Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1398

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В это время телекоммуникационный рынок и рынок теле­рекламы еще не полностью наполнены. В результате негосу­дарственные телевещательные компании получают стабильный выгодный доход. Но по мере насыщения рынка и усиления кон­куренции многие небольшие телевизионные структуры, эконо­мическая база которых оказывается недостаточно мощной, вы­нуждены прекратить свою деятельность.

Очевидно, что в это время на отечественном телекомму­никационном пространстве и в области рекламной деятельности произошел далеко не цивилизованный «передел», укрепивший монопольное положение двух рекламных монстров («Премьер

Теория и практика массовой информации____________________________233
СВ» С. Лисовского и «Видеоинтернешнл»), отнюдь не желаю­щих делиться сверхдоходами от телерекламы. Отмеченный тог­да же рекламный бойкот новою вещательного канала REN-TV — убедительное тому свидетельство (не будем говорить здесь об управленческих просчетах руководителей компании).

Рыночная либерализация экономики в случае с частным телевещанием сыграла двоякую роль: с одной стороны, возник­ла предпринимательско-спекулятивная прослойка, заинтересо­ванная в «своем» телевидении для пропаганды и защиты соб­ственных принципов, а с другой — появились свободные день­ги, которые можно было вложить в телевещание, в том числе и для создания собственного производства. Кроме того, возник­шая в коммерческих структурах потребность в производстве и прокате рекламы также нашла выражение в создании частных телевизионных структур. «Сосуществование» государственного и коммерческого ТВ все более демонстрировало несостоятель­ность первого. Грозный показатель беспомощности ГТРК «Ос­танкино» — стомиллиардный (на конец 1994 г.) долг техническо­му телецентру за предоставляемые услуги по подготовке про­грамм и Министерству связи России за распространение теле­сигнала, оцениваемое в 36 млн. руб. за час вещания. Министер­ству финансов России эта сумма представлялась слишком боль­шой, и кабинет министров принимает решение о введении «тех­нических перерывов» с 12.20 до 16.00 и прекращении вещания в 0.20 вместо 1.00—2.00 ночи, т.е. о значительном сокращении объемов вещания. Ситуация была столь несуразной, что одна из крупных японских фирм ходатайствовала о передаче ей все­го ночного времени Первого канала под трансляцию «развива­ющих» компьютерных игр. Японцы предлагали оплачивать сиг­нал, поделиться технологией приставок с российской оборонной промышленностью, «оборонка» получила бы госзаказ и деньги (как говорится, все всех устраивает...).



Эпизод VIII. В мае 1994 г. предпринимается, по сути, пос­ледняя попытка обеспечить финансирование государственного Первого телеканала. К этому времени всем уже было ясно, что доходы от рекламы здесь весьма существенны, но эти доходы оседают на счетах частных телекомпаний. Так называемая скры­тая реклама вела к почти поголовной коррумпированности всех мало-мальски ответственных (имеющих доступ к эфиру) слу-

234_____________________________________________________А.Г.Киселев
жащих ГТРК «Останкино». И тогда Совет директоров компании при непосредственном участии лоббирующих групп и заинтере­сованных лиц принял решение о заключении эксклюзивного договора сроком на пять лет с так называемой фирмой «Рекла­ма-Холдинг», образованной специально для реализации этого проекта группой крупных рекламных компаний, получавших все рекламное время ГТРК «Останкино», а следовательно, все фи­нансовые поступления. В состав акционеров вошли фирма «ИнтерВиК» (совместное детище «ВиКа» и государственной сту­дии международных программ), которую некоторое время воз­главлял А. Любимов, «ЛогоВАЗ-Пресс» (совместное детище го­сударственного ВАЗа и группы частных лиц, близких к руко­водству завода) и несколько других компаний. По компетент­ным оценкам, контрольный пакет акций (около 60%) принадле­жал через группу' рекламных агентств («Премьер СВ», «Авро­ра» и др.) лично С. Лисовскому. «Реклама-Холдинг» выплатила ГТРК «Останкино» предоплату в размере стоимости всего рек­ламного времени компании за три месяца вперед по демпинго­вым расценкам (4 тыс. долл. за минуту) плюс обязалась отчис­лять 25% от той суммы, которую будет реально брать за каж­дую минуту эфирного времени. «Останкино» обязалось запре­тить размещение рекламы внутри телепрограмм и приступить к созданию продюсерского центра, который станет приобретать у производителей программы. Планировалось оставить прибли­зительно 20% эфирного времени на государственном финанси­ровании преимущественно для теленовостей. Мелкие телепро­изводители, что называется, лишились куска хлеба.

Перефразируя старый анекдот, можно сказать: «В «Рек­лама-Холдинге» тогда еще не знали...», что они сами заложили детонатор первого крупнейшего кризиса рекламной политики, приведшего их и многих телепроизводителей к разорению. Из-за системы колоссальных внутренних скидок для рекламных агентств—участников «Рекламы-Холдинга» была полностью раз­рушена тарифная политика Первого канала. «Пирамиды» типа печально знаменитого МММ Сергея Мавроди полностью ушли с рынка, лишив телевидение прибыли от «откровений» Лени Голубкова и ему подобных. Крупные банки вынашивали планы захвата Первого канала — не в их интересах было сейчас по­могать ему финансовыми вливаниями. Крупные западные рек­-


Теория и практика массовой информации____________________________235
рек­ламодатели, раздраженные псевдопротекционистской полити­кой по отношению к «отечественным производителям», ушли на другие каналы. Реклама табака и спиртных напитков была запрещена Указом Президента РФ. В итоге рекламные поступ­ления едва составляли треть от плановых. Рекламный рынок ГТРК «Останкино» рухнул. Деньги, внесенные «Рекламой-Хол­дингом» на момент создания, были давно «проедены». Без оче­редных дотаций из госбюджета, непосильных для последнего, Первый телеканал не вышел бы в эфир 1 января 1995 г.

29 ноября 1994 г. Президент РФ подписал Указ № 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Моск­ва) канала телевидения и сети его распространения», преду­сматривающий создание акционерного общества «Обществен­ное российское телевидение» (ОРТ) с закреплением 51% акций в федеральной собственности.

Состав закрытого акционерного общества (ЗАО «ОРТ») на момент создания:

Таблица 2

Акции частного капитала в акционерной телекомпании ОРТ


Акционер

Количество акций, %

Руководитель

АО «ЛогоВАЗ»

16

Березовский

«ОЛБИ»

5

Бойко

Банк «Столичный»

5

Смоленский

Банк «Менатеп»

5

Ходорковский

Банк «Альфа-Капитал»

5

Фридман

«Газпром»

3

Вякхирев

«Микродин»

5

Ефанов

Фонд спорта

5

Тарпищев

Итога: 49%



Положенный государству 51% акций поделили между со­бой агентство ИТАР-ТАСС во главе с В.Н. Игнатенко, Телеви­зионный Технический Центр (ТТЦ) имени 50-летия Октября (директор — В.Н. Горохов) и государственная ТРК «Останкино» (после акционирования канала его возглавлял Г.А. Шевелев).

Первоначально 3%, принадлежавшие «Газпрому», прихо­дились на долю Ассоциации независимых телепроизводителей под руководством «ВиКа» и АТВ, но после убийства В. Листье­ва акции передачи Р. Вяхиреву. Уставный капитал ЗАО «ОРТ» —

236_____________________________________________________А.Г.Киселев
10 млрд. руб. первоначально, до разорения «Национального кредита», хранился там. Потом — в банке «Столичном». Акции всех частных акционеров находились в трастовом управлении Б.А. Березовского.

Акционеры, многие из которых, по их собственным ело вам, узнали о своем участии в компании только из газет, пона­чалу с жаром взялись за дело. Первым делом — за механизм управления. О. Бойко и его представители в немедленно сформированном Совете Директоров ОРТ, проведя серию сек­ретных консультаций с рядом телевизионных продюсеров неза­висимых компаний, предложили акционерам пакетный варианта назначения высших должностных лиц компании. Генеральным директором назначили В. Листьева...

Этот человек с телевидения был шансом ОРТ вырваться вперед и выполнить свою сверхзадачу с максимальным вкусом, тактом и действенностью. И действительно, у него единствен­ного в тот момент на ОРТ был план и была команда, а также и свои деньги, весьма и весьма немалые даже по сравнению с господами акционерами. Он понимал специфику телевидения не только как производитель, но и как бизнесмен, как управляю­щий. В. Листьев быстро сумел убедить акционеров, что начать вещать с 1 февраля нереально, и перенес эфир ОРТ на 1 апре­ля. Он сумел бы получить от акционеров ровно столько денег, сколько надо было бы, чтобы держать канал на уровне. Его команда смогла бы сделать многое. Генеральный директор ОРТ — это была та ступенька управления телевидением, до которой дорос В. Листьев. Как тут не вспомнить пророческие слова, сказанные тогдашним помощником Президента РФ по нацио­нальной безопасности Ю. Батуриным осенью 1994 г. на одном из совещаний в ГТРК «Останкино»: «Предположим, мы назначим сейчас нового председателя, молодого, некоррумпированного и энергичного. Через сколько дней его убьют?..» Его убили ровно через полгода.