Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1399
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и практика массовой информации____________________________227
Эпизод VI. «Мастер ТВ» — товарищество с ограниченной ответственностью; продюсер — Светлана Попова. Первоначально предполагалось назвать новую телекомпанию «Популярное ТВ» (или «Поп-ТВ» — своеобразная попытка «увековечить» фамилию генпродюсера), однако организаторами было придумано другое, более подходящее название. «Мастер ТВ» — это продюсерская фирма, основная цель которой — производство разных программ и предложение их ГТРК «Останкино». Телекомпания выпускала разные по жанру программы — «Портрет на фоне» Л. Парфенова, «Оба-на!» И. Угольникова, международную игру «Лотто Миллион». Таким образом, «Мастер ТВ» являлась типичным представителем направления «развлечение для глаз».
Эпизод VII. «Видеоинтернешнл» — товарищество с ограниченной ответственностью; президент — Павел Корчагин, генеральный директор Юрий Заполь.
Компания появилась в 1992 г., сразу же стала основным поставщиком программ для Российского телевидения. Концепция деятельности компании охватывала, по словам ее президента, следующие направления:
-
производство собственных программ. «Видеоинтернешнл» получила от американских фирм права на создание отечественных аналогов шоу «Устами младенца» и «Сам себе режиссер»; -
приобретение художественных фильмов и развлекательных программ для показа («Криминальные истории», ток-шоу «Донахью & Познер»); -
изготовление рекламы и продажа рекламного времени. Российское телевидение подписало с «Видеоинтернешнл» генеральное соглашение на размещение рекламы на РТР (телеканал «Россия»). Кроме того, Си-би-эс и Эй-би-си называют «Видеоинтернешнл» своим рекламным агентом в России.
Компания делает основной акцент на американские развлекательные программы, поэтому у ее продукции достаточно большая популярность, несмотря на невысокий подчас художественный уровень предлагаемых фильмов и передач.
Таким образом, с начала 90-х гг. в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и приватизации, бурно протекающих в системе отечественного телевидения, возникло и упрочилось то самое альтернативное,
228_____________________________________________________А.Г.Киселев
другое телевещание, о котором говорили, спорили, мечтали тележурналисты, телекритики и исследователи тележурналистики в период перестройки, накануне распада СССР. Столь сложные, неоднозначные, закономерные и все же неожиданные, принципиально новые, радикальные для отечественного телевидения процессы протекали во многом стихийно, но по вполне очевидной, обусловленной логикой перемен, схеме. Важнейшим итогом этих перемен стал постепенный переход к новым для нашей страны в ее новейшей истории формам собственности, попросту говоря, переход к рыночным отношениям, которые, как думалось многим, менее всего затронут государственное телевидение. Следует сказать, что эволюция взглядов в этой области с особой наглядностью показала все противоречия переходного периода, не только спроецировав на домашний экран — с той или иной степенью объективности и полноты — коллизии драматического перестроечного и постперестроечного времени, но и в буквальном смысле взорвав изнутри устоявшиеся за десятилетия внутрителевизионные отношения.
Главная цель этих процессов — создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все программы вынуждены так или иначе корректировать свою деятельность. В результате экономической целесообразности сами по себе постепенно (рано или поздно) устраняются всевозможные диспропорции, дефициты, несоответствия и просто несуразности в телевизионном хозяйстве страны.
Чрезвычайно важно, что в это время хотя и не безболезненно, но весьма органично, чуть ли не сама собой произошла дифференциация процесса телевизионного производства на вещательные и программопроизводящие телеорганизации. Первые — телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру, осуществляющие телевещание, формирующие программу передач. Это I телеканал, РТР (телеканал «Россия»), региональные телекомпании от МТК и РГТРК «Петербург — 5 канал» телевидения до многочисленных местных студий от Смоленска до Магадана, в том числе новые телевещатели — «ТВ-6 Москва», НТВ и некоторые другие. Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм. Это АМиК А. Маслюкова, АТВ А. Малкина и К. Прошутинской, «ВиК» А. Любимова, ВКТ В. Ананина, «Об-
Теория и практика массовой информации____________________________229
лик» Е. Яковлева и Т. Меньшиковой, «Репортер» М. Дегтяря, «Игра» В. Ворошилова и некоторые другие.
Кроме вещательных и продюсерских компаний возникли также дистрибьюторские фирмы (от англ. distribution— распределение, размещение). Это своеобразные посредники между производителями и вещателями: среди них можно назвать такие старые структуры, как Гостелерадиофонд, Совэкспорт-фильм, и новые фирмы — частное акционерное общество «Ги-мини фильм Интернэшнл», кинокомпания «Мост-Медиа», общество с ограниченной ответственностью «Агентство Парадиз», акционерное общество закрытого типа «Премьер Фильм», акционерное общество открытого типа «Центр коммерческого телевидения» и др.
6.3.3. Классификациясовременнойсистемы российскоготелевидения
Таким образом, если советское телевидение сводило все классификационное «разнообразие» к делению на центральное и местное вещание, то в середине 90-х гг. российское телевидение имело значительно более сложную классификацию: По способу трансляции:
-
эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); -
спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ+»); -
кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
По типу деятельности:
-
вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции — та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
230_____________________________________________________А.Г.Киселев
-
программопроизводящие (продюсерские фирмы, о которых сказано выше); -
дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
По принципу образования:
-
Из старых структур («ВиК», «АТВ», и т.д.); -
новообразованные (канал «ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.)
По охвату аудитории (ареал распространения):
-
общероссийские (РТР) — аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту); -
межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести I канал); -
региональные («Юг России); -
местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
По способу распространения телесигнала:
-
общенациональные (I канал, «Россия»); -
сетевые («ТВ-6 Москва»).
По специализации программ:
-
общие («ВиК», «2x2 и т.п.); -
специализированные (Воен ТВ) По финансированию: -
бюджетные (телеканал «Россия», региональные государственные телерадиокомпании); -
самофинансируемые (коммерческие) — за счет доходов от рекламы (телеканал «2x2», ВКТ), абонементной платы и рекламы («Космос-ТВ», «Марафон ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала), за счет спонсоров (подобный способ не афишируется), за счет промышленно-финансовых групп (классический пример — создание В. Гусинским телекомпании НТВ).
По форме собственности:
-
государственные; -
негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: -
частные (REN-TV, «Джемини фильм Интернэшнл»); -
акционерные общества:
Теория и практика массовой информации____________________________231
-
открытого типа (Центр коммерческого телевидения); -
закрытого типа («2x2 Телемаркет»);
-
ООО — общества с ограниченной ответственностью («Агентство Парадиз»); -
ООО — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Хоум Видео).
Здесь можно встретить и другие названия:
♦ корпорация (Видеофильм);
-
киноассоциация (KIXI — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ); -
продюсерский центр (Московский стиль — производство программ «Момент истины», «Маски-Шоу», «Джентльмен-Шоу»); -
концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);
♦ независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);
♦ смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (первый пример — канал «ТВ-6 Москва», АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).
6.3.4.
Путиипоследствия«передела» телевизионнойсобственности
Основные источники дохода негосударственных телекомпаний — это производство и продажа видеопродукции, реклама (изготовление рекламных роликов, проведение рекламных кампаний). Именно реклама стала тем мощным экономическим фактором, который определяет современное лицо коммерческого телевидения.
С повестки дня не сходит вопрос о том, чтобы отечественному телевидению хоть в какой-то степени освободиться от рекламной зависимости. Этому могла бы способствовать абонентная плата, вносимая за просмотр телепрограмм. Правда, для этого требуются дополнительные капиталовложения в технику декодирования сигналов. Именно так намерена была действовать ассоциация «Марафон ТВ», абонентная плата которой составляла годовую подписку в среднем на две газеты.
232_____________________________________________________А.Г.Киселев
Примерно так же действует компания спутникового телевидения «Космос-ТВ». Посредством прямых продаж и через торговых агентов фирма к 1994 г. приобрела около двух тысяч абонентов в Москве, которые ежемесячно платят 29,95 долл. за просмотр предлагаемых программ (Би-би-си, Эм-ти-ви, SuperCanalи т.д.). Однако среди этих абонентов русских подписчиков было очень мало. Впрочем, НТВ+, похоже, была уготована лучшая доля. Ежемесячная абонентная плата здесь не превышала 10 долл.
Однако требования к телевещанию у традиционных групп населения стали меняться. Хотя зачастую новые потребности создаются именно самим телевидением. В качестве примера можно привести оглушительный успех появившихся в то время развлекательных коммерческих викторин «Поле чудес» («ВиК»), «Лотто миллион» («Мастер ТВ», затем студия «Арт Пикчерс Групп» Ф. Бондарчука и С. Михалкова).
Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в очередной раз продемонстрировало свою неспособность быстро отреагировать на новые веяния.
В любом случае расходы большинства негосударственных компаний полностью или почти окупаются. Интерес отечественных и зарубежных коммерческих структур к российскому телевизионному рынку определяет их адекватные финансовые вложения в развитие телевизионной инфраструктуры посредством создания или поддержки негосударственных телекомпаний.