Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1353

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности факта при использовании аналитического жанра.

Соотношение факта, анализа, художественного изображе­ния в текстах документально-художественных жанров.

Понятие целостной системы современных радиожанров. Обусловленность деления жанров на три основные группы: ин­формационные, аналитические и документально-художествен­ные. Признаки жанров (их структура): по функционально-пред­метным признакам; по форме звучания.

Межжанровое взаимодействие (на примере трех основных видов радиожанров). Мастерство радиожурналиста. Функцио­нально-предметная основа как надежный теоретический инст­румент для уяснения специфики жанров и их разновидностей.

(Семинар по теме).
Тема 2.3. Информационные жанры радиожурналистики. Новости.

Радиосообщение, радиообзор печати, радиоотчет, инфор­мационная корреспонденция, информационное радиоинтервью,

356_____________________________________________________А.Г.Киселев
информационный репортаж — информационные жанры радио. Обзор. Понятия.

Новости на радио, как важнейший информационный ра­диожанр. Понятие. Характеристика. Виды.

Факт в новостях. Особенности работы информационной служ­бы радио.

Понятие выпуска новостей. Характеристика их специфики.

(Семинар по теме).
Тема 2.4. Аналитические жанры радиожурналистики. Ра­диобеседа.

Аналитическое радиоинтервью, аналитическая радиокор­респонденция, аналитический репортаж, радиорецензия, пись­мо, радиокомментарий, радиообозрение, дискуссия на радио, радиоречь, журналистское расследование. Обзор. Понятия.

Суть анализа и его особенности в публицистике.

Место аналитических жанров в системе жанров радиопуб­лицистики.

Связь между информационными и аналитическими жанрами. Необходимые профессиональные качества журналиста-ана­литика.

Особенности досье комментатора, обозревателя.

Радиобеседа как наиболее распространенный аналитичес­кий жанр. Функции журналиста в беседе. Форма проявления позиции журналиста во время ведения диалога в эфире. Осо­бенности подготовки ведущего (журналиста) к беседе. Профес­сиональные качества журналиста, ведущего диалог в эфире. Неожиданность и находчивость ведущего во время беседы в прямом эфире.


(Семинар по теме).
Тема 2.5. Документально-художественные жанры радио­журналистики. Радиокомпозиция.

Радиоочерк, радиозарисовка, радиорассказ, радиофелье­тон. Обзор. Понятия.

Место документально-художественных жанров в системе жанров радиожурналистики. Документальность и художествен­ность в радиопублицистике. Отличие документально-художе­ственных жанров от аналитических. Время и пространство в структуре произведения.

Радиокомпозиция (радиофильм) как распространенный ху­дожественно-ценностный документально-художественный жанр. Жанровые признаки радиокомпозиции. Принципы сочетаемости различных фрагментов радиокомпозиции.

Функции журналиста (ведущего), режиссера, звукорежис­сера, звукооператора в процессе работы над материалом радио­-


Теория и практика массовой информации____________________________357
композиции. Выделение роли работы звукорежиссера в работе над радиокомпозицией. Фонды фонотеки и их использование. Роль предварительно подготовленного сценария.

(Семинар по теме).
Раздел 2. Роль российского телевидения в период вхождения в информационное общество
3.ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА
Тема 3.1. Развитие электронных СМИ. Техника телевиде­ния. Цифровое телевидение. Спутниковое телевидение. Кабель­ное телевидение.

Из истории телевидения. Черно-белое и цветное телевиде­ние. Первая трансляция отечественного телевидения в цветном изображении.

Телевидение сегодня. Виды телевидения. Цифровое теле­видение. Волоконно-оптические линии связи. Техника, обору­дование, сотрудники в телестудии.

Основа телевизионной передачи. Виды съемки.

(Семинар по теме).
Тема 3.2. Этические принципы тележурналистики.

Понятие телевизионной этики. Специфика телевизионной этики.

Исходные этические принципы тележурналиста. Достовер­ность каждого сообщения. Полнота представленных фактов. Не­предвзятость позиции автора.

Телевидение и культура. Положительные и отрицательные стороны влияние на массовую аудиторию.



Ответственность ведущего телепередачи в прямом эфире. Важнейший для профессиональной деятельности телеработни­ков документ. Анализ Хартии телерадиовещателей.

(Семинар по теме).
Тема 3.3. Место телевидения в системе средств массовой коммуникации.

Телевидение, как мощное пропагандистское средство. Спе­цифичность воздействия телевидения на зрителя.

История создания телевещания в России.

Краткая характеристика развития телевидения как инст­румента управления социумом. Роль телевидения в России.
358_____________________________________________________А.Г.Киселев
Особенности регуляции массового сознания с помощью видеоряда на разных этапах развития советского общества. Те­левидение как основной инструмент формирования мировоззре­ния, норм, ценностей, симпатий и антипатий, инструмент дав­ления на общественное мнение. Особенности телевещания на современном этапе и проблемы управления.

История государственного телевидения в России. Основ­ные государственные телеканалы. Региональное государствен­ное телевидение.

Развитие негосударственного телевидения. Кабельное те­левещание.

Сети и национальные каналы. Организации, связанные с телевещанием. Законодательно-правовые условия российского телевещания. Исследование зрительской аудитории и рынка. Реклама как механизм регулирования деятельности СМИ.

Изменения в российском телевещании. Авторская и офици­альная телеинформация - приобретения и потери. Комментарий и факт. Прямой эфир. Прямое и опосредованное регулирование общественного мнения. Психологическая обработка зрителя те­лесериалами. Приоритетность на российском телевидении пере­дач, обещающих «чудо». Распределение основного эфирного времени: соотношение информационных, аналитических, развлекательных, познавательных, рекламных передач. Место и роль политической информации в телепередачах. Значение телевещания в подготовке и проведении политических кампа­ний, выборов в органы государственной власти.

Особенности взаимовлияния: власть — телерадиовещание. Местное телевещание и проблемы экономической, управлен­ческой и информационной независимости от власти.

Технология типовой телепередачи в типовой телестудии. Порядок осуществления телепередачи.

Телевидение в системе СМИ. Телевидение и радиовещание. Телевидение и театр. Телевидение и кино. Сравнительный ана­лиз. Специфика телевидения (масштабность охвата многочислен­ных масс телезрителей практически постоянно). Признаки теле­видения как средства и канала передачи сообщения. Роль совре­менного телевидения как средства массовой коммуникации.


(Семинар по теме).

Тема 3.4. Информационные агентства и Интернет в систе­ме СМК.

Новости — главный товар информационных агентств. Зада­чи и функции информационных агентств. Роль информационных агентств в системе средств массовой информации.

Из истории возникновения информационных агентств: Гавас (Франция. 1835), Ассошиэйтед Пресс (США, 1848), Рольф


Теория и практика массовой информации____________________________359
(Германия, 1849), Рейтер (Великобритания, 1851). Зависимость первого в нашей стране Российского телеграфного агентства (Петербург, 1894) от европейского агентства Вольф. Развитие новостных агентств в России до 1917 г. ТАСС как центральный информационный орган Советского Союза. Специфика деятель­ности ТАСС и АПН: фильтрация и дозирование информации, обязательность опубликования определенных новостей, подго­товка новостей «не для печати».

Современное положение информационных агентств на ми­ровом рынке новостей. Особенности функционирования государ­ственных и негосударственных информации или агентств России с начала 90-х гг. Ведущие информационные агентства страны.

Особенности информационной политики отдельных российс­ких информационных агентств. Государственная информационная политика в отношении «информационной ленты» последних лет.

Глобальные изменения в практике СМИ с развитием теле­коммуникационных компьютерных сетей. Предыстория новых средств массовой информации. Газеты и журналы в сети. Ин­формационные агентства и распространение новостей посред­ством Интернета. Аудиовизуальные СМИ в Интернете.

Проблемы, вставшие перед средствами массовой информа­ции с активным применением Интернета.

(Семинар по теме).
4. СЛАГАЕМЫЕ МАСТЕРСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЭФИРА
Тема 4.1. Природа современного телевидения. Типовая тех­нология телепередачи.

Язык экрана. Понятие кадра. План на телевидении и их виды. Телевизионный ракурс. Шумы. Специфика монтажа и его виды. Виды съемок.

Основы режиссуры прямого эфира. Основные технологии.

Соотношения изображения и слова. Особенности связи сло­ва и изображения на телевидении и отличие от радио. Место изображения в кадре (картинке).

(Семинар по теме).

Тема 4.2. Телевизионный сценарий и сценарист.

Понятие. Искусство написания сценария. Общее и различ­ное в теле- и радиосценарии и материале для газеты. Виды сценариев.

Порядок и принципы написания и оформления сценария.

Заявка, как сложившийся замысел. Заявка и сценарий.

Средства создания сценария. Тема, идея, композиция. Ос­новные элементы композиции: «экспозиция — заявка — перипе­тии — кульминация — перипетии — развязка»; Сюжет. Ремарка.

360_____________________________________________________А.Г.Киселев
Сценарист в творческой группе. Работа сценариста после съемки.

Творческие профессии на телевидении: редактор (продю­сер), телерепортер, комментатор и обозреватель, интервьюер, ведущий новостей.

Критерии оценки журналистской работы.

(Семинар по теме).
Тема 4.3. Телевизионные жанры.

Жанр, как явление и профессия. Основные понятия жан­рового многообразия на телевидении. Специфика телевизион­ных жанров. Телепередача. Телепрограмма. Телеканал.

Жанры телевизионной журналистики:

Информационные жанры телевидения.

Аналитические жанры телевидения.

Художественные жанры телевидения.

Информационное сообщение (видеосюжет) как информа­ционный жанр телевидения.

Комментарий и обозрение как аналитические жанры теле­визионной публицистики.

Очерк как художественный жанр телевидения.

Интерактивное телевидение.

Фотография и ее технологии.

(Семинар по теме).
Раздел 4. Рынок средств массовой информации: состояние, направления, перспективы
5.СМИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Тема 5.1. Журналист и рынок.

Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности. Основ­ные факторы формирования профессиональной карьеры в жур­налистике.

Особенности творчества в рассматриваемой среде. Причины экономических трудностей СМИ. Условия экономической неза­висимости СМИ.

Суть самомаркетинга. Самомаркетинг как условие станов­ления журналиста.

Социожурналист. Смысл понятия. Истоки миграции в жур­налистской среде.

(Семинар по теме).


Теория и практика массовой информации____________________________361
Тема 5.2. Экономическое управление в редакции.

Менеджер в газете. Его специфика на радио, телевиде­нии, в газете и журнале.