Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1370

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Освещение избирательной кампании в какой-то мере сопо­ставимо с работой в экстремальных условиях. Пока что россий­ская реальность предоставляет журналистам достаточно воз­можностей для оттачивания своего мастерства, ибо выборы раз­личного уровня проходят у нас с завидной регулярностью.
Контрольные вопросы и задания


  1. Дайте понятие о рекламе как о виде журналистики.

  2. Поведение журналиста в рекламном бизнесе.

  1. Что такое политическая реклама? Чем она отличается от любой другой деловой информации?

  2. Что такое рекламная кампания применительно к поли­тической рекламе? Как здесь используется принцип серийнос­ти?

  3. Какими приемами вы предлагаете создавать положитель­ный имидж политика?

  4. Что вы думаете об антирекламе или негативной рекла­ме? Возможно ли ее использование в политической рекламной кампании, и если да, то каковы границы использования при­емов негативной рекламы?

  5. Попробуйте разработать план рекламной кампании для известного политического деятеля, реально баллотирующего­ся на тот или иной пост.


Теория и практика массовой информации____________________________307


  1. Представьте, что вы стали владельцем собственной те- лерадиокомпании. Ваши указания «отделу кадров» по формиро­ванию творческого состава, распределению обязанностей, орга­низационной структуре.

  2. Вам поручено создать новое рекламное агентство. Опре­делите, с чего начнете. Как будете действовать? На чью по­мощь станете опираться?

10. Сформулируйте требования по результативности деятельности, составьте предполагаемый бизнес-план работы телерадиокомпании, печатного СМИ, рекламного агентства.

12. Попробуйте себя в разработке любого типа рекламы любого содержания (по собственному выбору) для Интернета.


ГЛАВА 9

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА СО СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

(ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)

9.1. Интернет в жизнедеятельности современного общества (социологический анализ)
Жизнедеятельность современного общества по своему со­держанию есть отражение его организации как субъекта исто­рического процесса. Она аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д. А определяют ее такие особенности, как соответствие (либо несоответствие) состояния его элемен­тов достигнутому уровню социального прогресса; формирова­ние социальных норм, нормативов, целей и прогнозов обще­ственного развития; детерминация интересов, потребностей, мотивов, установок деятельности социальных общностей и лич­ностей; непосредственное влияние на формирование обществен­ных ценностей и жизненных позиций людей.

Важное отличие современного этапа жизнедеятельности общества — его быстрая и всесторонняя информатизация. На­чавшись в 70-х гг. прошлого столетия, процесс информатиза­ции общества в последние годы приобрел поистине глобаль­ный характер. В настоящее время он охватил не только все развитые, но и многие развивающиеся страны мирового сооб­щества. Под его воздействием происходят кардинальные изме­нения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоох­ранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глу­боки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь зна­-

Теория и практика массовой информации____________________________309
чительно, что можно вполне обоснованно говорить о возник­новении на нашей планете принципиально новой информацион­ной среды обитания — автоматизированной инфосферы.

В формировании единой информационно-коммуникационной
инфраструктуры и системы национальных информационных ресурсов, основой которых может быть централизованно-децентрализованная сеть центров — депозитариев информации, имеющих высокоскоростные коммуникационные каналы с большой пропускной способностью, определяющую роль играет Интернет.

В последние сорок лет показатель плотности сохраняемой информации возрос в 130 тыс. раз. Устройство размером с чело­веческий ноготь способно хранить информацию, равную по объе­му ста книгам по 500 страниц каждая. Десять лет назад сенса­цией были громоздкие семикилограммовые лэптопы. Сейчас нор­мой становятся субноутбуки размером не больше телефонной книжки. Уже получили распространение так называемые «хэнд-хелды» (handhelds), «палмтоп-компьютеры», «персональные электронные помощники» (Personal Kigital Assistants, PKAs), умещающиеся на ладони.



Статистика распространенности Интернета в мире показы­вает, что количество подключенных к сети Интернет человек, живущих главным образом в Европе и Северной Америке, со­ставляло в 1996 г. более 1100 млн. человек, в 1998 — 146 млн., в 2000 — 191 млн., в 2006 — 300 млн. человек

Сегодня в Интернете находится свыше 100 млн. докумен­тов, и специалисты предсказывают, что их количество в бли­жайшие два года вырастет до 800 млн. Согласно обзору Network Wizards на начало 2007 г. около 60 млн. компьютеров уже были подсоединены к Интернету.

Однако эти общие данные мало что говорят об интенсив­ности пользования глобальной сетью, о «густоте» информацион­ных связей. Их надо соотнести с показателями, отражающими количество пользователей Интернета на 1000 человек населе­ния страны. Несмотря на то, что США (пионеры в области со­здания Интернета) превосходят все другие страны по абсолют­ному числу пользователей сети, они не первые по относитель­ным показателям. Лидером является ряд небольших, но про­цветающих скандинавских государств (Финляндия, Норвегия, Исландия).

310_____________________________________________________А.Г.Киселев
Внедрение широкомасштабной спутниковой связи резко расширит число пользователей и в Европе, и в странах СНГ, где не слишком высокое качество телефонной связи, а угроза перехода на повременную оплату вряд ли будет способствовать росту числа пользователей Интернет-сети. В США первая ин­вентаризация сети, проведенная Lycos в середине 1994 г., за­фиксировала 54 тысячи web-страниц.

Что же представляет собою Интернет в самом начале XXI столетия, каково к нему отношение людей?

Шокирующий ответ на этот вопрос содержится в результа­тах только что опубликованного исследования американской фирмы BrightPlanet. Известные поисковые машины суммарно исчисляют один миллиард web-страниц, но новая технология BrightPlanet насчитывает 800 млрд. web-страниц.

Только в 1995 г. в Америке на каждые три человека прихо­дился один компьютер. 18 млн. человек (почти 7% населения старше двух лет) могли пользоваться Интернетом из дома. Ста­тистика зафиксировала немало юных его поклонников, так как родителям есть, что показать малышам: это и «мультики», и понравившиеся телевизионные передачи. В 1997 г. насчитыва­лось 56 млн. участников сети, в 1999 — 95,8 млн., а в 2000 г. — уже 200 млн. В последний год завершившегося столетия число американцев, < имеющих Интернет дома, увеличилось почти на 23%. В 2007 г. их было более 198 млн. Недавний опрос Стэндфордского института показал, что 65% американских семей имеют дома компьютер и 55% населения старше 18 лет пользуются Интернетом дома или в других местах. По данным Nielsen// NetRatings, «домашняя» web-аудитория насчитывает почти 140 млн. человек, из которых более 83 млн. — ее активные посетители и еще свыше 34 млн. американцев пользуются Интернетом на рабочем месте и практически все — активно. Многие читали или знают об Интернете от родных и друзей, и потому можно с уверенностью утверждать, что большинство американцев зна­комо с ним.


Согласно многолетним исследованиям специалистов Harris Poll, в истории цивилизации не было столь стремительно раз­вивающихся технологий, как Интернет. Он осваивается обще­ством намного быстрее, чем телефон, кабельное телевидение автомобиль и даже холодильник.


Теория и практика массовой информации____________________________311
В Америке насчитывается 1 333 электронных почтовых ящиков в каждом компьютере, расположенном в фирме, в сред­нем полтора почтовых ящика, а в домашнем — четыре. Если учесть, что многие американцы имеют и рабочий и домашний электронные почтовые ящики, то получится, что сейчас в США примерно 110 млн. пользователей e-mail. Не менее быстро рас­тет число подписчиков американского Интернета, передавае­мого на мобильные телефоны. В начале 2007 г. их было 5,8 млн., а к концу того же года — почти 10 млн. человек.

Активность населения в названный период характеризова­лась следующим образом. Каждый пользователь входил во все­мирную электронную сеть в среднем 18 раз в месяц из дома и находился там по 30 минут. На рабочем месте он действовал еще энергичнее: 39 посещений в месяц с общим объемом — 20 часов.

По мере освоения Интернета люди начинают реже бро­дить по нему бесцельно и посещают меньшее количество сай­тов за один сеанс. Однако в течение каждого из них они чита­ют большее количество страниц, а их знакомство с размещен­ной там информацией становится шире и глубже. Чем основа­тельнее осваивает человек электронную сеть, тем продолжи­тельнее становится каждый сеанс.

По результатам исследования Cah-ners In-Stat Group, за­вершенного в 2006 г., из 14 млн. семей, предполагавших приоб­рести персональный компьютер, 43% намерены использовать его прежде всего для того, чтобы совершать необходимые по­купки. Время между подключением к сети и началом покупок постоянно сокращается. Пятью годами ранее (2001 г.) первая web-покупка делалась примерно через 22 месяца с начала осво­ения сети, а в 2004 г. — уже через четыре. Опрос Greenfield Online, (2007 г.) показал, что около 99% пользователей сдела­ли по крайней мере одну покупку в течение 90 дней.

Еще один факт, обнаруженный специалистами Roper Starch Worldwide, позволяет прогнозировать развитие практики web-покупок. 62% американцев-»сетян» с. равным успехом делают покупки как в магазинах больших известных фирм, так и не­больших компаний.

Треть своего рабочего времени американцы проводят у ком­пьютеров, в том числе пользуясь Интернетом, и девять из каж­-


312_____________________________________________________А.Г.Киселев
дых десяти утверждают, что это доставляет им удовольствие. Интернет превращается в новую среду, соединяющую домаш­нее и рабочее время многих людей и повышающую эффектив­ность решения многих рутинных задач. В 2000 г. только три процента пользователей рассматривали его в качестве источни­ка различных новостей. Их поиск остается основной причиной обращения к Интернету и в настоящее время, но — лишь сле­дующей непосредственно за электронной почтой. В начале 2007 г. каждый седьмой его пользователь, как правило, ежене­дельно четырежды получал новости именно таким образом.

Опрос 33 тыс. пользователей сети, проведенный NPK New Media Services в 2006 г., показал, что 181% респондентов обыч­но находят то, что ищут. (Летом 2006 г. их было 177%.) По данным телефонного опроса Gallup poll, две трети американцев предпочитают «скольжение» (surfing) по Интернету просмотру телевидения, и только четверть из них ставят телевидение выше. При этом, правда, почти две трети опрошенных получают боль­шее удовольствие от ТВ, а треть — все же от пребывания в сети.

В 1938 г. Джордж Гэллап впервые спросил американцев о том, как они предпочитают проводить вечера. Лидировали чте­ние, театр и кино, время в кругу семьи. В начале 1960-х на первое место вышло телевидение. Такая же структура пред­почтений наблюдается и сейчас. Интернет еще не сломал ее. Практически все (90—95%) используют сеть для получения но­вой информации, отправки и получения электронных сообщений; около половины пользователей делают с ее помощью по­купки; для каждого пятого — это форма общения. Около трех четвертей посетителей Интернета считают, что он делает их жизнь лучше, четверть — не фиксируют никаких изменений и только два человека из ста связывают с ним ухудшение своей жизни.

В США ежедневно пересылается 1300 млн. электронных писем. Электронная почта развивается стремительно. Уже сей­час две трети пользователей Интернета предпочитают элект­ронные сообщения почтовым и треть — телефонным.

В 2000 г. произошло структурное изменение американской аудитории домашнего потребления Интернета. Тогда впервые доли мужчин и женщин сравнялись. Правда, мужчины заметно

Теория и практика массовой информации____________________________313
опережают женщин по продолжительности интернет-сессий (в декабре 2000 г. эта разница достигала чуть более 2 часов) За­метны различия и в специфике интересов: мужчины предпочи­тают новости и информационные сайты, а женщины чаще об­ращаются за утилитарными сведениями. 70% последних уже не могут представить свою жизнь без пользования этой техно­логией.