Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1373
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
300_____________________________________________________А.Г.Киселев
радиопередачей. В этом случае рекламный материал выносился из традиционного рекламного раздела, в котором сообщения громоздились друг на друга. Вместо этого «адветориал» спокойно обсуждал проблему, решаемую при помощи рекламы предлагаемого товара или услуги.
По мере совершенствования рекламной деятельности типология рекламы усложнялась. Сегодня охотно говорят о престижной, имиджевой, рекламе (ею пользуются для формирования долговременного образа фирмы, учреждения, организации), о рекламе марки (тоже для долговременного выделения конкретного марочного товара), рубричной рекламе (для распространения информации о продаже, услуге или каком-то событии в деловом мире), о разъяснительно-пропагандистской рекламе (для отстаивания конкретной идеи).
В американской науке реклама классифицируется с позиции типичных способов ее производства. Жанрами называются следующие типы создания рекламных сообщений:
-
прямая продажа; -
обращение от лица фирмы; -
рекомендации знаменитостей или специалистов; -
интервью с покупателем; -
демонстрация; -
прямое сравнение товаров; -
драматизация; -
музыкальная реклама; -
анимация.
Надо признать, что такая классификация намного удобнее.
К сожалению, в учебниках по рекламе отсутствует хоть какая-то попытка рассматривать производство рекламы для СМИ с позиций теории журналистики. Между тем это представляется целесообразным. Судите сами. У рекламы в СМИ есть четко выраженные родовые признаки: реклама может быть печатной, звуковой и видео (другие типы рекламы — прямая почтовая, реклама на транспорте, рекламные сувениры, наружная и витринная реклама — нас в данном случае не интересуют). Вполне возможен также перенос на рекламу видовых и жанровых признаков журналистики. Чрезвычайно интересно разобраться, какие рекламные сообщения можно считать чисто информаци-
Теория и практика массовой информации____________________________301
онными, какие аналитическими и какие художественными. Однако при определенном их сходстве с журналистскими рекламные жанры все же сохраняют специфический характер.
Безусловно, не стоит торопиться с прямыми переносами традиционных журналистских жанров на все рекламные произведения. Если бы это было так просто, реклама была бы не видом, но частью журналистики. Однако рекламная деятельность — самостоятельный вид творчества, но он находится в очень близком родстве с журналистикой (повторим: речь о рекламных материалах для СМИ). Очевидно, что многие свойства и функции рекламы зависят от ее информационного содержания. Реклама призвана, прежде всего,
информировать потребителей (сообщать) и убеждать (пропагандистская функция) их в необходимости воспользоваться теми или иными товарами, услугами и проч. Вот почему рекламу вполне логично рассматривать как часть деловой информации, т.е. особого вида журналистики.
Как уже отмечалось, главная цель журналистского труа—и рекламного творчества тоже — состоит в передаче информации (коммуникативный акт). Человек может выразить и воспринять мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения, или его литературной основой. Все это напрямую относится к печатной, радио- и телерекламе. Даже если речь идет о чисто видовом материале на телевидении (все том же «ролике», «клипе»), все начинается со сценария, написанного в традиционно вербальной форме.
Если в обычном журналистском, произведении использование тропов — необходимый элемент профессионального мастерства, то при изготовлении рекламы — это, что называется, предмет первой необходимости. Вот рекомендации по работе над рекламным текстом из коллекции покойного профессора МГУ Н.Н. Кохтева2, демонстрирующие более и менее удачные примеры использования тропов:
302_____________________________________________________А.Г.Киселев
-
Наиболее действенны в рекламе определения. Определения товаров и услуг должны вызывать конкретные ассоциации, представления. Подумайте сами, какую информацию несут слова хороший, лучший, вкусный, замечательный, необычный, своеобразный, интересный, специфический. Да никакую. В лучшем случае вы имеет приблизительное представление смысловом содержании этих слов! -
Цены могут быть высокие, средние, умеренные, низкие, но зачем же говорить хорошие цены, лучшие цены? В русско-литературном языке такого сочетания нет, а если рекламный автор хотел создать нечто индивидуально-авторское, то получилось это неудачно. -
А что значит вкусный или хороший на вкус? Вкус может быть соленый, кисло-сладкий, терпкий, пряный, сладко-приторный и т.д. Посему в рекламном тексте рекомендуется употреблять либо точные, нормативные определения, либо эпитеты, функция которых позволяет дать образное определение товару, услуге, понятию. -
Весьма плодотворно использование сравнений. Например, в объявлении объединения «Медэкспорт»: «Лазер, как скальпель». Или реклама дистанционного управления радиосторожа: «И нюх, как у собаки, и глаз, как у орла...» -
Иногда авторы рекламных текстов, стремясь подчеркнуть особые свойства объекта, его исключительность, прибегают к гиперболе: «Всемогущий сахар», «Маршрутам нет числа»... -
Еще один, до сих пор не названный нами, прием — олицетворение, когда свойства человека переносят на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Из рекламы изделий Конаковского завода: «Но русский фаянс не подчинялся «аглицкой манере», своим путем шел, народные традиции в себя впитал...» -
И так же как в литературе и журналистике, наиболее действенным художественным тропом является метафора. Реклама консервов: «Кальмар — это энергия океана на вашем столе»\ тканей: «Шелковая радуга» ювелирных изделий: «Маленькое солнце — камень в золото», и наконец, продовольствия: «Волшебный маргарин». -
Кроме того, в рекламных текстах нередко используются фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова, раз-
Теория и практика массовой информации____________________________303
личные образы из художественной литературы, мифологии, фольклора.
Стоимость рекламы, как правило, обусловлена ее расположением на полосе. В близком соседстве с материалами развлекательного характера рекламное место всегда стоит дороже. Понятно почему: здесь вероятность привлечь внимание читателей значительно выше, хотя сама реклама от такого соседства нередко проигрывает — в тех случаях, когда страдает недостаточной изобретательностью или даже входит в противоречие с развлекательными текстами.
Далее мы предлагаем программу теоретического курса «Реклама как вид журналистики», рассчитанного на самостоятельное изучение материала. Представьте себя слушателями учебного семинара, осваивающими секреты рекламной деятельности в современной журналистике. Перед вами проблемы, заслуживающие внимания, и формы занятий, которые, как нам кажется, могли бы дать желаемый эффект.
Предлагаемый курс дает возможность теоретического изучения и практического освоения методики эффективной рекламной деятельности в средствах массовой информации, причем, что особенно важно, — с использованием методов работы, изобразительно-выразительных средств самой журналистики. Логика данного курса поднимает авторитет профессии, превращает «рекламщика», составителя рекламных текстов (как раньше поэта-песенника называли автором текстов) в полноценного журналиста, не просто хорошо оплачиваемого наемного работника, но носителя творческой профессии, художника, мастера своего дела, уважаемого человека.
-
Политическаяреклама
Кроме явных рекламных объявлений существует еще серьезнейший пласт журналистской деятельности, называемый политической рекламой, или пропагандой.
Вообще-то слово пропаганда в его первоначальном определении — термин нейтральный, обозначающий распространение идей. При всем том, что цели пропаганды и политической рекламы (в современной интерпретации этих понятий) иногда совпадают, это все-таки разные явления. В первом случае речь
304_____________________________________________________А.Г.Киселев
идет о распространении государственной, узаконенной идеологии, нередко — навязывании аудитории официальной, обязательной точки зрения на личности политиков и их деятельность. Эту функцию выполняют контролируемые государством СМИ, и осуществляют ее органы массовой информации за деньги налогоплательщиков. Во втором случае политики сами, причем
в незавуалированной форме, открыто рекламируют себя за свои (иногда действительно собственные, чаще собранные у спонсоров) деньги. Пропаганда преподносится как истина в последней инстанции (вспомним единственно верное марксистско-ленинское учение и светлое будущее всего человечества — коммунизм или утверждения о превосходстве арийской расы), а политическая реклама оставляет место для сомнений, свободного выбора потребителя рекламы. В политической рекламе налицо стандартная конкурентная ситуация. Между тем, приемы и методы пропаганды и политической рекламы во многом похожи, а иногда полностью совпадают.
Для производителей рекламы, равно как и для журналистов, является обязательным соблюдение требований этики и политкорректности. В США еще в 1963 г. под давлением движения за расовое равноправие в общенациональные телепрограммы стали включать рекламу с участием темнокожих (первым из таких материалов была реклама стирального порошка с участием белого и чернокожего мальчиков). На отечественном телеэкране с успехом демонстрировался рекламный ролик, героем которого стал житель нашего Севера — эскимос или чукча (вероятнее второе, учитывая ассоциацию с популярной серией анекдотов). В то же время на советском ТВ за все годы его существования не было ни одного диктора с неславянской внешностью или нерусской фамилией (А. Буратаева появилась на ОРТ уже после распада СССР).
Очевидно, что при обсуждении вопроса о связи СМИ и выборов существуют три группы интересов, подчас вступающих в серьезные противоречия друг с другом:
-
стремление кандидата получить канал массовой связи с избирателями; -
интересы средств массовой информации со специфически журналистскими особенностями самовыражения; -
интересы общественности (электората), нуждающейся в получении максимально полной информации, необходимой для участия в выборах.
Теория и практика массовой информации____________________________305
Как совместить эти интересы? Могут ли чьи-то интересы превалировать, и если да, то каким образом?
Государственные СМИ освещают предвыборную кампанию в соответствии с инструкцией Центризбиркома, бесплатно предоставляя всем кандидатам одинаковое эфирное время. Независимые СМИ, в принципе, могут поступать в соответствии с вещательной политикой данного конкретного органа информации, однако и в этом случае следует стремиться к максимальной объективности, заботясь об авторитете и престиже телеканала.
Понятно, что в новостных программах невозможно применять аптекарские весы, чтобы с математической точностью выверить равные возможности кандидатов на эфир. Если кандидат — должностное лицо высокого ранга, участвующее в официальном, обязательном или хотя бы желательном для освещения мероприятии, то такой материал нельзя считать предвыборной агитацией, хотя объективно он работает на имидж кандидата.
В российских условиях на первом этапе число кандидатов на ту или иную выборную должность обычно весьма значительно. Можно ли всем предоставить одинаковое количество бесплатного эфирного времени, учитывая, что последнее все-таки небезгранично? Как быть с платной рекламой, когда в бюджет станции предлагаются весьма солидные, всегда нелишние средства? Все это непростые вопросы, окончательное решение которых впереди, если оно в принципе возможно.
Важный момент избирательной кампании — предвыборные дебаты, которые, всегда проходят в прямом эфире. Роль журналиста-ведущего здесь чрезвычайно сложна и ответственна. С одной стороны, он не имеет права на какую бы то ни было пристрастность к одному участнику дебатов в ущерб другим. С другой стороны, если ведущий самоустранится, в проигрыше окажутся не только зрители, но и участники дебатов. Представляя интересы аудитории, электората, общества, журналист должен действовать крайне осторожно, взвешенно, спокойно и продуманно. В теледебатах обычно задействованы самые опытные работники студии, обладающие высочайшим профессиональным мастерством.
306_____________________________________________________А.Г.Киселев
Можно посоветовать также поощрять участие аудитории, повышать ее интерес, используя для этого телефонные звонки, Интернет, приглашение в студию для участия в прямом эфире. Однако в этом кроется опасность пустой траты дорогого эфирного времени, если неподготовленным избирателям дать возможность задавать, тривиальные или даже не касающиеся существа дела вопросы.
Наконец, платная политическая реклама может содержать, как минимум, нереальные, невыполнимые обещания или, что значительно хуже, откровенную дезинформацию. Понятно, что от такой рекламы, лучше отказываться, какие бы материальные блага она ни сулила станции. Если же все-таки дезинформация попала в эфир, у журналистов есть возможность достойным образом ее прокомментировать, и рекламодатель здесь не вправе предъявлять претензии.