Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1374
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
294____________________________________________________А.Г.Киселев
Редакционный маркетинг определяет сферу применении маркетинговых приемов и предполагает четкую координацию маркетинговой службы и редакции на всех стадиях подготовки и производства издания.
В борьбе за внимание читателей уже одержаны первые победы. Благодаря проведенным на Западе исследованиям было установлено, что время, отводимое потребителями на чтение газет, значительно сократилось. Нынешнее поколение тратит на знакомство с газетами не больше 20 минут. В результате появился новый формат газет — «20 минут», который стал очень популярным в Швейцарии и Франции. Подобную газету можно полностью освоить именно за треть часа. Читают ее в общественном транспорте.
Другой пример. Чтобы расширить и закрепить собственную аудиторию, две солидные британские газеты The Times и Thе Independent перешли на так называемый таблоидный формат (tabloid), который традиционно считался форматом развлекательной прессы. Ранее они издавались в формате broadsheet (А2). И сегодня в Лондоне эти газеты можно встретить в двух форматах.
Таким образом, в итого можно сделать вывод о том, что для достижения успеха рекламной кампании необходимы разработка и планирование всего комплекса рекламных мероприятий. Успех — это фактор, вытекающий из требований рынка, который может дать фирме преимущества перед конкурентами. Чтобы добиться успешной рекламной кампании, необходимо разработать эффективный поэтапный ее план, грамотно определить цели и задачи кампании, просчитать стратегии медиа планирования1.
В целом, развитие маркетинга в СМИ в настоящее время ограничено рядом факторов — отсутствием общепринятой методики оценки вклада маркетинга в повышение капитализации компании, нехваткой квалифицированных специалистов маркетологов, отсутствием достоверных данных об участниках рынка. В то же время решение вышеперечисленных проблем без усиления роли маркетинговых служб вряд ли возможно.
В настоящий момент ситуация, которая сложилась с российскими медиаисследованиями, может быть охарактеризована
Теория и практика массовой информации____________________________295
одной фразой: рынок получает те данные, за которые он готов платить. Связано это, в первую очередь, с качеством предоставляемой информации. Для того чтобы разобраться в этом более детально, необходимо, понимать, что подавляющее большинство организаций, предоставляющих исследовательские данные, являются коммерческими, и заинтересованы в максимизации своей прибыли. Следовательно, на рынок предоставляются продукты, на которые существует вполне конкретный спрос как со стороны СМИ, так и со стороны рекламодателей и рекламных агентств.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте оценку маркетингу в средствах массовой информации.
2. Что из себя представляют маркетинговые службы в СМИ?
-
Каковы перспективы развития маркетинга в СМИ России? -
Охарактеризуйте в целом маркетинг как инструмент в рыночном поведении СМИ.
8.2. Реклама как вид журналистики
Рекламу, прежде всего, нужно рассматривать как творческий процесс. Между тем, реклама — это искусство. Реклама — это тяжелый изнуряющий труд. Реклама — это талант плюс большая доза везения. Реклама — это интуиция, если хотите, наитие, озарение плюс мастерство, доведенное до совершенства владение приемами и методами работы. Вы талантливы и удачливы? Тогда добро пожаловать — нет, еще не в рекламный бизнес, пока только в учебный класс.
Взваливая на свои плечи нелегкую ношу, взвесьте свои возможности, убедитесь, что вам по силам избранный труд. Сколько времени, сил, нервов затрачивает рекламный журналист, чтобы придумать удачный слоган, написать сценарий десятисекундного ролика, не говоря уже о планировании большой рекламной кампании! Но все трудности преодолеваются
296____________________________________________________А.Г.Киселев
много легче, когда вы вооружены необходимыми знаниями, обладаете опытом, выработали профессиональные навыки, владеете технологией журналистского и рекламного производства, по праву считаетесь мастером своего дела. Все это — обязательное «дополнение» к природным способностям, без этого никакой талант не поможет.
Эта глава рассчитана на самое первичное ознакомление с теорией и методикой журналистского творчества в рекламном бизнесе. Однако изложенное здесь может стать тем фундаментом, на котором будет строиться весь последующий процесс вашей профессиональной подготовки.
Реклама в определенной мере является показателем уровня и образа жизни и одновременно формирует их. Стало быть, не только по методам и способам, приемам и формам творческой работы, но и по ее результатам рекламную деятельность в средствах массовой информации можно отнести к одному из видов журналистской деятельности.
8.2.1. Журналистврекламномбизнесе
Что же роднит журналистику и рекламу? У них немало общего в приемах и методах создания, средствах распространения и способах воздействия на аудиторию, жанрово-тематических и изобразительно-выразительных особенностях. У журналистики и рекламы, в сущности, единая творческая лаборатория. «Живя под одной крышей», имея сходные цели и выполняя похожие задачи, журналистика и реклама, как представляется, вполне могли бы иметь общую теорию и методику.
Тем не менее, на практике журналистика и реклама, подчас искусственно, отделены друг от друга. Более того, журналисты нередко свысока смотрят на «рекламщиков» как на людей нетворческих (а ведь хорошая реклама немыслима без творческого взлета — в то время как посредственные журналистские материалы занимают значительную часть газетных площадей, теле- и радиопрограмм; впрочем, плохой — нетворческой — рекламы тоже хватает). В свою очередь, работники рекламного бизнеса, иногда кичась высокими заработками, реже — ощущая свой действительно высокий творческий потенциал, не идут
Теория и практика массовой информации____________________________297
на сближение с коллегами-журналистами, которые, по мнению (в общем справедливому) владельцев рекламных агентств, только потому и могут развиваться свободно и независимо, что средства для этого получают от рекламы. Однако связь и взаимозависимость здесь сложнее. А главное — в условиях рыночной экономики журналистика и реклама развиваются даже не в симбиозе, но в органическом единстве. Одно без другого невозможно, они неотделимы друг от друга.
Образно выражаясь, реклама — могучая зеленая ветвь на большом дереве журналистики. Или по-другому: журналистика и реклама — близкие родственники в творческом отношении, поскольку у них сходная «технология» творчества. Но если слагаемые мастерства журналиста давно и тщательно изучаются на серьезном научном уровне, то подобного нельзя сказать о мастерстве авторов рекламных произведений. Здесь существует обширный пласт литературы с практическими советами и рекомендациями столь же утилитарно-делового, прагматического характера, как и предмет рекламного творчества. Вот почему представляется крайне полезным и увлекательным попытаться перенести достижения журналистской науки на труд сотрудников рекламных агентств. Вот почему есть все основания проанализировать работу журналиста в рекламном бизнесе (назвав его не «рекламщиком», а журналистом, творческой личностью, если хотите — художником в первозданном смысле этого слова) и сделать это с позиций традиционной журналистики, ее теории и методики, во всеоружии журналистской науки. Подобная постановка вопроса делает предлагаемый курс оригинальным, отличающимся новизной и, как мы надеемся, практической ценностью.
Таким образом, предмет этой темы — изучение творческих и технологических особенностей создания эффективной рекламы в средствах массовой информации. Ее
цель — максимально сблизить приемы и методы работы в сфере традиционной журналистики и в рекламном бизнесе. После всего сказанного выше такая постановка вопроса, на первый взгляд, может показаться очевидной, ибо журналистику и рекламу, безусловно, объединяет то, что в обоих случаях речь идет о распространении информации и желании убедить аудиторию, хотя сфера деятельности традиционной журналистики — по преимуще-
298_____________________________________________________А.Г.Киселев
ству социально-политическая информация, а в рекламе — утилитарно-деловая. Почему же до сих пор исследование творческих проблем журналистики и рекламной деятельности проходило, в лучшем случае, параллельно, не пересекаясь и не взаимодействуя? Назрело время устранить это упущение.
Следовательно, изучение рекламного творчества призвано обеспечить надежным теоретическим фундаментом, методическими рекомендациями и заложить основу необходимых практических навыков. В сочетании фундаментального теоретического курса с практическими занятиями вы получаете все необходимое в области избранной специализации для эффективной деятельности в рекламном бизнесе. Вот возможные темы изучения курса путем самообразования.
8.2.2. Коммерческаятелереклама
Как же шел процесс становления рекламы — столь родственного журналистике вида творческой деятельности? Следует сказать, что даже не параллельно, хотя вплоть до начала XX в. — со значительным опережением, что объясняется утилитарным, прагматичным характером рекламы.
Принято считать, что первым дошедшим до наших дней рекламным материалом был египетский папирус с сообщением о продаже раба. О деятельности финикийских купцов рассказывают наскальные надписи вдоль древних торговых путей. В Древнем Риме рекламные объявления помещались на специально выстроенных и побеленных стенах— «амбумсах». Когда же рекламные надписи стали появляться на стенах жилых домов, что, естественно, не нравилось их владельцам, городские власти стали бороться с этим. Появился указ, направленный против дикой рекламы, который гласил: «Запрещается писать здесь. Горе тому, чье имя будет здесь упомянуто. Да не будет ему удачи».
Печатная реклама впервые появилась в Англии в 1473 г. Во второй половине XV в. в Британии приступили к выпуску еженедельной коммерческой газеты «Меркурий». Во Франции печатная реклама появилась в 1631 г. в «Газет де Франс».
Рекламное дело в России прошло две стадии становления. Уже в X—XI вв. русские купцы стали пользоваться услугами
Теория и практика массовой информации____________________________299
зазывал, извещавших потенциальных покупателей о достоинствах товаров и самого купца. Создателями и исполнителями виртуозной устной рекламы были коробейники. Второй этап развития отечественной рекламы связан с распространением ярмарочной торговли. Как раз в Нижнем Новгороде, до революции славившемся своей знаменитой ярмаркой, издавались газеты «Коммерческий листок», «Нижегородский ярмарочный справочный листок», «Нижегородская ярмарка». В это же время в Москве появилась газета «Комиссионер».
В Великобритании в настоящее время с ее старейшей в мире капиталистической системой насчитывается 300 рекламных агентств; в Москве еще недавно их было около двух тысяч. Попутно заметим, что сегодня в мире ежегодно расходуется на рекламу более 300 млрд. долл. В США она обеспечивает свыше половины доходов журналов, 75% -1- газет и почти 100% эфирного коммерческого телевидения. В России же надежная статистика, касающаяся рекламных расходов и доходов, пока отсутствует.
Современная система средств массовой информации России представлена гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Неотъемлемой органичной составной частью этой могущественной информационно-пропагандистской системы стали рекламные агентства, без которых существование независимой коммерческой прессы было бы просто невозможно.
Типология рекламы строится на иных принципах, нежели в традиционной журналистике: здесь жанровые особенности уступают место содержательным характеристикам, а на передний план выводится понятие целеполагании. До сих пор теоретики рекламы считают более важным, какую цель преследует тот или иной материал, нежели то, как он сделан. Однако в плане профессионального мастерства второе уж никак не менее важно.
Все начиналось очень просто: рекламная классификация, в сущности, укладывалась в два понятия — так называемая прямая реклама, или рекламное объявление, и, как говорят в англоязычных странах, адветориал — нечто промежуточное между объявлением и редакционной статьей в газете, теле- и