Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1399

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теория и практика массовой информации____________________________227
Эпизод VI. «Мастер ТВ» — товарищество с ограниченной ответственностью; продюсер — Светлана Попова. Первоначаль­но предполагалось назвать новую телекомпанию «Популярное ТВ» (или «Поп-ТВ» — своеобразная попытка «увековечить» фа­милию генпродюсера), однако организаторами было придума­но другое, более подходящее название. «Мастер ТВ» — это продюсерская фирма, основная цель которой — производство разных программ и предложение их ГТРК «Останкино». Теле­компания выпускала разные по жанру программы — «Портрет на фоне» Л. Парфенова, «Оба-на!» И. Угольникова, международ­ную игру «Лотто Миллион». Таким образом, «Мастер ТВ» яв­лялась типичным представителем направления «развлечение для глаз».

Эпизод VII. «Видеоинтернешнл» — товарищество с огра­ниченной ответственностью; президент — Павел Корчагин, ге­неральный директор Юрий Заполь.

Компания появилась в 1992 г., сразу же стала основным поставщиком программ для Российского телевидения. Концеп­ция деятельности компании охватывала, по словам ее прези­дента, следующие направления:

  • производство собственных программ. «Видеоинтернешнл» получила от американских фирм права на создание отечествен­ных аналогов шоу «Устами младенца» и «Сам себе режиссер»;

  • приобретение художественных фильмов и развлекатель­ных программ для показа («Криминальные истории», ток-шоу «Донахью & Познер»);

  • изготовление рекламы и продажа рекламного времени. Российское телевидение подписало с «Видеоинтернешнл» генеральное соглашение на размещение рекламы на РТР (те­леканал «Россия»). Кроме того, Си-би-эс и Эй-би-си называют «Видеоинтернешнл» своим рекламным агентом в России.

Компания делает основной акцент на американские развле­кательные программы, поэтому у ее продукции достаточно боль­шая популярность, несмотря на невысокий подчас художествен­ный уровень предлагаемых фильмов и передач.

Таким образом, с начала 90-х гг. в результате процессов демонополизации, децентрализации, деструктуризации и при­ватизации, бурно протекающих в системе отечественного те­левидения, возникло и упрочилось то самое альтернативное,

228_____________________________________________________А.Г.Киселев

другое телевещание, о котором говорили, спорили, мечтали тележурналисты, телекритики и исследователи тележурналис­тики в период перестройки, накануне распада СССР. Столь слож­ные, неоднозначные, закономерные и все же неожиданные, принципиально новые, радикальные для отечественного теле­видения процессы протекали во многом стихийно, но по впол­не очевидной, обусловленной логикой перемен, схеме. Важней­шим итогом этих перемен стал постепенный переход к новым для нашей страны в ее новейшей истории формам собственнос­ти, попросту говоря, переход к рыночным отношениям, кото­рые, как думалось многим, менее всего затронут государствен­ное телевидение. Следует сказать, что эволюция взглядов в этой области с особой наглядностью показала все противоречия переходного периода, не только спроецировав на домашний экран — с той или иной степенью объективности и полноты — коллизии драматического перестроечного и постперестроечно­го времени, но и в буквальном смысле взорвав изнутри устояв­шиеся за десятилетия внутрителевизионные отношения.

Главная цель этих процессов — создание конкурентной ситуации, при которой в борьбе за зрителя все программы вы­нуждены так или иначе корректировать свою деятельность. В результате экономической целесообразности сами по себе по­степенно (рано или поздно) устраняются всевозможные дисп­ропорции, дефициты, несоответствия и просто несуразности в телевизионном хозяйстве страны.

Чрезвычайно важно, что в это время хотя и не безболез­ненно, но весьма органично, чуть ли не сама собой произошла дифференциация процесса телевизионного производства на ве­щательные и программопроизводящие телеорганизации. Пер­вые — телекомпании, имеющие непосредственный доступ к эфиру, осуществляющие телевещание, формирующие програм­му передач. Это I телеканал, РТР (телеканал «Россия»), реги­ональные телекомпании от МТК и РГТРК «Петербург — 5 ка­нал» телевидения до многочисленных местных студий от Смо­ленска до Магадана, в том числе новые телевещатели — «ТВ-6 Москва», НТВ и некоторые другие. Компании, занимающиеся только производством телепрограмм, получили название продюсерских фирм. Это АМиК А. Маслюкова, АТВ А. Малкина и К. Прошутинской, «ВиК» А. Любимова, ВКТ В. Ананина, «Об­-



Теория и практика массовой информации____________________________229
­лик» Е. Яковлева и Т. Меньшиковой, «Репортер» М. Дегтяря, «Игра» В. Ворошилова и некоторые другие.

Кроме вещательных и продюсерских компаний возникли также дистрибьюторские фирмы (от англ. distribution— рас­пределение, размещение). Это своеобразные посредники меж­ду производителями и вещателями: среди них можно назвать такие старые структуры, как Гостелерадиофонд, Совэкспорт-фильм, и новые фирмы — частное акционерное общество «Ги-мини фильм Интернэшнл», кинокомпания «Мост-Медиа», об­щество с ограниченной ответственностью «Агентство Парадиз», акционерное общество закрытого типа «Премьер Фильм», ак­ционерное общество открытого типа «Центр коммерческого телевидения» и др.
6.3.3. Классификациясовременнойсистемы российскоготелевидения
Таким образом, если советское телевидение сводило все классификационное «разнообразие» к делению на центральное и местное вещание, то в середине 90-х гг. российское телевидение имело значительно более сложную классификацию: По способу трансляции:

  • эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

  • спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное рос­сийско-американское предприятие, предлагающее российско­му потребителю спутниковые телепрограммы западных компа­ний; в России эру непосредственного спутникового телевеща­ния в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ+»);

  • кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

По типу деятельности:

  • вещательные (осуществляющие телетрансляцию про­грамм, среди которых иногда встречаются компании, лишь рет­ранслирующие другие станции — та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, име­ющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);


230_____________________________________________________А.Г.Киселев


  • программопроизводящие (продюсерские фирмы, о кото­рых сказано выше);

  • дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телеве­щания).

По принципу образования:

  • Из старых структур («ВиК», «АТВ», и т.д.);

  • новообразованные (канал «ТВ-6 Москва», «Русская трой­ка видео» и др.)

По охвату аудитории (ареал распространения):


  • общероссийские (РТР) — аналог Центрального телеви­дения (в еще большей мере это относится к следующему пунк­ту);

  • межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда мож­но отнести I канал);

  • региональные («Юг России);

  • местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

По способу распространения телесигнала:

  • общенациональные (I канал, «Россия»);

  • сетевые («ТВ-6 Москва»).

По специализации программ:

  • общие («ВиК», «2x2 и т.п.);

  • специализированные (Воен ТВ) По финансированию:

  • бюджетные (телеканал «Россия», региональные госу­дарственные телерадиокомпании);

  • самофинансируемые (коммерческие) — за счет доходов от рекламы (телеканал «2x2», ВКТ), абонементной платы и рек­ламы («Космос-ТВ», «Марафон ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелеви­зионным» путем с последующим перераспределением капита­ла), за счет спонсоров (подобный способ не афишируется), за счет промышленно-финансовых групп (классический пример — создание В. Гусинским телекомпании НТВ).

По форме собственности:

  • государственные;

  • негосударственные, среди которых все разнообразие доз­воленных законом форм собственности:

  • частные (REN-TV, «Джемини фильм Интернэшнл»);

  • акционерные общества:


Теория и практика массовой информации____________________________231


  • открытого типа (Центр коммерческого телевидения);

  • закрытого типа («2x2 Телемаркет»);

  • ООО — общества с ограниченной ответственностью («Агент­ство Парадиз»);

  • ООО — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Хоум Видео).

Здесь можно встретить и другие названия:

корпорация (Видеофильм);

  • киноассоциация (KIXI — создатель знаменитой програм­мы «Куклы» на НТВ);

  • продюсерский центр (Московский стиль — производ­ство программ «Момент истины», «Маски-Шоу», «Джентльмен-Шоу»);

  • концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женс­кие истории», «Моя семья»);

независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

смешанные компании с участием зарубежных инвесто­ров (первый пример — канал «ТВ-6 Москва», АОЗТ Российс­ко-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).
6.3.4.
Путиипоследствия«передела» телевизионнойсобственности
Основные источники дохода негосударственных телеком­паний — это производство и продажа видеопродукции, рекла­ма (изготовление рекламных роликов, проведение рекламных кампаний). Именно реклама стала тем мощным экономическим фактором, который определяет современное лицо коммерчес­кого телевидения.

С повестки дня не сходит вопрос о том, чтобы отечествен­ному телевидению хоть в какой-то степени освободиться от рек­ламной зависимости. Этому могла бы способствовать абонентная плата, вносимая за просмотр телепрограмм. Правда, для этого требуются дополнительные капиталовложения в технику деко­дирования сигналов. Именно так намерена была действовать ас­социация «Марафон ТВ», абонентная плата которой составляла годовую подписку в среднем на две газеты.

232_____________________________________________________А.Г.Киселев
Примерно так же действует компания спутникового теле­видения «Космос-ТВ». Посредством прямых продаж и через тор­говых агентов фирма к 1994 г. приобрела около двух тысяч або­нентов в Москве, которые ежемесячно платят 29,95 долл. за просмотр предлагаемых программ (Би-би-си, Эм-ти-ви, SuperCanalи т.д.). Однако среди этих абонентов русских подписчиков было очень мало. Впрочем, НТВ+, похоже, была уготована луч­шая доля. Ежемесячная абонентная плата здесь не превышала 10 долл.

Однако требования к телевещанию у традиционных групп населения стали меняться. Хотя зачастую новые потребности создаются именно самим телевидением. В качестве примера можно привести оглушительный успех появившихся в то время развлекательных коммерческих викторин «Поле чудес» («ВиК»), «Лотто миллион» («Мастер ТВ», затем студия «Арт Пикчерс Групп» Ф. Бондарчука и С. Михалкова).

Именно коммерческие телекомпании первые использовали зрительскую потребность в развлечении с помощью викторин, телеигр, в то время как государственное телевидение в оче­редной раз продемонстрировало свою неспособность быстро от­реагировать на новые веяния.

В любом случае расходы большинства негосударственных компаний полностью или почти окупаются. Интерес отечествен­ных и зарубежных коммерческих структур к российскому те­левизионному рынку определяет их адекватные финансовые вложения в развитие телевизионной инфраструктуры посред­ством создания или поддержки негосударственных телекомпа­ний.