Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1366

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, каждый будний день в российском Интер­нете появляется около 47 тыс. новостей, в выходной — около 10 тыс. Число сообщений от русскоязычных интернет-СМИ ра­стет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. При этом, по данным службы Яндекс. Новости, число новостей, копируе­мых одними изданиями у других, уже несколько лет составля­ет 20% от общего объема информационных сообщений.

В среднем только треть аудитории посещаемых русско­язычных СМИ «помнит», где именно они привыкли читать но­вости (т. е. вводит в строке браузера адрес издания или перехо­-

324_____________________________________________________А.Г.Киселев
дит на сайт издания из закладок браузера). Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного интернет-СМИ — сети обмена баннерами, каталоги сайтов, новостные агрегаторы и поисковые системы.

Читателей русскоязычных интернет-СМИ сегодня больше всего занимают новости о происшествиях, спорте и культуре. При этом читательский спрос на новости о политике намного ниже предложения новостей на эту тему (из десяти самых глав­ных с точки зрения СМИ новостей за третий квартал 2006 г. только три — неполитические).

Два наиболее цитируемых русскоязычными интернет-из­даниями высказывания за третий квартал 2006 г. принадлежат относительно неизвестным и непубличным чиновникам — зам­директора Федеральной миграционной службы Михаилу Тюркину и руководителю Федеральной аэронавигационной службы Александру Нерадько (оба комментария — на тему российско-грузинского конфликта).

Русскоязычные СМИ достаточно часто пишут о полити­ках Украины. В рейтинге самых упоминаемых новостными из­даниями Рунета ньюсмейкеров за этот же период Виктор Янукович, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко занимают второе, третье и четвертое места.

Больше всего новостей в Рунете распространяют интер­нет-издания из России, Украины и Беларуси. Среди наиболее информационно-активных городов лидирует Москва, второе третье место — у Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.
Взаимодействие с электронными СМИ и другими ресурсами
Почему интернет-сайт может помочь взаимодействовать с традиционными и электронными средствами массовой информа­ции?

СМИ проявляют повышенный интерес к Интернету как ис­точнику первичной информации, поэтому сайт можно и нужно использовать как канал воздействия на журналистов.


Полноценный. Интернет-сайт компании может предоставить СМИ, в том числе и электронным, документы, фото, аудио- и видеоматериалы, необходимые для формирования правильного представления о деятельности и возможностях компании. В рам­ках

Теория и практика массовой информации____________________________325
интернет-ресурса можно мгновенно поставить в известность миллионы пользователей (например, акционеров или инвесто­ров) о новых продуктах или услугах, событиях или документах. Для этих целей наиболее эффективным может оказаться при­влечение Интернет СМИ. Посещаемость среднестатистическо­го корпоративного ресурса составляет 100 уникальных посети­телей в день или около 2500 посетителей в месяц с учетом вы­ходных и праздничных дней, в которые посещаемость традици­онно ниже, чем в будни. Не каждая компания в месяц раздает столько рекламных материалов. При сравнительно низкой себе­стоимости рекламы компания получает мощное средство про­движения на рынке. К тому же стоимость размещения реклам­ных материалов в Интернет СМИ обычно ниже, чем в традици­онных После публикации web сайт становится доступен пользо­вателям Интернет всего мира. Это означает, что компанию смогут найти люди из регионов, в которых нет ее представительств. При этом, если сайт имеет контент на нескольких языках, то о компании узнают посетители из других стран. Интернет-сайт сделает информацию о Вашей компании доступной для миро­вых электронных СМИ.

Например, дня компании bitermark — http://wwwintermarkru/ был разработан интернет-ресурс, ориентированный одновременно на презентацию услуг компании, как за рубежом, так и на внут­реннем рынке.
9.3. Журналист в условиях рынка
Специалисты по связям с общественностью, получив выс­шее образование, должны приходить в учреждения PR, га­зету, на телевидение, радио вооруженными методологичес­кой культурой — они обязаны понимать законы массово-ин­формационной деятельности, знать функции и принципы жур­налистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и ин­терпретировать факты социальной действительности, В то же время в современной России сложился рынок журналист­ского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требо­вания.


326_____________________________________________________А.Г.Киселев
9.3А. Самоуправление журналиста
Каждый журналист постоянно чувствует на себе посто­ронние взгляды. О результатах его труда судят люди, знако­мящиеся с его материалами, и коллеги, оценки его поведению дает редакционный коллектив. Если стереотипы этих оценок со­впадают с требованиями общества и с внутренней работой само­воспитания, которую приходится вести каждому человеку ин­теллектуального труда, то освоение индивидом ценностей и норм профессиональной морали, их перевод во внутреннее дос­тояние личности происходят без мучительного надрыва. Напро­тив, любая рассогласованность между критериями нравствен­ного поведения обрекает журналиста на тяжелую внутреннюю борьбу: желания спорят с нормой, средства противоречат цели, совесть не мирится с долгом.



Если благодаря самоорганизации складывается стратегия деятельности журналиста применительно к конкретным усло­виям подготовки материала, то функция самоконтроля — это проверка качества решения той или иной задачи, установление рассогласований между эталоном и результатом действия.

«Когда обгоняли крестьянина, впрягшегося, как лошадь, в телегу с нехитрым скарбом, Халип потянулся к фотоаппарату и, несмотря на бурные мои протесты, все же нажал на спуск. Тогда мы были по-своему оба правы. Фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом — только сняв его, и он был прав... Мне показалось тогда стыдным, безнрав­ственным, невозможным снимать все это, я бы не мог объяс­нить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был прав тогда» (Из военных воспоминаний 1941 г. К. Симонова).

«Снять» расхождение между ними можно путем саморегу­ляции, которая заключается в корректировке деятельности, уточнении программ данной творческой операции и стратегии творческого акта в целом. Нравственный смысл управления сво­ей деятельностью со стороны журналиста состоит не только в том, что его «фундаментальный информационный блок» заклю­чает в себе моральные принципы и нормы, которые выступай в роли регуляторов от собственного поведения и критериев

Теория и практика массовой информации____________________________327
выносимых им оценок. Этот смысл еще и в том, что отношение журналиста к задачам и способам своей деятельности и к лю­дям, которые включены в нее, осознается им как его собствен­ное, интимное нравственное отношение.

Конечно, перемены в общественном положении помогают человеку отделить в себе самом индивида от социального суще­ства. В таком случае происходит реальное отстранение (если воспользоваться терминологией В. Шкловского), возникает воз­можность взглянуть на объект — самого себя — в новом, не­привычном ракурсе. Но выйти из круга сложившихся представ­лений часто трудно даже очень одаренным людям. Рассматри­вая сущность человека как совокупность его общественных от­ношений, необходимо подчеркнуть значение наличных интере­сов в детерминации поведения индивида. Социальные интересы предопределяют и основную направленность ее позиции. Но полностью во власти своих интересов и потребностей человек находится до тех пор, пока он не выделяет себя из окружаю­щего мира, не рассматривает свое отношение к миру, к дру­гим людям и к самому себе именно как отношение, покуда тем самым он не сознает самого себя как личность, способную уп­равлять собой.


Профессиональный долг — вот тот внутренний закон, ко­торый должен предопределять поведение журналиста. Его смысл в том, чтобы правдивым словом помогать людям, ориентиро­ваться в происходящем. Измена долгу ведет к утрате професси­ональной пригодности и нравственной деградации специалиста. Поэтому состояться, как профессионал журналист может в том случае, если он состоялся как личность, следующая требова­ниям долга. Верность сознательно выбранным принципам помо­гает ему выстоять в периоды социальных потрясений, не под­даться воздействию внешних влияний, избежать растерянности при изменении политической конъюнктуры, сохранить профес­сиональное достоинство и избежать мук совести. Несмотря на четко сформулированные правовые и моральные ограничения, нужно отдавать себе отчет в том, что это всего лишь настой­чивые рекомендации, но решение следовать им или не следо­вать в конкретной ситуации все-таки будет принимать живой человек, а не идеальный мифический журналист. И в этом смыс­ле трудно представить, что хоть раз столкнувшийся с угроза­-

328_____________________________________________________А.Г.Киселев
ми в свой адрес или в адрес своих близких и натолкнувшийся в такой ситуации на демонстративное равнодушие правоохрани­тельных органов обычный журналист будет и впредь, не огля­дываясь по сторонам, пытаться донести до читателей правди­вую, но для чьих-то интересов опасную информацию, опира­ясь при этом только на чувство журналистского долга.

Трудно ожидать от обычного журналиста, родившегося и выросшего в нашей стране, где человек часто ценится не тем, что всю жизнь соблюдал законы, а тем, что умел их обхо­дить), что он в конкретной ситуации без колебаний предпочтет длинный, но законный путь короткому, но игнорирующему за­кон. И большой вопрос: можно ли его в этом обвинять? Ведь он — продукт окружающей его действительности. И, как это ни прискорбно, необходимо, наверное, признать, что в настоя­щее время в России отрицательным серьезнейшим регулятором в работе журналиста является, по нередко встречающимся оценкам общественности, низкий общий морально-нравственный уровень населения, разложившиеся правоохранительные орга­ны и коррумпированная или, как минимум, зависимая судебная система. Все это превращает работу журналиста, опирающего­ся на высокоморальные принципы, в постоянное испытание на прочность, а нравственный выбор часто сводится к выбору: «Нравственно ли отступить от своих принципов, если на карту поставлена безопасность твоих близких?»


Конечно, не все так печально, и наметившаяся за послед­ние годы динамика в сторону роста правового самосознания граждан, укрепления нравственных устоев общества, требова­тельности к правоохранительным органам оставляет надежду, что влияние этого последнего из названных регуляторов на работу журналиста будет ослабевать. Возможно, скоро журна­лист, решившийся осветить острую тему, не будет оставаться один на один с проблемой среди -равнодушия сограждан и без­действующих правоохранительных органов перед выбором, не оставляющим выбора. И тут необходимо отметить, что на этом пути журналисты, уже выстрадавшие свой Кодекс профессио­нальной этики и использующие такое мощное средство влия­ния на общественное мнение, как СМИ, могут и должны быть впереди, подавая пример нравственного поведения в условиях нашей сегодняшней действительности всем остальным.

Теория и практика массовой информации____________________________329
9.3.2. Потенциал творческой личности сотрудника СМИ
Неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного че­ловека является работа. Многогранность феномена профессио­нальной деятельности признается экономистами, социологами, социальными психологами, однако представители различных научных дисциплин выделяют в его исследовании отдельные аспекты, не давая целостной картины.

То же самое мы видим и в области журналистских иссле­дований. Выделяется следующий комплекс требований к жур­налисту:

  • тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступления;

  • соотнесение их с научно-материалистическими законо­мерностями общественного развития;

  • оценка их с точки зрения интересов большинства трудя­щихся;

  • единство слова и дела, публикаций и собственных обще­ственных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества;

  • объединение качеств глубинного и правдивого отобра­жения событий с популярностью изложения, доступностью пуб­лицистических произведений». Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.

Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концентрических окружностей. Ядро личности — это склон­ности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый круг вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психологические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопедизм, про­фессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, способности и знания журналиста. В практической деятельности одновременно проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридичес­кой, этической (четвертый круг схемы).