Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1390

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, в каком оно создавалось на протяжении ряда советских десятилетий.

Эпизод_I.'>Эпизод I. В декабре 1986 г. в Алма-Ате прошли массовые выступления молодежи, которые тогда были квалифицированы как националистические по своим устремлениям. (В 1991 г. Ука­зом Президента Казахстана Н. Назарбаева в пятую годовщину этих событий 17 декабря объявлено Днем национального воз­рождения.) Это было первое выступление подобного плана, о котором страна узнала хотя и с некоторым опозданием, но, как говорится, по горячим следам — и, что самое важное, из офи­циальных источников.

Между прочим, тогда средства массовой информации пы­тались представить дело так, будто межнациональные напря­женности как раз и начались в декабре 1986 г. в Казахстане и являются порождением эпохи гласности. Это, разумеется, не соответствует действительности. Гласность отнюдь не стала при­чиной возникновения целого ряда «болевых точек» — она выс­ветила их, сделала общеизвестными. Разве до Алма-Аты все было гладко? В докладе на XX съезде ВЛКСМ (апрель 1987 г.) говорилось о событиях того же ряда в Якутии, во Фрунзе, на Северном Кавказе. Точнее, эти регионы были названы вместе с Алма-Атой, но о соответствующих «региональных конфлик­-

Теория и практика массовой информации____________________________195
конфлик­тах» официально ничего не было известно. В те времена счита­лось, что негативную информацию могут знать только те, «кому положено», а «народу это не надо».

Эпизод II. Вот уже и в Москве стали проходить демонст­рации и публичные голодовки так называемых «невыездных» — советских граждан, добивающихся разрешения покинуть роди­ну. Их подробно снимали западные теле-, кино- и фотокоррес­понденты. Отечественные блюстителе порядка запрещали эти съемки. Правда, запрет этот не нарушало только Центральное телевидение. Журналисты «свободного мира» рьяно боролись за свое право «отражать реальную действительность». В програм­ме «Время» дикторы сообщали, что во время демонстрации западные корреспонденты обрывал пуговицы на форменных мундирах милиционеров, а оператор западногерманского теле­видения в экстазе перекусил кабель своего видеокомплекта».

Почему об этом рассказывали в теленовостях, а не показы­вали, если события разворачивались. Так, а не иначе? Впро­чем, даже самым неискушенным телезрителям было не просто верить диктору на слово в то время, когда изначальная основа телевидения — показ событий, а не рассказ о них.


Эпизод III. В самый разгар событий в Нагорном Карабахе и вокруг него многие газеты рассказали о мужественном по­ступке председателя колхоза имени В.И. Ленина Агдамского района в Азербайджане Хура-ман Аббасовой, которая встала перед разъяренной, доведенной до крайности толпой и, как героиня древнего восточного эпоса, сорвала с головы платок, бросив его к ногам враждующих. Ожила старая легенда: никто не посмел переступить материнский платок — и не пролилась братская кровь, как случилось это во время сумгаитской тра­гедии.

Почему же так редко говорилось об этом факте с телеви­зионного экрана? И почему телевидение не смогло бросить символический белый платок между давшими волю эмоциям представителями разных национальностей, живущих в Нагорно-Карабахской автономной области, и земляками в Армении и Азербайджане?

Казалось, частично ответ на этот вопрос содержался в пер­вом крупном партийно-правительственном постановлении, на­метившем выполнение всех необходимых работ по обеспечению

196_____________________________________________________А.Г.Киселев
устойчивого приема на всей территории Нагорного Карабаха общесоюзной телевизионной программы, а также передач в пол­ном объеме Азербайджанского и Армянского телевидения.

Характерно, что проблему, вокруг которой долгое время шли бесплодные споры, удалось решить в самые сжатые сро­ки: было завершено сооружение радиорелейной линии Ере­ван - Горис, мощная ретрансляционная станция обеспечила показ армянских телепередач в Степанакерте, столице ИКАО, и на территории Азербайджана.

Эпизод IV. Технические проблемы, требующие сложных инженерных решений, значительных материальных средств, теперь решались достаточно быстро. Но сам факт совершен­ствования материально-технической базы телевидения отнюдь не становился гарантией повышения пропагандистского эффекта телевизионного вещания. Когда в Степанакерте началась мно­гомесячная забастовка, митинги стали круглосуточными, в тол­пе на площади засветились экраны переносных телевизоров. Программа «Время» из Москвы сообщала, что в Степанакерте все спокойно. А на улицах — войска. Люди ждали правдивых сообщений, но упорно молчали телевидение, радио — цент­ральное, местное. Только «голоса», зарубежные радиостанции подробно комментировали происходящее. И ведь знаем (это дав­но и убедительно доказали специалисты в области социальной психологии, это подтверждено социологическими исследова­ниями): первая оценка события воспринимается аудиторией как достоверная; следующая должна сначала развенчать сложив­шийся стереотип, только потом будут услышаны иные аргу­менты.



Такое неадекватное отражение реальной действительнос­ти в СМИ происходило в эпоху объявленной гласности, когда журналистов избавили от мелочной опеки, многочисленных зап­ретов, жесткою контроля. Но нет — кто-то невидимый все же дирижировал освещением закавказских событий. Причем диа­лектика этого процесса носила классически двойственный ха­рактер: чем больше на местах партийные и советские органы утрачивали контроль над событиями (втягивались в «выяснение отношений», «сведение счетов»), тем более несправедливой по отношению к соседям становилась деятельность местных орга­нов массовой информации. Что касается Центрального телеви­-

Теория и практика массовой информации____________________________197
телеви­дения, Всесоюзного радио, газет и журналов, выходящих в Москве, то в их работе особенно ощущалась «дирижерская палочка»: то полное замалчивание происходящего; то краткие сообщения, не дающие представления о масштабах событий, но оставляющие простор для домыслов, слухов, измышлений; то, как по команде (почему «как»?), журналистские десанты в Ереван, Баку, Степанакерт, обширные (нередко поспешные, непродуманные) материалы -— во всех средствах массовой ин­формации однонаправленные, с заданной тематикой и одноли­нейными выводами.

Эпизод V. 8 апреля 1989 г. в программе «Время» после бло­ка международной информации, перед спортивными новостя­ми, на экране появился И. Кириллов на нейтральном фоне (обыч­но в таком оформлении передают некрологи). Приглушенно-ней­тральным тоном диктор начал читать сообщение: «Четвертый день в столице Грузии — Тбилиси неспокойно». Внизу кадра субтитром вспыхнула надпись «ТАСС сообщает». Как будто у Центрального телевидения нет собственного корреспондента в Грузии. Как будто у корпункта ЦТ испортилась вся видеосъе­мочная техника. Но даже если так, ведь «четвертый день неспокойно». А от Москвы до Тбилиси менее четырех часов лету... Понятно, что нельзя приписывать вину за такую «опера­тивность» самому телевидению. Понятно, что так оно действо­вало по указке сверху. Но ведь сама-то «указка» была уже отменена. Однако руководство Центрального телевидения от­нюдь не спешило воспользоваться дарованной свободой.

На следующий день программе «Время» пришлось сообщать о тбилисских событиях уже не в конце передачи, а в начале. Сразу после военного обозрения диктор зачитал очередной тассовский материал:


«В ночь на 9 апреля, после 21 часа, несмотря на принима­емые партийными, советскими и правоохранительными органа­ми меры, обстановка на митинге в Тбилиси стала резко ослож­няться и выходить из-под контроля... В этой ситуации с целью обеспечения общественной безопасности и предотвращения не­предсказуемых последствий руководство республики приняло решение — прервать антисоветское, антиобщественное сборище, очистить площадь у Дома правительства. Подразделения МВД и войск строго выполняли инструкцию о неприменении

198_____________________________________________________А.Г.Киселев
оружия, о мерах предосторожности, особенно к женщинам и подросткам. Однако отдельные группы экстремистов, воору­женные камнями, палками, металлическими предметами, ока­зали яростное сопротивление. Их действия вызвали в толпе дав­ку, в результате которой погибло 16 человек. Несколько десят­ков получили травмы различной степени тяжести».

Пройдет не так уж много времени, и комиссия съезда на­родных депутатов СССР установит, сколько недосказанного и лжи в этом сообщении. Телевидение же формально не обязано проверять достоверность сведений, распространяемых прави­тельственным телеграфным агентством.

Как видим, отечественное телевидение оказалось явно не готовым к освещению межнациональной напряженности. Нако­пив изрядный опыт подготовки «ура-патриотических» передач интернациональной тематики, зачастую лакировавших реаль­ную действительность, рисовавших ее в розовом свете так, что настоящие проблемы увязали в «сиропе» сладкозвучных славос­ловий по поводу безоблачной дружбы народов и постоянного сближения наций и культур, телевидение спасовало перед ост­рыми вопросами, которые поставила жизнь.

Перелом начался с прямых трансляций заседаний Первого съезда народных депутатов СССР. Неожиданности здесь нача­лись буквально с самого начала первого заседания. Как только прозвучали слова об официальном открытии форума, на трибу­ну поднялся никем не объявленный депутат и предложил по­чтить минутой молчания память жертв Тбилиси. Режиссер, ве­дущий трансляцию открытия в прямой эфир, назубок знающий утвержденную процедуру и никак не ожидавший отступления от сценария, потерял контроль над собой и «вывел» изображе­ние. На экране появилось то, что на профессиональном жарго­не называется «молоко» (белый фон при отсутствии картинки). Звук, кажется, не пришлось выключать, потому что в зале установилась мертвая тишина. Так форум впервые избранных демократическим путем народных депутатов СССР сошел с «на­езженной колеи». И редко на нее возвращался. Работники теле­видения, ведущие трансляции, уже не теряли самообладания, что бы ни происходило в зале. Более того: день ото дня в сложной парламентской учебе набирались опыта депутаты, а вместе с ними учились и телерепортеры. По жанру некоммен­-



Теория и практика массовой информации____________________________199
тированные трансляции события, на которое журналисты даже теоретически не могли повлиять, постепенно превращались в публицистические репортажи, захватывающие своей страстной драматургией — драматургией не только самого события, но и его показа по телевидению. Телекамеры становились все сме­лее и откровеннее: холодные и бездушные «соглядатаи», бле­щущие никелем, лаком и толстым стеклом объективов, они пре­вращались в заинтересованных, взволнованных наблюдателей, соучастников, эмоциональных летописцев, не боящихся проде­монстрировать свое отношение к происходящему, не навязы­вая его зрителям, но и не скрывая, что помогало телеаудито­рии разобраться во всех непростых перипетиях происходящего во Дворце съездов.

В пристрастной некомментированной трансляции умело использовался даже такой сложный и обоюдоострый прием, как контрапункт.