Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире ­переводить конфликты в план дискуссий, искать точки сопри­косновения, общие интересы.. Открытый диспут в эфире позво­ляет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоис­точников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Ра­дио и другие СМИ выступают своего рода школой для полити­ков и аудитории.

В деятельности радио заметно повысилась роль социоло­гии, изучающей общественное мнение. Результаты социологи­ческих исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, испол­нителей, песен.

Радиожурналисты освоили некоторые социологические ме­тоды, например панельное Интервью, когда один и тот же вопрос задается людям (респондентам) на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом, со­бираются пробы, образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач.

Среди дисфункциональных моментов, прежде всего, сле­дует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом. проигрывает общество в целом и всю СМИ, теряя доверие аудитории.

К указанной функции формирования общественного мне­ния примыкает очень важная функция - функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое

Теория и практика массовой информации____________________________39
опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушате­лями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредован­ный, приобретенный, в частности, из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, ве­щательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.

Радио в какой-то мере поддерживает разорванные чело­веческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественни­ков, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию.


Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных свя­зей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.

Многие люди по разным причинам оторваны от дома и се­мьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем бо­лее что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта «Юности»« - для военно­служащих. Меняются поколения, но всегда существует потреб­ность их общения с домом, семьей.

Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностно­го начала и прямой эфир. Большинство программ радио перво­начально ориентировано на конкретных ведущих (ведущий и автор обычно выступают в одном лице), «Авторский канал», «Панорама «Маяка»,

«Молодежный канал». Сегодня радиослу­шатели нередко обращаются не в редакцию, а к. конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Он как бы вхо­дит в круг их знакомых, в число тех, с кем им привычно об­щаться. Прямой эфир - один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем. Послед­ний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо

40______________________________________________________А.Г.Киселев
конкретного человека. Общение происходит обычно по теле­фону, что, однако, доступно не всем слушателям.

Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников. Но современный эфир изобилует и при­мерами иного порядка - дисфункциональными. Личность веду­щего и установки редакции нередко не соответствуют требова­ниям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда жур­налисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизи­рованных, а то и криминальных групп. Грешат, этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на ком­мерческих радиостанциях. Подобный стиль общения, к сожале­нию, переходит и в государственное вещание, и тогда возника­ет очередной «эффект бумеранга»: радио само дурно воспиты­вает аудиторию.

Воспитательная функция радио реализуется при осуще­ствлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связа­но с природой самого воспитания - сложного, многосторонне­го процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенно­го государственного строя, системе власти и идеологии. Суще­ствовала

система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные про­блемы перед воспитательным процесс ом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, 'объясняю­щие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апел­ляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведе­ния людей. В идеале именно таким образом и осуществляется

воспитательная функция.

Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое, например, «Человек и закон» - рубрику, существу­ющих и на радио, и на телевидении. Многие передачи направ­лены на политическое, экологическое воспитание, на реализа­цию такой задачи, как воспитание законопослушного члена об­щества, гражданина. Встает новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в связи с чем появи­лись специальные радиостанции и программы. Воспитательный

Теория и практика массовой информации_____________________________41
посыл имеет большинство передач для детей, подростков, молодежи. Наконец, перед радио стоит задача огромной важности

и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства.

Значительная степень дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением раз­личных систем ценностей. Чаще всего противопоставляют «за­падную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстратив­но патриотическими, но на самом деле за этим кроется стрем­ление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дис­функция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и «утверждении поведения» стиля жизни, нравствен­ных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.).

Перечисление, функций радиовещания, связанных с обес­печением социального управления обществом, целесообразно завершить рассмотрением агитационно-пропагандистской и орга­низаторской функций. О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политичес­кого, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализующихся при обращении по радио к насе­лению с призывом прийти к определенному, пункту, чтобы выс­тупить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организа­циями и структурами («Возрождение Волги» на «Маяке»); при организации радиомарафонов с целью сбора средств для благо­творительных целей; при регулировании автомобильных потоков в городе и т.д.


Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы - разные, цели - схожие: добиться ­определенного поведения, действия. Считается, что пропаган­да апеллирует к разуму, агитация - к подсознанию. Агитационная функция стала главной в выборной президентской кампании в России 1996 г. генеральный ее посыл был: «Голосуй или проиграешь».

42________________________________________________А.Г.Киселев

1.4.3. Культурно-просветительские функции


Решая многообразные культурно-просветительские зада­чи, радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Рассмотрим наиболее важные из них.

Эстетическая функция. Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании.

1. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радио­журналистики. К ней относятся яркая образная речь, психоло­гическая острота диалогов, выражающих различные точки зре­ния, многообразие мышления, логику идей; четко выстроен­ная звуковая картина событий, позволяющая слушателю в сво­ем воображении представить их в мельчайших деталях, и воз­никающий вследствие этого эффект присутствия; элегантность

композиции, всей передачи и ее отдельных фрагментов; убеди-

тельность «монтажных» переключений внимания аудитории, ко­торые уже сами по себе способны вызывать своеобразный ви­ток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шу­мов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека радиожурналист может вос­создать у слушателя требуемое представление и вызвать чув­ственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметно­го.


2. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудио­адаптации художественных произведений разных жанров, ви­дов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника. В то же время радио научилось на основе литературных, музыкальных и театральных сочинении создавать аудиопроизведения, представляющие собой некую новую художественную реальность, имеющую самостоятельную духовную и эстетичес­ки-технологическую ценность.

Радио имеет опыт разных методов и форм адаптации лите­ратурных произведений. Так, скажем, роман М. Шолохова «Ти­хий Дон» впервые звучал в эфире в актерском исполнении вско-

Теория и практика массовой информации_____________________________43
ре после выхода из печати первого тома. Читали у микрофона отдельные отрывки, не меняя, разумеется, ни слова.

Записи лучших театральных работ московских и периферийных театров в течение многих лет давали слушателям воз­можность не просто ознакомиться с наиболее интересными ра­ботами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить Многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной драматичес­кой и музыкальной сцены. Вся художественная палитра россий­ского театра была представлена в программах радио.

Рубрика «Театр у микрофона»,. во многом определяющая лицо нашего радиоэфира, уже к 1935-1936, и заняла проч­ее место в программах радио. «Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч фонограмм, которые попа­ли в умелые руки при подготовке самых разных художествен­но-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев ауди­тории.

3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов. Практически нет ни одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который не имели интересного аналога в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны и очерки, оригинальные ра­диопьесы всех жанровых направлений, трагедии, психологи­ческие драмы, комедии, фарсы, радиоцирк и радиооперетта и также радиобалет как жанр с весьма определенными эстетическими критериями с большим трудом, но утвердились в эфире.

Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто рет­ранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры. К сожалению, иног­дa об этом забывают и сами работники радио: понижается тре­бовательность основополагающим характеристикам радиопро­изведений (обеднение устной речи, проникновение ненорматив­ной лексики, иностранных слов и выражений, специальных тер­минов, большей частью непонятных массовой аудитории). Одна­ко все эти негативные явления имеют преходящий характер, ибо зависят от социально-экономических условий работы радио.
44____________________________________________________А.Г.Киселев
Отечественное радиовещание всегда выступало как эф­фективное средство получения знаний и приобщения к дости­жениям мировой культуры широких слоев общественности. По­этому