Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1366
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, каждый будний день в российском Интернете появляется около 47 тыс. новостей, в выходной — около 10 тыс. Число сообщений от русскоязычных интернет-СМИ растет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. При этом, по данным службы Яндекс. Новости, число новостей, копируемых одними изданиями у других, уже несколько лет составляет 20% от общего объема информационных сообщений.
В среднем только треть аудитории посещаемых русскоязычных СМИ «помнит», где именно они привыкли читать новости (т. е. вводит в строке браузера адрес издания или перехо-
324_____________________________________________________А.Г.Киселев
дит на сайт издания из закладок браузера). Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного интернет-СМИ — сети обмена баннерами, каталоги сайтов, новостные агрегаторы и поисковые системы.
Читателей русскоязычных интернет-СМИ сегодня больше всего занимают новости о происшествиях, спорте и культуре. При этом читательский спрос на новости о политике намного ниже предложения новостей на эту тему (из десяти самых главных с точки зрения СМИ новостей за третий квартал 2006 г. только три — неполитические).
Два наиболее цитируемых русскоязычными интернет-изданиями высказывания за третий квартал 2006 г. принадлежат относительно неизвестным и непубличным чиновникам — замдиректора Федеральной миграционной службы Михаилу Тюркину и руководителю Федеральной аэронавигационной службы Александру Нерадько (оба комментария — на тему российско-грузинского конфликта).
Русскоязычные СМИ достаточно часто пишут о политиках Украины. В рейтинге самых упоминаемых новостными изданиями Рунета ньюсмейкеров за этот же период Виктор Янукович, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко занимают второе, третье и четвертое места.
Больше всего новостей в Рунете распространяют интернет-издания из России, Украины и Беларуси. Среди наиболее информационно-активных городов лидирует Москва, второе третье место — у Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.
Взаимодействие с электронными СМИ и другими ресурсами
Почему интернет-сайт может помочь взаимодействовать с традиционными и электронными средствами массовой информации?
СМИ проявляют повышенный интерес к Интернету как источнику первичной информации, поэтому сайт можно и нужно использовать как канал воздействия на журналистов.
Полноценный. Интернет-сайт компании может предоставить СМИ, в том числе и электронным, документы, фото, аудио- и видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях компании. В рамках
Теория и практика массовой информации____________________________325
интернет-ресурса можно мгновенно поставить в известность миллионы пользователей (например, акционеров или инвесторов) о новых продуктах или услугах, событиях или документах. Для этих целей наиболее эффективным может оказаться привлечение Интернет СМИ. Посещаемость среднестатистического корпоративного ресурса составляет 100 уникальных посетителей в день или около 2500 посетителей в месяц с учетом выходных и праздничных дней, в которые посещаемость традиционно ниже, чем в будни. Не каждая компания в месяц раздает столько рекламных материалов. При сравнительно низкой себестоимости рекламы компания получает мощное средство продвижения на рынке. К тому же стоимость размещения рекламных материалов в Интернет СМИ обычно ниже, чем в традиционных После публикации web сайт становится доступен пользователям Интернет всего мира. Это означает, что компанию смогут найти люди из регионов, в которых нет ее представительств. При этом, если сайт имеет контент на нескольких языках, то о компании узнают посетители из других стран. Интернет-сайт сделает информацию о Вашей компании доступной для мировых электронных СМИ.
Например, дня компании bitermark — http://wwwintermarkru/ был разработан интернет-ресурс, ориентированный одновременно на презентацию услуг компании, как за рубежом, так и на внутреннем рынке.
9.3. Журналист в условиях рынка
Специалисты по связям с общественностью, получив высшее образование, должны приходить в учреждения PR, газету, на телевидение, радио вооруженными методологической культурой — они обязаны понимать законы массово-информационной деятельности, знать функции и принципы журналистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и интерпретировать факты социальной действительности, В то же время в современной России сложился рынок журналистского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требования.
326_____________________________________________________А.Г.Киселев
9.3А. Самоуправление журналиста
Каждый журналист постоянно чувствует на себе посторонние взгляды. О результатах его труда судят люди, знакомящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок совпадают с требованиями общества и с внутренней работой самовоспитания, которую приходится вести каждому человеку интеллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее достояние личности происходят без мучительного надрыва. Напротив, любая рассогласованность между критериями нравственного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом.
Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным условиям подготовки материала, то функция самоконтроля — это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.
«Когда обгоняли крестьянина, впрягшегося, как лошадь, в телегу с нехитрым скарбом, Халип потянулся к фотоаппарату и, несмотря на бурные мои протесты, все же нажал на спуск. Тогда мы были по-своему оба правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом — только сняв его, и он был прав... Мне показалось тогда стыдным, безнравственным, невозможным снимать все это, я бы не мог объяснить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был прав тогда» (Из военных воспоминаний 1941 г. К. Симонова).
«Снять» расхождение между ними можно путем саморегуляции, которая заключается в корректировке деятельности, уточнении программ данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом. Нравственный смысл управления своей деятельностью со стороны журналиста состоит не только в том, что его «фундаментальный информационный блок» заключает в себе моральные принципы и нормы, которые выступай в роли регуляторов от собственного поведения и критериев
Теория и практика массовой информации____________________________327
выносимых им оценок. Этот смысл еще и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к людям, которые включены в нее, осознается им как его собственное, интимное нравственное отношение.
Конечно, перемены в общественном положении помогают человеку отделить в себе самом индивида от социального существа. В таком случае происходит реальное отстранение (если воспользоваться терминологией В. Шкловского), возникает возможность взглянуть на объект — самого себя — в новом, непривычном ракурсе. Но выйти из круга сложившихся представлений часто трудно даже очень одаренным людям. Рассматривая сущность человека как совокупность его общественных отношений, необходимо подчеркнуть значение наличных интересов в детерминации поведения индивида. Социальные интересы предопределяют и основную направленность ее позиции. Но полностью во власти своих интересов и потребностей человек находится до тех пор, пока он не выделяет себя из окружающего мира, не рассматривает свое отношение к миру, к другим людям и к самому себе именно как отношение, покуда тем самым он не сознает самого себя как личность, способную управлять собой.
Профессиональный долг — вот тот внутренний закон, который должен предопределять поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям, ориентироваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате профессиональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться, как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требованиям долга. Верность сознательно выбранным принципам помогает ему выстоять в периоды социальных потрясений, не поддаться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профессиональное достоинство и избежать мук совести. Несмотря на четко сформулированные правовые и моральные ограничения, нужно отдавать себе отчет в том, что это всего лишь настойчивые рекомендации, но решение следовать им или не следовать в конкретной ситуации все-таки будет принимать живой человек, а не идеальный мифический журналист. И в этом смысле трудно представить, что хоть раз столкнувшийся с угроза-
328_____________________________________________________А.Г.Киселев
ми в свой адрес или в адрес своих близких и натолкнувшийся в такой ситуации на демонстративное равнодушие правоохранительных органов обычный журналист будет и впредь, не оглядываясь по сторонам, пытаться донести до читателей правдивую, но для чьих-то интересов опасную информацию, опираясь при этом только на чувство журналистского долга.
Трудно ожидать от обычного журналиста, родившегося и выросшего в нашей стране, где человек часто ценится не тем, что всю жизнь соблюдал законы, а тем, что умел их обходить), что он в конкретной ситуации без колебаний предпочтет длинный, но законный путь короткому, но игнорирующему закон. И большой вопрос: можно ли его в этом обвинять? Ведь он — продукт окружающей его действительности. И, как это ни прискорбно, необходимо, наверное, признать, что в настоящее время в России отрицательным серьезнейшим регулятором в работе журналиста является, по нередко встречающимся оценкам общественности, низкий общий морально-нравственный уровень населения, разложившиеся правоохранительные органы и коррумпированная или, как минимум, зависимая судебная система. Все это превращает работу журналиста, опирающегося на высокоморальные принципы, в постоянное испытание на прочность, а нравственный выбор часто сводится к выбору: «Нравственно ли отступить от своих принципов, если на карту поставлена безопасность твоих близких?»
Конечно, не все так печально, и наметившаяся за последние годы динамика в сторону роста правового самосознания граждан, укрепления нравственных устоев общества, требовательности к правоохранительным органам оставляет надежду, что влияние этого последнего из названных регуляторов на работу журналиста будет ослабевать. Возможно, скоро журналист, решившийся осветить острую тему, не будет оставаться один на один с проблемой среди -равнодушия сограждан и бездействующих правоохранительных органов перед выбором, не оставляющим выбора. И тут необходимо отметить, что на этом пути журналисты, уже выстрадавшие свой Кодекс профессиональной этики и использующие такое мощное средство влияния на общественное мнение, как СМИ, могут и должны быть впереди, подавая пример нравственного поведения в условиях нашей сегодняшней действительности всем остальным.
Теория и практика массовой информации____________________________329
9.3.2. Потенциал творческой личности сотрудника СМИ
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека является работа. Многогранность феномена профессиональной деятельности признается экономистами, социологами, социальными психологами, однако представители различных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины.
То же самое мы видим и в области журналистских исследований. Выделяется следующий комплекс требований к журналисту:
-
тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступления; -
соотнесение их с научно-материалистическими закономерностями общественного развития; -
оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся; -
единство слова и дела, публикаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества; -
объединение качеств глубинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступностью публицистических произведений». Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.
Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы).