Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1377

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В «киберпространстве» как элементе информационной среды осу­ществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и комму­никативная деятельность. Специфические особенности протека­ния деятельности в интернет-среде как элементе информаци­онной среды являются, предметом все расширяющегося фронта исследований специалистов-гуманитариев, в том числе психо­логов.

Не отменяя значимости традиционных исследований — и лабораторных, и «экологических», — посвященных проблема­тике систем «человек-машина» или систем «человек-компьютер», все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями и информационными ресурсами.
Контрольные вопросы и задания


  1. Дайте характеристику роли информационных агентств в системе социальных связей.

  2. Как вы представляете себе Интернет в системе соци­альных связей?

  3. Раскройте тему «Информационные агентства в системе социальных связей».



ГЛАВА 8

ЭКОНОМИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

8.1. Маркетинг как инструмент в рыночном поведении средств массовой информации
Маркетинговые коммуникации строятся при помощи таких инструментов, как PR, реклама и стимуляция продаж. PR за­нимается созданием благоприятного имиджа корпоративной или продуктовой марки и управляет репутацией. Реклама решает несколько задач: информирование субъектов рынка о торговой марке, напоминание о торговой марке, побуждение потребите­ля к приобретению товара.

Как правило, все указанные инструменты используются в качестве информационных поводов, инициирующих появление публикаций, радиорепортажей или телевизионных сюжетов.

Таким образом, медиапространство ежедневно отражает огромное многообразие маркетинговых действий разных компа­ний. Соответственно, СМИ являются приоритетным источником информации о конкурентах, поставщиках и партнерах, а пра­вильное применение этих инструментов при проведении мони­торинга и анализа рынка предоставляет маркетологу наиболее важные данные, на основе которых планируются дальнейшие действия компании на рынке.

Вряд ли можно утверждать, что сейчас в российских СМИ маркетингу не уделяют внимания. Практически во всех более менее крупных изданиях, на радиостанциях и телеканалах су­ществует собственная маркетинговая служба. Где-то она при­сутствует в форме объединенного отдела рекламы и маркетин­га, где-то — в форме самостоятельного департамента или служ­бы. Другое дело, насколько квалифицированные сотрудники в ней работают и сколь значимую роль маркетинговая служба иг­рает в жизни своей компании.


290_____________________________________________________А.Г.Киселев
8.1.1. Маркетингв СМИ
В Российской ассоциации маркетинга (РАМ) считают, что в целом маркетинг как инструмент повышения конкурентоспо­собности российских компаний в настоящее время использует­ся явно недостаточно, и СМИ не являются исключением.

Традиционно маркетинг принято относить к затратной ча­сти бюджета компании. Каждый год при утверждении бюджета руководителям маркетинговых служб приходится обосновывать свои расходы, убеждать в необходимости увеличения сумм. Впро­чем, в последнее десятилетие на Западе утвердилась иная точ­ка зрения: ведущие маркетологи и экономисты стали говорить не о затратах, а об инвестициях в маркетинг и рассматривать его как нематериальный актив компаний. Предпринимаются по­пытки разработать методику, которая позволяет на языке фи­нансов оценить вклад маркетинга в повышение капитализации компании.



«В России недопонимание руководителями и инвесторами компаний роли маркетинга связано, прежде всего, с отсутстви­ем отечественных разработок по определению роста капитали­зации компании через использование маркетинговых инстру­ментов», — говорит исполнительный директор РАМ Андрей Калибердин. Именно поэтому Российская ассоциация маркетин­га по поручению РСПП приступила к разработке методики по­вышения капитализации российских компаний через использо­вание маркетинговых стратегий

По мнению экспертов, долгое время редакционные кол­лективы формировали коммерческую политику издания в соот­ветствии со своими представлениями. Служба рекламы и рас­пространения не вмешивались в эту политику, а маркетинговое подразделение и вовсе отсутствовало. «Между тем понятно, что газета как любой продукт рынка является товаром, который надо продавать, это та истина, которую не все редакторы для себя уяснили. Для этого необходима разработка соответствую­щей маркетинговой стратегии, которая впоследствии реализу­ется редакционным коллективом, службами рекламы и распро­странения. В этом случае гораздо проще заинтересовать своего читателя и привлечь рекламодателя».

В РАМ считают, что роль маркетинговой службы в изда­нии должна быть ключевой. С этой целью в Российской ассоци­-

Теория и практика массовой информации____________________________291
ации маркетинга недавно была существенно обновлена секция «Маркетинг в СМИ», в рамках которой предполагается форми­ровать новые подходы к ведению медиабизнеса.
8.1.2. Маркетинговыеслужбыв СМИ
О состоянии маркетинга в СМИ можно судить по работе маркетинговых служб. Сейчас, пожалуй, рано еще говорить, что структура и функции маркетинговых служб в СМИ приоб­рели четкие и законченные формы. Как и весь рынок в целом, дальше всего в . этом вопросе продвинулись крупные столич­ные издания, радиостанции и телеканалы.

Впрочем, следует уточнить, что речь пойдет о работе мар­кетинговых служб в печатных СМИ и на радиостанциях. Руко­водители соответствующих служб телеканалов, к. которым об­ращались «НСМИ»,. к сожалению, не смогли предоставить кон­кретной информации по этому вопросу.

Численность маркетинговых служб невелика — 35 человек. Самыми многочисленными (5 человек), по преимуществу, яв­ляются единые службы издательских домов и медиа-холдингов. Помимо маркетинговых исследований службы занимаются PR и рекламной деятельностью (проведение рекламных акций и кам­паний).


Так, в маркетинговой службе журнала Cosmopolitan рабо­тают 3 человека, в департаменте маркетинга журнала «Экс­перт» — 5 (руководитель, социолог, PRмeнeджep, бренд-менеджер и специалист back office). В EKIPRESSEKONLIGA (журналы «Ателье», «Индустрия мода», «Стильные прически», «Русское искусство» и др.) единая служба маркетинга насчиты­вает 4 человека (имеется одна вакансия).

Следует отметить, что в издательских домах структура маркетинговой службы может быть и более сложной. Напри­мер, в петербургском издательском доме «Собака» (журнал «Со­бака», гид «Петербургский календарь») существует единый мар­кетинговый и PRoтдeл. Помимо этого отделы рекламы каждого журнала имеют своего менеджера по маркетингу.

В ИД «Московский комсомолец» отдел маркетинга входит в департамент продаж и маркетинга. Сам отдел рекламой и PR­-

292_____________________________________________________А.Г.Киселев
­акциями по продвижению бренда «Московский комсомолец» не занимается. Маркетинг продаж осуществляет коммерческая структура издательского дома — РИА «О'Кей». На сегодняш­ний день в отделе маркетинга заняты 5 сотрудников, которые ведут работу по следующим направлениям: изучение аудито­рии, анализ рынков, формирование предложений для отдела продаж, организация и проведение исследований, внутренний учет.

Исключение составляет ИД журнала «Здоровье» («Здоровье», Teteatete, «Здоровье Столица»), где нет маркетингового отдела. Всеми вопросами, относящимися к сфере маркетинга, занимается управляющий директор издательского дома Влади­мир Сергеев. Ему непосредственно подчинены рекламный и Р" отделы.

Если говорить о маркетинге на радиостанциях, то час вопросами, так или иначе связанными с маркетингом, занима­ются программные директора (например, радио «Шансон») либо генеральные продюсеры (например, РадиоДом «ГазпромМедиа»). Своя служба маркетинга есть в «Русской Медиа Группе» («Рус­ское радио», «Русское радио2», «МонтеКарло», «Динамит FM»). В настоящее время у отделов маркетинга и PR-группы один руководитель — Елена Малеженкова. При этом брендменеджеры, отвечающие за отдельные радиостанции «Русской Медиа Груп­пы», относятся к PR-отделу, а не к отделу маркетинга.

Особо следует сказать о государственной радиостанции «Голос России», которая вещает на зарубежную аудиторию. «Голоса» есть свои PR-служба и Дирекция социологических ис­следований. В последней работают 10 специалистов. Дирекцию занимается изучением всемирной аудитории «Голоса России»
и места радиостанции на рынке СМИ в ближнем и дальнем зару­бежье.

Задачи, которые стоят перед маркетинговыми службами, так же как и их структура, не отличаются единообразием. Ско­рее всего, здесь определяющую роль играют представления руководства о возможностях маркетинга в СМИ.

У одних они сформулированы довольно просто. По словам генерального директора ИД «Собака» Максима Ефимова, перед единым отделом маркетинга и PR стоят следующие задачи: ис­следование рынков печатных СМИ и рекламы, разработка и

Теория и практика массовой информации____________________________293
подготовка рекомендаций для редакций журналов, отделов рас­пространения и рекламы.

У других — более масштабно. Например, директор по мар­кетингу и PR «Русской Медиа Группы» Елена Малеженкова за­явила «НСМИ», что служба маркетинга РМГ по большей части является исследовательской и ее конечная задача — повыше­ние рейтинга радиостанций.

А у третьих стоящие перед маркетинговой службой задачи представляют собой довольно обширный и детализированный список. В частности, директор единой службы маркетинга ИД EKIPRESSEKONLIGA Мария Морозова назвала следующие за­дачи: оценка конъюнктуры рынка, анализ конкурентов, сег­ментирование рынка и позиционирование товара, проведение ситуационного рыночного анализа; разработка стратегии мар­кетинговой деятельности в отношении каждого из журналов, выбор каналов и методов продвижения продуктов, формирова­ние и поддержание имиджа изданий и ИД.

О высоком уровне работы маркетинговой службы может свидетельствовать наличие в ней таких специалистов, как со­циолог и брендменеджер, а также собственный бюджет.

По словам руководителя дирекции по маркетингу ИД «Ком­мерсантъ» Татьяны Скороходовой, в 2003 г. маркетинговый бюд­жет составил порядка 7% доходов издательского дома. При этом на рекламные расходы было выделено 60% бюджета, на мар­кетинговые исследования, PR и промоушн — по 10%.
8.1.3. Перспективыразвитиямаркетинга в СМИ
Примером «высшего пилотажа» в использовании маркетин­говых технологий в СМИ в настоящее время является редакци­онный маркетинг. Этот термин хорошо знаком зарубежным из­дателям, в первую очередь, издателям газет, которые в после­дние десятилетия столкнулись с серьезными проблемами, преж­де всего с жесткой конкуренцией со стороны телевидения, ра­дио и Интернета. Неуклонное снижение доли газет на между­народном медийном рынке заставило многих владельцев изда­ний пересмотреть свое отношение к маркетингу.