Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1397
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, вместе с распадом СССР в 1991 г. автоматически распадается система Гостелерадио СССР, Центральное телевидение трансформируется в государственную телерадиокомпанию «Останкино» (ТВ «Останкино»), ставшую, по сути, чисто московской организацией, а не межгосударственным каналом СНГ. Нельзя сказать, что полная независимость от Москвы оказалась неожиданной для телевизионных организаций бывших союзных республик. «Парад суверенитетов» — явление, характерное для второй половины «перестроечной» пятилетки, — был не только осмыслен и всесторонне освещен республиканскими средствами массовой информации, но и в определенной мере подготовлен ими. Эпоха многолетнего подчинения двум «хозяевам» — союзному и республиканскому центрам — для телеорганизаций союзных республик завершилась.
После декабря 1991 г. инерционные механизмы позволили на какое-то время сохранить единое информационное пространство (или его видимость) в тех границах, в каких оно складывалось и существовало десятилетиями. Первые изменения затронули содержание программ, организационную структуру национальных телеорганизаций. Но и Москва, став республиканс-
Теория и практика массовой информации____________________________211
ким центром Российской Федерации, естественно, утратила свою координирующую роль — в отношении к Украине, Казахстану, Прибалтике, Средней Азии. Дальнейшее развитие республиканских телеорганизаций пошло независимыми путями — точнее будет сказать, с учетом законодательства и объективных условий функционирования каждого отдельно взятого суверенного государства.
Понятно, что создание новых материально-технических средств вещания — процесс куда более сложный, дорогостоящий и трудоемкий, нежели перераспределение, «передел» имеющейся телевизионной собственности. В соответствии с принятыми конституциями независимых государств, другими законодательными актами местные телецентры, ретрансляторы, радиорелейные линии и другая коммуникационная техника перешли в безраздельное владение к национальным телеорганизациям. Рано или поздно они должны были воспользоваться правом перекоммутации каналов, а потом — и отказа от трансляции программ из Москвы, так и не ставших межгосударственными.
Впрочем, на этом этапе дело было не только в содержании московских телепрограмм — значительная часть передач от новостей до телесериалов
, от спортивных репортажей до телеигр вполне удовлетворяла национальную аудиторию, а русский язык, надо полагать, навсегда сохранит статус средства межнационального общения на территории бывшего СССР. Как и следовало ожидать, распад единого телепространства происходило по причинам как идеологического, так и экономического характера. Неудовлетворенность политическими акцентами при освещении текущих событий в московских телепрограммах, с одной стороны, желание расширить возможности для утверждения новой национально-государственной политики — с другой, наконец, стремление упрочить сферу употребления национального языка, еще недавно резко ограниченную, — все это относится к идеологическим факторам. Экономические разногласия начались с претензий национальных телеорганизаций на часть от рекламных прибылей, так как трансляция российских телепрограмм на территорию бывшего СССР привлекала рекламодателей к бывшим общесоюзным телеканалам. Впоследствии суверенные государства прямо поставили вопрос в том, что
212_____________________________________________________А.Г.Киселев
трансляция передач из Москвы возможна только в случае ее оплаты российской стороной.
В возникших дезинтеграционных процессах было много наносного, подчас неразумного и нелогичного, хотя и не случайного. Время поможет выработать приемлемые и взаимовыгодные принципы взаимодействия, неизбежные, как указывалось ранее, при специфической коммуникационной природе телевещания. Однако на этом этапе процесс размежевания шел самыми разными путями.
В Прибалтийских республиках еще до распада СССР местная программа имела стопроцентный охват республиканской аудитории, а центральная не располагала такими возможностями. На Украине и в ряде других республик дело обстояло наоборот. Став независимыми, республики Балтии не только закрыли свои государственные границы, но и в значительной мере до предела сузили возможности просмотра телепередач из Москвы. Несмотря на то что политические и экономические реформы на Украине, вышедшей из состава СССР, но входившей в СНГ, шли медленнее, чем в России, украинское телевидение реформировалось весьма интенсивно. Одним из характерных примеров происходящих перемен стала сделка с представителем германской фирмы «Иннова филм» А. Роднянским, которому была передана самая лакомая часть эфирного времени на первом государственном телеканале Украинского телевидения (УТ-1). По итогам сделки проигравшей стороной как раз и стало Российское телевидение.
Идея передачи фирме «Иннова филм» времени на УТ-1 очень приглянулась руководству Национальной телерадиокомпании Украины. Договор превратили в нечто достаточно кабальное для «Инновы филм» и крайне выгодное для Национальной телекомпании Украины. Согласно ему А. Роднянский должен был закупить для УТ-1 «яркие западные программы и фильмы высокого качества», обеспечив его современной техникой и открыв для него корпункты в Дюссельдорфе, Риме, Нью-Йорке и Буэнос-Айресе, каждый из которых обходился в 500—650 тыс. долл. в год.
Появление новых хозяев спровоцировало на Украинском телевидении поток реформ, не только выбивших ОРТ с первого национального канала, но и РТР — со второго. С 1 сентября
Теория и практика массовой информации____________________________213
1995 г. украинский телеэфир заполнен только украинскими программами. Мотивы отказа от российских каналов были таковы: во-первых, их трансляцию прекратили по политическим соображениям, ведь украинская и российская точки зрения по многим проблемам расходятся; во-вторых, из соображений экономических: долгие месяцы ОРТ обосновывало свои рекламные расценки тем, что приписывало к зрительской аудитории 53 млн. украинских жителей, но не делилось с Украинским телевидением доходами.
Раздавшиеся было крики левых об ущемлении интересов русскоязычного населения быстро прекратились, выстроившиеся под зданием Национальной телекомпании Украины пикеты разошлись. Дело в том, что на Украине принят достаточно лояльный закон о телевидении, который гласил: 50% показываемой в стране телепродукции должно быть отечественного производства, хотя может транслироваться на любом языке. В результате восточноукраинские телекомпании, как и раньше, вещают на русском, центральные — на «смешанном», западные — на украинском языках.
Рассказав о переменах на Украинском телевидении в 1990-х годах, не стоит подробно описывать ситуацию на всем постсоветском пространстве, важно лишь отметить, что в каждом суверенном государстве СНГ есть свои достижения и свои ошибки в телевизионной сфере. Впрочем, главная ответственность за распад единого телевизионного пространства бывшего СССР, по-видимому, лежит все же на ГТРК «Останкино» (ТВ «Останкино»), которая с упорством, достойным лучшего применения, не пускала в свой эфир телепередачи независимых государств — бывших союзных республик, на которые Москва вот уже десятилетие продолжает транслировать свою программу. Не потому ли в республиках Средней Азии бывшее Центральное телевидение вытесняется телепередачами из Турции: например, экспериментальное телевидение Анкары транслируется в Азербайджане и Узбекистане. В городе Туркестане (Казахстан) смотрят практически все программы телевидения Турции и только две из России. В марте 1992 г. даже Белоруссия отказалась финансировать показ телепрограмм из Москвы на односторонней основе.
Что касается Российской Федерации, то здесь в 1990-е гг. вещание на канале осуществляет государственная телерадио-
214_____________________________________________________А.Г.Киселев
телерадиокомпания «Останкино». На базе II канала формируется Всероссийская государственная телерадиокомпания (РТР, телеканал «Россия»). РТР и «Останкино» делят между собой IV канал: до 22.00 часов по нему идет программа РТР «Российские университеты», а после 22 часов программа «Останкино». Московская телекомпания (МТК) и первое коммерческое образование на отечественном телевидении — телеканал «2x2» делят между собой III эфирный телеканал. Понятно, что МТК, по нашей классификации, это местное телевидение, а «2x2», по образному выражению М. Ф. Ненашева (канал создан как раз в период его недолгого председательства в Гостелерадио СССР), — «небольшое подсобное хозяйство», позволяющее за счет рекламных поступлений пополнить бюджет «больших» телекомпаний, относилось к всесоюзному телеведомству.
Своеобразие ситуации состоит в том, что в рамках общенационального телеканала функционировало большинство местных телестудий России, а внутри местной московской программы существовала некая центральная коммерческая вещательная структура.
В целом же ликвидация в 1991 г. Гостелерадио СССР и Центрального телевидения сделала региональные студии, обретшие статус государственных телекомпаний, значительно автономней, а ослабление государственного диктата привело к тому, что в стране возникло также множество мелких полулегальных студий кабельного ТВ, представлявших собой не столько телевидение, сколько «коллективное видео» и живших за счет взимания с абонентов платы за показ «пиратских» видеозаписей. По данным немецкой газеты «Ди вельт» (10 ноября 1992 г.), в СНГ насчитывалось около 500 независимых кабельных сетей, из них 400 приходилось на Россию.
При вступлении в Совет Европы Россия обязалась подписать в общей сложности около 30 конвенций, из которых посвящены вопросам информации (в том числе о защите авторских прав и интеллектуальной собственности, а также конвенцию о трансграничном телевещании). Введение в 1992 г. практики лицензирования вешания позволило хоть немного навести порядок с кабельными студиями, а главное — узаконить негосударственное (независимое, коммерческое) телевидение, существовавшее до этого без правовой основы, полулегально или
Теория и практика массовой информации____________________________215
в «тени» государственных студий, в симбиозе с ними, и форме дочерних предприятий.
6.3.2. Созданиепродюсерскихфирм ипоследствияихполитики
Важнейший процесс этого периода: открывшаяся для государственных телекомпаний возможность тайно или явно (в качестве компенсации за недостаток бюджетного финансирования) продавать рекламное время в своих программах. Это привело к тому, что производители популярных программ, работавшие в тех или иных редакциях, творческих объединениях, создали собственные продюсерские фирмы, поначалу бывшие «теневыми» структурами при редакциях. «Перекачав» значительные средства на собственные счета, они смогли «автономизироваться». Так возникли «ВнК», АТВ (Ассоциация «Авторского телевидения») и другие известные производители телепрограмм, не имеющие своих каналов и лицензий на вещание, а продающие собственную телепродукцию вещательным компаниям.
Логика деструктуризации государственных телекомпаний была такова: обвальный рост цен на материалы и услуги, резкое снижение государственного финансирования, неоправданно громоздкий, окостеневший в своей бездеятельности центральный аппарат, отсутствие опытных кадров продюсеров привели к тому, что ни ГТРК «Останкино», ни РТР не могли состоятельно заполнить эфирное время. Поэтому государственное телевидение в определенном смысле было заинтересовано в своей деструктуризации, так как, не вкладывая никаких средств в производство программ, оно получало от негосударственных телеструктур готовую продукцию в виде различных передач, а также отчисления от рекламы, арендную плату и т.д. Во многом этот процесс был объективен, по крайней мере, с экономической точки зрения.
Таким образом, вначале децентрализация государственного телевидения идет по принципу образования бывшими редакциями, студиями и объединениями своих фирм с приставкой «ТВ» (типа «Спорт ТВ», образовавшееся из бывшей редакции спортивных программ, или «Совершенно секретно-ТВ» — из
216_____________________________________________________А.Г.Киселев
одноименной программы Артема Боровика). Эти структуры нельзя назвать в полном смысле слова телевизионными кампаниями, так как они остаются по сути подразделениями ГТРК «Останкино» (так их и воспринимают зрители), не имея собственной) эфира и собственной техники.