Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1369
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стаж использования компьютеров теми, кто старше 45 лет, составляет 8—9 лет; 8% из них называют себя экспертами, половина — опытными пользователями и четверо из десяти — новичками. Многие (81%) пользуются Интернетом уже более трех лет, образуя «ядро» американского сетевого сообщества Примерно пять часов в неделю он для них — средство электронной почты.
Афроамериканцы и выходцы из стран Латинской Америки, пожилые американцы и группы населения с низким образованием менее активны в использовании Интернета, чем другие слои населения. Согласно опросу, проведенному в марте 2000 г., информационные потребности 50 млн. американцев пока удовлетворяются без использования сети. Ее исследователи были шокированы фактами того, что 44 млн. человек имеют недостаточные навыки чтения и что крайне мало сайтов предназначено для представителей этнических групп, не знающих английского языка.
Прошедший в декабре 2006 г опрос 80 тыс. семей показал, что сетевое поведение американцев не зависит от их расовой или этнической принадлежности. Более значимы возраст и образование человека, а также его технологический оптимизм. Личные предпочтения пользователей, такие, как искусство или садоводство, любовь к охоте или рыбалке, активнее формируют тематические предпочтения сайтов, нежели национальность или культурная принадлежность.
Не удалось найти данных о русскоязычной американской сетевой аудитории. Но можно предположить, что молодежь из русскоязычных семей мало чем отличается от сверстников из семей белых американцев. Активность старших поколений сдерживается недостаточной языковой подготовленностью и «боязнью» компьютера.
Для новых поколений web-сеть — естественная форма общения; их мир в значительной мере порожден Интернетом и
314_____________________________________________________А.Г.Киселев
без него не существует их информационное пространство. Нередко дети пяти-шести лет выступают проводниками своих родителей по «тропам» виртуального пространства, а многие подростки вообще не представляют своей жизни без Интернета. Данные исследовательского центра Roper Starch, опубликованные в 2005 г., указывают на то, что две трети подростков от 9 до 17 лет предпочитают его телевидению и более половины — телефону. Совсем юные (9—11 лет) выходят в сеть три раза в неделю, чтобы пообщаться с друзьями в реальном времени, отправить письма и переписать для себя понравившиеся музыкальные произведения. Те, кто старше 15 лет, используют Интернет пять раз в неделю.
Исследование потребительского поведения обнаруживает еще одну существенную черту отношения американской молодежи к Интернету. Сейчас молодые люди в возрасте от 16 до 22 лет составляют примерно 10% всего населения Америки, и почти половина из них имеет доступ к электронной сети. Люди постарше пытаются соотнести элементы нового для них сетевого потребления со своим пред-интернетовским опытом, тогда как молодые, наоборот, пытаются найти место традиционным (оффлайновым) чертам (схемам) потребительского поведения в естественных для них онлайновых стереотипах.
Вся обучающаяся ныне молодежь может быть автоматически зачислена в аудиторию пользователей web-сети. Исследование, охватившее 4000 учебных заведений, обнаружило, что в течение 2006 г. количество американских колледжей, предлагавших различные формы обучения через Интернет, утроилось. За год эти учебные заведения истратили на приобретение «техники» 2,7 млрд. долл.; более трети колледжей обеспечивают компьютерами студентов, живущих в кампусах.
По мнению аналитиков US National School Boards Foundation и Children's Television Workshop, 40% школьников в возрасте от 9 до 17 лет увязывают с сетью улучшение своего отношения к школе. Почти половина использует ее прежде всего для выполнения школьных заданий, и многие взрослые помогают им в этом.» Родители не отмечают, что из-за использования Интернета их дети стали меньше читать, реже бывать на улице и общаться с другими членами семьи, но видят, что монитор компьютера становится более привлекательным для детей, чем телеэкран.
Теория и практика массовой информации____________________________315
Итак, статистика распространенности и использования Интернета в Америке показывает, что к началу XXI столетия новая технология освоена населением и рассматривается примерно половиной взрослой его части как нечто обычное, каждодневное, привычное и даже комфортное. Две трети взрослых и детей сказали, что если бы им пришлось жить на необитаемом острове, то они взяли бы с собой персональный компьютер и Интернет.
Проект American Интернет User Survey, разрабатываемый с 1994 г. компанией CyberKialogue, ориентирован на многоаспектное изучение динамики сетевого поведения. Вот прогноз На не очень отдаленное будущее. Пользователь Интернета за свою жизнь проведет в сети 23,5 месяца, из которых 9,5 затратит на отправку и прием сообщений по электронной почте. В целом он посвятит ей более 5% продолжительности своей жизни.
Что касается России, то прогнозируется еще больший рост числа пользователей Интернета. Причем это довольно значительная прибавка, если принимать во внимание трудности кризисного периода, переживаемого страной. Конечно, увеличение показателя до 530 человек на 1000 населения несопоставимо с показателями даже таких стран, как маленькие Исландия или Сингапур. Однако для современного российского общества и такой прирост может считаться шагом вперед.
В связи с этим представляют интерес результаты анализа социального состава пользователей Интернета, проведенного в начале 2007 г. компанией «Гэллап Медиа» (ведущей в России в области медиа-исследований) в г. Москве. Они имеют важное значение, так как получены фактически в ходе первого исследования, предоставившего данные не только об общем количестве посетителей сети, но и о составе аудитории по некоторым серверам (социально-демографические данные аудитории). В отличие от других, проводимых внутренними (on-line) методами, оно лишено специфических ошибок, связанных с получением данных не по людям, а по компьютерам, и свидетельствует о росте внимания со стороны рынка традиционной рекламы к Интернет-рекламе как таковой. Полученные результаты, благодаря единым подходам, сопоставимы с данными по аудитории телевидения, прессы и радио.
316_____________________________________________________А.Г.Киселев
Исследование проводилось путем случайного телефонного опроса москвичей. В его ходе выяснялся социальный статус респондента. Последнему также задавались вопросы о частоте пользования сетью и исследуемых серверах. Для определения размера аудитории были использованы такие характеристики, как средняя аудитория за неделю (weekly reach) — количество москвичей, обращающихся к Интернету хотя бы один раз в течение недели; средняя аудитория за сутки (daily reach) — количество москвичей, обращающихся к Интернету хотя бы один раз в течение суток Результаты составили 1 weekly reach — 1 436,2 тес. человек жителей Москвы, daily reach (в среднем) — 1 237,9 тыс. При сравнении этих цифр со статистикой серверов становится очевидным, что пользователи в выходные дни просматривают меньшее количество страниц, чем в будни, а следовательно, и рекламы.
Опираясь на результаты проведенного исследования, «Гэл-лап Медиа» делает вывод о том, что целевыми группами Интернета являются следующие социально-демографические категории москвичей: мужчины 16—34 лет; люди с высшим образованием, имеющие собственный бизнес; люди с высоким достатком; руководители разного уровня; студенты, учащиеся, специалисты. Несмотря на ограниченный характер, эти исследования позволяют судить о социальном круге пользователей Интернета. В столице России он пока узок и охватывает в основном людей интеллектуальных профессий, бизнесменов, учащихся. В то же время можно с полной уверенностью предполагать
, что обозначившаяся в последние годы тенденция его расширения в обозримом будущем наберет силу и превратится в четко выраженную закономерность общественного развития страны.
Статистические данные о социальном составе пользователей Интернета в России (по оценкам различных независимых исследовательских агентств — Комкон-2, ФОМ, РОЦИТ) на сегодняшний день таковы. Приблизительно 27 млн. россиян хотя бы один раз использовали Интернет для работы или для развлечения. Людей, постоянно работающих в сети, - около 3 млн. человек.
По данным различных исследовательских организаций, в России сегодня насчитывается 40—50 млн. персональных компьютеров. Из них не менее 30 млн. единиц способны работать с
Теория и практика массовой информации____________________________317
самым современным программным обеспечением и самыми сложными интернет-страницами.
Один из ведущих отечественных исследовательских центров по изучению интернет-аудитории — группа Monitoring.Ru — приводит, данные по социально-демографическому составу пользователей сети на середину 2005г.
Максимальная российская аудитория сети (от 18 лет и старше) имеет численность 19,2 млн. человек, что составляет 18,3% взрослого населения страны (138,5 млн. человек). Активная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернете не менее одного часа в неделю, и таких — 6,8 млн. человек, а ядро составляют люди, работающие в сети не менее трех часов в неделю. Во всех аудиториях российского Интернета преобладают молодые образованные мужчины из семей с доходом выше среднего. Их социальное положение — специалисты с высшим образованием (65%), студенты, учащиеся (20%) и предприниматели (30%). Примерно треть аудитории — это люди до 24 лет, еще треть — от 25 до 34 лет. Средний возраст максимальной аудитории — 31 год. С ростом активности он сокращается до 29 лет. Людей от 60 и старше в интенсивных видах аудитории вообще нет, а в максимальной — их менее 13%.
В России молодые люди воспринимают интернет-технологии как естественный, но пока не всем доступный элемент бытия. Различное отношение к Интернету у молодежи и лиц старших возрастов поддерживает разница в возможностях трудоустройства молодых и пожилых людей, их ценностной ориентации и социальной адаптации. Лица с высшим и незаконченным высшим образованием составляют практически во всех аудиториях Интернета более двух третей. Чем активнее аудитория, тем выше в ней доля людей с доходами более 1000 руб. на человека в месяц.
Мужчин, пользующихся сетью, значительно больше, чем женщин. В максимальной аудитории их 61,5%, а с повышением активности последней их представительство возрастает до 81%.
В максимальной аудитории специалисты с высшим образованием составляют 83%, а в недельной — почти 59; студенты и учащиеся соответственно — 37 и 39; предприниматели — 40 и 47; руководители — 10 и 15%. Рабочие, пенсионеры и домохозяйки составляют в сумме в максимальной аудитории 10%, а в недельной их вообще нет.
318_____________________________________________________А.Г.Киселев
Свыше 59 млн. взрослых россиян получают информацию из Интернета (или имеют такой опыт). Около 33 млн. человек делают это каждую неделю. Однако реальные масштабы влияния сети на российское общество значительно шире. Более 47 млн. пользователей сети привлекают друзей, в результате чего ею охвачены более 56 млн. россиян со средним возрастом 33 года.
Исходя из этих данных, можно сказать, что ни количество персональных компьютеров, ни степень телефонизации страны не являются факторами, сильно влияющими на развитие сети Интернет в России. Последние несколько лет оно идет за счет крупных городов. (Процент жителей малых городов и поселений сельской местности в этой статистике ничтожно мал.) Наиболее быстрыми темпами сеть развивается в Москве и Санкт-Петербурге.
Значительная часть россиян пользуется сетью на работе (по России в целом на службе — 8,3%, дома — 6,9%), а некоторые имеют доступ к ней и дома, и на работе. В первую очередь это жители Москвы и Санкт-Петербурга (москвичи: 8,5% — дома и 8,8 — на работе; петербуржцы: 7,5% — дома и 8,5 — на работе).
Интересно, что, по данным опроса Фонда общественного мнения, 31% россиян имеют материальную и техническую возможность пользоваться Интернетом, но не делают этого. И только 27% из них, вероятно, станут его пользователями в будущем, остальные 4% не имеют такого желания или вообще не слышали о сети. Возможно, одна из причин такого положения дел — несоответствие ресурсов российского сегмента сети Интернет реальным запросам населения.
Перспективы развития в России Интернет-сети огромны, интерес к ней представителей молодых поколений не вызывает сомнения. И только низкий уровень благосостояния громадной части российских семей способен, к сожалению, затормозить самое широкое и быстрое продвижение современной информационной и социально значимой технологии в нашей стране.
9.2. СМИ российского Интернета
Яндекс опубликовал информационный бюллетень о русскоязычных интернет-СМИ, данные для которого были собра-
Теория и практика массовой информации____________________________319
ны службой Яндекс. Новости. Исследование посвящено не только выявлению характеристик СМИ — географии, активности и пр., но и анализу написанной и прочитанной информации в них.