Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1382

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
какой-либо факт. Это общежурналистский жанр, исполь-

172___________________________________________________А.Г.Киселев
исполь­зуемый в печати, на радио, телевидении. Заметку нередко называют также хроникальным сообщением (от греч. — время). Хроника — это запись исторических событий в хронологической последовательности (поэтому журналистов часто называют летописцами событий, летописцами со временности). И хроника в журналистике — это краткое с» общение о факте. Таким образом, заметка и хроникальное со общение — определения-синонимы.

На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка. В документальном кинематографе видео заметку часто называют хроникальным репортажем: это корот­кие материалы, показывающие основные моменты события их естественной последовательности. Что же касается практиков телевидения, то в их обиходе бытуют названия «информация» (о любом хроникальном сообщении, в том числе устном) «сюжет» (как правило, о видеозаметке, иногда об отдельной «страничке» сложной сценарной передачи). По-видимому, нет особой необходимости ломать обиходные привычки практиков бороться за искоренение, хотя и неточно употребляемого, столь широко распространенного термина.

Заметка — наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент бюллетеней (выпусков) новостей.

Заметка в вербальной (словесной) форме или устное отношение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдываю­щее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке. Такова традиция отечественного телевидения, которая будет существовать до тех пор, пока у нас не утвердится такая профессия, как продюсер (исполнительный продюсер на телевидении, воп­реки устойчивому мнению, отвечает не столько за финансирование программы, сколько за организацию работ, решает любые вопросы — и творческие, и административные).

Таким образом, журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из таких этапов: выбор и утвержде­ние темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста.



Теория и практика массовой информации____________________________173
Во всех случаях текст должен быть лаконичным, но да­вать ответ на вопросы, которые могут возникнуть у зрителя, здесь особенно важно, чтобы вербальная часть сюжета не дублировала видеоряд. Кажется, это понятно даже начинающему тележурналисту, тем не менее, слишком часто мы слышим в кадровом тексте информационных видеозаметок предложения какого тапа: «На трибуну поднимается...»; «Зал встретил это выступление горячими аплодисментами...» Но ведь это доста­точно хорошо видно на экране, не нуждается в словесных объяснениях.

При написании текста следует также учитывать отличие устной речи от письменной. Даже официальные («протоколь­ные») материалы можно «очеловечить», сделать их не такими казенными, сухими. Для этого избегают длинных предложе­нии, естественных при чтении «про себя», но трудно воспро­изводимых при устном исполнении. Телевизионная лексика не терпит канцеляризмов, профессионализмов и чисто научной терминологии.

Закадровый текст официального сюжета читает ведущий информационной программы (или диктор). Закадровый текст авторского сюжета обычно до эфира записывает автор-журналист; тембр голоса подчеркивает своеобразие данного информационного материала. Не только на радио, но и на телевиде­нии многих журналистов мы узнаем по голосам. И это еще один из показателей профессионального мастерства.
5.5.2. Жанрыаналитическойпублицистики (комментарийиобозрение)
Комментарий (от лат. commentarius — толкование) — одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т. п.

Телевизионный комментарий — это чаще всего разновид­ность выступления в кадре. Впрочем, все шире используется на кадровый комментарий, иллюстрируемый специально подобранными видеокадрами.

Комментарий относится к аналитической публицистике по­тому, что при достаточно широком охвате событий коммента-

174_____________________________________________________А.Г.Киселев
тор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего при­чинно-следственные связи между событиями, говорит о воз­можных последствиях происходящего. Основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ.



Как и другие жанры, комментарий может быть органичной составной частью другой жанровой формы. Например, на пресс-конференциях часто звучит вопрос: «Как вы можете проком­ментировать происшедшее событие?» Подобная постановка воп­роса возможна и в развернутом интервью с политическим, об­щественным деятелем, специалистом в той или иной области знаний. Каждый из этих ответов, как правило, представляет собой мини-комментарий, а иногда и вполне развернутое комментаторское выступление. И здесь успех зависит от глубины анализа, широты обобщений, объективности в оценке обществен­но значимых событий, фактов.

Обозрение. В перечне журналистских профессий на телевидении (о них речь пойдет в специальной главе) вслед за ре­портером, комментатором следует обозреватель. Наличие такой должности есть объективное свидетельство, что в телевизион­ной практике прочно утвердился этот специфический жанр.

Обозрение — один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики. Перечислим основные особенности, которые его характеризуют. Во-первых, оно стро­го фактологично, причем факты отбираются и группируются и соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обо­зреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрыва­ет существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологически­ми рамками («Сегодня в мире», «Пора страды»).

Итак, предмет данного жанра — общественные события, а цель — предъявление зрителям причинно-следственных свя­зей (порой скрытых, трудно уловимых), выявление их значе­ния и тенденций дальнейшего развития.

Изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны. Но по­скольку в обозрении нередко прослеживаются процессы, раз­-

Теория и практика массовой информации____________________________175
вивающиеся на протяжении продолжительного времени, то за­частую становится необходимым использование не только опе­ративного материала информации, но и архивного видеомате­риала, который компонуется в соответствии с логикой авторс­кой мысли.

При всем тематическом многообразии сообщений этого жанра обычно все же различают общее обозрение, в котором рас­сматриваются разнообразные события определенного отрезка времени (воскресные вечерние передачи «Зеркало», «Обозре­ватель») и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики — экономики, науки, искусства, спорта («АТВ-Брокер», «Футбольное обозрение», «Мое кино» и т. п.).


Кроме обозрения монологического характера появились обозрения-диалоги, в которых обозреватель со своими компе­тентными собеседниками обсуждает главные события в той или иной области общественной жизни — здесь обозрение, по сути, превращается в беседу. Используются зрелищные возможности телеэкрана: документальные кадры, фотодокументы и т. п. Они органично сочетаются с устной речью и представляют собой не столько иллюстрацию, сколько материал, на котором обозреватель строит свои выводы и обобщения.

Музыкальное обозрение, театральное обозрение и им по­добные программы по своим жанровым особенностям, в сущности ничем не отличаются от международного или спортивного обозрения. Меняется тема передачи, специализация обозрева­теля, но сущностные характеристики жанра остаются неиз­менными.


      1. Жанрыхудожественнойпублицистики (очерк)


Итак, выбор журналистом жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отра­жения, особенностями жизненного материала. И, следователь­но, чем отчетливее понимает автор природу жанра, в форму которого он, облекает данный жизненный материал, тем успеш­нее может он выполнить поставленную задачу. Наиболее богат изобразительными средствами и выразительными возможнос­тями важнейший жанр художественной публицистики — очерк.

176_____________________________________________________А.Г.Киселев
Жанровые особенности очерка подробно выявлены в теории литературы. Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается, что в нем отражаются события и факты, действительно про­ходившие в жизни, обычно с точным обозначением места времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт — основа очерка. И нет, пожалуй, в публицистике другого жанра, который требовал бы столь очевидного проявление таланта, творческого мастерства, профессионализма, как очерка.

Подобно тому, как репортаж составляет ядро информационной телепублицистики, очерк — ядро телепублицистики художественной. Подобно репортажному методу метод очерков распространяется и на другие жанры, становясь одним из главных в публицистическом творчестве. Очерк на телеэкране остается одним из наиболее сложных жанров публицистики, как раз объясняется органичным сочетанием исследования документального материала и рассказа (эстетического освоение реальной действительности). Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные рои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого же характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше,
чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичное в обозрении — проблемность, аналитичность как проявлении авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловлены выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. главный предмет очерка почти всегда — человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане — действие, свершение, а человек (его «носи-

Теория и практика массовой информации_____________________________177
тель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка — не столько результат челове­ческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и че­ловек как субъект действия.

Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается Какое-либо событие, все же показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий характеры людей. Если ре­портаж — это история событий, то очерк — история характе­ра. Поэтому наиболее распространенная разновидность жанра — портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятель­ства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, ста­раясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь можно использовать самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.

Тематически и композиционно более всего отличается от портретного также весьма распространенный на телевидении путевой очерк. Если первый пристально и с разных точек зре­нии рассматривает отдельного человека, то для второго характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повество­вания. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Как известно, для ху­дожественной публицистики факт — не столько самоценный, сколько исходный материал для авторского творчества. Отсюда И композиционное построение, не подчиненное «фабуле фак­та», их свободный отбор и перегруппировка, а также особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциа­тивные сближения и пр.).