Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1386

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
периодом одноканального вещания.

Такое положение дел беспокоило московских журналистов, не имевших никаких гарантий, что создаваемые ими телепроизведения смотрит вся страна. (Любая местная студия могла накрыть любую центральную программу, показывая вместо него свою продукцию. Более того, поскольку передачи ЦСТ при­нимались «по цепочке», то они иногда не транслировались (на­пример, если, скажем, Днепропетровск перекрывал Москву, не видели и в Одессе). Определенное беспокойство испыты­вали руководители республиканских телерадиокомитетов, не знавших, как упорядочить работу областных телестудий.
1.2. Создание единой системы отечественного телевещания
На помощь снова пришли инженеры-техники. Нет, не вещание детерминировано материально-технической базой телевидения, а последняя развивается в соответствии с потребностями вещания на массовую аудиторию. Точнее говоря, обе эти сферы телевидения развиваются в тесном взаимодействии. В 1956 г. По-­

184_____________________________________________________А.Г.Киселев
является двухпрограммное (на горизонте маячит трех- и четы- рехпрограммное 1965 г.) вещание. Как только распространение Второй телевизионной программы достигает определенного ко­личественного уровня (речь идет об охвате аудитории), и вновь решается вопрос о разграничении «сфер влияния»: Первая телевизионная программа мыслится как общесоюзная, Вторая отдается местному вещанию — в союзных республиках (кроме РСФСР) целиком, с тем чтобы все время вещала республиканс­кая студия, а в специально выделенном отрезке времени — областная; в Российской Федерации Вторая программа тоже считается общесоюзной, а соответственный временной отрезок от дан областному телевещанию.

Но Вторую общесоюзную программу тоже хотела смотрит вся страна, и вот уже в ряде союзных республик (чего не скажешь о краях и областях РСФСР) появились три, потом четыре программы (в столице Казахстана, к примеру, впервые в стране транслируется пять программ).

Так складывается объективный фактор: местные студии перестают быть монополистами эфира. В нашей стране в 1960 - 1970-е гг. возникла и упрочилась единая информационно-про
пагандистская система отечественного телевещания. Главной предпосылкой ее возникновения, безусловно, является становление и упрочение местного телевидения, а процесс централизации на этом этапе развития был не только исторически закономерным, но и объективно необходимым.

По сути, это был грандиозный, имеющий колоссальное значение этап в развитии отечественного телевидения. Все на­ходки, все достижения практически всех региональных телеорганизаций оказались (должны были оказаться) в общей ко пилке, составив костяк последующей программной и органиоционной политики, став основой дальнейших поисков, развитии и совершенствования, а также трудностей и проблем, ошибок и недостатков.

На первом этапе, как представляется, надо отметить пределе всего заслуги. Однако, выполнив свое назначение, местам, программные телецентры стали казаться некоторым руководи­телям общесоюзного ранга чуть ли не обузой (рис. 1).

На пресс-конференции по поводу открытия международ­ной выставки «Связь-86» заместитель председателя Гостелерадио СССР Г.З. Юшкявичус, главный специалист в области те-

Теория и практика массовой информации____________________________185

левизионной техники, объяснил сворачивание местного вещания трудностями его модернизации, нехваткой дорогостоящей современной телеаппаратуры.

Конечно, проще закрыть студию, чем последовательно совершенствовать ее материально-техническую базу. Внешне pro выглядело даже убедительно: перекрывая местный канал, расширяли возможности аудитории в просмотре передач общесоюзной программы Центрального телевидения. Но вот мнение академика В. Г. Афанасьева, в 1970-е гг. непререкаемого авторитета в области изучения идеологических процессов, деятель­ности средств массовой информации: «В организации информации, особенно через массовые каналы, необходима местная те­матика (информация о событиях в городе, районе, селе), по­скольку местное является той призмой, через которую прелом­ляется общественная информация, прежде чем закрепиться в виде определенных ценностей, требований, норм в сознании и поведении каждого отдельного человека».

Это умозаключение представляется очевидным, как очевидно

и то, что в новых условиях — условиях системного фун­кционирования — принципы деятельности местного телевиде­нии должны были претерпеть существенные изменения. Но монополизация местного телевещания, прежде всего, совершенствование его содержательного наполнения, которые были бы уместны уже в конце 70-х гг., либо не были начаты, либо не дали желаемых результатов, поскольку не имели сколько-нибудь взвешенной, научно обоснованной концепции.


186_____________________________________________________А.Г.Киселев
Региональные телестудии, как было сказано выше, тра­диционно готовили передачи «всеохватной» тематики, вступая в ненужную конкуренцию с общесоюзными телепрограммами и, как правило, проигрывая в «конкурентной борьбе». Это дало основания сделать поспешные выводы об идеологической «не­рентабельности» местного телевидения. Добавим к этому трудо­емкость телевизионного производства, необходимость действи­тельно больших затрат на модернизацию быстро устаревающе­го оборудования (затрат, столь необходимых для развития Цен­трального телевидения и средств связи, позволяющих донести его программы «от Москвы до самых до окраин»). Именно по­этому руководство Гостелерадио СССР в 80-е гг. XX в. заняло позицию, ведущую к откровенному сворачиванию местного те­левещания. В результате развитие регионального телевидения не только затормозилось, но и пошло на убыль.

Подобная позиция не пользовалась популярностью на мес­тах, не нашла сколько-нибудь убедительного научного обосно­вания и претворялась в жизнь сугубо административными ме­тодами. Трудно сказать, дала ли эта деятельность ощутимый экономический эффект, но идеологические издержки такой политики в области телевещания представляются несомненны­ми, что и продемонстрировало дальнейшее развитие событий.

Характерно, что все это относится к тому времени, кото­рое называют периодом застоя. Перемены в стране, начавшиеся после апреля 1985 г., со всей закономерностью привели к из­менению политики и в этой области.

Очевидно, что основная задача местной, да и любой дру­гой студии телевидения заключается в адекватном по возмож­ности отражении всех сторон жизни той или иной территории, удовлетворении духовных запросов, культурных потребностей проживающей на этой территории телеаудитории. Но не только Безусловно важной следует признать проблему информацион­ного телеобмена, без которой попросту невозможно как выше­означенное удовлетворение потребностей аудитории, так и развитие, полноценное функционирование самой телеорганизации.


В каком случае информобмен полезен и необходим? Очевидно, в том случае, если информация, созданная в одном мес­те, представляет интерес (в том. числе прагматический) для тех, кто находится в ином регионе. Проблема эта не только не

Теория и практика массовой информации____________________________187
своего значения после распада СССР, но еще более актуализировалась в постсоветском обществе, где роль ЦТ, а точнее, — интегрированной телепрограммы как средства меж­национального общения предопределено было выполнять ка­налу. И вряд ли у многострадального останкинского телеканала в 1990-е гг. было бы столько трудностей, если бы проблемы обмена телевизионной информацией удалось своевременно ос­мыслить и отработать.

В научной литературе, посвященной тележурналистике, достаточно подробно рассматривались вопросы международно­го информобмена. В то же время принципы внутрисоюзного обмена телевизионной информацией, разрабатывавшиеся в по­вседневной практике на эмпирическом уровне, не нашли долж­ного научного осмысления.
6.1.3. Формыобменателеинформацией междуразличнымителеорганизациями
Ранее мы останавливались на том, что системный харак­тер телевизионного вещания, присущий самой его природе. Как бы интуитивно ощущался телепрактиками и в начальный период функционирования отечественного телевидения, когда каждая студия была своеобразным монополистом эфира в своем регионе. Уже тогда Московская (Центральная) студия телеви­дения предпринимала попытки выполнить роль централизую­щего органа: готовила обменные программы, включающие в себя не только концертное номера, всевозможную художественную продукцию, фиксируемую в то время при помощи съемок с кинескопа, но и информационные киносюжеты, рассылаемые в десятки городов Советского Союза.

Характерно, что осознавалась не только необходимость распространения информации из центра, но и потребность в получении таковой с мест. Следующим этапом внутрисоюзного телеобмена стали программы региональных телестудий, приводимые в Москву. Так, телезрители столицы впервые увидели программу Киевской студии телевидения 25 декабря 1959 в этот день украинские тележурналисты были гостями телецент­ра на Шаболовке, 53.


188_____________________________________________________А.Г.Киселев
Но, в сущности, все развитие средств телевизионной свя­зи как раз и шло по пути увеличения возможностей доставки центральной программы во все уголки необъятной территории Советского Союза. Это было императивом государственной ин­формационной политики, вещательной политики Центрального телевидения.

Как мы знаем, это, безусловно, важная цель, невероятно сложная в условиях огромного территориального пространства Советского Союза со множеством часовых поясов, что выдви­гало дополнительные трудности, в конце концов была успеш­но решена технически. Москву видели во всех (точнее ска­зать, — почти во всех) уголках страны — это стало предметом гордости и связистов, и телевизионщиков. И вполне законное на определенном этапе чувство восхищения заметным развити­ем телетехники как-то заслонило изначальное условие этого развития: не просто доставка передач в дальние регионы стра­ны, но обмен телеинформацией.

Очевидно, что в 1970-е гг. (во многом это было связано с широким распространением на отечественном телевидении ви­деомагнитного способа фиксации программ) наше телевидение все более напоминало улицу с односторонним движением: пе­редачи шли по тракту из центра на места — и весьма редко в противоположном направлении (да и то не по другой стороне тракта; поездами и самолетами доставлялись видеокассеты и киноролики с передачами, и сюжетами, подготовленными на ме­стах, а вместе с ними нередко прибывали в столицу сопровож­дающие их творческие работники — для сдачи материалов в Останкино или на Шаболовке: экономично ли это?).

Очевидно, что начиная с середины 60-х гг. все развитие отечественного телевидения носило весьма своеобразный цент­робежный характер (все для упрочения Центрального телеви­дения и для того, чтобы центральное вещание достигло отда­ленных мест). Однако согласно простейшим физическим зако­нам центробежные процессы без действия центростремитель­ных сил рано или поздно ведут к энтропии. Не потому ли и темпы развития отечественного телевидения замедлились, и в жанрово-тематической структуре телевизионного вещания на Центральном телевидении в те годы все явственнее ощущались застойные процессы? Разумеется, для этого было немало и

Теория и практика массовой информации____________________________189
других причин объективного и субъективного характера, но названная, по всей видимости, стала одной из основных. Вот почему ускоренное развитие местного телевидения, постоян­ный и эффективный информобмен, в том числе — использова­ние местных телепрограмм на Центральном телевидении и на­оборот могли стать весьма действенным средством для дальней­шего поступательного развития отечественного телевидения.