Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1400
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 января 1993 г. начал работу канал «ТВ-6 Москва», созданный на основе соглашения о совместном предприятии между Московской независимой вещательной корпорацией (МНВК) и американской корпорацией «Тернер бродкастинг систем» (Ти-би-эс). Американская сторона, кроме финансовых средств, предоставила для нового телеканала программное обеспечение (прежде всего, новости Си-эн-эн, художественные фильмы и мультфильмы). Президент МНВК и председатель Совета директоров «ТВ-6 Москва» Эдуард Сагалаев, как он рассказал в одном из выпусков передачи «Бомонд», тоже вложил деньги в создание независимого телевидения, заложив в банке свой автомобиль за 400 тыс. руб. Правда, это составило лишь 4% уставного капитала компании. Американцы же довольно осторожно вкладывали деньги в развитие вещания: проблема переоборудования приемной телесети Москвы решалась при помощи не Т. Тернера, а российских коммерческих структур.
Следует отметить, что МНВК получила лицензию в тяжелой конкурентной борьбе с другими претендентами. С самого начала новое предприятие было заявлено как «первый независимый телеканал России»: «ТВ-6 Москва» не несет политической нагрузки; в его фокусе — человек, его жизнь, удачи,
222_____________________________________________________А.Г.Киселев
трудности, дом, дети, бизнес; телеканал предназначен для семейного просмотра. Когда Э. Сагалаев только обнародовал свой проект, газета «Рабочая трибуна» иронически окрестила замысел «частным телевидением им. Сагалаева». «Но это никого не возмутило. Даже напротив, — рассказывал будущий глава корпорации в газетном интервью. — Я понял, что в нашем обществе произошло что-то очень серьезное. Люди устали от государственной монополии, в том числе на информацию. Сегодня охотнее будут верить частному лицу, чем государству, приспосабливающему телевидение под свои интересы» (Московские новости, 21 июля 1991 г.)
Вначале эфир «ТВ-6 Москва» включал популярные отечественные картины (рубрика «Кинотеатр»), ретроспективу лучших режиссеров российского кино, бестселлеры из фильмотеки Т. Тернера (рубрика «Золотая фильмотека»), новости Си-эн-эн с синхронным переводом и мультфильмы для детей. Объем программ составлял пять часов в день — с 19 до 24 часов. К концу 1993 г. вещание увеличилось до 10 часов в день. На первом этапе принимать «ТВ-6 Москва» из-за технической неоснащенности могли только 10—15% зрителей-москвичей. После проведенного переоборудования приемной сети телеканал стали уверенно принимать вся Москва и центральная часть России. В дальнейшем МНВК перешла на сетевой (принципиально новый для России) принцип распространения своих программ, присутствующих в программной сетке всех филиалов-партнеров. Вот как рассказывала об этом Е. Злотникова, директор по региональным связям и развитию: «Наша задача была найти таких партнеров в регионах, для которых мы в программном смысле в некотором объеме нужны и которые имеют достаточный объем аудитории, достаточно сильное вещание, но не имеют собственного программного продукта и не заинтересованы в еп> покупке или производстве. Мы и до сих пор так работаем — на партнерских отношениях, никто никому не платит. Я считаю, что успех и крепость нашей сети будут зависеть только от того, насколько правильно мы угадаем стратегическое совпадение интересов «ТВ-6» и партнеров. Я каждый город свой помню. Их 302 — городов и населенных пунктов» (Среда. 1996. № 11).
Канал «ТВ-6 Москва» возник как совместное предприятие. Детищем же отечественного нетелевизионного бизнеса стала телекомпания НТВ.
Теория и практика массовой информации____________________________223
Канал НТВ начал свои передачи 10 октября 1993 г. получасовой информационной программой новостей «Сегодня» на канале вещания государственной телерадиокомпании «Петербург — 5-й канал». Частная коммерческая телевизионная компания, учрежденная финансовой группой «Мост», сразу же привлекла внимание аудитории не только именами самых знаменитых корреспондентов, которые перешли работать в нее, но и абсолютно новым, западным вариантом работы, способом подачи информации. Прошло немного времени, и телекритики, а главное, значительная часть телеаудитории единодушно констатировали, что НТВ стало явлением российского телевещания.
Концепция вещания негосударственной телекомпании НТВ была довольно простой. Не делая принципиальных ограничений для телеаудитории, работники телекомпании НТВ исходили из того, что человек в окружающем его мире должен иметь, прежде всего, качественные информационные программы. «Новости — наша профессия» — такой девиз (слоган) избрало руководство НТВ. На первом этапе телекомпания НТВ производила самостоятельно: программы «Сегодня» — ежедневные информационные выпуски, «Намедни» Л. Парфенова и «Итоги» Е. Киселева.
Ориентируясь, прежде всего на зрительские симпатии и предпочтения, канал НТВ стоит на позиции показа тех фильмов и программ, которые интересны зрителю. Отдел спецпроектов во главе с бывшим телекритиком «Известий» В. Арсеньевым, вкус которого оказался, чуть ли не эталонным, производил их закупку. Так, при показе документального телесериала «Самые громкие преступления XX века» никто не ожидал, что в 18.30 вечера можно собрать у телеэкранов 20% аудитории. Также большую аудиторию собирают современные отечественные картины, идущие под рубрикой «Наше новое кино».
Необходимо отметить, что при переходе с Санкт-Петербургского канала вещания на IV канал (НТВ получена лицензия на вещание на этом канале с 18.00) телеаудитории телеканала НТВ увеличилась почти вдвое. Так, например, если аудитория программы неполитических новостей Л. Парфенова «Намедни» за время вещания на питерском канале не превышала 5%, то начиная с января 1994 г. — это уже 9,5% «Итоги» Евгения Киселева набирали около 25% каждое воскресенье. Кстати, в полтора, а по
некоторым показателям и в два раза сразу
224_____________________________________________________А.Г.Киселев
же вырос рейтинг программы «Времечко», которую телекомпания НТВ покупала у АТВ. Этот феномен можно объяснить тем, что к обычной аудитории этой весьма специфической программы квазиновостей добавилась аудитория художественных фильмов, показываемых каналом НТВ перед передачей.
Отмечая появление канала НТВ как безусловный прорыв на отечественном «телевизионном фронте», безусловную «образцовость информационных программ компании, высокий профессионализм и политический авторитет аналитической программы «Итоги», нельзя умолчать о своеобразии становления авторской передачи Е. Киселева.
Деятельность программы «Итоги» начиналась на государственном канале в качестве одной из бюджетных передач государственной редакции ИТ А. Собственно, моделирование программы, штатная укомплектация лучшими творческими кадрами, постановка в прайм-тайм, а, следовательно, и «раскрутка» программы происходили за госсчет, на государственном телевидении. Когда же программа встала на ноги, набрала популярность, произошла незаметная для аудитории и руководства телевидения регистрация «Итогов» в Минпечати как самостоятельного средства массовой информации. Затем последовал «конфликт» ведущего с государственным телевидением: он встает, берет папку и уходит со всей программой на телевидение частное. Ситуация абсурдная и недопустимая в любой телекомпании мира, но не на государственном «Останкино».
Понятно, что деятельность столь могущественных негосударственных телевизионных структур, как «ВиК», «АТВ», REN-TV, а уж тем более «ТВ-6 Москва» и телекомпании НТВ, что называется, у всех на виду. Однако процесс создания независимых телевизионных компаний в первой половине 1990-х гг. носил «обвальный характер». Ниже бегло очертим деятельность еще нескольких телекомпаний, сумевших заявить о себе (или хотя бы оставить след) в системе негосударственного телевидения России.
Эпизод III. «Северная корона» (VI канал; учредитель — Московский телевизионный Бизнес-университет; ректор — В. Новиков), компания возникла под эгидой международного фонда «За выживание и развитие человечества». По словам ректора, «в реальной помощи информационно-образовательных и
Теория и практика массовой информации____________________________225
Культурно-просветительных программ нуждаются все, кто испытывает определенные трудности адаптации в новых, не только экономических, но и чисто психологических условиях перехода к рынку». «Северная корона» обращалась к людям, интересующимся проблемами экономики и обладающими довольно высоким интеллектуальным уровнем; развлекательные шоу в сетке вещания отсутствовали. Свою задачу телеканал видел в представлении российскому зрителю рыночных отношений мирово-го уровня, расширении кругозора аудитории и повышении ее культурного уровня. Благодаря тому что в создании «Северной короны» участвовали самые различные организации — от ЮНЕСКО до Министерства обороны РФ, а канал получал зарубежные инвестиции, здесь смогли обеспечить определенное разнообразие программ. Из США телеканал получил серию «Мир денег Адама Смита», в которой около ста фильмов, и цикл из семи картин «Откуда появился мир». Телекомпания Эн-эй-кей предоставила 12 выпусков «Анатомии Японии». «Немецкая волна» дала согласие на показ музыкального фильма «Волшебная флейта», а также многочисленных сериалов и информационных выпусков под рубрикой «Европейский калейдоскоп». Руководство телеканала заключило соглашение на аренду спутниковых каналов связи, что позволило принимать его программы в Санкт-Петербурге, Казахстане, Украине, Белоруссии, странах Прибалтики. Однако «Северная корона» не имела постоянной лицензии на вещание и не смогла ее получить, поэтому тихо и незаметно исчезла из эфира VI канала к осени 1994 г.
Эпизод IV. Телеканал «2x2» — товарищество с ограниченной ответственностью, учредители — физические лица; президент — В. Троепольский.
По лицензии телеканал «2x2» вещал на частотном канале (совместно с ТРК «Москва») с 6.30 до 18.00 и с 23.00 до 2.30. Потенциальная аудитория — 15 млн. человек. По словам коммерческого директора телеканала А. Шепелева, в основу творческой концепции «2x2» был заложен принцип «семейного вещания», рассчитанного на каждого члена семьи. «2x2» пытался угодить всем слоям населения с различными вкусами и пристрастиями. Для
предпринимателей предназначены рекламные блоки, для детей — мультфильмы, для домохозяек— «мыльные оперы», для молодежи — видеоклипы и музыкальные кон-
226_____________________________________________________А.Г.Киселев
церты. «Все для всех» — таков примерный девиз «2x2» (официальный «слоган» — «Просто мы работаем для вас»). Тем не менее, именно эта ориентация на удовлетворение всех вкусов и запросов аудитории снижала общий качественный уровень «2x2». С другой стороны, можно понять и руководство телеканала: слишком серьезные передачи могут сократить число зрителей, а значит отпугнуть рекламодателей. Рекламная специфика «2x2» определила его творческую концепцию «массовой телеканала», ориентированного на «среднего» зрителя.
Заключив соглашение с рядом зарубежных телерадиокомпаний, телеканал «2x2» был пионером ежедневной трансляции информационных выпусков Си-би-эс, Би-би-си, Си-эн-эн, познакомив отечественного зрителя с новым для него стилем подачи новостей. Кроме того, 11 раз в день выходили собственные информационные блоки «Новости «2х2»«.
В 1997 г. под руководством таких мэтров эфира, как А.Г. Лысенко и Г. А. Шевелев, началась серьезная работа по слиянию «2x2» и МТК и единого московского телеканала федерального значения.
Эпизод V. «Марафон ТВ» — 27-й дециметровый канал; общество с ограниченной ответственностью; учредители: концерн «Видеофильм», НПО «Астра», Фонд развития спутниковой связи, Радиотехнический институт им. А. Минца; генеральный директор — Анатолий Богомолов, затем — Андрей Скутин.
Начало вещания — 1 января 1993 г. Телеканал предложил новую концепцию вещания — так называемое элитное телевидение для «цивилизованных, подготовленных, образованных и деловых людей». Программа должна была сформироваться по трем основным направлениям: информационное (новостийное); познавательное — показ публицистических лент культурно-образовательного характера; развлекательное — программы о балете, джазе, поэзии, лучшие отечественные и зарубежные фильмы, музыка.
Каналу предлагают свои фильмы ЮНЕСКО, ВОЗ, а также выпускники ВГИКа и т.д. Вначале «Марафон ТВ» вещал около десяти часов в сутки, намерен был освоить двенадцатичасовое вещание с трансляцией через спутник на Дальний Восток и Сибирь, но вынужден был сократить программу до семи часов. Концепция «интеллектуального телевидения» не находила большого спроса.