Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1401

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако коммерциализация в 1990-х гг. государственного телевидения привела к тому, что постепенно возникают и спе­циальные коммерческие структуры, формально независимые телекомпании типа КВТ-1 или 1ДКТ (Центр коммерческого те­левидения), которые нередко служат прикрытием для ведения разнообразного бизнеса.

Быстрый рост числа коммерческих телекомпаний объясня­ется еще и так называемым человеческим фактором — стрем­лением того или иного человека или группы людей реализовать свои собственные планы в сфере телевидения. И если такое стремление находит отклик у заинтересованных политических или чаще экономических структур — успех обеспечен.

Иногда внетелевизионные коммерческие структуры непос­редственно заинтересованы в создании своих телевизионных фирм. Типичный пример тому — АО «Телекомпания ВКТ» (Ваше Коммерческое телевидение), созданное при активном участии Российской товарно-сырьевой биржи с ее тогдашним управля­ющим К. Н. Боровым. Биржа становится крупнейшим акционе­ром «Телекомпании ВКТ» — если не хозяином, то могуществен­ным совладельцем. «Реклама — двигатель торговли» — гласит известный девиз предпринимателей. Однако в современных рос­сийских условиях реклама послужила также «двигателем» раз­государствления телевидения. Либерализация экономических отношений, провозглашенная новым руководством России, при­вела к тому, что, с одной стороны, возникновение коммерчес­ких структур на телевидении стало с экономической точки зре­ния возможным (появились свободные средства для покупки оборудования, эфирного времени и т.д.), а с другой стороны, и необходимым. Отечественным и иностранным коммерсантам сроч­но потребовалось большое количество эфирного времени для своей рекламы, но рамки государственного телевидения были для этого слишком тесны. Так возник ряд телекомпаний, ори­ентированных прежде всего на рекламодателей.


Эпизод I. Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной

Теория и практика массовой информации____________________________217
индустрии», само название которого в начале его деятельнос­ти объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу «50x50»). Телека­нал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 г. приказом Гостелерадио СССР для заполнения эфира. Здесь реклама одновременно выступает и источником финанси­рования и формой функционирования телеканала.

Однако даже такая рекламная загрузка эфира, по словам коммерческого директора «2x2» А. Шепелева, не давала доста­точных средств для создания и переоборудования собственной технической базы. Не принесло больших дивидендов и откры­тие телемагазина «2x2», где продавались товары, рекламируе­мые телеканалом. Тем не менее, пример этого телеобразования показал, насколько мощным экономическим фактором возник­новения коммерческих телекомпаний оказывается реклама.

В новых экономических условиях предпринимательские структуры были вынуждены искать новые формы деятельности и финансирования телевидения. Кроме откровенно политичес­кого интереса к телевещанию у негосударственного сектора экономики появлялся и чисто деловой подход к телевизионному бизнесу, который, несмотря на свой затратный характер, тем не менее, оказался довольно выгодным местом для вложения капитала и со временем, как свидетельствовал зарубежный опыт, начинал приносить значительные прибыли.

Таким образом, возникновение негосударственных теле­структур на телевидении было предопределено всем ходом по­литического и экономического развития страны. В сфере поли­тической оно было обусловлено демократизацией жизни обще­ства, а также либерализацией внутреннего законодательства в области свободы слова и информации. В экономической сфере главный фактор — внедрение рыночных отношений в телепроизводство.

Итак, в это время стало окончательно понятно, что глав­ные редакции, отделы, производственно-творческие объедине­ния и другие структуры, действующие в рамках государствен­ного телепроизводства, не могут производить собственные ори­гинальные телепрограммы: нет кадров, достаточного финансирования да. пожалуй, и желания. Использовали статус госу­дарственного телевидения частные или получастные структу­-



218_____________________________________________________А.Г.Киселев
ры: «Портрет на фоне» под грифом ТПО «Политика», «50x50» с грифом студии музыкальных и развлекательных программ и т.д. «Статус» позволял пользоваться льготными коэффициентами в оплате услуг телецентра, получать хорошее эфирное время.

На государственном телевидении в 90-е гг. XX в. начала складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный уни­версам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а работники универсама стано­вятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых при­лавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была у молодежной редакции ГТРК «Ос­танкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», фак­тически не существующую, но входящую в состав учредите­лей таких солидных телефирм, как «ВнК», «АМи К» и др.? В этом же ряду студия «Публицист», самостоятельно не произ­водившая ни одной телепрограммы, но «дававшая статус» та­ким популярным передачам, как «Час пик», «До и после», «Взгляд с...».

Закономерный процесс деструктуризации государственно­го телевидения протекал одновременно с процессом приватиза­ции, который тоже можно было бы считать закономерным, если бы телевизионная приватизация в еще большей мере не напоминала дикий Запад, во многом перещеголяв печально из­вестную «прихватизацию» в народном хозяйстве.

Новые телевизионные структуры умело пользовались от­крывшимися возможностями. Постепенно набирала обороты по­литика эфирной и творческой экспансии со стороны частных фирм. Телекомпания «ВИК», будучи государственной, в 1989— 1990 гг. производила еженедельно один час собственных про­грамм. Став частным, «ВИК» увеличивает производство в 1991 г. до 3 ч 15 мин. в 1992 г. до 7 час; в 1993 г. до 8 ч 10 мин; в 1994 г. до 7 ч 30 мин. плюс вещание на вновь открытом 6-м телеканале.

Параллельно со становлением негосударственных вещатель­ных структур и частного телебизнеса в стране началось бур­ное развитие теле- и радиорекламных агентств, что в конце концов привело к тотальной коммерциализации телевидения на всех уровнях. Каждый из вновь приходящих председателей ГТРК «Останкино» начинал свою деятельность с обещания прорвать завесу коррупции, но через небольшое время сталкивался с

Теория и практика массовой информации____________________________219
очевидной невозможностью сколько-нибудь действенной борьбы против этого явления. В итоге можно было смело сделать вы­вод, что при экономической системе, установившейся в «Ос­танкино», возможности политических органов государственно­го уровня влиять на деятельность компании зачастую были зна­чительно меньше возможностей того или иного рекламного аген­тства, ежемесячно вкладывающего в оборот телекомпании сот­ри тысяч долларов.


Впрочем, не стоит смотреть на сложившуюся тогда ситуа­цию чересчур критически: наряду со всеми отрицательными ее последствиями стоит отметить и несомненные плюсы. Во-пер­вых, за счет независимой успешной финансовой политики и ак­кумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем государственные студии. Стало быть, телезрители оказались в выигрыше. Во-вторых, финансовые вложения частных компа­ний в производственные мощности позволили хоть сколько-ни­будь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного государственного вещания в связи с урезанием в последние годы госу­дарственных Дотаций на обновление технической базы практически до нуля.

Эпизод II. Считается, что первой частной телекомпанией в России стало товарищество REN-TV, учрежденное в сентябре 1991 г. бывшей сотрудницей «Останкино» Ирэной Лесневской, ее сыном Дмитрием и его друзьями-однокурсниками. Название компании придуман Д. Лесневский. В основу, конечно же, лег­ло имя его матери. Кроме того, это слово в переводе означает «почка» — начало жизни.

Начало жизни у основателей первой негосударственной теле­компании было сложным. Они арендовали у Гостелерадио СССР съемочное оборудование. Перед камерой в комнате, которую собственноручно украшала новоиспеченная телекоманда, поса­дили довольно симпатичного астролога, который и зачитал звез­дный прогноз на целый месяц — с ноября по декабрь. Тридцать ежедневных программ было записано за один раз. После мон­тажа телекомпания пометила программу своим копирайтом — авторскими правами, и с этой видеопленкой стали обходить все каналы. Российское телевидение, заинтересовавшись переда­-

220_____________________________________________________А.Г.Киселев
чей, подписало с REN-TV контракт на год Так с 15 ноября 1991 г. стал выходить в эфир «Астрологический прогноз», про­изведенный телекомпанией REN-TV. Разумеется, на покупку программ денег у молодого Российского телевидения не было и рассчитывалось оно рекламным временем. В REN-TV создали небольшой отдел рекламной службы, задача которого на тот момент состояла в перепродаже рекламного времени другим организациям.

Как известно, именно тогда появились предприятия, бан­ки, акционерные общества, никому практически не известные и остро нуждающиеся в рекламе. Телекомпании Лесневских удалось продать рекламное время солидному банку на длитель­ный срок. На полученные деньги был расширен штат, REN-TV смогло привлечь к сотрудничеству высокопрофессиональных авторов и гарантировать им достойный гонорар.


Все шло хорошо, но в самой телекомпании начались труд­ности. «Наши партнеры, — рассказывал Д. Лесневский, — не справились с прессом обрушившихся на них денег и возможно­стей, стали покупать себе машины, квартиры. А в итоге ситуа­ция сложилась так, что в один прекрасный момент нам нечем было платить людям зарплату. В конце концов мы с Рэной ушли и зарегистрировали свою собственную компанию REN-TV».

Для закупки оборудования и аренды офиса Ирэна Лесневская заложила в банк собственную квартиру. Конечно, всех про­блем на эти деньги было не решить, но телекомпания развива­лась и постепенно все увереннее становилась на ноги. В нее пришли два известных журналиста — Владимир Молчанов с программой «До и после полуночи» и Урмас Отт с циклом «Те­левизионное знакомство». Немного позже пришел Э. Рязанов. И. Лесневской пришлось приложить немало усилий, чтобы вер­нуть Рязанова на телевидение. После того как он демонстра­тивно расстался с ГТРК «Останкино», на ТВ режиссер стал персоной нон грата. Но атмосфера в телекомпании Лесневских так очаровала Э. Рязанова, что он согласился делать все свои авторские программы только здесь. Вскоре в эфир вышла «Иро­ния судьбы, или с Рождеством Христовым» — передача из «Мат­веевского», где живут ветераны кино. Потом появились «Восемь девок, один я», трехсерийная программа о С. Параджанове, «Загадка Лилии Юрьевны Брик», цикл передач с Ю. Никули­ным.

Теория и практика массовой информации____________________________221
Заинтересованность в российском телевизионном рынке начали проявлять и иностранные телекоммуникационные и ин­формационные структуры. Несмотря на нестабильность полити­ческой и экономической ситуации в стране, они активно вне­дрялись на наш телерынок. Об этом свидетельствует образова­ние ряда совместных телевизионных компаний, занимающихся продажей и производством программ.

Примером такого активного участия зарубежных бизнес­менов в развитии телевизионной инфраструктуры России могло служить совместное российско-американское предприятие «Кос­мос-ТВ», созданное в начале 1992 г. Фактически с российской стороны была предоставлена новой компании только телебаш­ня, необходимая для трансляции сигналов со спутника. Все остальное техническое оборудование для спутникового телеве­щания — специализация «Космос-ТВ» — обеспечила американ­ская сторона в лице Интернэшнл Телселл Групп, в которую входит ряд американских телекоммуникационных фирм и част­ных лиц.