Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1380

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий — литературно оформленная «модель» будущего экранного произведения, в нем материализуется аудиовизуальное мышление автора.


Теория и практика массовой информации_____________________________161
Контрольные вопросы и задания


  1. Понятие «заявка».

  2. Понятие «сценарий».

  3. Приведите примеры телесценария.

4. Расскажите схематично основные стадии типичного процесса работы автора над телесценарием.
5.4. Технологии создания ревизионного сценария
Специфика экрана заключается в способности передать процессы внешней и внутренней жизни человека, события, факты. Можно сказать, что один из основных признаков публицистической телепередачи или фильма — запечатление реального процесса жизни. Сценарист, отбирая средства воплощения а экране этого процесса, стремится передать динамику жизни, выполнить эту задачу автор-журналист может, лишь зная ны драматургии и умея применять их.

Сценаристу важно знать: драматургия возникает там, гдетаится противоречие, конфликт. Если во время «прицельного» наблюдения, изучения определенной сферы действительности и гор руководствуется этим правилом, то он выберет материал верно. Однако наблюдаемый материал жизни шире того, что входит в сценарий. Из него документалист должен отобрать те пласты, которые нужны для утверждения его идеи, раскры­тии темы.

Одна из самых больших трудностей при создании произведения для экрана — это достижение цельности, внутреннего драматургического единства. Его необходимо найти на стадии написания сценария, чтобы в дальнейшем режиссер, оператор, звукорежиссер сохраняли и усиливали найденную органичность содержания и формы. Именно это качество любого творения помогает глубоко раскрыть тему, увлечь ею зрителя.

Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.


Тема — это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, пре­-

162____________________________________________________А.Г.Киселев
допределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования. Тема — это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и вре его рассмотрения.

Идея — это основная мысль произведения, с помощью торой автор выражает свою нравственную позицию. Идея может предшествовать изучению материала. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность, выражение гражданских и этических принципов на. примере того или жизненного факта. Идея целиком зависит от автора, от с его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического с да, вкусов, склонностей и других индивидуальных качественности.

Тема шире, чем идея. Одной теме могут быть посвящены разные передачи, но идея у каждой будет своя.

Когда собран материал для будущего сценария, определена его тема и ясна идея, начинается следующий этап творческой работы журналиста — отбор фактов, событий и лиц, которые должны войти в произведение, и одновременно поиск позиционного решения. Это важный и порой мучительный процесс, когда автору приходится отказываться от многих, часто очень ярких моментов, накопленных при знакомстве с объемами будущих съемок, отказываться во имя того, чтобы глаза в произведении прозвучало во весь голос.

Часто начинающие журналисты включают в сценарий материал, имеющий лишь косвенное отношение к теме произведения. Это, как правило, происходит из-за неглубокого знакомства автора с проблемой, от неумения отобрать события факты, необходимые для ее раскрытия. Вот, к примеру, сценарий, посвященный проблеме физиологически неполноценных детей. Автор начинает с рассказа о счастье материнства и том, какое горе испытывает женщина, если ребенок болен, тем более неполноценен. Тема заявлена эмоционально и Далее логика ее развития обязывает к введению эпизодов, которые показали бы, что рождение слаборазвитого ребенка горе не только для матери, но и для страны, общества, государства, лишившихся полноценного человека, работника, продолжателя рода. Подчеркнув мысль о том, что проблема будущей передачи — проблема государственная, что к ее. Решению

Теория и практика массовой информации____________________________163
необходимо привлечь многие учреждения, сценарист должен

был выяснить причины, по которым от здоровых людей рождается слабое потомство. Чтобы узнать это, стоило обратиться к медицине, практической и теоретической, психологии, генетики,физиологии и психологии брака, проблемам экологии и т. п. У автора этих знаний не было. Он не проник в глубину темы. Его обманула очевидная драматичность самой жизненной ситуации, и он решил, что может раскрыть проблему, опираясь лишь на внешнюю сторону фактов.

Заметим, что документальный сценарий следует начинать с рассказа об основной, а не побочной проблеме, чтобы подготовить читателей, зрителей к восприятию развиваемой мысли. Когда цель произведения — привлечь внимание широкой общественной ценности к заботе о здоровье будущих поколений, пробудить тревогу за это у супругов, врачей и ученых, то проблема не Должна исчезать из поля зрения сценариста. Естественно, она

имеет быть раскрыта и косвенно, но каждый эпизод должен, в идеале, пополнять, расширять и углублять разговор о главном предмете сценария и передачи.

Подчеркнем еще раз — только все компоненты сценария в их органическом единстве приводят автора к искомой цели, воп­лощают тему и идею.

Композиция — это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Это прин­цип организации материала. С. Эйзенштейн писал, что «композиция есть такое построение, которое в первую очередь слу­жит тому, чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить зрителя так же относиться к этому содержанию».

Композиция документального произведения обычно обус­ловлена его темой и идеей и представляет собой такое соедине­ние отобранных для сценария фактов, событий, которое раскрывает их глубинные связи и выражает позицию автора. С помощью композиции автор организует материал, располагает его в последовательности, диктуемой стремлением воплотить вымысел и полно и интересно, выявляет главные и второсте­пенные элементы, стремится соединить их гармонически, путем соподчинения.

164_____________________________________________________А.Г.Киселев
Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями. Экранное произведение надо укладывать в опре­деленные временные рамки; этому помогает членение на сцены и эпизоды.


Понимание композиции особенно важно для произведений публицистики, оно помогает так организовать структуру эк­ранного сообщения, его информационные, смысловые, эмоцио­нальные и другие потоки, чтобы воздействие их не притупля­ло чувства зрителей, не утомляло их, а увлекало, волновало и развлекало новизной мыслей и эмоций.

Поиск композиционного решения сценария невозможен без отбора материала. Неопытному автору трудно бывает с этим спра­виться: все кажется ему одинаково нужным, интересным, важ­ным. Надо твердо знать: так не может быть, одинаково важ­ных фактов нет. В цепи происходящих событий всегда есть эпи­зод структурообразующий, определяющий суть события, решения или поступка героя. Все остальные факты — второсте­пенные. Этот момент (в драматургии он называется кульминаци­ей) следует искать и вычленять из потока наблюдаемых собы­тий. Это относится и к людям, с которыми журналист знако­мится в процессе работы над сценарием. Конечно, каждый мо­жет быть чем-то интересен для зрителя. Но для раскрытия выбранной сценаристом темы, объяснения проблемы требуется найти одного-двух персонажей, в которых квинтэссенция ти­пичного, концентрированность жизненных установок, которые помогут автору обрести в зрителях единомышленников.

Все элементы сценария важны и взаимосвязаны. Многове­ковой опыт театральной драматургии установил основополагаю­щие составляющие драматургической структуры. Структура сюжета включает три основных компонента начало, середину и конец.

В классической теории драматургии дается следующая схема основных элементов композиции: экспозиция (пролог) — заявка (начало) — перипетии (раз­витие действия) — кульминация (высшая точка воплощен авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) — пе­рипетии (действия, ведущие к развязке) — развязка (конец) - эпилог.

Теория и практика массовой информации____________________________165
В публицистике чаще всего освещаются жизненные проблемы, возникающие как результат внутреннего развития, скрытого от непосредственного наблюдения и не выражающиеся в единичном внешнем столкновении. Истоки подобного процесса возможно показать непосредственно. Поэтому уместнее использовать более нейтральный термин «начало», «заявка». Начальный эпизод, первые кадры сообщения — камертон, по которому можно судить о серьезности темы, наличии (или отсутствии) авторской идеи и мастерстве воплощения.


Одна из самых типичных ошибок сценаристов — неточное начало сценария в идеале в нем задаются темп и ритм произведения. Сценарий, особенно короткого сообщения, лучше на­чинать с той темы, которая составит главную линию развития действия, мысли, проблемы.

Другой важный элемент драматургии — самый яркий, самыйнапряженный момент в развитии мысли автора или событий лежащих в основе произведения, — кульминация. Часто сценаристы-документалисты, ссылаясь на то, что они запечатляли поток жизни, не выделяют в сюжете центрального эпизода. И передача или фильм идут в одном ритме, что придает ему однообразие, ослабляет внимание и интерес зрителя. Вместо выделения и построения кульминационного эпизода неопыт­ный сценарист делит произведение на части — своего рода главки, которые, скрывая его профессиональную беспомощность или недобросовестность, помогают не столько заинтересовать зрителя и вовлечь его в проблемы передачи, сколько сообщить необходимую информацию. Мысль, проблема в своей эволюции естественно проходит через апогей, высшую точку своего роста. В лучших публицистических произведениях именно в этой мине появляется образ, обобщение. В фильме «Взгляните на лицо» кульминационная сцена — девушка, погруженная в созерцание красоты «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, сама прекрасная, как ее сверстница на картине. И именно эта сцена

дает возможность понять основную мысль авторов (сценарий С. Соловьева, режиссер П. Коган) — способность воспринимать прекрасное столь же редка и замечательна, как и талант художника.

Мастерство драматурга заключается и в том, чтобы уметь реализовать таящиеся внутри материала возможности. Компо­-

166_____________________________________________________А.Г.Киселев
зиционно решать какую-либо сцену нужно всегда с куска, который больше всего поражает своим содержанием и своеобразием. При этом следует иметь в виду, что обычно наиболее сильно поражает кусок, который не только непосредственно эффектен, но в котором заключен внутренний динамический выразитель темы.

Конечный эпизод публицистического сообщения — не менее важный элемент композиции. Традиционный термин «paзвязка» в документалистики неуместен, ибо документальное со» общение — часть, вырванная из динамического потока жизни, часть, ограниченная замыслом автора, но продолжающаяся за пределами этого замысла