Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1369

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стаж использования компьютеров теми, кто старше 45 лет, составляет 8—9 лет; 8% из них называют себя экспертами, половина — опытными пользователями и четверо из десяти — новичками. Многие (81%) пользуются Интернетом уже более трех лет, образуя «ядро» американского сетевого сообщества Примерно пять часов в неделю он для них — средство элект­ронной почты.

Афроамериканцы и выходцы из стран Латинской Америки, пожилые американцы и группы населения с низким образова­нием менее активны в использовании Интернета, чем другие слои населения. Согласно опросу, проведенному в марте 2000 г., информационные потребности 50 млн. американцев пока удов­летворяются без использования сети. Ее исследователи были шокированы фактами того, что 44 млн. человек имеют недоста­точные навыки чтения и что крайне мало сайтов предназначе­но для представителей этнических групп, не знающих англий­ского языка.

Прошедший в декабре 2006 г опрос 80 тыс. семей показал, что сетевое поведение американцев не зависит от их расовой или этнической принадлежности. Более значимы возраст и об­разование человека, а также его технологический оптимизм. Личные предпочтения пользователей, такие, как искусство или садоводство, любовь к охоте или рыбалке, активнее формиру­ют тематические предпочтения сайтов, нежели национальность или культурная принадлежность.

Не удалось найти данных о русскоязычной американской сетевой аудитории. Но можно предположить, что молодежь из русскоязычных семей мало чем отличается от сверстников из семей белых американцев. Активность старших поколений сдер­живается недостаточной языковой подготовленностью и «бояз­нью» компьютера.

Для новых поколений web-сеть — естественная форма об­щения; их мир в значительной мере порожден Интернетом и

314_____________________________________________________А.Г.Киселев
без него не существует их информационное пространство. Не­редко дети пяти-шести лет выступают проводниками своих ро­дителей по «тропам» виртуального пространства, а многие под­ростки вообще не представляют своей жизни без Интернета. Данные исследовательского центра Roper Starch, опубликован­ные в 2005 г., указывают на то, что две трети подростков от 9 до 17 лет предпочитают его телевидению и более полови­ны — телефону. Совсем юные (9—11 лет) выходят в сеть три раза в неделю, чтобы пообщаться с друзьями в реальном време­ни, отправить письма и переписать для себя понравившиеся музыкальные произведения. Те, кто старше 15 лет, использу­ют Интернет пять раз в неделю.


Исследование потребительского поведения обнаруживает еще одну существенную черту отношения американской моло­дежи к Интернету. Сейчас молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет составляют примерно 10% всего населения Америки, и почти половина из них имеет доступ к электронной сети. Люди постарше пытаются соотнести элементы нового для них сетево­го потребления со своим пред-интернетовским опытом, тогда как молодые, наоборот, пытаются найти место традиционным (оффлайновым) чертам (схемам) потребительского поведения в естественных для них онлайновых стереотипах.

Вся обучающаяся ныне молодежь может быть автомати­чески зачислена в аудиторию пользователей web-сети. Иссле­дование, охватившее 4000 учебных заведений, обнаружило, что в течение 2006 г. количество американских колледжей, предла­гавших различные формы обучения через Интернет, утроилось. За год эти учебные заведения истратили на приобретение «тех­ники» 2,7 млрд. долл.; более трети колледжей обеспечивают ком­пьютерами студентов, живущих в кампусах.

По мнению аналитиков US National School Boards Foundation и Children's Television Workshop, 40% школьников в возрасте от 9 до 17 лет увязывают с сетью улучшение своего отношения к школе. Почти половина использует ее прежде все­го для выполнения школьных заданий, и многие взрослые по­могают им в этом.» Родители не отмечают, что из-за использо­вания Интернета их дети стали меньше читать, реже бывать на улице и общаться с другими членами семьи, но видят, что монитор компьютера становится более привлекательным для детей, чем телеэкран.

Теория и практика массовой информации____________________________315
Итак, статистика распространенности и использования Ин­тернета в Америке показывает, что к началу XXI столетия новая технология освоена населением и рассматривается при­мерно половиной взрослой его части как нечто обычное, каж­додневное, привычное и даже комфортное. Две трети взрослых и детей сказали, что если бы им пришлось жить на необитае­мом острове, то они взяли бы с собой персональный компьютер и Интернет.

Проект American Интернет User Survey, разрабатываемый с 1994 г. компанией CyberKialogue, ориентирован на многоас­пектное изучение динамики сетевого поведения. Вот прогноз На не очень отдаленное будущее. Пользователь Интернета за свою жизнь проведет в сети 23,5 месяца, из которых 9,5 затратит на отправку и прием сообщений по электронной почте. В целом он посвятит ей более 5% продолжительности своей жизни.

Что касается России, то прогнозируется еще больший рост числа пользователей Интернета. Причем это довольно значи­тельная прибавка, если принимать во внимание трудности кри­зисного периода, переживаемого страной. Конечно, увеличе­ние показателя до 530 человек на 1000 населения несопостави­мо с показателями даже таких стран, как маленькие Исландия или Сингапур. Однако для современного российского общества и такой прирост может считаться шагом вперед.



В связи с этим представляют интерес результаты анализа социального состава пользователей Интернета, проведенного в начале 2007 г. компанией «Гэллап Медиа» (ведущей в России в области медиа-исследований) в г. Москве. Они имеют важное значение, так как получены фактически в ходе первого иссле­дования, предоставившего данные не только об общем количе­стве посетителей сети, но и о составе аудитории по некото­рым серверам (социально-демографические данные аудитории). В отличие от других, проводимых внутренними (on-line) мето­дами, оно лишено специфических ошибок, связанных с полу­чением данных не по людям, а по компьютерам, и свидетель­ствует о росте внимания со стороны рынка традиционной рек­ламы к Интернет-рекламе как таковой. Полученные результа­ты, благодаря единым подходам, сопоставимы с данными по аудитории телевидения, прессы и радио.


316_____________________________________________________А.Г.Киселев
Исследование проводилось путем случайного телефонного опроса москвичей. В его ходе выяснялся социальный статус рес­пондента. Последнему также задавались вопросы о частоте пользования сетью и исследуемых серверах. Для определения размера аудитории были использованы такие характеристики, как средняя аудитория за неделю (weekly reach) — количество москвичей, обращающихся к Интернету хотя бы один раз в течение недели; средняя аудитория за сутки (daily reach) — количество москвичей, обращающихся к Интернету хотя бы один раз в течение суток Результаты составили 1 weekly reach — 1 436,2 тес. человек жителей Москвы, daily reach (в среднем) — 1 237,9 тыс. При сравнении этих цифр со статистикой серверов становится очевидным, что пользователи в выходные дни про­сматривают меньшее количество страниц, чем в будни, а сле­довательно, и рекламы.

Опираясь на результаты проведенного исследования, «Гэл-лап Медиа» делает вывод о том, что целевыми группами Интер­нета являются следующие социально-демографические катего­рии москвичей: мужчины 16—34 лет; люди с высшим образова­нием, имеющие собственный бизнес; люди с высоким достат­ком; руководители разного уровня; студенты, учащиеся, спе­циалисты. Несмотря на ограниченный характер, эти исследова­ния позволяют судить о социальном круге пользователей Ин­тернета. В столице России он пока узок и охватывает в основ­ном людей интеллектуальных профессий, бизнесменов, учащих­ся. В то же время можно с полной уверенностью предполагать
, что обозначившаяся в последние годы тенденция его расшире­ния в обозримом будущем наберет силу и превратится в четко выраженную закономерность общественного развития страны.

Статистические данные о социальном составе пользовате­лей Интернета в России (по оценкам различных независимых исследовательских агентств — Комкон-2, ФОМ, РОЦИТ) на сегодняшний день таковы. Приблизительно 27 млн. россиян хотя бы один раз использовали Интернет для работы или для развле­чения. Людей, постоянно работающих в сети, - около 3 млн. человек.

По данным различных исследовательских организаций, в России сегодня насчитывается 40—50 млн. персональных компь­ютеров. Из них не менее 30 млн. единиц способны работать с

Теория и практика массовой информации____________________________317
самым современным программным обеспечением и самыми слож­ными интернет-страницами.

Один из ведущих отечественных исследовательских цент­ров по изучению интернет-аудитории — группа Monitoring.Ru — приводит, данные по социально-демографическому составу пользователей сети на середину 2005г.

Максимальная российская аудитория сети (от 18 лет и стар­ше) имеет численность 19,2 млн. человек, что составляет 18,3% взрослого населения страны (138,5 млн. человек). Активная ауди­тория состоит из тех, кто проводит в Интернете не менее од­ного часа в неделю, и таких — 6,8 млн. человек, а ядро состав­ляют люди, работающие в сети не менее трех часов в неделю. Во всех аудиториях российского Интернета преобладают моло­дые образованные мужчины из семей с доходом выше среднего. Их социальное положение — специалисты с высшим образова­нием (65%), студенты, учащиеся (20%) и предприниматели (30%). Примерно треть аудитории — это люди до 24 лет, еще треть — от 25 до 34 лет. Средний возраст максимальной аудитории — 31 год. С ростом активности он сокращается до 29 лет. Людей от 60 и старше в интенсивных видах аудитории вообще нет, а в максимальной — их менее 13%.

В России молодые люди воспринимают интернет-техноло­гии как естественный, но пока не всем доступный элемент бы­тия. Различное отношение к Интернету у молодежи и лиц стар­ших возрастов поддерживает разница в возможностях трудоус­тройства молодых и пожилых людей, их ценностной ориента­ции и социальной адаптации. Лица с высшим и незаконченным высшим образованием составляют практически во всех аудито­риях Интернета более двух третей. Чем активнее аудитория, тем выше в ней доля людей с доходами более 1000 руб. на чело­века в месяц.

Мужчин, пользующихся сетью, значительно больше, чем женщин. В максимальной аудитории их 61,5%, а с повышением активности последней их представительство возрастает до 81%.


В максимальной аудитории специалисты с высшим образо­ванием составляют 83%, а в недельной — почти 59; студенты и учащиеся соответственно — 37 и 39; предприниматели — 40 и 47; руководители — 10 и 15%. Рабочие, пенсионеры и домохо­зяйки составляют в сумме в максимальной аудитории 10%, а в недельной их вообще нет.

318_____________________________________________________А.Г.Киселев
Свыше 59 млн. взрослых россиян получают информацию из Интернета (или имеют такой опыт). Около 33 млн. человек дела­ют это каждую неделю. Однако реальные масштабы влияния сети на российское общество значительно шире. Более 47 млн. пользователей сети привлекают друзей, в результате чего ею охвачены более 56 млн. россиян со средним возрастом 33 года.

Исходя из этих данных, можно сказать, что ни количе­ство персональных компьютеров, ни степень телефонизации страны не являются факторами, сильно влияющими на разви­тие сети Интернет в России. Последние несколько лет оно идет за счет крупных городов. (Процент жителей малых городов и поселений сельской местности в этой статистике ничтожно мал.) Наиболее быстрыми темпами сеть развивается в Москве и Санкт-Петербурге.

Значительная часть россиян пользуется сетью на работе (по России в целом на службе — 8,3%, дома — 6,9%), а некото­рые имеют доступ к ней и дома, и на работе. В первую очередь это жители Москвы и Санкт-Петербурга (москвичи: 8,5% — дома и 8,8 — на работе; петербуржцы: 7,5% — дома и 8,5 — на работе).

Интересно, что, по данным опроса Фонда общественного мнения, 31% россиян имеют материальную и техническую воз­можность пользоваться Интернетом, но не делают этого. И толь­ко 27% из них, вероятно, станут его пользователями в буду­щем, остальные 4% не имеют такого желания или вообще не слышали о сети. Возможно, одна из причин такого положения дел — несоответствие ресурсов российского сегмента сети Ин­тернет реальным запросам населения.

Перспективы развития в России Интернет-сети огромны, интерес к ней представителей молодых поколений не вызывает сомнения. И только низкий уровень благосостояния громадной части российских семей способен, к сожалению, затормозить самое широкое и быстрое продвижение современной информа­ционной и социально значимой технологии в нашей стране.
9.2. СМИ российского Интернета
Яндекс опубликовал информационный бюллетень о рус­скоязычных интернет-СМИ, данные для которого были собра­-

Теория и практика массовой информации____________________________319
ны службой Яндекс. Новости. Исследование посвящено не толь­ко выявлению характеристик СМИ — географии, активности и пр., но и анализу написанной и прочитанной информации в них.