Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1383

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, за пределами произведения. Нейтральное название — финальный эпизод — звучит наиболее грамотно. В сценарии он естественно завершает рассказ о проблеме или событии, которые были предметом рассмотрения. Оттого, насколько интересен и логичен финал, зависит эффект воздействия передачи, фильма на зрителя. Психологи отмечают, что в восприятии начала и конца произведения заметя особая концентрация внимания зрителя. Это и должен учитывать сценарист.

Важный компонент неигрового сценария - сюжет. Разны­ми теоретиками и практиками этот термин трактуется неодинаково. Сюжет — это уже авторская интерпретация этих собы­тий, рассказ автора о них в той последовательности, которую он сочтет для себя наилучшей». Движение сюжета включает в развитие конфликта. Обычно в документальном произведении конфликт скрыт внутри сюжета, внутри характеров героев, в их словах и поведении. Прямое столкновение показать удается редко.

Сложились три основных типа конфликтов в неигровая драматургии; они вполне соответствуют тем типам, которые существуют в игровой:

♦ борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;

  • борьба с социальной средой, с людьми;

  • борьба с самим собой, конфликт психологический.

В конфликтном столкновении характеров персонифицируется проблема, из-за которой сценарист взялся за материл вне конфликта нет драматургии. Поэтому журналист, прежде

Теория и практика массовой информации____________________________167
нем приступить к написанию заявки на сценарий, должен обсудить, какое противоречие в жизни он будет рассматривать, о каком, скрытом или явном, столкновении, чего или кого с чем или с кем будет он рассказывать зрителю.

Итак, изучив материал, определив тему и идею будущего экранного сообщения, отобрав героев, факты и события, кото­рые, по его мнению, помогут раскрыть тему, автор приступа­ет к написанию сценария, т. е. ищет средства, с помощью кото­рых сможет адекватно задуманному воплотить свои мысли на примере одного (или нескольких) персонажа и происшествия. В искусствоведении принято считать, что в это время драматург ищет форму содержанию своего произведения.

Ремарка — не перечень подробностей, она не просто на­мывает действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна. Режиссер, оператор — не ма­рионетки, движения которых механически расписаны, а ху­дожники. Сценарий предназначается всегда для своего дальнейшего воплощения, в котором принимает участие целый твор­ческий коллектив. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится
оно в описательной части.

Стиль сценария может быть, конечно, различным — это зависит от авторской индивидуальности. Ремарки могут быть лаконичные или более пространные, красочные. Но при всем различии творческих подходов главное требование остается об­щим — ремарка должна давать полное представление о том, что впоследствии будет на экране.

Сценаристы документального кино иногда недооценивают значение фона, на котором развернутся события. В сценарии важно учесть возможное воздействие фона и предложить оп­тимальный вариант обстановки, в которой должен быть снят герой, его действия, беседы с корреспондентом или другими персонажами. Второй план (пейзаж, детали интерьера и пр.) создает настроение сцены, влияет на то, как зритель воспри­мет смысл разговора, характер события.

В ремарке сценаристу необходимо описать время, место, обстановку и атмосферу события, дать характеристики его уча­стников, их поведения, особенностей речи и внешности. При этом неопытных сценаристов ожидают две опасности: описать

168____________________________________________________А.Г.Киселев
подробно и точно все, что хотелось бы видеть в фильме передаче и тем самым дать повод к инсценированию действительности, или отказаться от разъяснения образного смысла эпизодов, сухо изложить факты и тем самым положиться на режиссера и оператора, которые будут снимать то, что увидят. Ясно, что и того и другого следует избегать.

Хороший сценарий содержит многое: сюжет, расположен­ные по линии драматургического нарастания эпизоды, подробно выписанную ткань действия, указания относительно харак­тера музыкального сопровождения и обязательно монтажное построение действия.

Монтаж — это в такой же степени сценарная проблема, как и режиссерская. Хотя автор и не разбивает сценарий па кадры, не делает технологических разбивок на объекты съемки и не дает прямых указаний оператору, он строит все действие таким образом, чтобы оно состояло из отдельных элементов - кадров, чтобы кадры складывались в монтажные фразы, чтобы от столкновения тех или иных фрагментов возникал определен­ный художественный эффект. Все основное, что относится к монтажу (организация сюжета, поэпизодная связь и пр.), — это нечто иное, как элементы композиции сценария. Самыми разнообразными приемами монтажа сценарист сопоставляет, отбирает наиболее важные элементы действия, сталкивает меж­ду собой контрастирующие по построению и ритму эпизоды, оперирует экранным временем и пространством, создает кульминационные моменты. Иначе говоря, посредством монтажа о выражает содержание и идею.


Контрольные вопросы и задания


  1. Дайте характеристику основным традиционным структурным элементам драматургии при составлении телевизионного сценария.

  2. Понятие «темы».

  3. Понятие «идеи». «Композиция» и ее составляющие (э позиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, эпилог «Сюжет» и « конфликт».

  4. Понятие «ремарки».

  5. Использование «монтажа».



Теория и практика массовой информации____________________________169


    1. Жанры телевизионной журналистики


Из предыдущих лекций о технологиях работы над сценари­ем — литературной основы экранного произведения — мы зна­ем, что любое содержание укладывается в некие формы. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и про­цессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы рассмотрим теперь ряд наиболее формализованных признаков журналистского творчества в телевидении.

Телевизионная журналистика как явление и как профес­сия подразделяется на информационную, аналитическую и до­кументально-художественную. Это три способа освоения жиз­ненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров профессия не существует. Серьезное представление о жанрах — свидетельство профессиональной квалифи­кации журналиста.

В целом жанр как род, вид произведения справедливо называют памятью культуры. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили па конные экипажи, а электрические люстры — на люстры Вечные? Вероятно, причина состоит в общности функций. Те­левидение, возникшее как электронный способ распростране­ния звукозрительных образов реального мира на расстояние и ставшее новым средством массового общения, восприняло фун­кции, методы и формы творчества своих предшественников — печати и радиовещания, значительно обогатив их со временем.

Теоретические основания для определения жанра телеви­дения, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда понятие «жанр» пришло в теорию журналистики. Условимся, что под жанром мы будем пони­мать исторически определившийся тип отображения ре­альной действительности, обладающий рядом относи­тельно устойчивых признаков.


В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, функциональные ценности тех или иных передач, их частей, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.

170_____________________________________________________А.Г.Киселев
Таким образом, все разнообразие телевизионной продуй ции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество жанров, что важно не столько для теоретического осмысления проблем те­левизионной журналистики, сколько для практической деятель­ности телевизионных журналистов. Ведь в адекватном понима­нии жанровой природы заложены возможности и наиболее пол­ной реализации мастерства, и выполнения редакционного зада­ния.

Сколь бы сложной ни была конструкция телевизионной пе­редачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивый жанровые признаки.

К информационным жанрам относят оперативные устные, сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи; к аналитическим — то, что в практике часто называют «передача». Здесь можно выделить видеокорреспонденцию, беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу. Художественная документалистика включает в себя зари­совки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты.

Жанр — категория историческая. Причем историзм здесь проявляется не только в отборе и закреплении его качеств (устойчивых признаков). Системы жанров — и это относится именно к журналистике — могут служить своеобразным инди­катором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, одиночные, назидательные. И напротив, информационная насыщенность, господство репортажа демонстрируют пору свободы слова.

Говоря об особенностях журналистской работы на телевидении, еще раз напомним общеизвестное положение, характереризующее суть этой профессии, единую для всех каналов массовой информации. Журналистика — это сплав общественно-политической деятельности и творчества, предполагающего необходимый уровень профессионального мастерства. Первое непосредственно влияет на содержание журналистских сообщений
, выбор проблем и конкретной тематики, а также на понимание социальной значимости информации. Второе влияет на форму, в которую облекается содержание, на выбор жанра и необходимых изобразительно-выразительных средств.


Теория и практика массовой информации_____________________________171
Рассматривая систему жанров, мы различаем три основ­ных принципа подхода к изображению реальности, закрепленных соответственно в композиционной организации телема­териалов.

Во-первых, группа жанров, выражающих стремление к простой фиксации реальности. Здесь автор идет за конкретным событием, явлением. Композиция таких материалов, их организация диктуются самим строем происходящего события. Это вносится к информационным жанрам.

Во-вторых, тип сообщений, в которых автор анализирует реальные факты, явления в соответствии со своей творческой задачей. При этом композиция сообщения зависит не от фабулы события, но от замысла автора. Это жанры аналитической публицистики.

Наконец, в-третьих, сообщения, композиция которых зависит от образной системы, предложенной автором. При со­хранении документальности материала автор пользуется средствами художественной выразительности вплоть до актерской три. Такие сообщения относятся к жанрам художественной публицистики. Определяющим здесь является наличие образа, сообщение и анализ фактов имеют второстепенное значение.


      1. Информационныежанрытелевидения (информационноесообщение(видеосюжет))


Любой род человеческой деятельности, каждая профессия начинается с чего-то очень простого, с неких основ, которые, совершенствуясь, постоянно усложняясь, ведут к вершинам профессионального мастерства. С чего начинается телевизион­ный журналист? Может быть, с наблюдательности? Увидел не­что интересное, обнаружил что-то ранее неизвестное, обратил внимание на что-то — отметил в уме, запомнил — сделал краткую запись — так и готовится сообщение для средств мас­совой информации. Эту логическую цепочку мы выстроили, Пользуясь объяснениями толкового словаря к словам «заметить» заметка». Значит, заметка — информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагает