Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1353
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности факта при использовании аналитического жанра.
Соотношение факта, анализа, художественного изображения в текстах документально-художественных жанров.
Понятие целостной системы современных радиожанров. Обусловленность деления жанров на три основные группы: информационные, аналитические и документально-художественные. Признаки жанров (их структура): по функционально-предметным признакам; по форме звучания.
Межжанровое взаимодействие (на примере трех основных видов радиожанров). Мастерство радиожурналиста. Функционально-предметная основа как надежный теоретический инструмент для уяснения специфики жанров и их разновидностей.
(Семинар по теме).
Тема 2.3. Информационные жанры радиожурналистики. Новости.
Радиосообщение, радиообзор печати, радиоотчет, информационная корреспонденция, информационное радиоинтервью,
356_____________________________________________________А.Г.Киселев
информационный репортаж — информационные жанры радио. Обзор. Понятия.
Новости на радио, как важнейший информационный радиожанр. Понятие. Характеристика. Виды.
Факт в новостях. Особенности работы информационной службы радио.
Понятие выпуска новостей. Характеристика их специфики.
(Семинар по теме).
Тема 2.4. Аналитические жанры радиожурналистики. Радиобеседа.
Аналитическое радиоинтервью, аналитическая радиокорреспонденция, аналитический репортаж, радиорецензия, письмо, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия на радио, радиоречь, журналистское расследование. Обзор. Понятия.
Суть анализа и его особенности в публицистике.
Место аналитических жанров в системе жанров радиопублицистики.
Связь между информационными и аналитическими жанрами. Необходимые профессиональные качества журналиста-аналитика.
Особенности досье комментатора, обозревателя.
Радиобеседа как наиболее распространенный аналитический жанр. Функции журналиста в беседе. Форма проявления позиции журналиста во время ведения диалога в эфире. Особенности подготовки ведущего (журналиста) к беседе. Профессиональные качества журналиста, ведущего диалог в эфире. Неожиданность и находчивость ведущего во время беседы в прямом эфире.
(Семинар по теме).
Тема 2.5. Документально-художественные жанры радиожурналистики. Радиокомпозиция.
Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофельетон. Обзор. Понятия.
Место документально-художественных жанров в системе жанров радиожурналистики. Документальность и художественность в радиопублицистике. Отличие документально-художественных жанров от аналитических. Время и пространство в структуре произведения.
Радиокомпозиция (радиофильм) как распространенный художественно-ценностный документально-художественный жанр. Жанровые признаки радиокомпозиции. Принципы сочетаемости различных фрагментов радиокомпозиции.
Функции журналиста (ведущего), режиссера, звукорежиссера, звукооператора в процессе работы над материалом радио-
Теория и практика массовой информации____________________________357
композиции. Выделение роли работы звукорежиссера в работе над радиокомпозицией. Фонды фонотеки и их использование. Роль предварительно подготовленного сценария.
(Семинар по теме).
Раздел 2. Роль российского телевидения в период вхождения в информационное общество
3.ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА
Тема 3.1. Развитие электронных СМИ. Техника телевидения. Цифровое телевидение. Спутниковое телевидение. Кабельное телевидение.
Из истории телевидения. Черно-белое и цветное телевидение. Первая трансляция отечественного телевидения в цветном изображении.
Телевидение сегодня. Виды телевидения. Цифровое телевидение. Волоконно-оптические линии связи. Техника, оборудование, сотрудники в телестудии.
Основа телевизионной передачи. Виды съемки.
(Семинар по теме).
Тема 3.2. Этические принципы тележурналистики.
Понятие телевизионной этики. Специфика телевизионной этики.
Исходные этические принципы тележурналиста. Достоверность каждого сообщения. Полнота представленных фактов. Непредвзятость позиции автора.
Телевидение и культура. Положительные и отрицательные стороны влияние на массовую аудиторию.
Ответственность ведущего телепередачи в прямом эфире. Важнейший для профессиональной деятельности телеработников документ. Анализ Хартии телерадиовещателей.
(Семинар по теме).
Тема 3.3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации.
Телевидение, как мощное пропагандистское средство. Специфичность воздействия телевидения на зрителя.
История создания телевещания в России.
Краткая характеристика развития телевидения как инструмента управления социумом. Роль телевидения в России.
358_____________________________________________________А.Г.Киселев
Особенности регуляции массового сознания с помощью видеоряда на разных этапах развития советского общества. Телевидение как основной инструмент формирования мировоззрения, норм, ценностей, симпатий и антипатий, инструмент давления на общественное мнение. Особенности телевещания на современном этапе и проблемы управления.
История государственного телевидения в России. Основные государственные телеканалы. Региональное государственное телевидение.
Развитие негосударственного телевидения. Кабельное телевещание.
Сети и национальные каналы. Организации, связанные с телевещанием. Законодательно-правовые условия российского телевещания. Исследование зрительской аудитории и рынка. Реклама как механизм регулирования деятельности СМИ.
Изменения в российском телевещании. Авторская и официальная телеинформация - приобретения и потери. Комментарий и факт. Прямой эфир. Прямое и опосредованное регулирование общественного мнения. Психологическая обработка зрителя телесериалами. Приоритетность на российском телевидении передач, обещающих «чудо». Распределение основного эфирного времени: соотношение информационных, аналитических, развлекательных, познавательных, рекламных передач. Место и роль политической информации в телепередачах. Значение телевещания в подготовке и проведении политических кампаний, выборов в органы государственной власти.
Особенности взаимовлияния: власть — телерадиовещание. Местное телевещание и проблемы экономической, управленческой и информационной независимости от власти.
Технология типовой телепередачи в типовой телестудии. Порядок осуществления телепередачи.
Телевидение в системе СМИ. Телевидение и радиовещание. Телевидение и театр. Телевидение и кино. Сравнительный анализ. Специфика телевидения (масштабность охвата многочисленных масс телезрителей практически постоянно). Признаки телевидения как средства и канала передачи сообщения. Роль современного телевидения как средства массовой коммуникации.
(Семинар по теме).
Тема 3.4. Информационные агентства и Интернет в системе СМК.
Новости — главный товар информационных агентств. Задачи и функции информационных агентств. Роль информационных агентств в системе средств массовой информации.
Из истории возникновения информационных агентств: Гавас (Франция. 1835), Ассошиэйтед Пресс (США, 1848), Рольф
Теория и практика массовой информации____________________________359
(Германия, 1849), Рейтер (Великобритания, 1851). Зависимость первого в нашей стране Российского телеграфного агентства (Петербург, 1894) от европейского агентства Вольф. Развитие новостных агентств в России до 1917 г. ТАСС как центральный информационный орган Советского Союза. Специфика деятельности ТАСС и АПН: фильтрация и дозирование информации, обязательность опубликования определенных новостей, подготовка новостей «не для печати».
Современное положение информационных агентств на мировом рынке новостей. Особенности функционирования государственных и негосударственных информации или агентств России с начала 90-х гг. Ведущие информационные агентства страны.
Особенности информационной политики отдельных российских информационных агентств. Государственная информационная политика в отношении «информационной ленты» последних лет.
Глобальные изменения в практике СМИ с развитием телекоммуникационных компьютерных сетей. Предыстория новых средств массовой информации. Газеты и журналы в сети. Информационные агентства и распространение новостей посредством Интернета. Аудиовизуальные СМИ в Интернете.
Проблемы, вставшие перед средствами массовой информации с активным применением Интернета.
(Семинар по теме).
4. СЛАГАЕМЫЕ МАСТЕРСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЭФИРА
Тема 4.1. Природа современного телевидения. Типовая технология телепередачи.
Язык экрана. Понятие кадра. План на телевидении и их виды. Телевизионный ракурс. Шумы. Специфика монтажа и его виды. Виды съемок.
Основы режиссуры прямого эфира. Основные технологии.
Соотношения изображения и слова. Особенности связи слова и изображения на телевидении и отличие от радио. Место изображения в кадре (картинке).
(Семинар по теме).
Тема 4.2. Телевизионный сценарий и сценарист.
Понятие. Искусство написания сценария. Общее и различное в теле- и радиосценарии и материале для газеты. Виды сценариев.
Порядок и принципы написания и оформления сценария.
Заявка, как сложившийся замысел. Заявка и сценарий.
Средства создания сценария. Тема, идея, композиция. Основные элементы композиции: «экспозиция — заявка — перипетии — кульминация — перипетии — развязка»; Сюжет. Ремарка.
360_____________________________________________________А.Г.Киселев
Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки.
Творческие профессии на телевидении: редактор (продюсер), телерепортер, комментатор и обозреватель, интервьюер, ведущий новостей.
Критерии оценки журналистской работы.
(Семинар по теме).
Тема 4.3. Телевизионные жанры.
Жанр, как явление и профессия. Основные понятия жанрового многообразия на телевидении. Специфика телевизионных жанров. Телепередача. Телепрограмма. Телеканал.
Жанры телевизионной журналистики:
Информационные жанры телевидения.
Аналитические жанры телевидения.
Художественные жанры телевидения.
Информационное сообщение (видеосюжет) как информационный жанр телевидения.
Комментарий и обозрение как аналитические жанры телевизионной публицистики.
Очерк как художественный жанр телевидения.
Интерактивное телевидение.
Фотография и ее технологии.
(Семинар по теме).
Раздел 4. Рынок средств массовой информации: состояние, направления, перспективы
5.СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Тема 5.1. Журналист и рынок.
Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности. Основные факторы формирования профессиональной карьеры в журналистике.
Особенности творчества в рассматриваемой среде. Причины экономических трудностей СМИ. Условия экономической независимости СМИ.
Суть самомаркетинга. Самомаркетинг как условие становления журналиста.
Социожурналист. Смысл понятия. Истоки миграции в журналистской среде.
(Семинар по теме).
Теория и практика массовой информации____________________________361
Тема 5.2. Экономическое управление в редакции.
Менеджер в газете. Его специфика на радио, телевидении, в газете и журнале.