Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1400

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 января 1993 г. начал работу канал «ТВ-6 Москва», со­зданный на основе соглашения о совместном предприятии меж­ду Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК) и американской корпорацией «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). Американская сторона, кроме финансовых средств, пре­доставила для нового телеканала программное обеспечение (прежде всего, новости Си-эн-эн, художественные фильмы и мультфильмы). Президент МНВК и председатель Совета дирек­торов «ТВ-6 Москва» Эдуард Сагалаев, как он рассказал в од­ном из выпусков передачи «Бомонд», тоже вложил деньги в создание независимого телевидения, заложив в банке свой ав­томобиль за 400 тыс. руб. Правда, это составило лишь 4% ус­тавного капитала компании. Американцы же довольно осторожно вкладывали деньги в развитие вещания: проблема переоборудо­вания приемной телесети Москвы решалась при помощи не Т. Тернера, а российских коммерческих структур.

Следует отметить, что МНВК получила лицензию в тяже­лой конкурентной борьбе с другими претендентами. С самого начала новое предприятие было заявлено как «первый незави­симый телеканал России»: «ТВ-6 Москва» не несет политичес­кой нагрузки; в его фокусе — человек, его жизнь, удачи,

222_____________________________________________________А.Г.Киселев
трудности, дом, дети, бизнес; телеканал предназначен для семейного просмотра. Когда Э. Сагалаев только обнародовал свой проект, газета «Рабочая трибуна» иронически окрестила замы­сел «частным телевидением им. Сагалаева». «Но это никого не возмутило. Даже напротив, — рассказывал будущий глава кор­порации в газетном интервью. — Я понял, что в нашем обще­стве произошло что-то очень серьезное. Люди устали от госу­дарственной монополии, в том числе на информацию. Сегодня охотнее будут верить частному лицу, чем государству, приспо­сабливающему телевидение под свои интересы» (Московские новости, 21 июля 1991 г.)

Вначале эфир «ТВ-6 Москва» включал популярные отече­ственные картины (рубрика «Кинотеатр»), ретроспективу луч­ших режиссеров российского кино, бестселлеры из фильмоте­ки Т. Тернера (рубрика «Золотая фильмотека»), новости Си-эн-эн с синхронным переводом и мультфильмы для детей. Объем программ составлял пять часов в день — с 19 до 24 часов. К концу 1993 г. вещание увеличилось до 10 часов в день. На пер­вом этапе принимать «ТВ-6 Москва» из-за технической неосна­щенности могли только 10—15% зрителей-москвичей. После проведенного переоборудования приемной сети телеканал стали уверенно принимать вся Москва и центральная часть России. В дальнейшем МНВК перешла на сетевой (принципиально новый для России) принцип распространения своих программ, присут­ствующих в программной сетке всех филиалов-партнеров. Вот как рассказывала об этом Е. Злотникова, директор по регио­нальным связям и развитию: «Наша задача была найти таких партнеров в регионах, для которых мы в программном смысле в некотором объеме нужны и которые имеют достаточный объем аудитории, достаточно сильное вещание, но не имеют соб­ственного программного продукта и не заинтересованы в еп> покупке или производстве. Мы и до сих пор так работаем — на партнерских отношениях, никто никому не платит. Я считаю, что успех и крепость нашей сети будут зависеть только от того, насколько правильно мы угадаем стратегическое совпа­дение интересов «ТВ-6» и партнеров. Я каждый город свой помню. Их 302 — городов и населенных пунктов» (Среда. 1996. № 11).


Канал «ТВ-6 Москва» возник как совместное предприятие. Детищем же отечественного нетелевизионного бизнеса стала телекомпания НТВ.

Теория и практика массовой информации____________________________223
Канал НТВ начал свои передачи 10 октября 1993 г. получа­совой информационной программой новостей «Сегодня» на кана­ле вещания государственной телерадиокомпании «Петербург — 5 канал». Частная коммерческая телевизионная компания, учрежденная финансовой группой «Мост», сразу же привлекла внимание аудитории не только именами самых знаменитых кор­респондентов, которые перешли работать в нее, но и абсолют­но новым, западным вариантом работы, способом подачи ин­формации. Прошло немного времени, и телекритики, а глав­ное, значительная часть телеаудитории единодушно констати­ровали, что НТВ стало явлением российского телевещания.

Концепция вещания негосударственной телекомпании НТВ была довольно простой. Не делая принципиальных ограничений для телеаудитории, работники телекомпании НТВ исходили из того, что человек в окружающем его мире должен иметь, прежде всего, качественные информационные программы. «Новости — наша профессия» — такой девиз (слоган) избрало руководство НТВ. На первом этапе телекомпания НТВ производила самосто­ятельно: программы «Сегодня» — ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л. Парфенова и «Итоги» Е. Киселева.

Ориентируясь, прежде всего на зрительские симпатии и предпочтения, канал НТВ стоит на позиции показа тех филь­мов и программ, которые интересны зрителю. Отдел спецпроек­тов во главе с бывшим телекритиком «Известий» В. Арсеньевым, вкус которого оказался, чуть ли не эталонным, произво­дил их закупку. Так, при показе документального телесериала «Самые громкие преступления XX века» никто не ожидал, что в 18.30 вечера можно собрать у телеэкранов 20% аудито­рии. Также большую аудиторию собирают современные отече­ственные картины, идущие под рубрикой «Наше новое кино».

Необходимо отметить, что при переходе с Санкт-Петер­бургского канала вещания на IV канал (НТВ получена лицен­зия на вещание на этом канале с 18.00) телеаудитории телека­нала НТВ увеличилась почти вдвое. Так, например, если ауди­тория программы неполитических новостей Л. Парфенова «На­медни» за время вещания на питерском канале не превышала 5%, то начиная с января 1994 г. — это уже 9,5% «Итоги» Евге­ния Киселева набирали около 25% каждое воскресенье. Кста­ти, в полтора, а по

некоторым показателям и в два раза сразу

224_____________________________________________________А.Г.Киселев
же вырос рейтинг программы «Времечко», которую телекомпа­ния НТВ покупала у АТВ. Этот феномен можно объяснить тем, что к обычной аудитории этой весьма специфической програм­мы квазиновостей добавилась аудитория художественных филь­мов, показываемых каналом НТВ перед передачей.

Отмечая появление канала НТВ как безусловный прорыв на отечественном «телевизионном фронте», безусловную «об­разцовость информационных программ компании, высокий про­фессионализм и политический авторитет аналитической програм­мы «Итоги», нельзя умолчать о своеобразии становления автор­ской передачи Е. Киселева.

Деятельность программы «Итоги» начиналась на государ­ственном канале в качестве одной из бюджетных передач госу­дарственной редакции ИТ А. Собственно, моделирование про­граммы, штатная укомплектация лучшими творческими кадра­ми, постановка в прайм-тайм, а, следовательно, и «раскрутка» программы происходили за госсчет, на государственном телеви­дении. Когда же программа встала на ноги, набрала популяр­ность, произошла незаметная для аудитории и руководства те­левидения регистрация «Итогов» в Минпечати как самостоятель­ного средства массовой информации. Затем последовал «конф­ликт» ведущего с государственным телевидением: он встает, берет папку и уходит со всей программой на телевидение част­ное. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном «Останкино».

Понятно, что деятельность столь могущественных негосу­дарственных телевизионных структур, как «ВиК», «АТВ», REN-TV, а уж тем более «ТВ-6 Москва» и телекомпании НТВ, что называется, у всех на виду. Однако процесс создания незави­симых телевизионных компаний в первой половине 1990-х гг. носил «обвальный характер». Ниже бегло очертим деятельность еще нескольких телекомпаний, сумевших заявить о себе (или хотя бы оставить след) в системе негосударственного телевиде­ния России.


Эпизод III. «Северная корона» (VI канал; учредитель — Московский телевизионный Бизнес-университет; ректор — В. Новиков), компания возникла под эгидой международного фонда «За выживание и развитие человечества». По словам рек­тора, «в реальной помощи информационно-образовательных и

Теория и практика массовой информации____________________________225
Культурно-просветительных программ нуждаются все, кто ис­пытывает определенные трудности адаптации в новых, не только экономических, но и чисто психологических условиях перехо­да к рынку». «Северная корона» обращалась к людям, интересу­ющимся проблемами экономики и обладающими довольно высо­ким интеллектуальным уровнем; развлекательные шоу в сетке вещания отсутствовали. Свою задачу телеканал видел в представлении российскому зрителю рыночных отношений мирово-го уровня, расширении кругозора аудитории и повышении ее культурного уровня. Благодаря тому что в создании «Северной короны» участвовали самые различные организации — от ЮНЕС­КО до Министерства обороны РФ, а канал получал зарубеж­ные инвестиции, здесь смогли обеспечить определенное разно­образие программ. Из США телеканал получил серию «Мир денег Адама Смита», в которой около ста фильмов, и цикл из семи картин «Откуда появился мир». Телекомпания Эн-эй-кей предоставила 12 выпусков «Анатомии Японии». «Немецкая волна» дала согласие на показ музыкального фильма «Волшебная флейта», а также многочисленных сериалов и информационных выпусков под рубрикой «Европейский калейдоскоп». Руковод­ство телеканала заключило соглашение на аренду спутнико­вых каналов связи, что позволило принимать его программы в Санкт-Петербурге, Казахстане, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики. Однако «Северная корона» не имела постоянной лицензии на вещание и не смогла ее получить, поэтому тихо и незаметно исчезла из эфира VI канала к осени 1994 г.

Эпизод IV. Телеканал «2x2» — товарищество с ограничен­ной ответственностью, учредители — физические лица; прези­дент — В. Троепольский.

По лицензии телеканал «2x2» вещал на частотном кана­ле (совместно с ТРК «Москва») с 6.30 до 18.00 и с 23.00 до 2.30. Потенциальная аудитория — 15 млн. человек. По словам ком­мерческого директора телеканала А. Шепелева, в основу твор­ческой концепции «2x2» был заложен принцип «семейного ве­щания», рассчитанного на каждого члена семьи. «2x2» пытался угодить всем слоям населения с различными вкусами и при­страстиями. Для
предпринимателей предназначены рекламные блоки, для детей — мультфильмы, для домохозяек— «мыль­ные оперы», для молодежи — видеоклипы и музыкальные кон-

226_____________________________________________________А.Г.Киселев
церты. «Все для всех» — таков примерный девиз «2x2» (офици­альный «слоган» — «Просто мы работаем для вас»). Тем не менее, именно эта ориентация на удовлетворение всех вкусов и запросов аудитории снижала общий качественный уровень «2x2». С другой стороны, можно понять и руководство телеканала: слишком серьезные передачи могут сократить число зрителей, а значит отпугнуть рекламодателей. Рекламная специфика «2x2» определила его творческую концепцию «массовой телекана­ла», ориентированного на «среднего» зрителя.

Заключив соглашение с рядом зарубежных телерадиоком­паний, телеканал «2x2» был пионером ежедневной трансляции информационных выпусков Си-би-эс, Би-би-си, Си-эн-эн, по­знакомив отечественного зрителя с новым для него стилем по­дачи новостей. Кроме того, 11 раз в день выходили собственные информационные блоки «Новости «2х2»«.

В 1997 г. под руководством таких мэтров эфира, как А.Г. Лысенко и Г. А. Шевелев, началась серьезная работа по слиянию «2x2» и МТК и единого московского телеканала феде­рального значения.

Эпизод V. «Марафон ТВ» — 27-й дециметровый канал; об­щество с ограниченной ответственностью; учредители: концерн «Видеофильм», НПО «Астра», Фонд развития спутниковой свя­зи, Радиотехнический институт им. А. Минца; генеральный ди­ректор — Анатолий Богомолов, затем — Андрей Скутин.

Начало вещания — 1 января 1993 г. Телеканал предложил новую концепцию вещания — так называемое элитное телеви­дение для «цивилизованных, подготовленных, образованных и деловых людей». Программа должна была сформироваться по трем основным направлениям: информационное (новостийное); позна­вательное — показ публицистических лент культурно-образо­вательного характера; развлекательное — программы о бале­те, джазе, поэзии, лучшие отечественные и зарубежные филь­мы, музыка.

Каналу предлагают свои фильмы ЮНЕСКО, ВОЗ, а также выпускники ВГИКа и т.д. Вначале «Марафон ТВ» вещал около десяти часов в сутки, намерен был освоить двенадцатичасовое вещание с трансляцией через спутник на Дальний Восток и Сибирь, но вынужден был сократить программу до семи часов. Концепция «интеллектуального телевидения» не находила боль­шого спроса.