Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1362

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Некоторые исследователи, полагая, что все многообра­зие необходимых журналисту качеств не поддается описанию»,

330_____________________________________________________А.Г.Киселев
делят их на несколько внутренне целостных подгрупп: идейно-нравственные, деловые (способность, интеллект, память, вла­дение техническими средствами труда и т.д.), характерологи­ческие (отношение к делу, инициатива и ответственность), физические (здоровье и выносливость).

Широкий спектр параметров журналиста и связанные с этим проблемы (отношение к методам творчества, рейтинг жан­ров, этические вопросы и т.п.) раскрываются и в проводимых в последнее время социологических опросах, как работников средств массовой информации, так и массовой аудитории.

Однако, на наш взгляд, исследования журналистского кор­пуса ведутся на макроуровне, когда журналист-личность рас­сматривается как частичка совокупности этого корпуса, и пред­лагаются качества, универсальные и необходимые для всех. Думается, следует переходить к анализу проблемы на микро­уровне, исследуя разные типы журналистов: их социально-про­фессиональную жизнь, скорость и качество публицистическо­го письма, адаптацию и комфортность в редакционном коллек­тиве.

Правда, в последнее время делается попытка из совокуп­ности журналистов вычленить такой социальный слой-страту, как элита. Но журналистская элита по численности составляет доли процента армии работников средств массовой информации. Среднестатистическому журналисту в силу объективных и субъективных причин не прорваться в элитный ряд.

Разного рода опросы показывают, что работа в обществен­ном производстве потеряла престиж, перестала быть социаль­но значимой ценностью. По данным сравнительного исследова­ния, считают работу главным делом жизни в США 50% населе­ния, в Швеции — 45, в ФРГ — 25, а в пределах бывшего СССР — лишь 10%. Причины такого положения известны: с одной стороны, труд из-за недостаточных заработков не может обеспечить нормальный уровень жизни, с другой, у человека практически нет возможности свободного выбора места прило­жения труда, степени интенсивности работы, социальной и про­фессиональной мобильности. Похожая проблема не обошла и журналистику. Социологический опрос среди работников средств массовой информации, проведенный в 1995 г. в восьми регионах России, показал динамику падения престижа журналистской


Теория и практика массовой информации____________________________331
профессии. До перестройки он составлял 26,5% (такова доля опрошенных, убежденных в его наличии), в первые годы глас­ности — престиж поднялся до 42%, а в 1995-м составлял всего 14,5% . Иначе говоря, даже в застойные времена, когда не было свободы слова, свою профессию журналисты ценили значительно выше, чем сегодня.

В условиях жестко централизованной политики и отсут­ствия гласности, свободы печати журналисты были ограничены идеологическими рамками творчества, игнорировались их инди­видуальные качества, личностное «инакомыслие» подавлялось требованиями партийной организации. Поэтому сегодня весьма актуальным становится поиск средств максимального раскры­тия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования. Задача осложняет­ся из-за парадокса нашего времени. С одной стороны, нет цен­зуры — пиши, что хочешь; с другой — рынок, экономические трудности отбросили многие средства массовой информации за грань нищеты, и журналисты начинают искать какие-то пути, чтобы выжить.

Бывший министр печати и информации Российской Феде­рации М. Федотов замечает по этому поводу: «Сейчас мы на­блюдаем очень прискорбный процесс, когда профессиональные журналисты уходят из редакций газет и редакций радио и те­левидения в другие сферы экономики и в рекламный бизнес, поскольку те деньги, которые они зарабатывают, не позволя­ют им содержать семью. А те, кто остается, к сожалению, не настолько профессиональны, чтобы соблюдать даже элемен­тарные нормы не только журналистской, но и общечеловечес­кой этики». Сказанное несколько лет тому назад и сегодня со­храняет силу. Но, к счастью, оставшихся профессионалов все же подавляющее большинство, и то, что они готовят к печати, к показу на телевидении и в радиоэфире, часто привлекает живостью, раскованностью, оперативностью. Но прав и вете­ран журналистики Александр Бовин (оставив дипломатичес­кую службу, он в 1997 г. вернулся в «Известия»), который ут­верждает, что интеллектуальный, духовный уровень многих газетных и телевизионных материалов заметно снизился. «За ориентир принимается низшая планка читательских интересов... Кто-то полагает, что в России теперь время других газетчиков:

332____________________________________________________А.Г.Киселев
не морализующих, а просто информирующих... Существует много журналистов мирового класса. И главный критерий их «классности» как-раз не объем информации, а, прежде всего,

анализ, рассуждений, выводы. Не рассуждающая журналисти­ка — это нонсенс, это просто не журналистика». И в самом деле, именно аналитичностью и страстной публицистикой при­влекали читателей Анатолий Аграновский, Юрий Щекочихин, Юрий Рост, Александр Левиков, тот же Бовин — газетные «звезды» 80- гг. Сегодня популярны ведущие телевизионных раз­влекательных передач, а кумиров газетной публицистики вспо­минаешь с трудом. В кадровом «раскладе» наиболее ярких га­зет, и особенно журналов, выделяются всем известные име­на — «последние могикане» отечественной журналистики в ок­ружении молодых политологов, экономистов, юристов, литера­торов. Это не означает предубеждений редакций, отрицания существующей системы подготовки журналистских кадров, но сигнализирует о некотором неблагополучии в этой системе, на­целенной преимущественно на подготовку журналистов для мас­совой прессы, для рекламы и PR. Редакторы таких изданий, переманивая журналистов с безусловным авторитетом, просто не могут опереться на новое поколение журналистов и с трево­гой об этом говорят. В системе профессионального образования пока не в полной мере учитывается факт существования «раз­ноуровневой» журналистики, требования к кадрам для качествен­ной прессы. Иное положение в развлекательной прессе с ее легкостью изложения и отсутствием глубины в разработке со­циальных, политических и экономических тем. Используя ин­тервью, информационные заметки, корреспонденции, редакции подобных газет и журналов стремятся развлечь читателей, заполнить их досуг. Здесь у начинающего журналиста больше шансов добиться успехов, чем в ежедневных городских газетах: в основу текста ложится факт, и, используя его, журналист строит собственные предположения и гипотезы, всегда с оттен­ком скандальности или сенсационности. Журналисту не только рекомендуется — он даже обязан делать самые смелые пред­положения, порой оскорбляющие героев публикаций. Незначи­тельный факт при умелой подаче становится скандальным со­бытием и тем привлекает внимание читателей. Однако эта прак­-

Теория и практика массовой информации____________________________333
тика может сослужить журналисту и печальную службу: воль­ная трактовка фактов, поверхностное отношение к публикуе­мой информации часто приводят к судебным разбирательствам.

Творческая личность в журналистике может быть изна­чально ориентирована не на виртуозное владение приемами
, а на творческое самовыражение, в каких бы жанрах журналист ни выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки (свидетельства качества издания), сколько обзоры, куль­турологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знани­ями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.

Макс Вебер в противовес концепции одномерного расслое­ния К. Маркса первым провел различие между классами и ста­тусом групп. Он выделил три критерия расслоения общества: экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три еди­ницы стратификации: класс, партия и статусная группа. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объе­диненные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.

В философской литературе так трактуются формы бытия человека: потенциальный человек — еще не индивидуум; ин­дивидуум — человек, идентичный другим; индивидуальность — социально неповторимый человек; личность — индивидуум, влияющий на общественный прогресс. Последняя фаза (форма) часто так и остается неоконченной: причастность к статусу лич­ности человек доказывает до конца своего жизненного пути, утверждая свое лидерство, прежде всего, работой, творчест­вом.
9.3.3. Самомаркетинг как условие становления журналиста
Для личности журналиста, если он обладает уникальными качествами (талантом, глубоким аналитическим умом, творчес­кой оперативностью, настойчивостью и волей и т.д.), к тому же


334_____________________________________________________А.Г.Киселев
если он работает в авторитетном средстве массовой информа­ции, которое пользуется популярностью в массовой аудитории, открывается путь к широкой известности, к вершинам журна­листской карьеры.

Она начинается, конечно же, не с надежды на везение, удачу, счастливый случай, которая при пассивном ее ожида­нии так и останется надеждой. Для активного карьерного про­движения журналисту, на наш взгляд, следует использовать определенный механизм.

Как известно, на Западе наряду с маркетингом товаров, услуг и организации существует и маркетинг отдельных лиц. Имеется в виду деятельность, предпринимаемая для создания, поддержки или изменения позиции или поведения по отноше­нию к конкретным лицам. Две наиболее распространенные фор­мы этой деятельности — маркетинг знаменитостей и маркетинг политических кандидатов.


Для поддержания и возвышения своего «звездного» образа знаменитые актеры нанимают пресс-секретарей, менеджеров. А политическая кампания включает в себя посещение кандида­том политического рынка избирателей и использование марке­тинговых исследований и коммерческой рекламы для обеспече­ния максимального уровня «покупки» кандидата избирателями. Интерес к маркетинговым аспектам выборов подогрет стреми­тельным ростом политической рекламы, распространением на­учных методов изучения общественного мнения, компьютерно­го анализа распределения голосов избирателей.

Что же касается журналиста, работающего в средствах массовой информации, то о повышении своего рейтинга, при­влекательности своего образа он должен позаботиться сам, в лучшем случае — с помощью социолога и психолога (заметим, что телевизионные студии имеют штатных специалистов этого профиля, газетные редакции — пока нет), т.е. речь, на наш взгляд, может идти о самомаркетинге журналиста. Это важ­нейший инструмент, который помог бы молодому работнику те­левидения, радио или газеты добиваться успехов, ускорил бы развитие журналистской карьеры, наряду с талантом, трудо­любием, настойчивостью. Для этого он должен следовать прин­ципам маркетинга, которые применимы не только к товару, фирме, организации, но и к конкретному лицу. Если мы гово­-

Теория и практика массовой информации____________________________335
рим о сегментировании рынка труда, то подразумеваем специ­ализацию журналиста, где ему лучше бы работалось — в газе­те или на телевидении, радио, в каких изданиях, на каких каналах, по какой тематике. Позиционирование в выбранном сегменте предполагает, что если журналист специализируется по проблемам культуры, то его произведения не должны зате­ряться среди «культурных» публикаций коллег-соперников, а, наоборот, выделяться глубиной и яркостью показа и анализа проблем. Что же касается инновации, то она выражается в по­стоянной работе журналиста над собой, в росте его квалифи­кации. Наконец, важно гибко реагировать на колебания зри­тельского или читательского спроса (регулярные социологи­ческие замеры позволяют узнать, в какой тематике и глубине разработки проблем нуждается массовая аудитория).

Но, прежде всего, нужно знать ситуацию на рынке жур­налистского труда. Интересно сравнить российский рынок с американским. Как пишут ученые факультета журналистики Московского университета, в ходе российско-американского исследования были «сконструированы» условные среднестатис­тические портреты. Типичный российский журналист — это мужчина лет сорока, русский, с журналистским образованием, женат, имеет одного или двоих детей, работает журналистом примерно 16 лет и привержен этой профессии, беспартийный, умеренных, центристских ориентации. Среднестатистический американский журналист представлен мужчиной, имеющим сте­пень бакалавра, полученную в общественном колледже, жена­тым, 38 лет, зарабатывающим около 31 тыс. долларов в год, имеющим журналистский стаж 14 лет и намеренным работать в журналистике дальше. Исследователи не показывают доход рос­сийского журналиста, Очевидно потому, что в условиях ны­нешней социально-экономической ситуации он несопоставим с заработком американского.