Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1362
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые исследователи, полагая, что все многообразие необходимых журналисту качеств не поддается описанию»,
330_____________________________________________________А.Г.Киселев
делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, владение техническими средствами труда и т.д.), характерологические (отношение к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость).
Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отношение к методам творчества, рейтинг жанров, этические вопросы и т.п.) раскрываются и в проводимых в последнее время социологических опросах, как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории.
Однако, на наш взгляд, исследования журналистского корпуса ведутся на макроуровне, когда журналист-личность рассматривается как частичка совокупности этого корпуса, и предлагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микроуровне, исследуя разные типы журналистов: их социально-профессиональную жизнь, скорость и качество публицистического письма, адаптацию и комфортность в редакционном коллективе.
Правда, в последнее время делается попытка из совокупности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой информации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд.
Разного рода опросы показывают, что работа в общественном производстве потеряла престиж, перестала быть социально значимой ценностью. По данным сравнительного исследования, считают работу главным делом жизни в США 50% населения, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10%. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места приложения труда, степени интенсивности работы, социальной и профессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 г. в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской
Теория и практика массовой информации____________________________331
профессии. До перестройки он составлял 26,5% (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в первые годы гласности — престиж поднялся до 42%, а в 1995-м составлял всего 14,5% . Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем сегодня.
В условиях жестко централизованной политики и отсутствия гласности, свободы печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их индивидуальные качества, личностное «инакомыслие» подавлялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуальным становится поиск средств максимального раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования. Задача осложняется из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цензуры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начинают искать какие-то пути, чтобы выжить.
Бывший министр печати и информации Российской Федерации М. Федотов замечает по этому поводу: «Сейчас мы наблюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и телевидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им содержать семью. А те, кто остается, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элементарные нормы не только журналистской, но и общечеловеческой этики». Сказанное несколько лет тому назад и сегодня сохраняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованностью, оперативностью. Но прав и ветеран журналистики Александр Бовин (оставив дипломатическую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который утверждает, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизионных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газетчиков:
332____________________________________________________А.Г.Киселев
не морализующих, а просто информирующих... Существует много журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как-раз не объем информации, а, прежде всего,
анализ, рассуждений, выводы. Не рассуждающая журналистика — это нонсенс, это просто не журналистика». И в самом деле, именно аналитичностью и страстной публицистикой привлекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Левиков, тот же Бовин — газетные «звезды» 80- гг. Сегодня популярны ведущие телевизионных развлекательных передач, а кумиров газетной публицистики вспоминаешь с трудом. В кадровом «раскладе» наиболее ярких газет, и особенно журналов, выделяются всем известные имена — «последние могикане» отечественной журналистики в окружении молодых политологов, экономистов, юристов, литераторов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журналистских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, нацеленной преимущественно на подготовку журналистов для массовой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безусловным авторитетом, просто не могут опереться на новое поколение журналистов и с тревогой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в полной мере учитывается факт существования «разноуровневой» журналистики, требования к кадрам для качественной прессы. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке социальных, политических и экономических тем. Используя интервью, информационные заметки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы, всегда с оттенком скандальности или сенсационности. Журналисту не только рекомендуется — он даже обязан делать самые смелые предположения, порой оскорбляющие героев публикаций. Незначительный факт при умелой подаче становится скандальным событием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта прак-
Теория и практика массовой информации____________________________333
тика может сослужить журналисту и печальную службу: вольная трактовка фактов, поверхностное отношение к публикуемой информации часто приводят к судебным разбирательствам.
Творческая личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приемами
, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист ни выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.
Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслоения К. Маркса первым провел различие между классами и статусом групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации: класс, партия и статусная группа. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.
В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенциальный человек — еще не индивидуум; индивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек; личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу личности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство, прежде всего, работой, творчеством.
9.3.3. Самомаркетинг как условие становления журналиста
Для личности журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глубоким аналитическим умом, творческой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же
334_____________________________________________________А.Г.Киселев
если он работает в авторитетном средстве массовой информации, которое пользуется популярностью в массовой аудитории, открывается путь к широкой известности, к вершинам журналистской карьеры.
Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый случай, которая при пассивном ее ожидании так и останется надеждой. Для активного карьерного продвижения журналисту, на наш взгляд, следует использовать определенный механизм.
Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организации существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предпринимаемая для создания, поддержки или изменения позиции или поведения по отношению к конкретным лицам. Две наиболее распространенные формы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.
Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые актеры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает в себя посещение кандидатом политического рынка избирателей и использование маркетинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогрет стремительным ростом политической рекламы, распространением научных методов изучения общественного мнения, компьютерного анализа распределения голосов избирателей.
Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, привлекательности своего образа он должен позаботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге журналиста. Это важнейший инструмент, который помог бы молодому работнику телевидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналистской карьеры, наряду с талантом, трудолюбием, настойчивостью. Для этого он должен следовать принципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы гово-
Теория и практика массовой информации____________________________335
рим о сегментировании рынка труда, то подразумеваем специализацию журналиста, где ему лучше бы работалось — в газете или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких каналах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны затеряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наоборот, выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в постоянной работе журналиста над собой, в росте его квалификации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зрительского или читательского спроса (регулярные социологические замеры позволяют узнать, в какой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория).
Но, прежде всего, нужно знать ситуацию на рынке журналистского труда. Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американского исследования были «сконструированы» условные среднестатистические портреты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, имеет одного или двоих детей, работает журналистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умеренных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим степень бакалавра, полученную в общественном колледже, женатым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имеющим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход российского журналиста, Очевидно потому, что в условиях нынешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского.