Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1385
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И текст (обычно закадровый) путевого очерка, разумеется, отличается от обычного репортажного комментария, предыдущего информационные цели: в очерке он строится на разных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям.
178_____________________________________________________А.Г.Киселев
Стало быть, в путевом очерке, который внешне и тематически наиболее явно противостоит очерку портретному, и автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события. Его публицистические оценки эмоциональные размышления, глубоко личное восприятие снятого материала, наконец, талант являются решающими определения той «меры типизации», уровня обобщения, скрытыми мы справедливо связываем художественность телевизионной публицистики.
Очерк — отражение более или менее длительного временного процесса. Поэтому для экранного очерка, в отличие литературного, одна из основных трудностей состоит в до ментальном отражении уже свершившихся фактов, т.е. изображение прошедшего. Не умея решить иначе эту проблему, теле- документалисты нередко прибегали к методу воссоздания с бытии, тех или иных ситуаций. Но для того чтобы результат этом случае оказался успешным, чтобы на экране возникло бледное правдоподобие, но подлинная правда жизни, требуется незаурядное мастерство, авторская и режиссерская фантазия, операторская изобретательность и обязательно соблюдение чувства меры, художественного такта. Зритель должен бы осведомлен, что перед ним воссоздание факта, имевшего м то в прошлом. Инсценировка, выдаваемая за жизнь, противопоказана документальному экрану.
Для практики последних лет более актуален иной способ отражения документального материала — метод длительно наблюдения (так называемая «привычная камера» вместо «скрытой камеры»). Здесь предметом экранного изображений становится реальная жизнь в ее естественном течении, композиционно организуемая впоследствии (при отборе и монтаже) в соответствии с замыслом автора.
К сценарию очерка предъявляются самые высокие требования: о полном, тщательно разработанном сценарии мо говорить в применении именно к этому жанру. Работа журналиста здесь начинается с авторской заявки (либретто), позволяющей судить, во-первых, как о теме и объекте, так и об авто ком подходе к ним, во-вторых, о возможностях экранного воплощения, об изобразительных средствах и методах, которые будут использованы для осуществления замысла.
Теория и практика массовой информации____________________________179
Затем создается литературный сценарий, в котором подробно характеризуется объект очерка, предлагаемый характер и метод телевизионного исследования проблемы, содержатся описания героев, определяется композиционная структура всего произведения (см. тему 2.4. «Технологии создания сценария»).
Контрольные вопросы и задания
-
Расскажите о сущностных и структурных особенностях жанров телевидения. -
Информационное сообщение (видеосюжет) как основа информационных жанров телевидения. -
Аналитическая публицистика на телевидении. Особенности комментария и обозрения. -
Художественная публицистика. Очерк как яркий представитель жанра. Разновидности очерка. -
Попробуйте написать сценарии: видеосюжета, комментарии и очерка.
ГЛАВА 6
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА (ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)
6.1. Становление информационно-пропагандистской системы телевещания в СССР
6.1.1. Рольтехническихособенностей распространениятелесигнала вметровомдиапазоневорганизации отечественноготелевидения
Современное телевизионное вещание (на базе электронной схемы распространения телесигнала) формировалось как явление местного характера. В определенной мере это положе очевидно и никогда не оспаривалось, тем не менее никто первых исследователей — историков и теоретиков телевидения — не пытался проанализировать все далеко идущие этой посылки последствия и выводы.
Из этого чисто технического факта со всей непреложностью вытекает вывод, что изначально любая телестудия м обслуживать строго ограниченную (именно зоной прямой видимости телевизионной башни — зоной приема телесигнала) ау торию, и, следовательно, где бы эта студия ни находилась центре или на местах, в столице или в провинции, — ее вещание было территориально ограниченно. И статус первой в шей стране Московской Центральной студии телевидения (и по сути дела ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная».
Соответственно, на первом этапе телевизионного строительства шел бурный процесс создания новых местных телесту-
Теория и практика массовой информации____________________________181
дии с целью все большего охвата населения страны обретающим популярность средством массовой информации. Однако специалисты в области телевизионной техники, первые практики и ревизионного вещания, наконец, партийные и советские работники, под чьим руководством в то время шел этот процесс, понимали, что региональный характер для такого глобального мления, как телевидение, дело временное.
В конце концов, «дальновидение» возникло в недрах системы отечественного —
Всесоюзного радио и продолжало разминаться в его структурных рамках. Телевидение осваивало и впитывало организационно-творческие приемы и традиции нашего радиовещания, которое изначально было интегрирующим, объединяющим фактором в жизни советского общества, о мириться с региональным существованием телевизионного вешания никто не собирался. С самого начала шел настойчивый Поиск возможностей доставки телесигнала (согласно характерной для 1930—1950-х гг. ленинской программе радиостроительства) «во многие сотни мест по республике, отдаленных от Москвы на сотни, а при известных условиях, и тысячи верст».
Пока шел поиск технических возможностей решения проблемы, обеспечение телевещания на дальние расстояния, первичный обмен информацией осуществлялся самым простым способом: работники местных телестудий поездом приезжали в Москву и демонстрировали москвичам свою телепрограмму. Таким же образом в Киеве, Минске и Алма-Ате ЦСТ из Москвы показывало свои передачи. Конечно, это было нерентабельно,
но иного пути тогда не существовало.
ЦСТ, в свою очередь, рассылало на другие студии тиражированные копии кинороликов с информационными сюжетами и концертными номерами. Какой была оперативность такой кинохроники, понятно по способу ее распространения, тем не менее, эти материалы принимались на местах с благодарностью, поскольку там еще не было собственного кинопроизводства (либо оно находилось, что называется, в зачаточном состоянии).
В каждом городе, где осуществлялось телевещание, все отечественные телеорганизации, функционируя в автономном режиме, всегда ощущали себя единой системой.
Связисты первоначально предложили соединить действующие телестанции «проводами» — 10 февраля 1961 г. была сда-
182_____________________________________________________А.Г.Киселев
на в эксплуатацию первая в стране кабельная линия, связанная Москву и Киев. Был это весьма дорогостоящий способ, которому затем предпочли другой вариант: создание широк сети ретрансляционных станций (на границе убывания телеканала от «большой» телевышки ставили ретранслятор — несколько меньшую телевышку с аппаратурой усиления, которая передавала сигнал до следующего транслятора, и так сколь угодно). В районах с высокой концентрацией населения это бы вполне перспективный способ телефикации. Однако не трудно представить, сколько надо поставить больших и малых телевышек-трансляторов, чтобы обеспечить устойчивый прием телепрограмм на бескрайних просторах Сибири, на всей громадной территории тогдашнего Советского Союза.
Ученые искали другие пути. Запуск первого советского искусственного спутника Земли в 1957 г. фактически начинает новую эру в развитии техники телевидения. Прошло не так много времени, и спутники связи класса «Молния» (1965 г.) в сочетании с наземными станциями системы «Орбита» объединили телецентры страны. Если на первом этапе зона обслуживания каждой отдельно взятой телестудии напоминала своеобразный телевизионный островок, то к 1970-м гг. все они составили единый телевизионный материк.
Однако важно отметить следующий феномен: не так уж долго просуществовали отечественные телеорганизации в peжиме технической изоляции (во время которой, как мы только что говорили, они настойчиво стремились к общению), но какой огромный отпечаток наложило это на всю их деятельность. И парадокс заключается в том, что, слившись в единую систему, отдельные ее компоненты, т.е. региональные телестудии, стали испытывать некие неудобства от необходимости согласовывать свои действия, желание опять оказаться, в том самом автономном положении, которое еще совсем недавно представлялось им причиной трудностей, безусловным недостатком. Чем это можно объяснить?
В силу пресловутой прямолинейности распространения телесигнала каждая телестудия на первом этапе своей деятельности оказалась невольным «монополистом» эфира. В стремлении ответить на все запросы аудитории крылись исторически сложившиеся особенности программной политики и формирования
Теория и практика массовой информации____________________________183
организационной структуры. Спрос рождает предложение. Как правило, не имея для этого необходимых технических и финансовых возможностей, а подчас и творческого потенциала, местные тележурналисты готовили передачи на все темы, всех пиров, по всем видам вещания. В таких условиях складываюсь традиции, кристаллизовалась организационная структура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавливались планы, финансирование и штаты, в соответствии с этим заказывалось оборудование. Одно влекло за собой другое и приводило во взаимосвязь и взаимодействие.
Но монопольное владение эфиром неизбежно приходило менее более резкое противоречие с коммуникационной природой телевидения. Это противоречие преодолевалось сначала стараниями связистов.
В результате возникает ситуация, при которой на телеэкране в рамках одного канала соседствуют передачи ЦСТ, республиканской и местной студий. И так было в течение довольно продолжительного времени, называемого в истории тележурналистики