Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1360

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно знать и потенциальные возможности среднестатис­тического российского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испытывают затруднений при само­стоятельном выборе темы (76,6% опрошенных), общении с людь­ми (71,8%), но возникают проблемы при изучении документов (затруднений не испытывают лишь 42,7% опрошенных), целе­направленном наблюдении (31,6%), анализе и осмыслении фак­-

336_____________________________________________________А.Г.Киселев
фак­тов (44,1%), поиске решения проблемы (19,1%), подборе аргу­ментов (29%), поиске композиции текста (39,1%), саморедакти­ровании (44,5% опрошенных) [13].

При подготовке публикации журналисты региональной прес­сы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52% в зависимости от стажа), позицию главного редактора (от 21,5 до 40,5%), интересы учредителя (от 16,5 до 36,5%), интересы влас­тей (от 18 до 28,5%), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41% опрошенных).

Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и 40% до падения рубля в августе 1998 г. получали от 50 до 100 долл. в месяц. «Властители дум», «буревестники перестройки» оказа­лись, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих работодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в пол­ном составе всю редакцию еженедельника. «Неделя» - 36 жур­налистов, работавших там с момента создания приложения в 1960 г., и набрал новую команду.

Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79,7%) опрошенных), очерку (72,2%), ре­портажу (66,4%), статье (65; 1%), корреспонденции (53,2%), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14,1% опрошенных), обзор печати (22,4%) и, как ни странно, фельетон (46,5%).

В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творческого почерка среднестатистического газет­чика, телерадиожурналиста и стремиться превзойти их. Конеч­но, необходимо следить и за настроением массовой аудитории, знать ее потребности.

Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналис­тов, работающих на центральном телевидении, которых мос­ковский ученый Г. Кузнецов образно называет «гномами от жур­налистики». Репортер стремится оказаться со съемочной тех­никой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки события. Ежедневный добыт­чик новостей, динамичный и достаточно молодой человек.


Теория и практика массовой информации____________________________337
И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк вырваться из чеченского плена, как НТВ посла­ло ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые воору­женными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запомнились. Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обозреватель умеет просто рас­сказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из переда­чи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и пото­му, быть может, менее заметен. Интервьюер стремится зада­вать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к боль­шому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в передаче «Век в лицах» и более мягкая Свет­лана Сорокина в «Герое дня». Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные бесе­ды претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, как, скажем, Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушают порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модерато­ра — талантливый массовик-затейник, готовый пошутить на са­мую серьезную тему, находится внутри собравшейся компании. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чув­ством юмора Леонид Якубович в «Поле чудес», «Колесе исто­рии» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Валдис Пелын в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего ново­стей обеспечивается ежедневным появлением на экране с акту­альной информацией, журналист держится уверенно, демокра­тично; политических пристрастий, как и модератор, не пока­зывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Пономарев и др.

Определяя портрет тележурналиста, московские социоло­ги опросили 149 человек — четвертую часть работников Цент­рального телевидения. Любопытно, что на первое место опро­шенные поставили общечеловеческие качества: ответственность,



338_____________________________________________________А.Г.Киселев
принципиальность, т.е. социальные и психические свойства лич­ности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким, как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказа­лись специфические профессиональные способности: талант, оперативность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизионного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. Иными словами, нравственные и когнитивные свойства журна­листов в оценке последних преобладают над волевыми, а обще­человеческие — над профессиональными. Что же касается ве­дущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут исследователи, — Один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум».

Петербургский исследователь В.В. Маринович провел опрос музыкальных ведущих и редакторов коммерческих радиостан­ций, чтобы выявить их мнение о том, какова роль ведущего современных Санкт-Петербургских радиостанций. Она видится следующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70% опрошенных, звукорежиссером — 69, создателем настрое­ния — 60, актером — 30, журналистом — 10, другом — 10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, ис­полнителем — 5% от числа респондентов. Руководители радио­станций предъявляют к современным ведущим такие требова­ния (в процентах от общего числа опрошенных): коммуника­бельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (бари­тон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм— 10, уме­ние работать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уровень культуры — 5, образова­ние — 5. Обращает на себя внимание две крайние позиции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90%) и об­разование — 5%. Они свидетельствуют, прежде всего, о под­сознательном или осознанном неверии в возможность обучаться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют те­атральное или журналистское образование.

Теория и практика массовой информации____________________________339
Телевизионные журналисты особенно нуждаются в опера­тивной информации о динамике своей популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публикует рейтинги популяр­ности телеведущих.


Престиж профессии — в одном ряду с такими понятиями, как привлекательность, авторитет, уважение, мода. Он свиде­тельствует о положении в обществе, является средством удов­летворения профессиональной, личностной, социальной потреб­ности журналиста в общественном признании, служит регуля­тором и стимулом его творческой деятельности.

Подобного пристального внимания социологов, к сожале­нию, лишены журналисты газет. Престиж газетчика определя­ется в совокупности, по динамике тиража издания: растет ти­раж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Собеседника», скандального Александра Минкина из «Новой газеты», экономиста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Кучкину и Василия Пескова из «Комсомольской правды».

Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, од­нако социологические опросы ведутся редко, особенно в реги­онах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Северо-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петер­бургского университета лишь в 1990—1991 гг.

Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы работнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческого роста, правильно проводить операцию по сегментированию. Удача этой операции предопределяет и другой успех — позиционирование: каким об­разом выступление журналиста сделать ярким, заметным, при­влекающим не сенсацией и скандальностью, а глубиной анали­за, актуальностью, новым подходом к решению социальных яв­лений и концепций.

Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шести видах карьеры:

  1. средний успех;

  2. устойчивый подъем до уровня суперзвезды;

  3. головокружительная карьера-вспышка;

340_____________________________________________________А.Г.Киселев


  1. изменчивая карьера;

  2. резкое падение в безвестность с последующим возвра­щением популярности;

  3. запоздалое признание.

В журналистской практике чаще всего встречаются пер­вые два вида карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по вертикали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонта­ли — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» (бывшей «Ленинг­радской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи эк­скаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабо­чий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленин­градскую правду», через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газе­ты, а в 1998 г. после «приватизации» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же 60-е гг. в «Ленинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десятилетия возглавлял здесь отдел информации, был ответ­ственным секретарем, сейчас стал заместителем главного ре­дактора.


Университетская подготовка работников средств массовой информации базируется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и история литературы и искус­ства, русский и иностранные языки, культурология), социаль­но-экономических (экономика, философия, политология, исто­рия) и журналистских. Но далее выпускника ждет строгий учи­тель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в роли, статусе, функциях, перс­пективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реализации своих целей, опираясь на инструмент самомарке­тинга, который представляет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемая для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудито­рии.

Ч А С Т Ь II

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ОПД.Ф.09

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Социально-политические реформы общества и возникнове­ние журналистики; развитие массовой прессы; процесс моно­полизации прессы; особенности инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных про­цессов; понятие информационного общества.

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX в.; современные СМИ России; законодательное обеспече­ние свободы слова и информации в постсоветский период.

Массовая информация и ее роль в современном мире. Сред­ства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение; орга­низация работы редакции; журналистский корпус; источники информации, информационные агентства, агентства в сфере общественных связей, корреспондентская сеть, Интернет, ре­дакционные базы данных.

СМИ как предприятие; рынок современной прессы; пози­ционирование издания; распространение издания; ценообразо­вание, себестоимость; оценка спроса, стимулирование сбыта; рынок типографских услуг; стандарты качества информации; финансовая политика; кредитование; государственные дотации средствам массовой информации. Связи с общественностью в редакционной структуре.

Теория и методика журналистского творчества; журнали­стское творчество как профессиональная деятельность; Интер­нет и его использование журналистом; технические средства в процессе журналистского творчества. Журналистское произве­дение как текст — жанровые разновидности.