Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1401
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако коммерциализация в 1990-х гг. государственного телевидения привела к тому, что постепенно возникают и специальные коммерческие структуры, формально независимые телекомпании типа КВТ-1 или 1ДКТ (Центр коммерческого телевидения), которые нередко служат прикрытием для ведения разнообразного бизнеса.
Быстрый рост числа коммерческих телекомпаний объясняется еще и так называемым человеческим фактором — стремлением того или иного человека или группы людей реализовать свои собственные планы в сфере телевидения. И если такое стремление находит отклик у заинтересованных политических или чаще экономических структур — успех обеспечен.
Иногда внетелевизионные коммерческие структуры непосредственно заинтересованы в создании своих телевизионных фирм. Типичный пример тому — АО «Телекомпания ВКТ» (Ваше Коммерческое телевидение), созданное при активном участии Российской товарно-сырьевой биржи с ее тогдашним управляющим К. Н. Боровым. Биржа становится крупнейшим акционером «Телекомпании ВКТ» — если не хозяином, то могущественным совладельцем. «Реклама — двигатель торговли» — гласит известный девиз предпринимателей. Однако в современных российских условиях реклама послужила также «двигателем» разгосударствления телевидения. Либерализация экономических отношений, провозглашенная новым руководством России, привела к тому, что, с одной стороны, возникновение коммерческих структур на телевидении стало с экономической точки зрения возможным (появились свободные средства для покупки оборудования, эфирного времени и т.д.), а с другой стороны, и необходимым. Отечественным и иностранным коммерсантам срочно потребовалось большое количество эфирного времени для своей рекламы, но рамки государственного телевидения были для этого слишком тесны. Так возник ряд телекомпаний, ориентированных прежде всего на рекламодателей.
Эпизод I. Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной
Теория и практика массовой информации____________________________217
индустрии», само название которого в начале его деятельности объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу «50x50»). Телеканал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 г. приказом Гостелерадио СССР для заполнения эфира. Здесь реклама одновременно выступает и источником финансирования и формой функционирования телеканала.
Однако даже такая рекламная загрузка эфира, по словам коммерческого директора «2x2» А. Шепелева, не давала достаточных средств для создания и переоборудования собственной технической базы. Не принесло больших дивидендов и открытие телемагазина «2x2», где продавались товары, рекламируемые телеканалом. Тем не менее, пример этого телеобразования показал, насколько мощным экономическим фактором возникновения коммерческих телекомпаний оказывается реклама.
В новых экономических условиях предпринимательские структуры были вынуждены искать новые формы деятельности и финансирования телевидения. Кроме откровенно политического интереса к телевещанию у негосударственного сектора экономики появлялся и чисто деловой подход к телевизионному бизнесу, который, несмотря на свой затратный характер, тем не менее, оказался довольно выгодным местом для вложения капитала и со временем, как свидетельствовал зарубежный опыт, начинал приносить значительные прибыли.
Таким образом, возникновение негосударственных телеструктур на телевидении было предопределено всем ходом политического и экономического развития страны. В сфере политической оно было обусловлено демократизацией жизни общества, а также либерализацией внутреннего законодательства в области свободы слова и информации. В экономической сфере главный фактор — внедрение рыночных отношений в телепроизводство.
Итак, в это время стало окончательно понятно, что главные редакции, отделы, производственно-творческие объединения и другие структуры, действующие в рамках государственного телепроизводства, не могут производить собственные оригинальные телепрограммы: нет кадров, достаточного финансирования да. пожалуй, и желания. Использовали статус государственного телевидения частные или получастные структу-
218_____________________________________________________А.Г.Киселев
ры: «Портрет на фоне» под грифом ТПО «Политика», «50x50» с грифом студии музыкальных и развлекательных программ и т.д. «Статус» позволял пользоваться льготными коэффициентами в оплате услуг телецентра, получать хорошее эфирное время.
На государственном телевидении в 90-е гг. XX в. начала складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный универсам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а работники универсама становятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых прилавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была у молодежной редакции ГТРК «Останкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», фактически не существующую, но входящую в состав учредителей таких солидных телефирм, как «ВнК», «АМи К» и др.? В этом же ряду студия «Публицист», самостоятельно не производившая ни одной телепрограммы, но «дававшая статус» таким популярным передачам, как «Час пик», «До и после», «Взгляд с...».
Закономерный процесс деструктуризации государственного телевидения протекал одновременно с процессом приватизации, который тоже можно было бы считать закономерным, если бы телевизионная приватизация в еще большей мере не напоминала дикий Запад, во многом перещеголяв печально известную «прихватизацию» в народном хозяйстве.
Новые телевизионные структуры умело пользовались открывшимися возможностями. Постепенно набирала обороты политика эфирной и творческой экспансии со стороны частных фирм. Телекомпания «ВИК», будучи государственной, в 1989— 1990 гг. производила еженедельно один час собственных программ. Став частным, «ВИК» увеличивает производство в 1991 г. до 3 ч 15 мин. в 1992 г. до 7 час; в 1993 г. до 8 ч 10 мин; в 1994 г. до 7 ч 30 мин. плюс вещание на вновь открытом 6-м телеканале.
Параллельно со становлением негосударственных вещательных структур и частного телебизнеса в стране началось бурное развитие теле- и радиорекламных агентств, что в конце концов привело к тотальной коммерциализации телевидения на всех уровнях. Каждый из вновь приходящих председателей ГТРК «Останкино» начинал свою деятельность с обещания прорвать завесу коррупции, но через небольшое время сталкивался с
Теория и практика массовой информации____________________________219
очевидной невозможностью сколько-нибудь действенной борьбы против этого явления. В итоге можно было смело сделать вывод, что при экономической системе, установившейся в «Останкино», возможности политических органов государственного уровня влиять на деятельность компании зачастую были значительно меньше возможностей того или иного рекламного агентства, ежемесячно вкладывающего в оборот телекомпании сотри тысяч долларов.
Впрочем, не стоит смотреть на сложившуюся тогда ситуацию чересчур критически: наряду со всеми отрицательными ее последствиями стоит отметить и несомненные плюсы. Во-первых, за счет независимой успешной финансовой политики и аккумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем государственные студии. Стало быть, телезрители оказались в выигрыше. Во-вторых, финансовые вложения частных компаний в производственные мощности позволили хоть сколько-нибудь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного государственного вещания в связи с урезанием в последние годы государственных Дотаций на обновление технической базы практически до нуля.
Эпизод II. Считается, что первой частной телекомпанией в России стало товарищество REN-TV, учрежденное в сентябре 1991 г. бывшей сотрудницей «Останкино» Ирэной Лесневской, ее сыном Дмитрием и его друзьями-однокурсниками. Название компании придуман Д. Лесневский. В основу, конечно же, легло имя его матери. Кроме того, это слово в переводе означает «почка» — начало жизни.
Начало жизни у основателей первой негосударственной телекомпании было сложным. Они арендовали у Гостелерадио СССР съемочное оборудование. Перед камерой в комнате, которую собственноручно украшала новоиспеченная телекоманда, посадили довольно симпатичного астролога, который и зачитал звездный прогноз на целый месяц — с ноября по декабрь. Тридцать ежедневных программ было записано за один раз. После монтажа телекомпания пометила программу своим копирайтом — авторскими правами, и с этой видеопленкой стали обходить все каналы. Российское телевидение, заинтересовавшись переда-
220_____________________________________________________А.Г.Киселев
чей, подписало с REN-TV контракт на год Так с 15 ноября 1991 г. стал выходить в эфир «Астрологический прогноз», произведенный телекомпанией REN-TV. Разумеется, на покупку программ денег у молодого Российского телевидения не было и рассчитывалось оно рекламным временем. В REN-TV создали небольшой отдел рекламной службы, задача которого на тот момент состояла в перепродаже рекламного времени другим организациям.
Как известно, именно тогда появились предприятия, банки, акционерные общества, никому практически не известные и остро нуждающиеся в рекламе. Телекомпании Лесневских удалось продать рекламное время солидному банку на длительный срок. На полученные деньги был расширен штат, REN-TV смогло привлечь к сотрудничеству высокопрофессиональных авторов и гарантировать им достойный гонорар.
Все шло хорошо, но в самой телекомпании начались трудности. «Наши партнеры, — рассказывал Д. Лесневский, — не справились с прессом обрушившихся на них денег и возможностей, стали покупать себе машины, квартиры. А в итоге ситуация сложилась так, что в один прекрасный момент нам нечем было платить людям зарплату. В конце концов мы с Рэной ушли и зарегистрировали свою собственную компанию REN-TV».
Для закупки оборудования и аренды офиса Ирэна Лесневская заложила в банк собственную квартиру. Конечно, всех проблем на эти деньги было не решить, но телекомпания развивалась и постепенно все увереннее становилась на ноги. В нее пришли два известных журналиста — Владимир Молчанов с программой «До и после полуночи» и Урмас Отт с циклом «Телевизионное знакомство». Немного позже пришел Э. Рязанов. И. Лесневской пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть Рязанова на телевидение. После того как он демонстративно расстался с ГТРК «Останкино», на ТВ режиссер стал персоной нон грата. Но атмосфера в телекомпании Лесневских так очаровала Э. Рязанова, что он согласился делать все свои авторские программы только здесь. Вскоре в эфир вышла «Ирония судьбы, или с Рождеством Христовым» — передача из «Матвеевского», где живут ветераны кино. Потом появились «Восемь девок, один я», трехсерийная программа о С. Параджанове, «Загадка Лилии Юрьевны Брик», цикл передач с Ю. Никулиным.
Теория и практика массовой информации____________________________221
Заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять и иностранные телекоммуникационные и информационные структуры. Несмотря на нестабильность политической и экономической ситуации в стране, они активно внедрялись на наш телерынок. Об этом свидетельствует образование ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся продажей и производством программ.
Примером такого активного участия зарубежных бизнесменов в развитии телевизионной инфраструктуры России могло служить совместное российско-американское предприятие «Космос-ТВ», созданное в начале 1992 г. Фактически с российской стороны была предоставлена новой компании только телебашня, необходимая для трансляции сигналов со спутника. Все остальное техническое оборудование для спутникового телевещания — специализация «Космос-ТВ» — обеспечила американская сторона в лице Интернэшнл Телселл Групп, в которую входит ряд американских телекоммуникационных фирм и частных лиц.