Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1389
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Своеобразие указанных выше процессов заключалось в том, что центр усиленно распространял сферу своего телевизионного влияния на все территории, даже самые отдаленные. Однако в тоталитарном государстве это со всей неизбежностью вело к более серьезным процессам: отдельные территории и обслуживающие их телевизионные организации стали стремиться полному отделению от центра, что фактически и произошло начале 1990-х гг. прошлого века. (По большому счету, внимательное изучение внутрителевизионных связей могло бы заблаговременно подсказать вдумчивому исследователю, что распад СССР неизбежен, как это некогда математическими методами предсказал академик И.Р. Юхновский, бывший потом одним из реальных кандидатов на пост президента независимой Украины.)
Особо отметим, что диалектический подход к проблеме внутрителевизионных связей с позиции логики телевизионного информобмена, учитывающего коммуникационную природу телевизионного вещания, не может не привести к выводу об относительной временности существующих ныне «сепаратистских» тенденций, дезинтеграционных процессов, по крайней мере, применительно к телевидению.
Увлекшись глобальными проблемами становления отечественного телевидения, несколько меньше внимания уделили содержательной сущности становления советского телевещания. А процесс этот тоже был отнюдь не простым.
Вначале телевидение воспринималось как средство доставки на дом потребителям произведений других искусств — кино, театра, эстрады, возможность показа спортивных мероприятий.
Хроника событий
1949 г. 16 июня — первая внестудийная передача: репортаж с первомайской демонстрации трудящихся в Ленинграде.
190_____________________________________________________А.Г.Киселев
Сдан в эксплуатацию весь комплекс реконструированного Московского телецентра на ул. Шаболовка, 53.
29 июня — еще одна внестудийная передача: репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».
1951 г. 22 марта Совмин принял решение об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения (ЦСТ).
1954г. 3 апреля первая передача «Ученые на экране телевизора».
27 октября первый номер тележурнала «Искусство».
-
г. Январь. Первый репортаж с промышленного предприятия — фабрики «Красный Октябрь» (по сути, начало документального раздела телевещания; провел репортаж Ю. Фокин — В.Ц.). Июнь. Первая событийная передача — репортаж о встрече на Центральном аэродроме президента Вьетнама Хо Ши Мина. -
г. 1 мая впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади.
Важнейшая страница в истории становления отечественного телевидения — освещение Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 28 июля по 11 августа 1957 г. в Москве. Именно в это время на Шаболовке создаются первые журналистские творческие подразделения — редакции: фестивальная (впоследствии ставшая Главной редакцией молодежных программ) и «Последних известий» (впоследствии Главная редакция информации).
Во исполнение постановлений ЦК КПСС 1959—1960 гг. (а тогда ничего не делалось без партийных постановлений) на телевидение пришли журналисты. Телевидение становится средством массовой информации и пропаганды — СМИП (аббревиатура СМИ воспринималась в те годы как усеченная). Пропаганда в ее коммунистическом понимании становится основой содержания всех телевизионных передач («Ленинский университет миллионов», тележурнал «Партийная жизнь», «Пропагандистский огонек», «Советское — значит отличное» — такими названиями пестрели расписания телевизионных передач).
Это вовсе не значит, что в этот период отечественное телевидение не создавало ничего интересного. Период с 1957 по 1970 г. называния». Действительно, это время отмечено
Теория и практика массовой информации____________________________191
Действительно, это время отмечено поисками и находками, озарениями и достижениями. Таковы «Рассказы о героизме» писателя С.С. Смирнова и выступления мастера устного рассказа И.Л. Андроникова, убедивших аудиторию и тележурналистов в том, что монолог в кадре может быть захватывающим зрелищем; «Кинопанорама» А.Я. Каплера; «Эстафета новостей» Ю. Фокина; «Вечер веселых вопросов» врача Аксельрода, журналиста Муратова, инженера Яковлева, со временем ставший неувядаемым КВНом; «От всей души» В. Леонтьевой; «Телевизионный Клуб кинопутешественников» С. Сенкевича; «Здоровье» Э. Белянчиковой и «Музыкальный киоск»
О. Доброхотовой. Первый советский многосерийный телефильм «Операция «Трест» (автор сценария А. Юровский); 50-серийная «Летопись полувека» и 60-серийная «Наша биография»; «Семнадцать мгновений весны» Ю. Семенова и Т. Лиозновой.
Затем — внедрение видеомагнитной записи (ВМЗ), приход на пост председателя Гостелерадио СССР С.Г. Лапина и его полевое решение об исключении некоторых программ из прямого эфира (наполовину импровизационная программа «КВН» от этого умирает — сегодняшний «КВН» А. Маслякова скорее юмористический театр, чем молодежная сатирическая передача, какой она была в те годы). Эпоха Л.И. Брежнева — это время застоя в советской экономике и общественной жизни и одновременно время застоя на телевидении.
-
Телевизионный прожектор перестройки (1985—1991 гг.)
6.2.1. Обоснованиенеобходимости осваиванияновыхтематических«ниш» отечественнойжурналистикивгоды перестройки
Конец 80-х — начало 90-х гг. XX столетия вошли в новейшую российскую историю как время коренных преобразований, кардинальных реформ в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и Психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, еще
192_____________________________________________________А.Г.Киселев
вчера считавшихся незыблемыми авторитетами. Вот как говорил в апреле 1991 г. об этом Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый президент СССР М. С. Горбачев на последнем съезде Коммунистической партии: «Ситуация, в которой оказалось сегодня наше общество, является предметом острых споров, переживаний, а то и взаимоисключающих оценок... Радикально преобразуется политическая система, утверждается подлинная демократия со свободными выборами, многопартийностью, правами человека, возрождается реальное народовластие... Началось преобразование сверхцентрализованного государства... На смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества».
Такими виделись некоторые черты новых социально-политических условий, многие из которых постепенно становились нормой и образом жизни людей. Понятно, что гласность — это еще не свобода слова, а демократизация — только процесс, который должен привести к подлинной демократии. Сейчас представляется, что вся логика развития событий, начиная с апрельского (1985 г.) Пленума ЦК, знаменовавшего начало перестройки, неизбежно вела к августу 1991 г., когда перестройка в понимании идеологов КПСС закончилась вместе с многолетней историей этой партии. Однако этому периоду в истории могущественного тоталитарного государства СССР суждено было стать решающим в кардинальном изменении не только геополитического устройства страны и мира, но и — что много важнее — общественного сознания, складывающегося из мироощущения отдельных людей, отбросивших постыдную психологию «винтиков» государственной машины и превращающихся в личности. Не случайно этот период в нашей истории западные политологи назвали «второй русской революцией» (так назывался телесериал Би-би-си, показанный практически всеми телестанциями мира, в том числе Российским телевидением в ноябре 1991 г.).
Именно в это время возникли принципиально новые социально-политические условия, и вместе с ними — ими же вызванные к жизни и в то же время формирующие эти условия — в недрах отечественной телевизионной системы вызревали, постепенно заявляя о себе, столь же принципиальные перемены, еще не осознанные, но уже необратимые, крепнущие день ото дня.
Теория и практика массовой информации____________________________193
Исходя из логики развития й потенциальных возможностей различных средств массовой информации можно было бы предположить, что их вклад в радикальные общественные преобразования пропорционален этим возможностям и соответствует логическому ряду, так сказать, количественно-качественному ранжиру: печать — радио — телевидение. Однако на первом этапе, в период перестройки, нередко дело обстояло как раз наоборот. Конечно, телевидение с его всепроникающей способностью, с имманентной аудиовизуальному образу объективностью обладает особым свойством действенности; оно внесло свой вклад в перестроечные процессы. Трудно представить общественный прогресс в стране без телетрансляций Первого съезда народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета Союза и Верховных Советов союзных республик, Моссовета, Ленсовета и других советов всех уровней, партийных форумов и митингов, без репортажей из «горячих точек», таких публицистических программ, как «7 дней», «Взгляд», «Пятое колесо» (Ленинградская студия телевидения) и ряда местных телепередач.
И все же участие телевидения в исторических преобразованиях, как представляется, уступало подвижнической работе немалого числа изданий печатной периодики, среди которых можно назвать ежедневные газеты «Известия», «Комсомольская правда», еженедельные «Московские новости» и «Аргументы и факты», «тонкий» журнал «Огонек» и «толстые» «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» (число примеров здесь, можно множить): и даже сам факт существования не менее популярных противостоящих им изданий, таких, как газеты «Советская Россия» и «Литературная Россия», «День» («Завтра»), журналы «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», свидетельствовали о реальном плюрализме и борьбе мнений и способствовали не только поиску истины, но и диалектическому развитию, совершенствованию нашей прессы, невозможным в условиях идеологической монополии и единомыслия.
В чем же причина некоторого отставания в борьбе за демократию столь массового, а стало быть, изначально демократического средства информации — телевидения? Каковы механизмы влияния телевизионного вещания на общественные процессы? Какой должна стать сама телевизионная система, чтобы
194_____________________________________________________А.Г.Киселев
соответствовать современным требованиям, быть в состоянии эффективно выполнять новые задачи?
Рассматривая вопрос об адекватном отражении реальной действительности в программах советского телевидения, стоит заметить, что в годы перестройки, пожалуй, не было более важной и сложной, постоянной и ответственной тематики, чем проблемы межнациональных отношений. В темп, как освещались на отечественном телеэкране неоднозначные события в Прибалтике, на Кавказе, в Средней Азии, Молдове, Украине и других регионах страны, можно ясно увидеть, сильные и слабые стороны телевидения, его потенциальные возможности и неиспользованные резервы. Анализ конкретным телепередач и тенденций в освещении межнациональной тематики, как представляется, дает возможность составить достаточно полное представление о реальном состоянии телевизионного вещания, как, впрочем, имеет и безусловную самоценность, учитывая уникальную многонациональность состава страны и многонациональный характер отечественного телевидения в том виде