Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1389

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Своеобразие указанных выше процессов заключалось в том, что центр усиленно распространял сферу своего телевизион­ного влияния на все территории, даже самые отдаленные. Од­нако в тоталитарном государстве это со всей неизбежностью вело к более серьезным процессам: отдельные территории и обслуживающие их телевизионные организации стали стремиться полному отделению от центра, что фактически и произошло начале 1990-х гг. прошлого века. (По большому счету, внима­тельное изучение внутрителевизионных связей могло бы заб­лаговременно подсказать вдумчивому исследователю, что рас­пад СССР неизбежен, как это некогда математическими мето­дами предсказал академик И.Р. Юхновский, бывший потом од­ним из реальных кандидатов на пост президента независимой Украины.)

Особо отметим, что диалектический подход к проблеме внутрителевизионных связей с позиции логики телевизионного информобмена, учитывающего коммуникационную природу те­левизионного вещания, не может не привести к выводу об от­носительной временности существующих ныне «сепаратистских» тенденций, дезинтеграционных процессов, по крайней мере, применительно к телевидению.

Увлекшись глобальными проблемами становления отече­ственного телевидения, несколько меньше внимания уделили содержательной сущности становления советского телевещания. А процесс этот тоже был отнюдь не простым.

Вначале телевидение воспринималось как средство дос­тавки на дом потребителям произведений других искусств — кино, театра, эстрады, возможность показа спортивных мероп­риятий.


Хроника событий

1949 г. 16 июня — первая внестудийная передача: репортаж с первомайской демонстрации трудящихся в Ленинграде.

190_____________________________________________________А.Г.Киселев
Сдан в эксплуатацию весь комплекс реконструированного Мос­ковского телецентра на ул. Шаболовка, 53.

29 июня — еще одна внестудийная передача: репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».

1951 г. 22 марта Совмин принял решение об организации ежедневных телепередач в Москве и о создании Центральной студии телевидения (ЦСТ).

1954г. 3 апреля первая передача «Ученые на экране телевизора».

27 октября первый номер тележурнала «Искусство».

  1. г. Январь. Первый репортаж с промышленного пред­приятия — фабрики «Красный Октябрь» (по сути, начало до­кументального раздела телевещания; провел репортаж Ю. Фо­кин — В.Ц.). Июнь. Первая событийная передача — репортаж о встрече на Центральном аэродроме президента Вьетнама Хо Ши Мина.

  2. г. 1 мая впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной пло­щади.

Важнейшая страница в истории становления отечественно­го телевидения — освещение Всемирного фестиваля молодежи и студентов с 28 июля по 11 августа 1957 г. в Москве. Именно в это время на Шаболовке создаются первые журналистские твор­ческие подразделения — редакции: фестивальная (впоследствии ставшая Главной редакцией молодежных программ) и «Послед­них известий» (впоследствии Главная редакция информации).

Во исполнение постановлений ЦК КПСС 1959—1960 гг. (а тогда ничего не делалось без партийных постановлений) на те­левидение пришли журналисты. Телевидение становится сред­ством массовой информации и пропаганды — СМИП (аббревиа­тура СМИ воспринималась в те годы как усеченная). Пропаган­да в ее коммунистическом понимании становится основой со­держания всех телевизионных передач («Ленинский универси­тет миллионов», тележурнал «Партийная жизнь», «Пропаган­дистский огонек», «Советское — значит отличное» — такими названиями пестрели расписания телевизионных передач).

Это вовсе не значит, что в этот период отечественное телевидение не создавало ничего интересного. Период с 1957 по 1970 г. называния». Действительно, это время отмечено

Теория и практика массовой информации____________________________191
Действительно, это время отмечено поисками и находками, озарениями и достижениями. Таковы «Рассказы о героизме» писателя С.С. Смирнова и выступления мастера устного рассказа И.Л. Андроникова, убедивших ауди­торию и тележурналистов в том, что монолог в кадре может быть захватывающим зрелищем; «Кинопанорама» А.Я. Каплера; «Эстафета новостей» Ю. Фокина; «Вечер веселых вопросов» врача Аксельрода, журналиста Муратова, инженера Яковлева, со временем ставший неувядаемым КВНом; «От всей души» В. Ле­онтьевой; «Телевизионный Клуб кинопутешественников» С. Сенкевича; «Здоровье» Э. Белянчиковой и «Музыкальный киоск»

О. Доброхотовой. Первый советский многосерийный телефильм «Операция «Трест» (автор сценария А. Юровский); 50-серийная «Летопись полувека» и 60-серийная «Наша биография»; «Сем­надцать мгновений весны» Ю. Семенова и Т. Лиозновой.

Затем — внедрение видеомагнитной записи (ВМЗ), приход на пост председателя Гостелерадио СССР С.Г. Лапина и его полевое решение об исключении некоторых программ из прямо­го эфира (наполовину импровизационная программа «КВН» от этого умирает — сегодняшний «КВН» А. Маслякова скорее юмо­ристический театр, чем молодежная сатирическая передача, какой она была в те годы). Эпоха Л.И. Брежнева — это время застоя в советской экономике и общественной жизни и одновре­менно время застоя на телевидении.


    1. Телевизионный прожектор перестройки (1985—1991 гг.)


6.2.1. Обоснованиенеобходимости осваиванияновыхтематических«ниш» отечественнойжурналистикивгоды перестройки
Конец 80-х — начало 90-х гг. XX столетия вошли в новей­шую российскую историю как время коренных преобразований, кардинальных реформ в области экономики, политики, общественной жизни, время развенчания идеологических клише и Психологических стереотипов, крушения идолов и кумиров, еще


192_____________________________________________________А.Г.Киселев
вчера считавшихся незыблемыми авторитетами. Вот как говорил в апреле 1991 г. об этом Генеральный секретарь ЦК КПСС, пер­вый президент СССР М. С. Горбачев на последнем съезде Ком­мунистической партии: «Ситуация, в которой оказалось сегодня наше общество, является предметом острых споров, пережива­ний, а то и взаимоисключающих оценок... Радикально преобра­зуется политическая система, утверждается подлинная демок­ратия со свободными выборами, многопартийностью, правами человека, возрождается реальное народовластие... Началось пре­образование сверхцентрализованного государства... На смену атмосфере идеологического диктата пришли свободомыслие и гласность, информационная открытость общества».


Такими виделись некоторые черты новых социально-поли­тических условий, многие из которых постепенно становились нормой и образом жизни людей. Понятно, что гласность — это еще не свобода слова, а демократизация — только процесс, который должен привести к подлинной демократии. Сейчас пред­ставляется, что вся логика развития событий, начиная с ап­рельского (1985 г.) Пленума ЦК, знаменовавшего начало пере­стройки, неизбежно вела к августу 1991 г., когда перестройка в понимании идеологов КПСС закончилась вместе с многолетней историей этой партии. Однако этому периоду в истории могу­щественного тоталитарного государства СССР суждено было стать решающим в кардинальном изменении не только геопо­литического устройства страны и мира, но и — что много важнее — общественного сознания, складывающегося из ми­роощущения отдельных людей, отбросивших постыдную пси­хологию «винтиков» государственной машины и превращающих­ся в личности. Не случайно этот период в нашей истории за­падные политологи назвали «второй русской революцией» (так назывался телесериал Би-би-си, показанный практически все­ми телестанциями мира, в том числе Российским телевидением в ноябре 1991 г.).

Именно в это время возникли принципиально новые соци­ально-политические условия, и вместе с ними — ими же выз­ванные к жизни и в то же время формирующие эти условия — в недрах отечественной телевизионной системы вызревали, по­степенно заявляя о себе, столь же принципиальные переме­ны, еще не осознанные, но уже необратимые, крепнущие день ото дня.

Теория и практика массовой информации____________________________193
Исходя из логики развития й потенциальных возможностей различных средств массовой информации можно было бы пред­положить, что их вклад в радикальные общественные преобра­зования пропорционален этим возможностям и соответствует логическому ряду, так сказать, количественно-качественному ранжиру: печать — радио — телевидение. Однако на первом этапе, в период перестройки, нередко дело обстояло как раз наоборот. Конечно, телевидение с его всепроникающей способ­ностью, с имманентной аудиовизуальному образу объективнос­тью обладает особым свойством действенности; оно внесло свой вклад в перестроечные процессы. Трудно представить обще­ственный прогресс в стране без телетрансляций Первого съез­да народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета Со­юза и Верховных Советов союзных республик, Моссовета, Лен­совета и других советов всех уровней, партийных форумов и митингов, без репортажей из «горячих точек», таких публицис­тических программ, как «7 дней», «Взгляд», «Пятое колесо» (Ленинградская студия телевидения) и ряда местных телепере­дач.


И все же участие телевидения в исторических преобразо­ваниях, как представляется, уступало подвижнической работе немалого числа изданий печатной периодики, среди которых можно назвать ежедневные газеты «Известия», «Комсомольс­кая правда», еженедельные «Московские новости» и «Аргумен­ты и факты», «тонкий» журнал «Огонек» и «толстые» «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» (число примеров здесь, можно мно­жить): и даже сам факт существования не менее популярных противостоящих им изданий, таких, как газеты «Советская Рос­сия» и «Литературная Россия», «День» («Завтра»), журналы «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», свидетель­ствовали о реальном плюрализме и борьбе мнений и способ­ствовали не только поиску истины, но и диалектическому раз­витию, совершенствованию нашей прессы, невозможным в ус­ловиях идеологической монополии и единомыслия.

В чем же причина некоторого отставания в борьбе за де­мократию столь массового, а стало быть, изначально демокра­тического средства информации — телевидения? Каковы меха­низмы влияния телевизионного вещания на общественные про­цессы? Какой должна стать сама телевизионная система, чтобы

194_____________________________________________________А.Г.Киселев
соответствовать современным требованиям, быть в состоянии эффективно выполнять новые задачи?

Рассматривая вопрос об адекватном отражении реальной действительности в программах советского телевидения, стоит заметить, что в годы перестройки, пожалуй, не было более важной и сложной, постоянной и ответственной тематики, чем проблемы межнациональных отношений. В темп, как освещались на отечественном телеэкране неоднозначные события в При­балтике, на Кавказе, в Средней Азии, Молдове, Украине и других регионах страны, можно ясно увидеть, сильные и сла­бые стороны телевидения, его потенциальные возможности и неиспользованные резервы. Анализ конкретным телепередач и тенденций в освещении межнациональной тематики, как пред­ставляется, дает возможность составить достаточно полное пред­ставление о реальном состоянии телевизионного вещания, как, впрочем, имеет и безусловную самоценность, учитывая уни­кальную многонациональность состава страны и многонациональ­ный характер отечественного телевидения в том виде