Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1357

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессионально-этические правила и нормы; законода­тельство в сфере журналистики. Понятие «компромата»; про­блема «скрытой» рекламы; проблема факта и комментария. Тео­рия свободы прессы и ее социальной ответственности.


342_____________________________________________________А.Г.Киселев
Технические средства массовой коммуникации. Полиграфи­ческая техника и полиграфические процессы; верстка и пе­чать; дизайн полиграфических изданий; основные технологи­ческие схемы выпуска газетно-журнальной продукции. Фото­графия, техника фотосъемки.

Технические средства радио и телевидения. Кабельное и эфирное телевидение. Спутниковое телевидение.

Компьютерная техника в производстве современной прес­сы, в работе редакций. Электронные версии современных газет.

Распределение часов курса «Теория и практика массовой информации»

по годам обучения


Год обучения

Количество часов



1-й семестр

2-й семестр



всего

лекции

сем и н. занят.

всего

лекций

селит, занят.

1-й курс

34

18

16

34

16

18

2-й курс

62

30

32

62

30

32

3-й курс

38

22

16

36

20

16

Итого:

134

70

64

132

66

66



Форма контроля: по итогам семестра — дифференцирован­ный зачет; всего курса обучения — экзамен.
Примерные вопросы к зачету (V семестр)


  1. Отечественное радиовещание: история; техника радио­вещания: радиоаппаратура, устройство и функции студии.

  2. Электронные СМИ в современной России — радиовеща­ние: специфика формообразующих и выразительных средств. Звучащее слово и музыка.

  3. Электронные СМИ в современной России — радиовеща­ние: специфика формообразующих и выразительных средств. Шумы и монтаж.

  4. Понятие о жанре радио. Особенности речевых жанров. Основные категории радиожанров, определяющие творческий процесс создания произведения.

  5. Система жанров радиожурналистики. Понятие системы жанров. Что объединяет жанры радиожурналистики в систе­-

Теория и практика массовой информации____________________________343
му? Чем предопределяется деление жанров на основные груп­пы? Признаки жанров (структура).

  1. Информационные жанры радиожурналистики: обзор по жанрам (информационное радиосообщение, радиообзор печа­ти, информационное радиоинтервью, информационный радио­репортаж, радиоотчет, информационная радиокорреспонденция). Новости на радио.

  2. Аналитические жанры радиожурналистики: обзор по основным жанрам (интервью, радиокомпозиция, радиорепортаж, радиорецензия, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия, радиоречь, журналистское расследование). Письмо. Обзор пи­сем. Радиобеседа.

  3. Документально-художественные жанры радиожурналис­тики: обзор по основным жанрам (радиозарисовка, радиорас­сказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Радиоочерк.

  4. Электронные СМИ в современной России — телевиде­ние: Развитие электронных СМИ. Техника телевидения.

  1. Правовые нормы тележурналистики.

  2. Этические принципы тележурналистики.

  3. Место телевидения в системе средств массовой комму­никации: как осуществляется телевизионная передача. Телеви­дение и театр.

  4. Место телевидения в системе средств массовой комму­никации: как осуществляется телевизионная передача. Телеви­дение и радио. /

  5. Место телевидения в системе средств массовой комму­никации: как осуществляется телевизионная передача. Телеви­дение и кино.

  6. Информационные агентства и Интернет в системе соци­альных связей.

  7. Природа современного телевидения: язык экрана.

  8. Природа современного телевидения: соотношения изоб­ражения и слова.

  9. Телевизионный сценарий и сценарист: виды сценариев. От заявки к сценарию.

  10. Телевизионный сценарий и сценарист: средства созда­ния публицистического сценария. Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки.

  11. Жанры телевизионной. журналистики: информационные жанры телевидения. Информационное сообщение (видеосюжет).



344_____________________________________________________А.Г.Киселев


  1. Жанры телевизионной журналистики: аналитические жанры телевидения. Комментарий и обозрение.

  1. Жанры телевизионной журналистики: художественные жанры телевидения. Очерк.

  2. Творческие профессии на телевидении. Продюсер. Ре­дактор. Телерепортер. Комментатор и обозреватель. Интервью­ер. Ведущий новостей. Телекорреспондент. Телеведущий. Теле­обозреватель. Критерии оценки журналистской работы.

  3. Рынок СМИ: журналист и рынок. Факторы формирова­ния профессиональной карьеры в журналистике.

25. Экономическое управление в редакции. Менеджер в га­зете как гарант стабильности редакционного коллектива.

  1. Маркетинг как инструмент в рыночных условиях СМИ. Маркетинг электронных СМИ. Основные принципы. Суть взаи­мосвязи маркетинга СМИ и социологии журналистики.

  2. Реклама как вид журналистики. Понятия. Особенности рекламы для современных СМИ. Журналист в рекламном биз­несе. Родство журналистики и рекламы.

  3. Коммерческая реклама. Сущностные характеристики. Отличие от политической рекламы.

  4. Политическая реклама. Приемы создания положитель­ного имиджа. Отличие от коммерческой рекламы.

  5. Антиреклама или негативная реклама. Сущность. Допус­тимость и границы использования.


Билеты к итоговому экзамену по специальности

«Теория и практика массовой информации» (1—3 курсы)
Билет № 1


  1. Теория и практика массовой информации: предмет, цель, задачи курса.

  2. Государственная информационная политика: основные понятия и базовые принципы.

  3. Электронные СМИ в современной России — радиовеща­ние: техника радиовещания. Устройство и функции радиостудии.


Теория и практика массовой информации____________________________345
Билет № 2
1. СМИ и СМК в системе социальных связей: основные понятия по курсу (информация, коммуникация, журналисти­ка, PR, массовая информация, массовая коммуникация, сред­ства массовой информации, средства массовой коммуникации
, масс-медиа, социальный институт).

2. Государственная информационная политика: основные направления.

3. Электронные СМИ в современной России — радиовеща­ние: специфика формообразующих и выразительных средств. Звучащее слово и музыка.
Билет № 3


  1. СМИ и СМК в системе социальных связей: роль средств массовой информации в общественном развитии.

  2. Государственная информационная политика: право на информацию, формирование его в современной России.

  3. Электронные СМИ в современной России — радиовеща­ние: специфика формообразующих и выразительных средств. Шумы и монтаж.


Билет № 4


  1. СМИ и СМК в системе социальных связей: общее и раз­личное в понимании средств массовой информации и средств массовой коммуникации.

  2. Государственная информационная политика: единое ин­формационное пространство.

  3. Понятие о жанре радио. Особенности речевых жанров. Основные категории радиожанров, определяющие творческий процесс создания произведения.


Билет № 5


  1. СМИ и СМК в системе социальных связей: средства мас­совой информации как специфический социальный институт.

  2. Государственная информационная политика и ее совре­менные реалии.


346_____________________________________________________А.Г.Киселев
Система жанров радиожурналистики. Понятие системы жанров. Что объединяет жанры радиожурналистики в систе­му? Чем предопределяется деление жанров на основные груп­пы? Признаки жанров (структура).
Билет № 6


  1. СМИ и СМК в системе социальных связей: отличие средств массовой информации как специфического социально­го института от других социальных институтов общества.

  2. Технологии планирования и осуществления информаци­онной политики.

  3. Информационные жанры радиожурналистики: краткий обзор по жанрам (информационное радиосообщение, радиооб­зор печати, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж, радиоотчет, информационная радиокорреспон­денция). Новости на радио.


Билет № 7
1. История развития коммуникации: Древний мир.

  1. Механизмы регулирования информационных процессов в обществе.

  2. Аналитические жанры радиожурналистики: краткий об­зор по основным жанрам (интервью, радиокомпозиция, радио­репортаж, радиорецензия, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия, радиоречь, журналистское расследование). Радио­беседа.


Билет № 8
1. История развития коммуникации: Средние века.


  1. Организация газетного дела: типичная структура редак­ционного коллектива.

  2. Документально-художественные жанры радиожурналис­тики: краткий обзор по основным жанрам (радиозарисовка, ра­диорассказ, радиофельетон, радиокомпозиция). Радиокомпози­ция.



Теория и практика массовой информации____________________________347
Билет № 9


  1. История развития коммуникации: эпоха Иоганна Гутен­берга.

  2. Организация газетного дела: функции сотрудников ре­дакции.

  3. Электронные СМИ в современной России — телевиде­ние: развитие электронных СМИ. Техника телевидения.


Билет № 10


  1. Основные теории общественного развития и коммуника­ции: внеисторический период.

  2. Организация газетного дела: устав редакции.

  3. Этические принципы тележурналистики.


Билет № 11


  1. Основные теории общественного развития и коммуника­ции: сущность подходов в их изучении.

  2. Организация газетного дела: редакционная коллегия и редакционный совет.

  3. Место телевидения в системе средств массовой комму­никации: как осуществляется телевизионная передача. Телеви­дение и театр.


Билет № 12
1. Основные теории общественного развития и коммуникации: прогрессивный период.

2. Организация газетного дела: секретариат редакции.

3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации: как осуществляется телевизионная передача. Телевидение и радио.
Билет № 13
1. Основные теории общественного развития и коммуника­ции: прогрессивный и непрогрессивный периоды общественного развития и коммуникации. Общее и различное.


348_____________________________________________________А.Г.Киселев


  1. Организация газетного дела: структура организации ра­боты журналиста.

  2. Место телевидения в системе средств массовой комму­никации: как осуществляется телевизионная передача. Телеви­дение и кино.


Билет № 14
1. Основные теории общественного развития и коммуникации. Первые идеи социального прогресса, их зарождение, суть.

  1. Организация газетного дела: трудовой договор.

  2. Основы режиссуры прямого эфира.


Билет № 15


  1. Основные теории общественного развития и коммуника­ции: основатели школы позитивизма А. Сен-Симон и О. Конт. Зарождение новой науки об обществе.

  2. Организация газетного дела: журналистская специали­зация.

  3. Природа современного телевидения: язык экрана.