Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1365

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Портрет СМИ Рунета

(информационная активность изданий Рунета)
По данным опросов на октябрь 2006 г., новости в Интерне­те читает около 13% населения России (данные ВЦИОМ). Как и вся аудитория Рунета, это число постоянно растет. Еще год назад новости в Интернете читали около 10% россиян.

Новости в Интернете распространяют интернет-СМИ — регулярно обновляемые информационные сайты, имеющие по­стоянную аудиторию и зачастую — официальную лицензию СМИ (в этом исследовании термином «интернет-СМИ» мы называ­ли как изначально онлайновые ресурсы, так и интернет-сай­ты традиционных медиа).

По данным службы Яндекс. Новости, каждый будний день в российском Интернете появляется около 27 тыс. ново­стей, в выходной — около 6 тыс. Число новостей русскоязыч­ных интернет-СМИ растет так же быстро, как и дневная ауди­тория Рунета. За год количество новостей на одного пользова­теля русскоязычного Интернета не изменилось — и суточная аудитория, и суточное предложение новостей в Рунете вырос­ли на 50%


Часть предлагаемого пользователю контента интернет-СМИ создают не сами, а копируют у своих коллег по медиабизнесу. По данным Яндекс. Новостей, объем «копипейста» в новостном Рунете уже несколько лет составляет 20% от общего объема информационных сообщений.

Одно среднестатистическое интернет-СМИ создает 18 но­востей в день. При этом у наиболее активных СМИ информаци­онный поток намного более плотный: в среднем первая сотня самых «пишущих» изданий предлагает читателям 161 новость в будний день (год назад — 102 новости).

Каждый год в Интернете появляются сотни интернет-из­даний. В Рунете все более заметную долю занимают специали­зированные издания, предоставляющие информацию о той или иной отрасли. В среднем одно такое отраслевое издание созда­-

320_____________________________________________________А.Г.Киселев
ет четыре информационных сообщения в сутки, а самые актив­ные — 44 новости (т. е. примерно в 4 раза меньше, чем в сред­нем по медиасфере для активных СМИ).
География русскоязычных интернет-СМИ
География интернет-СМИ Рунета достаточно широка. Бо­лее 75% всех русскоязычных сообщений — от изданий, рабо­тающих в России, оставшаяся часть — преимущественно из ближнего зарубежья.
Трафик. Поставщики аудитории для интернет-изданий
Читатели попадают на страницы новостных сайтов различ­ными путями. Если говорить о самых посещаемых интернет-СМИ, то в среднем только треть их аудитории «помнит», где именно они привыкли читать новости (т. е. вводит в строке бра­узера адрес издания или переходит на сайт издания из закла­док браузера). Таких посетителей можно условно назвать «под­писчиками», или постоянной аудиторией издания. Другие ис­точники трафика (потока пользователей) для типичного интер­нет-СМИ — сети обмена баннерами (в том числе и между сами­ми изданиями), каталоги сайтов (например, Rambler's Тор-100), новостные агрегаторы (сайты, которые не создают собственно­го контента, но транслируют ссылки на ленты интернет-изда­ний — «Новотека», RedTram, Яндекс. Новости) и поисковые системы.

Основным источником «непостоянной» аудитории для боль­шинства интернет-СМИ остаются баннерные сети. Вклад баннеров в посещаемость интернет-изданий может достигать 50%. Два других заметных генератора трафика — это новостные аг­регаторы и каталоги. СМИ, попавшие на первую страницу ката­лога Rambler's Тор-100, обычно получают до 10% своего тра­фика от этого каталога.



Некоторые новостные ленты (например, сайты радиостан­ции «Эхо Москвы» и газет «Новые известия» и «Труд») получа­ют около 35% своей аудитории со страниц только Яндекс. Но­востей. В октябре 2006 г. 4 млн. посетителей службы Яндекс. Новости 20 млн. раз переходили по ссылкам на новостные сай­-

Теория и практика массовой информации____________________________321
ты. Таким образом, в среднем, каждый посетитель службы по­бывал на пяти новостных страницах партнерских СМИ.

Эффект «умножения трафика», создаваемый агрегаторами, приводит к тому, что часть интернет-СМИ корректируют редакционную политику, чтобы получать больше трафика (в частности, разделяют одно новостное сообщение на несколько более мелких, выбирают яркие заголовки . и пр.).

Еще один способ привлечения аудитории — размещение ссылок на новости издания на крупных порталах. Но такой ме­тод получения новостного трафика пока нельзя назвать распро­страненным: сегодня в Рунете им реально пользуется только деловая газета «Взгляд», около года назад сменившая новости РБК на главной странице портала Mail, ru (по оценке Яндекса, поддержка Mail, ru дает «Взгляду» до 300 тыс. посетителей в сутки, т. е. вплоть до 70% ежедневной аудитории издания).
Авторитетность и цитируемость
Об интересе аудитории к интернет-СМИ, можно судить как по их посещаемости, так и по другим параметрам. Напри­мер, для определения «авторитетности» Интернет-ресурсов мож­но использовать тематический индекс цитирования (тИЦ) Ян­декса. Этот показатель учитывает качественную характеристи­ку ссылок на сайт с других сайтов — так называемый «вес ссылки».

Еще одним параметром оценки интереса пользователей к изданиям можно назвать количество упоминаний каждого из интернет-изданий в интернет-дневниках пользователей русско­язычной сети (по данным Поиска по блогам Яндекса). Рейтинг цитируемое СМИ в Интернете и в блогах выглядит следую­щим образом — табл. 3.

Очевидно, что оба списка нельзя назвать репрезентатив­ными для всей аудитории Рунета. Например, блоггеры могут обойти вниманием самые посещаемые новостные сайты. Жур­нал «Афиша», радио «Эхо Москвы» и газета «Коммерсантъ», — сайты всех этих СМИ попадают в десятку наиболее цитируе­мых среди блоггеров ресурсов. И все они находятся за предела­ми десятки самых посещаемых (по версии счетчиков Mail.ru, Rambler и Liveinternet). Вместе с тем посещаемые сайты РБК и


322____________________________________________________А.Г.Киселев

Таблица 3

Рейтинги цитируемости СМИ Рунета (по данным Поиска Яндекса и Поиска Яндекса по блогам на ноябрь 2007 г.)


«Авторитетность СМИ по показателю тИЦ

Самые цитируемые в блогах интернет-СМИ

1.Газете.ру

1.Lenta.ru

2.РИА Новости

2.Взгляд

3.РБК

3.NEWSru.com

4.Lenta.ru

4.Газете.ру

5.Комсомольская правда

5.Коммерсант

6.Утро.ру

6.РИА Новости

7.Известия.ру

7.Комсомольская правда

8.Коммерсант

8.Эхо Москвы

9.NEWSru.com

9.Афиша

10.Независимая газета

10.REGNUM



«Утро. ру» вообще не вошли в десятку наиболее цитируемых блогах интернет-СМИ.
О чем и о ком пишут и читают в российском Интернете: темы и события
Происшествия, спорт и культура — именно эти темы боль­ше всего занимают читателей интернет-СМИ. Интерес к проис­шествиям более чем вдвое превышает интерес к новостям политике.

Самый популярный «новостной» поисковый запрос за последние три месяца — об Анне Политковской. Второй по попу­лярности — о пожаре в Троицком соборе Петербурга. Интере­суясь этой темой, чаще всего люди задавали запрос: «Троиц­кий собор горит» — с глаголом в настоящем времени. Всего на эту тему было написано 910 новостных сообщений и 1375 постов в блогах. Многие очевидцы пожара «в прямом эфире» вели ре­портажи в своих блогах (сетевых дневниках), опережая СМИ.

Авторы блогов — это активная часть интернет-пользователей. Десятки тысяч блоггеров пишут о том, что видят своими глазами и узнают из новостей.

Здесь заметно расхождение между российскими СМИ и блогосферой. Больше всего откликов в СМИ за минувший квар-

Теория и практика массовой информации____________________________323
тал вызвали российско-грузинские отношения. А по количеству обсуждений в блогах эта тема стала только второй. Зато ливано-израильский конфликт, разворачивавшийся вдали от границ России, в блогах стал темой № 1. Референдум о независимости Приднестровья вызвал значительный отклик в СМИ и попал в десять главных событий, но блоггерам обсуждать его было не­интересно. Даже несмотря на то, что ситуации в Украине было посвящено больше 23 ООО сообщений в интернет-СМИ (это 20% всех сообщений топовой десятки), у русскоязычных блоггеров тема не вызвала большого интереса. Зато, в отличие от СМИ, блогосфера не обошла вниманием Саммит Большой восьмерки. Трехдневный саммит вошел в десятку тем в блогах вместе с «долгоиграющими» ливано-израильским конфликтом и отноше­ниями России и Грузии.
Персоны и цитаты
Помимо информации о самых популярных событиях Ян­декс. Новости ведут статистику самых популярных персон по упоминаниям в сюжетах новостей (на основе раздела «Пресс-портреты»). Эта информация может дополнить картину собы­тий, больше всего занимавших СМИ, поскольку повышенный интерес к персоне свидетельствует и об интересе к связанному с ней событию.

Владимир Путин сегодня — самый упоминаемый в русско­язычных СМИ политик. Значительно набирает вес Дмитрий Медведев. Следующие места поделили между собой политики Украины: Викторы Янукович и Ющенко и Юлия Тимошенко, а также политики Грузии.