Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1360
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важно знать и потенциальные возможности среднестатистического российского журналиста. По данным другого опроса журналистов газет, они не испытывают затруднений при самостоятельном выборе темы (76,6% опрошенных), общении с людьми (71,8%), но возникают проблемы при изучении документов (затруднений не испытывают лишь 42,7% опрошенных), целенаправленном наблюдении (31,6%), анализе и осмыслении фак-
336_____________________________________________________А.Г.Киселев
фактов (44,1%), поиске решения проблемы (19,1%), подборе аргументов (29%), поиске композиции текста (39,1%), саморедактировании (44,5% опрошенных) [13].
При подготовке публикации журналисты региональной прессы учитывают политическую целесообразность (от 44 до 52% в зависимости от стажа), позицию главного редактора (от 21,5 до 40,5%), интересы учредителя (от 16,5 до 36,5%), интересы властей (от 18 до 28,5%), интересы спонсоров и рекламодателей (от 16 до 41% опрошенных).
Среднемесячная зарплата журналистов региональных СМИ составляет треть от средней зарплаты по стране, и 40% до падения рубля в августе 1998 г. получали от 50 до 100 долл. в месяц. «Властители дум», «буревестники перестройки» оказались, особенно в провинции, полностью зависимыми от своих работодателей. Это привело к диктату главных редакторов. Так, в 1995 г. тогдашний главный редактор «Известий» уволил в полном составе всю редакцию еженедельника. «Неделя» - 36 журналистов, работавших там с момента создания приложения в 1960 г., и набрал новую команду.
Что же касается выбора газетного жанра, то журналисты как центральных, так и региональных изданий положительно относятся к интервью (79,7%) опрошенных), очерку (72,2%), репортажу (66,4%), статье (65; 1%), корреспонденции (53,2%), но их мало привлекают отчет (положительно высказались лишь 14,1% опрошенных), обзор печати (22,4%) и, как ни странно, фельетон (46,5%).
В самомаркетинге журналисту важно учитывать лучшие показатели творческого почерка среднестатистического газетчика, телерадиожурналиста и стремиться превзойти их. Конечно, необходимо следить и за настроением массовой аудитории, знать ее потребности.
Посмотрим с этих позиций на основные амплуа журналистов, работающих на центральном телевидении, которых московский ученый Г. Кузнецов образно называет «гномами от журналистики». Репортер стремится оказаться со съемочной техникой и группой там и тогда, где и когда происходит что-то интересное; он умеет выбрать, отснять кадры, сопроводить их текстом для вскрытия подоплеки события. Ежедневный добытчик новостей, динамичный и достаточно молодой человек.
Теория и практика массовой информации____________________________337
И достаточно смелый — он всегда в горячих точках. Не успела Елена Масюк вырваться из чеченского плена, как НТВ послало ее в Боснию, а затем в Афганистан, раздираемые вооруженными конфликтами. Комментатор рассуждает, критикует, прогнозирует, обладает аналитическим умом и способностью к обобщению — этим запомнились. Евгений Киселев в «Итогах» и Николай Сванидзе в «Зеркале». Обозреватель умеет просто рассказать о сложном, он энциклопедист (не обязательно имеет диплом журналиста — вспомним Николая Дроздова из передачи «В мире животных»); находясь в стороне от политических пристрастий, он обычно уходит от острых выступлений и потому, быть может, менее заметен. Интервьюер стремится задавать острые, нелицеприятные для собеседника вопросы, к большому интервью готовится как к сражению: таковы, например, Андрей Караулов в передаче «Век в лицах» и более мягкая Светлана Сорокина в «Герое дня». Модератор сидит в центре между «правыми» и «левыми», ведет теледебаты, предвыборные беседы претендентов на высокий пост, пресекает непарламентское поведение. Должен быть хладнокровен, как, скажем, Александр Любимов в передаче «Один на один», когда участники беседы в пылу полемики нарушают порой этические нормы общения. Шоумен в отличие от хладнокровного, спокойного модератора — талантливый массовик-затейник, готовый пошутить на самую серьезную тему, находится внутри собравшейся компании. У каждого шоумена свой почерк. Волевой, наделенный чувством юмора Леонид Якубович в «Поле чудес», «Колесе истории» или эрудированный в песенном репертуаре, тактичный и доброжелательный, увлекающийся жестикуляцией Валдис Пелын в передаче «Угадай мелодию». Престиж ведущего новостей обеспечивается ежедневным появлением на экране с актуальной информацией, журналист держится уверенно, демократично; политических пристрастий, как и модератор, не показывает. Популярны телеведущие Татьяна Миткова, Александр Шашков, Нелли Петкова, Анна Прохорова, Михаил Пономарев и др.
Определяя портрет тележурналиста, московские социологи опросили 149 человек — четвертую часть работников Центрального телевидения. Любопытно, что на первое место опрошенные поставили общечеловеческие качества: ответственность,
338_____________________________________________________А.Г.Киселев
принципиальность, т.е. социальные и психические свойства личности как фундамент профессии. Второе место было отведено когнитивным (знаниевым) качествам, таким, как компетентность, эрудиция, широкий кругозор, образование. На третьем оказались специфические профессиональные способности: талант, оперативность, коммуникабельность, искусство импровизации, чувство телевизионного времени, умение работать в кадре, выступать публично, ориентироваться в обстановке, артистизм. Иными словами, нравственные и когнитивные свойства журналистов в оценке последних преобладают над волевыми, а общечеловеческие — над профессиональными. Что же касается ведущих новостей, то к списку качеств были добавлены еще и такие, как телегеничность, простота и естественное поведение на экране. «Трудно найти того, кто обладал бы всеми этими качествами, — пишут исследователи, — Один хорошо знает предмет, но не телегеничен, другой обаятелен, но не глубок, третий — с плохой дикцией, четвертый — тугодум».
Петербургский исследователь В.В. Маринович провел опрос музыкальных ведущих и редакторов коммерческих радиостанций, чтобы выявить их мнение о том, какова роль ведущего современных Санкт-Петербургских радиостанций. Она видится следующим образом: ведущий должен быть автором вещания — 70% опрошенных, звукорежиссером — 69, создателем настроения — 60, актером — 30, журналистом — 10, другом — 10, диктором — 10, импровизатором — 5, интеллигентом — 5, исполнителем — 5% от числа респондентов. Руководители радиостанций предъявляют к современным ведущим такие требования (в процентах от общего числа опрошенных): коммуникабельность — 90, эмоциональность — 90, приятный голос (баритон) — 80, творческий подход — 60, знание музыки — 50, правильная речь — 50, интересная личность — 50, артистизм — 30, находчивость и реакция — 30, профессионализм— 10, умение работать с микрофоном — 10, интеллектуальный уровень — 10, кураж — 5, вкус — 5, уровень культуры — 5, образование — 5. Обращает на себя внимание две крайние позиции — коммуникабельность (с максимальным значением — 90%) и образование — 5%. Они свидетельствуют, прежде всего, о подсознательном или осознанном неверии в возможность обучаться профессии «ди-джея». Однако многие радиоведущие имеют театральное или журналистское образование.
Теория и практика массовой информации____________________________339
Телевизионные журналисты особенно нуждаются в оперативной информации о динамике своей популярности у зрители. Учитывая это, пресса регулярно публикует рейтинги популярности телеведущих.
Престиж профессии — в одном ряду с такими понятиями, как привлекательность, авторитет, уважение, мода. Он свидетельствует о положении в обществе, является средством удовлетворения профессиональной, личностной, социальной потребности журналиста в общественном признании, служит регулятором и стимулом его творческой деятельности.
Подобного пристального внимания социологов, к сожалению, лишены журналисты газет. Престиж газетчика определяется в совокупности, по динамике тиража издания: растет тираж или падает. В то же время имена отдельных журналистов широко известны. Можно вспомнить всезнающего Максима Соколова из «Собеседника», скандального Александра Минкина из «Новой газеты», экономиста и политолога Отто Лациса из «Новых Известий», нестареющих Ольгу Кучкину и Василия Пескова из «Комсомольской правды».
Изменения в настроениях массовой аудитории происходят довольно быстро, да и журналистская среда не статична, однако социологические опросы ведутся редко, особенно в регионах. Так, крупное исследование прессы и аудитории Северо-Запада проводилось факультетом журналистики Санкт-Петербургского университета лишь в 1990—1991 гг.
Глубокий анализ массовой аудитории и журналистского рынка помог бы работнику газеты, радио, телевидения четче определиться с перспективой творческого роста, правильно проводить операцию по сегментированию. Удача этой операции предопределяет и другой успех — позиционирование: каким образом выступление журналиста сделать ярким, заметным, привлекающим не сенсацией и скандальностью, а глубиной анализа, актуальностью, новым подходом к решению социальных явлений и концепций.
Рассматривая жизненные циклы знаменитостей, Филип Котлер пишет о шести видах карьеры:
-
средний успех; -
устойчивый подъем до уровня суперзвезды; -
головокружительная карьера-вспышка;
340_____________________________________________________А.Г.Киселев
-
изменчивая карьера; -
резкое падение в безвестность с последующим возвращением популярности; -
запоздалое признание.
В журналистской практике чаще всего встречаются первые два вида карьеры: средний успех и устойчивый подъем. Одни журналисты растут по вертикали, переходя из одного издания в другое, большего ранга, другие — по горизонтали — сменяя должность на более высокую в пределах одной газеты. Вот несколько судеб тех, кто работал или работает в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей» (бывшей «Ленинградской правды»). Василий Захарько в начале 60-х, будучи экскаваторщиком, строил ленинградский Дом прессы, затем стал работать в нем корреспондентом газеты «Строительный рабочий», потом перешел в «Вечерку», после окончания заочного отделения факультета журналистики был приглашен в «Ленинградскую правду», через несколько лет стал корреспондентом «Известий», потом был избран главным редактором этой газеты, а в 1998 г. после «приватизации» издания ОНЕКСИМбанком остался членом редколлегии. В те же 60-е гг. в «Ленинградской правде» начал репортерскую деятельность Игорь Чурин, два десятилетия возглавлял здесь отдел информации, был ответственным секретарем, сейчас стал заместителем главного редактора.
Университетская подготовка работников средств массовой информации базируется на трех взаимосвязанных циклах дисциплин: гуманитарных (теория и история литературы и искусства, русский и иностранные языки, культурология), социально-экономических (экономика, философия, политология, история) и журналистских. Но далее выпускника ждет строгий учитель — практика. А жизнь богаче учебника. И успех придет к тем, кто верно определится в роли, статусе, функциях, перспективах, сфере деятельности и будет энергичен и настойчив в реализации своих целей, опираясь на инструмент самомаркетинга, который представляет собой творческую деятельность журналиста, предпринимаемая для создания, поддержания и (или) изменения поведения по отношению к массовой аудитории.
Ч А С Т Ь II
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
ОПД.Ф.09
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики; развитие массовой прессы; процесс монополизации прессы; особенности инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных процессов; понятие информационного общества.
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX в.; современные СМИ России; законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период.
Массовая информация и ее роль в современном мире. Средства массовой коммуникации: печать, радио и телевидение; организация работы редакции; журналистский корпус; источники информации, информационные агентства, агентства в сфере общественных связей, корреспондентская сеть, Интернет, редакционные базы данных.
СМИ как предприятие; рынок современной прессы; позиционирование издания; распространение издания; ценообразование, себестоимость; оценка спроса, стимулирование сбыта; рынок типографских услуг; стандарты качества информации; финансовая политика; кредитование; государственные дотации средствам массовой информации. Связи с общественностью в редакционной структуре.
Теория и методика журналистского творчества; журналистское творчество как профессиональная деятельность; Интернет и его использование журналистом; технические средства в процессе журналистского творчества. Журналистское произведение как текст — жанровые разновидности.