Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1398
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В это время телекоммуникационный рынок и рынок телерекламы еще не полностью наполнены. В результате негосударственные телевещательные компании получают стабильный выгодный доход. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции многие небольшие телевизионные структуры, экономическая база которых оказывается недостаточно мощной, вынуждены прекратить свою деятельность.
Очевидно, что в это время на отечественном телекоммуникационном пространстве и в области рекламной деятельности произошел далеко не цивилизованный «передел», укрепивший монопольное положение двух рекламных монстров («Премьер
Теория и практика массовой информации____________________________233
СВ» С. Лисовского и «Видеоинтернешнл»), отнюдь не желающих делиться сверхдоходами от телерекламы. Отмеченный тогда же рекламный бойкот новою вещательного канала REN-TV — убедительное тому свидетельство (не будем говорить здесь об управленческих просчетах руководителей компании).
Рыночная либерализация экономики в случае с частным телевещанием сыграла двоякую роль: с одной стороны, возникла предпринимательско-спекулятивная прослойка, заинтересованная в «своем» телевидении для пропаганды и защиты собственных принципов, а с другой — появились свободные деньги, которые можно было вложить в телевещание, в том числе и для создания собственного производства. Кроме того, возникшая в коммерческих структурах потребность в производстве и прокате рекламы также нашла выражение в создании частных телевизионных структур. «Сосуществование» государственного и коммерческого ТВ все более демонстрировало несостоятельность первого. Грозный показатель беспомощности ГТРК «Останкино» — стомиллиардный (на конец 1994 г.) долг техническому телецентру за предоставляемые услуги по подготовке программ и Министерству связи России за распространение телесигнала, оцениваемое в 36 млн. руб. за час вещания. Министерству финансов России эта сумма представлялась слишком большой, и кабинет министров принимает решение о введении «технических перерывов» с 12.20 до 16.00 и прекращении вещания в 0.20 вместо 1.00—2.00 ночи, т.е. о значительном сокращении объемов вещания. Ситуация была столь несуразной, что одна из крупных японских фирм ходатайствовала о передаче ей всего ночного времени Первого канала под трансляцию «развивающих» компьютерных игр. Японцы предлагали оплачивать сигнал, поделиться технологией приставок с российской оборонной промышленностью, «оборонка» получила бы госзаказ и деньги (как говорится, все всех устраивает...).
Эпизод VIII. В мае 1994 г. предпринимается, по сути, последняя попытка обеспечить финансирование государственного Первого телеканала. К этому времени всем уже было ясно, что доходы от рекламы здесь весьма существенны, но эти доходы оседают на счетах частных телекомпаний. Так называемая скрытая реклама вела к почти поголовной коррумпированности всех мало-мальски ответственных (имеющих доступ к эфиру) слу-
234_____________________________________________________А.Г.Киселев
жащих ГТРК «Останкино». И тогда Совет директоров компании при непосредственном участии лоббирующих групп и заинтересованных лиц принял решение о заключении эксклюзивного договора сроком на пять лет с так называемой фирмой «Реклама-Холдинг», образованной специально для реализации этого проекта группой крупных рекламных компаний, получавших все рекламное время ГТРК «Останкино», а следовательно, все финансовые поступления. В состав акционеров вошли фирма «ИнтерВиК» (совместное детище «ВиКа» и государственной студии международных программ), которую некоторое время возглавлял А. Любимов, «ЛогоВАЗ-Пресс» (совместное детище государственного ВАЗа и группы частных лиц, близких к руководству завода) и несколько других компаний. По компетентным оценкам, контрольный пакет акций (около 60%) принадлежал через группу' рекламных агентств («Премьер СВ», «Аврора» и др.) лично С. Лисовскому. «Реклама-Холдинг» выплатила ГТРК «Останкино» предоплату в размере стоимости всего рекламного времени компании за три месяца вперед по демпинговым расценкам (4 тыс. долл. за минуту) плюс обязалась отчислять 25% от той суммы, которую будет реально брать за каждую минуту эфирного времени. «Останкино» обязалось запретить размещение рекламы внутри телепрограмм и приступить к созданию продюсерского центра, который станет приобретать у производителей программы. Планировалось оставить приблизительно 20% эфирного времени на государственном финансировании преимущественно для теленовостей. Мелкие телепроизводители, что называется, лишились куска хлеба.
Перефразируя старый анекдот, можно сказать: «В «Реклама-Холдинге» тогда еще не знали...», что они сами заложили детонатор первого крупнейшего кризиса рекламной политики, приведшего их и многих телепроизводителей к разорению. Из-за системы колоссальных внутренних скидок для рекламных агентств—участников «Рекламы-Холдинга» была полностью разрушена тарифная политика Первого канала. «Пирамиды» типа печально знаменитого МММ Сергея Мавроди полностью ушли с рынка, лишив телевидение прибыли от «откровений» Лени Голубкова и ему подобных. Крупные банки вынашивали планы захвата Первого канала — не в их интересах было сейчас помогать ему финансовыми вливаниями. Крупные западные рек-
Теория и практика массовой информации____________________________235
рекламодатели, раздраженные псевдопротекционистской политикой по отношению к «отечественным производителям», ушли на другие каналы. Реклама табака и спиртных напитков была запрещена Указом Президента РФ. В итоге рекламные поступления едва составляли треть от плановых. Рекламный рынок ГТРК «Останкино» рухнул. Деньги, внесенные «Рекламой-Холдингом» на момент создания, были давно «проедены». Без очередных дотаций из госбюджета, непосильных для последнего, Первый телеканал не вышел бы в эфир 1 января 1995 г.
29 ноября 1994 г. Президент РФ подписал Указ № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения», предусматривающий создание акционерного общества «Общественное российское телевидение» (ОРТ) с закреплением 51% акций в федеральной собственности.
Состав закрытого акционерного общества (ЗАО «ОРТ») на момент создания:
Таблица 2
Акции частного капитала в акционерной телекомпании ОРТ
Акционер | Количество акций, % | Руководитель |
АО «ЛогоВАЗ» | 16 | Березовский |
«ОЛБИ» | 5 | Бойко |
Банк «Столичный» | 5 | Смоленский |
Банк «Менатеп» | 5 | Ходорковский |
Банк «Альфа-Капитал» | 5 | Фридман |
«Газпром» | 3 | Вякхирев |
«Микродин» | 5 | Ефанов |
Фонд спорта | 5 | Тарпищев |
Итога: 49% |
Положенный государству 51% акций поделили между собой агентство ИТАР-ТАСС во главе с В.Н. Игнатенко, Телевизионный Технический Центр (ТТЦ) имени 50-летия Октября (директор — В.Н. Горохов) и государственная ТРК «Останкино» (после акционирования канала его возглавлял Г.А. Шевелев).
Первоначально 3%, принадлежавшие «Газпрому», приходились на долю Ассоциации независимых телепроизводителей под руководством «ВиКа» и АТВ, но после убийства В. Листьева акции передачи Р. Вяхиреву. Уставный капитал ЗАО «ОРТ» —
236_____________________________________________________А.Г.Киселев
10 млрд. руб. первоначально, до разорения «Национального кредита», хранился там. Потом — в банке «Столичном». Акции всех частных акционеров находились в трастовом управлении Б.А. Березовского.
Акционеры, многие из которых, по их собственным ело вам, узнали о своем участии в компании только из газет, поначалу с жаром взялись за дело. Первым делом — за механизм управления. О. Бойко и его представители в немедленно сформированном Совете Директоров ОРТ, проведя серию секретных консультаций с рядом телевизионных продюсеров независимых компаний, предложили акционерам пакетный варианта назначения высших должностных лиц компании. Генеральным директором назначили В. Листьева...
Этот человек с телевидения был шансом ОРТ вырваться вперед и выполнить свою сверхзадачу с максимальным вкусом, тактом и действенностью. И действительно, у него единственного в тот момент на ОРТ был план и была команда, а также и свои деньги, весьма и весьма немалые даже по сравнению с господами акционерами. Он понимал специфику телевидения не только как производитель, но и как бизнесмен, как управляющий. В. Листьев быстро сумел убедить акционеров, что начать вещать с 1 февраля нереально, и перенес эфир ОРТ на 1 апреля. Он сумел бы получить от акционеров ровно столько денег, сколько надо было бы, чтобы держать канал на уровне. Его команда смогла бы сделать многое. Генеральный директор ОРТ — это была та ступенька управления телевидением, до которой дорос В. Листьев. Как тут не вспомнить пророческие слова, сказанные тогдашним помощником Президента РФ по национальной безопасности Ю. Батуриным осенью 1994 г. на одном из совещаний в ГТРК «Останкино»: «Предположим, мы назначим сейчас нового председателя, молодого, некоррумпированного и энергичного. Через сколько дней его убьют?..» Его убили ровно через полгода.