чердак и погиб, придавленный рухнувшей крышей. Его младшая дочь, трехлетняя Изабель, была во дворе, в этой маленькой красной коляске. Ее убило обрушившейся ветвью дерева. Миссис Поликарп и ее пятерых детей взяли к себе соседи, живущие неподалеку. Тот дом из красного кирпича, в котором их приютили, не потерял ни одной полоски шифера, что еще раз говорит о том, какой это был необычный ураган. (Да. этот небольшой милый пригород, «спальный район», как называют его жители, на севере Сентрал-сити сегодня днем превратился в кладбище. Но уже вечером люди говорят о том. что будут восстанавливать район. В них жив дух великого патриота Польши Тадеуша Костюшко, одного из генералов Джорджа Вашингтона в Войне за независимость. Он не хотел видеть закат солнца над страной, независимость которой боролся. И оно не закатится для жителей Тизвелла, если они сохранят мужество. |
156_____________________________________________________А.Г.Киселев
ев, но это отнюдь не свидетельствует о высоком качестве работы. Приведем хрестоматийный для американских репортеров пример сценарной работы, обеспечившей точное совпадение изображения и текста, как слов и мелодии в песне. (Пример взят из книги Джона Хоэнберга «Краткий сценарий выпуска новостей»). Тот же принцип (слева — описание «картинки», справа — текст) используется в российских редакциях теленовостей.
Американский репортаж — из разряда «жестких», т. е. оперативных, событийных. Как на американском, так и на российском ТВ появились новости, которые можно назвать не толь «мягкими», но и отчасти развлекательными, с элементами юмора. Они не всегда привязаны к конкретной дате. Принцип: «событие становится новостью потому, что мы рассказали о нем» (см. пример оформления — табл. 1).
Примеры написания форм телесценариев киносюжета, новостей приводятся в приложениях.
Контрольные вопросы и задания
-
Понятие «сценария». -
Из истории «сценария». -
Назовите формы телесценариев.
4. Покажите на доске примеры написания телесценариев
киносюжета и новостей..
5.3. Заявка и телесценарий
Практика телевизионного производства диктует необходимость еще на ранней стадии работы над передачей или фильмом формулировать замысел и оформлять его в виде литературной заявки. Заявка — это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает
Теория и практика массовой информации_____________________________157
главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.
Форма и объем заявки не регламентированы. Это зависит отманеры драматурга, от специфических особенностей замысла, а также от того, насколько студия знакома с данным автором, насколько ему доверяет. В заявке могут быть изложены и отдельные эпизоды будущего сценария, иногда — предыстория произведения с объяснением, что именно привлекло автора к этой теме, а также рассказ от имени автора, самого героя или нескольких героев и т. д.
Сценарий — не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом того периода — съемочного.
Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи или фильма. Журналисту может быть предложена тема редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Под эту тему автор ищет такой жизненный материал, который помог бы ему раскрыть ее наиболее Полно и ярко. Предположим, редакция обратилась к проблеме нравственности молодежи, ее интересов. Решая эту тему, журналист может говорить об отношении к родителям, к обществу, и мсти, к профессии, семье. Появляются передачи, сюжеты и фильмы, посвященные проблемам наркомании, проституции, преступности, в которых авторы фиксируют неблагополучие жизни молодых людей.
Иногда сам журналист приходит на студию со своим замыслом, который волнует его и, по его мнению, будет интересен зрителю.
Если, суммировав все частные особенности, представить схематично основные стадии наиболее типичного процесс работы автора над сценарием телеочерка, то они будут выглядеть так:
♦ первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);
158____________________________________________________А.Г.Киселев
-
конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности; -
написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией; -
первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;
-
написание сценария; -
утверждение сценария редакцией.
На этом работа сценариста не всегда кончается: часто он принимает участие в съемках фильма или записи передачи, изменяя написанный текст в соответствии с конкретным моментом. После того как произведение смонтировано, наступает заключительный для сценариста этап работы — создание авторского текста, комментария. Заметим, что иногда его пишет другой, специально для этого приглашенный автор — «текстовик».
Приведем пример заявки из архива творческого объединения «Экран» Центрального телевидения.
«КОМУ НУЖНА БАБА ТОМА?»
Заявка на документальный фильм в трех частях Л. Тархова.
...Судьба бабы Томы — Тамары Яковлевны Суворовой — вполне обыкновенная. Но есть в ней необычный поворот, вызванный необычностью характера.
Она была способной, хорошенькой студенткой Одесского института живописи, когда ее полюбил бравый енисейский моряк и увез к себе домой. Муж рано умер. Сын утонул в Енисее. После долгих лет работы в Сибири она вернулась коротать свои дни на Украину, в Умань. Купила полдома. Сад, огород, цветы. Пенсии не хватало — подрабатывала рисованием. «Картинки» бабы Томы покупали.
Она бы обходилась и меньшими деньгами, но... у нее — «псяки». Так называет она своих собак. Хромых, слепых — всяких подкидывают ей, зная, что никакую животину в беде не оставит. Ведь она дала клятву.
А было так. Перед войной единственный из оставшихся у нее близких людей, брат, готовился к свадьбе. Но вместо костюма жениха ему пришлось надеть солдатскую форму. На фронт брат ушел со своим верным другом — овчаркой Барсом, вели-
Теория и практика массовой информации_____________________________159
колепно выученным псом. Однажды с фронта пришло письмо: «Меня чуть не убило. Спас меня Барс, а сам погиб. Ты знаешь Пирса и поверишь, что он рисковал собой сознательно. У меня к тебе просьба: деньги, приготовленные мною на свадьбу, потрать на бездомных собак».
Больше писем не было. Когда пришла, похоронка, она дала слово: в память о брате всю жизнь, сколько хватит сил, помочь бесхозным «псякам». Так и жила со своим зверинцем. Чтобы не скучать, пускала студентов. Бесплатно, только бы помогала по хозяйству. Однажды у бабы Томы появился Анатолий — парень, живший у нее раньше, когда учился в ПТУ. С ним теперь была молоденькая женщина с заметным животиком, жена. Кинулись в ноги ошеломленной старухе: «Только вы можете нас спасти!» Выяснилось: у Анатолия — шофера автолавки — недостача в две с половиной тысячи рублей. Родители отказываются помочь, и вся надежда — на бабу Тому. Но у нее нет денег! Зато у Анатолия есть план. Они продают дом в Умани, покупают в селе, это дешевле. Разница пойдет на спасение '••. будущего отца от тюрьмы. Он уже и хатку хорошую присмотрел. Если баба Тома сделает такое доброе дело, они до конца дней будут жить в той хате вместе. А «псяки»? — насторожились она. «Всех заберем!»
Она согласилась. И уже почти семь лет живет в полуразваленной халупе в селе Дмитрушки, куда перевез ее Анатолий. А пни, схватив деньги, ударился в бега. У Суворовой в селе хоро
ши, сердобольные соседи, и все равно ее жизнь там — кошмар. Больная, высохшая, как перышко, она сама не в силах и вытянуть ведро воды из колодца. В городе-то был водопровод! Ей, говорят, жалея: выгони своих собак, они половину твоей пенсии съедают. После таких слов она плачет: «Как не поймут люди, что псяки последняя ниточка, связывающая меня с моими близкими. Их давно нет, но для меня они живы».
Такой вот «невольник чести». Хочется, чтоб это был фильм просто о столкновении добра и зла. Главное — о том, почему таких, как Анатолий, становится все больше, а таких как баба Тома — безоглядно добрых чудаков — все меньше? Почему, несмотря на строгость наших законов, обман-
n. живет безбедно, а добрый человек никак не вписывается в нашу жизнь?
160_____________________________________________________А.Г.Киселев
Итак, в заявке надо выразить то, что автор хочет воплотить в сценарии и на экране Работа над сценарием -- качественно новый этап творческого процесса, этап, во время которого жизненный материал, собранный автором, превращается в содержание документального сообщения, т. е. стадия осмысления и организации материала действительности, книгах и статьях отечественных документалистов встречаем убедительные свидетельства о трудных поисках формы воплощения замысла. Слова В. Гёте: «Форма остается тайной для большинства» — подчеркивают важность овладения этой тайной.
Поиски формы воплощения жизненного материала в содержание кино- или телевизионного публицистического сообщения и составляют сущность работы сценариста.
И информационная заметка, и интервью, и комментарий требуют соблюдения определенных правил создания сообщения, чтобы оно было адекватно понято зрителем. Однако продолжительность работы и степень вмешательства автора в жизненный материал будут разными в разных жанрах публицистики. При съемке событийного репортажа решения принимаются реализуются практически одновременно.
А литературная основа крупного телевизионного произведения, как правило, начинает формироваться в период второстепенного изучения материала действительности публицистом. Он уточняет тему, углубляет и расширяет ее, определяет идея будущего фильма, которая и подсказывает принцип отбора увиденных фактов и героев, композицию.
Сценаристу необходимо владеть всеми приемами и средствами создания экранного образа, воплощения на экране творческого замысла. Напомним, что в этой профессии есть вопросы, которые кроме автора сценария никто не может и не должен решать, но есть и такие, решение которых автор может лишь предложить, но последнее слово остается за режиссером. Главная забота сценариста — найти своему замыслу адекватное драматургическое воплощение, композиционный строй: