Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1370
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Освещение избирательной кампании в какой-то мере сопоставимо с работой в экстремальных условиях. Пока что российская реальность предоставляет журналистам достаточно возможностей для оттачивания своего мастерства, ибо выборы различного уровня проходят у нас с завидной регулярностью.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте понятие о рекламе как о виде журналистики. -
Поведение журналиста в рекламном бизнесе.
-
Что такое политическая реклама? Чем она отличается от любой другой деловой информации? -
Что такое рекламная кампания применительно к политической рекламе? Как здесь используется принцип серийности? -
Какими приемами вы предлагаете создавать положительный имидж политика? -
Что вы думаете об антирекламе или негативной рекламе? Возможно ли ее использование в политической рекламной кампании, и если да, то каковы границы использования приемов негативной рекламы? -
Попробуйте разработать план рекламной кампании для известного политического деятеля, реально баллотирующегося на тот или иной пост.
Теория и практика массовой информации____________________________307
-
Представьте, что вы стали владельцем собственной те- лерадиокомпании. Ваши указания «отделу кадров» по формированию творческого состава, распределению обязанностей, организационной структуре. -
Вам поручено создать новое рекламное агентство. Определите, с чего начнете. Как будете действовать? На чью помощь станете опираться?
10. Сформулируйте требования по результативности деятельности, составьте предполагаемый бизнес-план работы телерадиокомпании, печатного СМИ, рекламного агентства.
12. Попробуйте себя в разработке любого типа рекламы любого содержания (по собственному выбору) для Интернета.
ГЛАВА 9
ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА СО СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
(ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)
9.1. Интернет в жизнедеятельности современного общества (социологический анализ)
Жизнедеятельность современного общества по своему содержанию есть отражение его организации как субъекта исторического процесса. Она аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. А определяют ее такие особенности, как соответствие (либо несоответствие) состояния его элементов достигнутому уровню социального прогресса; формирование социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; детерминация интересов, потребностей, мотивов, установок деятельности социальных общностей и личностей; непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей.
Важное отличие современного этапа жизнедеятельности общества — его быстрая и всесторонняя информатизация. Начавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время он охватил не только все развитые, но и многие развивающиеся страны мирового сообщества. Под его воздействием происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь зна-
Теория и практика массовой информации____________________________309
чительно, что можно вполне обоснованно говорить о возникновении на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы.
В формировании единой информационно-коммуникационной
инфраструктуры и системы национальных информационных ресурсов, основой которых может быть централизованно-децентрализованная сеть центров — депозитариев информации, имеющих высокоскоростные коммуникационные каналы с большой пропускной способностью, определяющую роль играет Интернет.
В последние сорок лет показатель плотности сохраняемой информации возрос в 130 тыс. раз. Устройство размером с человеческий ноготь способно хранить информацию, равную по объему ста книгам по 500 страниц каждая. Десять лет назад сенсацией были громоздкие семикилограммовые лэптопы. Сейчас нормой становятся субноутбуки размером не больше телефонной книжки. Уже получили распространение так называемые «хэнд-хелды» (handhelds), «палмтоп-компьютеры», «персональные электронные помощники» (Personal Kigital Assistants, PKAs), умещающиеся на ладони.
Статистика распространенности Интернета в мире показывает, что количество подключенных к сети Интернет человек, живущих главным образом в Европе и Северной Америке, составляло в 1996 г. более 1100 млн. человек, в 1998 — 146 млн., в 2000 — 191 млн., в 2006 — 300 млн. человек
Сегодня в Интернете находится свыше 100 млн. документов, и специалисты предсказывают, что их количество в ближайшие два года вырастет до 800 млн. Согласно обзору Network Wizards на начало 2007 г. около 60 млн. компьютеров уже были подсоединены к Интернету.
Однако эти общие данные мало что говорят об интенсивности пользования глобальной сетью, о «густоте» информационных связей. Их надо соотнести с показателями, отражающими количество пользователей Интернета на 1000 человек населения страны. Несмотря на то, что США (пионеры в области создания Интернета) превосходят все другие страны по абсолютному числу пользователей сети, они не первые по относительным показателям. Лидером является ряд небольших, но процветающих скандинавских государств (Финляндия, Норвегия, Исландия).
310_____________________________________________________А.Г.Киселев
Внедрение широкомасштабной спутниковой связи резко расширит число пользователей и в Европе, и в странах СНГ, где не слишком высокое качество телефонной связи, а угроза перехода на повременную оплату вряд ли будет способствовать росту числа пользователей Интернет-сети. В США первая инвентаризация сети, проведенная Lycos в середине 1994 г., зафиксировала 54 тысячи web-страниц.
Что же представляет собою Интернет в самом начале XXI столетия, каково к нему отношение людей?
Шокирующий ответ на этот вопрос содержится в результатах только что опубликованного исследования американской фирмы BrightPlanet. Известные поисковые машины суммарно исчисляют один миллиард web-страниц, но новая технология BrightPlanet насчитывает 800 млрд. web-страниц.
Только в 1995 г. в Америке на каждые три человека приходился один компьютер. 18 млн. человек (почти 7% населения старше двух лет) могли пользоваться Интернетом из дома. Статистика зафиксировала немало юных его поклонников, так как родителям есть, что показать малышам: это и «мультики», и понравившиеся телевизионные передачи. В 1997 г. насчитывалось 56 млн. участников сети, в 1999 — 95,8 млн., а в 2000 г. — уже 200 млн. В последний год завершившегося столетия число американцев, < имеющих Интернет дома, увеличилось почти на 23%. В 2007 г. их было более 198 млн. Недавний опрос Стэндфордского института показал, что 65% американских семей имеют дома компьютер и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом дома или в других местах. По данным Nielsen// NetRatings, «домашняя» web-аудитория насчитывает почти 140 млн. человек, из которых более 83 млн. — ее активные посетители и еще свыше 34 млн. американцев пользуются Интернетом на рабочем месте и практически все — активно. Многие читали или знают об Интернете от родных и друзей, и потому можно с уверенностью утверждать, что большинство американцев знакомо с ним.
Согласно многолетним исследованиям специалистов Harris Poll, в истории цивилизации не было столь стремительно развивающихся технологий, как Интернет. Он осваивается обществом намного быстрее, чем телефон, кабельное телевидение автомобиль и даже холодильник.
Теория и практика массовой информации____________________________311
В Америке насчитывается 1 333 электронных почтовых ящиков в каждом компьютере, расположенном в фирме, в среднем полтора почтовых ящика, а в домашнем — четыре. Если учесть, что многие американцы имеют и рабочий и домашний электронные почтовые ящики, то получится, что сейчас в США примерно 110 млн. пользователей e-mail. Не менее быстро растет число подписчиков американского Интернета, передаваемого на мобильные телефоны. В начале 2007 г. их было 5,8 млн., а к концу того же года — почти 10 млн. человек.
Активность населения в названный период характеризовалась следующим образом. Каждый пользователь входил во всемирную электронную сеть в среднем 18 раз в месяц из дома и находился там по 30 минут. На рабочем месте он действовал еще энергичнее: 39 посещений в месяц с общим объемом — 20 часов.
По мере освоения Интернета люди начинают реже бродить по нему бесцельно и посещают меньшее количество сайтов за один сеанс. Однако в течение каждого из них они читают большее количество страниц, а их знакомство с размещенной там информацией становится шире и глубже. Чем основательнее осваивает человек электронную сеть, тем продолжительнее становится каждый сеанс.
По результатам исследования Cah-ners In-Stat Group, завершенного в 2006 г., из 14 млн. семей, предполагавших приобрести персональный компьютер, 43% намерены использовать его прежде всего для того, чтобы совершать необходимые покупки. Время между подключением к сети и началом покупок постоянно сокращается. Пятью годами ранее (2001 г.) первая web-покупка делалась примерно через 22 месяца с начала освоения сети, а в 2004 г. — уже через четыре. Опрос Greenfield Online, (2007 г.) показал, что около 99% пользователей сделали по крайней мере одну покупку в течение 90 дней.
Еще один факт, обнаруженный специалистами Roper Starch Worldwide, позволяет прогнозировать развитие практики web-покупок. 62% американцев-»сетян» с. равным успехом делают покупки как в магазинах больших известных фирм, так и небольших компаний.
Треть своего рабочего времени американцы проводят у компьютеров, в том числе пользуясь Интернетом, и девять из каж-
312_____________________________________________________А.Г.Киселев
дых десяти утверждают, что это доставляет им удовольствие. Интернет превращается в новую среду, соединяющую домашнее и рабочее время многих людей и повышающую эффективность решения многих рутинных задач. В 2000 г. только три процента пользователей рассматривали его в качестве источника различных новостей. Их поиск остается основной причиной обращения к Интернету и в настоящее время, но — лишь следующей непосредственно за электронной почтой. В начале 2007 г. каждый седьмой его пользователь, как правило, еженедельно четырежды получал новости именно таким образом.
Опрос 33 тыс. пользователей сети, проведенный NPK New Media Services в 2006 г., показал, что 181% респондентов обычно находят то, что ищут. (Летом 2006 г. их было 177%.) По данным телефонного опроса Gallup poll, две трети американцев предпочитают «скольжение» (surfing) по Интернету просмотру телевидения, и только четверть из них ставят телевидение выше. При этом, правда, почти две трети опрошенных получают большее удовольствие от ТВ, а треть — все же от пребывания в сети.
В 1938 г. Джордж Гэллап впервые спросил американцев о том, как они предпочитают проводить вечера. Лидировали чтение, театр и кино, время в кругу семьи. В начале 1960-х на первое место вышло телевидение. Такая же структура предпочтений наблюдается и сейчас. Интернет еще не сломал ее. Практически все (90—95%) используют сеть для получения новой информации, отправки и получения электронных сообщений; около половины пользователей делают с ее помощью покупки; для каждого пятого — это форма общения. Около трех четвертей посетителей Интернета считают, что он делает их жизнь лучше, четверть — не фиксируют никаких изменений и только два человека из ста связывают с ним ухудшение своей жизни.
В США ежедневно пересылается 1300 млн. электронных писем. Электронная почта развивается стремительно. Уже сейчас две трети пользователей Интернета предпочитают электронные сообщения почтовым и треть — телефонным.
В 2000 г. произошло структурное изменение американской аудитории домашнего потребления Интернета. Тогда впервые доли мужчин и женщин сравнялись. Правда, мужчины заметно
Теория и практика массовой информации____________________________313
опережают женщин по продолжительности интернет-сессий (в декабре 2000 г. эта разница достигала чуть более 2 часов) Заметны различия и в специфике интересов: мужчины предпочитают новости и информационные сайты, а женщины чаще обращаются за утилитарными сведениями. 70% последних уже не могут представить свою жизнь без пользования этой технологией.