Файл: Экологический туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 467

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

Приложение 2 конспекты лекций

1. Общая характеристика экологического туризма в России.

1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире

2. Научный экологический туризм

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма

Национальные парки России. Физико-географическая характеристика

Государственные природные заповедники

Особо охраняемые природные территории

Сельский туризм и перспективы его развития

Особенности сельского туризма

Классификация жилья

Создание усадьбы для сельского туризма

Организация приема туристов

Разрешение конфликтных и спорных вопросов

Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок

Программа тура "в гостях у великолукских крестьян"

Литература

  1. Форма итогового контроля

Курс обучения завершается в седьмом семестре зачётом. Зачет проводится в форме ответов на вопросы.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)

    1. Колбовский, Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования.-3-е изд. – М.: Академия, 2011.-256 с.

    2. Храбовченко, В.В. Экологический туризм: учебно-методическое пособие. - М.: финансы и статистика, 2007.- 208 с.: ил.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

      1. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2008.-208 с.

      2. Боголюбова, С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учебное пособие для студентов ВУЗов.- М: Академия, 2009.-256 с.

      3. Матюхина, Ю.А. Организация туристической индустрии: учебное пособие.-М.: Альфа-М;Инфа-М. 2011.-304 с.

      4. Рындач, М.А. Основы туризма: учебное пособие.-М.; Ростов н/д; Наука-спектр, 2012.-204 с.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

http://doninvest.net/razvitie-ekologicheskogo-turizma-v-rossii/

http://pskovfish.ru/oopt.htm

http://student.zoomru.ru/georgaf/lekcii-po-prirodopolzovanie/87722.707593.s8.html

ht http://docs.podelise.ru/docs/index-6460.html?page=9tp://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2009/02/2009-02-03.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для контрольных работ

Контрольная работа №1 «Экологический туризм в России, особенности и перспективы развития»

Вариант 1

      1. Перечислить ресурсы экологического туризма в России.

      2. Назвать основные организации в России, способствующих развитию экотуризма.

      3. Перечислить благоприятные и неблагоприятные факторы развития экотуризма в России.

Вариант 2

  1. Особенности развития экологического туризма в заповедниках России;

  2. Особенности развития экологического туризма в национальных парках России

  3. История развития сети национальных парков в России

Контрольная работа №2 «Экологический туризм в пределах ООПТ»

Вариант 1.

    1. Функции визит-центров на особо охраняемых природных территориях

    2. Экологические тропы и их роль в организации экологического туризма на природных территориях

    3. Механизм дигрессии природного комплекса


Вариант 2.

      1. Понятие «устойчивость природного комплекса» и факторы ее определяющие. Классификация экологических троп

      2. Основные требования к выбору маршрута экологической тропы

      3. Стадии рекреационной дигрессии

Приложение 2 конспекты лекций

Лекция №1 (4 час.)

«Концепция устойчивого развития туризма»

В условиях рыночной экономики проблема экономической устойчивости является актуальной для гармонизации отношений трех структурных подсистем – человека, экономики и окружающей среды. Проблемное понимание концепции устойчивого развития в современных условиях основано на поиске оптимального управления ресурсам при сохранении основных свойств окружающей природной среды.

В трактовке современных ученых устойчивое развитие в представляет собой переходный процесс от постиндустриального общества к ноосфере Процесс ноосферогенеза – понятие более широкое и акцентирует внимание на значении разума и интеллекта, переходе к сфере интеллектуального способа жизни. Многоаспектность становления сферы разума сконцентрирована на решении задач выживания цивилизации и сохранении биосферы как главных задач современности в процессе ноосферогенеза.

Как отмечает известный американский ученый Г. Дейли соблюдение принципов устойчивого развития предусматривает решение трех глобальных экономических проблем – размещения ресурсов, их распределение и масштабы использования, каждая из которых является отдельной целью, и решение одной из них не означает решения других Российский ученый О.Урсул, опираясь на учение В.И. Вернадского считает, что устойчивое развитие как процесс «стартует» в обществе постиндустриальном, а «финиширует» в сфере разума. В связи с этим можно утверждать, что процесс устойчивого развития во времени не имеет границ. Концепция устойчивого развития допускает биоцентрический (антропоцентрический) вариант обеспечения жизненных потребностей общества.

Среди многочисленных определений «sustainable development» заслуживает внимание определение, приведенное в докладе Х.Брундланд, согласно которому устойчивое развитие – это такое развитие, которое при удовлетворении текущих потребностей не создает риск того, что потребности будущих поколений не будут удовлетворены. В основе этого определения – принцип справедливого доступа разных поколений (генераций) к природным ресурсам. Анализ научных исследований свидетельствует о множественности трактовок понятия устойчивое развитие. Поэтому целью данного исследования является рассмотрение теоретических аспектов сущности понятия устойчивое развитие.


В Украине определение понятия «устойчивое развитие» на государственном уровне зафиксировано в проекте Концепции перехода Украины к устойчивому развитию (1997 г.). Указывается, что устойчивое развитие – это процесс гармонизации производительных сил, обеспечения удовлетворения необходимых потребностей всех членов общества при условии сохранения и поэтапного воссоздания целостности природной среды, создания возможностей для равновесия между ее потенциалом и требованиями людей всех поколений. Главной идеей обеспечения устойчивого социально–экономического развития в целом в настоящее время является управление потоками природных ресурсов, поскольку они являются наиболее важной и ценной составляющей туристических ресурсов, обеспечивая условия как производственной туристической деятельности, так и непосредственно путешественников.

В философском энциклопедическом словаре отмечается, что развитие – это необратимые, закономерные и направленные изменения в материальных и идеальных объектах. Одновременное сочетание всех трех таких свойств отделяет развитие от других изменений. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс теряет характерную для развития единую взаимообусловленную линию. В результате же развития возникает новое качественное состояние объекта – из–за изменений в его составе и структуре.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционная, обусловленная поступательными качественными изменениями объекта, и революционная, которая характеризуется быстрыми качественными изменениями в его структуре.

В соответствии с рассмотренным понятием, развитие должно быть устойчивым, то есть стабильным. Стабилизация означает состояние устойчивости, стабильности. Стабильный – не изменяется, сохраняет тот же самый состав и размер, одинаковую форму и величину; неизменный, продолжается в течение всего времени, непрерывный; рассчитанный на продолжительное время, не временный. Синонимами слова «устойчивый» является «постоянный», «неизменный», «непрерывный», «продолжительный». Термин «устойчивый» означает постоянно неизменную величину в динамическом ряде; «рассчитанный на длительное время». Все это противоречит самой сущности процесса развития.


Проведенный анализ терминов позволяет сделать следующие выводы. Во–первых, устойчивое развитие не предполагает проявлений революционных, катастрофических и хаотических изменений. Во–вторых, устойчивому развитию присущи эволюционность и экологическая корректность. Характеристики первого предположения объективны по своей природе, второго – субъективны и зависят от человека.

Термины «устойчивый» и «стабильный» в словосочетании с термином «развитие» не являются точными, поскольку в таком случае экологически приемлемая эволюция должна быть зафиксирована на определенном статическом уровне, что объективно невозможно. Таким образом, сочетание терминов «развитие» и «устойчивый» и «стабильный» не в полной мере отвечают концепции «sustainable development», которая предусматривает регулирование природных и социально–экономических процессов. Проблемы материальной культуры – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Понятие «устойчивое развитие» не отражает фундаментальных основ концепции сбалансированного экономического, социального и экологического развития, активного управления деятельностью человека как на локальном, так и на региональном уровне, в том числе путем ограничений. Более точным в этом случае был бы термин «сбалансированное развитие», т.е. такое, которое предусматривает сбалансированное динамическое равновесие между компонентами интегративной гео- и социально-экономической системы.

Сбалансированность – это пропорциональность; балансно-количественные соотношения между элементами системы, что означает сохранение ее качественных характеристик.

Близким к понятию сбалансированного развития является гармоничность. Гармония – это соразмерность частей, слияние разных компонентов интегративных гео- социально- и экосистем в единое ограниченное целое, согласованность их формы и содержания. Нарушение такой целостности равнозначно нарушению связи между родственными компонентами, что приводит к изменению качества исследуемой системы или отдельно ее содержательной физической формы, ее перестройку и переход к другому типу. Динамическое равновесие между природой, населением и хозяйством не допускает снижение производительности общественного труда (темпов роста этой производительности) и уровня жизни населения, а также ухудшение состояния природной среды. Если рассматривать взаимосвязь между производством и населением, с одной стороны, и природной средой – с другой, то можно еще использовать выражение «гармоничной пропорции», «гармоничное развитие».


К сторонникам гармоничного развития следует отнести Г. Белявского, В. Гетьмана, Ю. Навроцкого, Ю. Саталкина, В. Шевчука. По их мнению дефиниция «гармоничное развитие» значительно лучше отвечает сущности процессов развития с экологической точки зрения, и тому как должно развиваться человечество, чем такие определения, как «устойчивый», «стабильный», «сбалансированный»

В силу вышеизложенного считаем, что «сбалансированное развитие», «динамическое равновесие между компонентами интегративной социо–эколого–экономической системы», «гармоничные пропорции» и «гармоническое развитие» – тождественные категории, соотвествующие сущности концепции «sustainable development». Считаем, что такое развитие должно называться «гармоничным» в более широком понимании, а «сбалансированным» – в более узком его аспекте. При этом следует отметить, что термин «гармоничное развитие» имеет практическую направленность использования, а «сбалансированное развитие» – относится к концептуальным категориям.

В своих исседованиях М. Джейкобс выделяет следующие три элемента, которые формируют отличительные особенности перечисленных выше понятий:

1. При формировании экономической политики неизменно учитывают экономические цели.

2. Устойчивое развитие неизменно предусматривает реализацию идей социального равенства.

3. Устойчивое развитие означает непросто количественный рост, но и качественное улучшение удовлетворения потребностей

Устойчивое (гармоничное, сбалансированное развитие) – это развитие, которое обеспечивает определенный тип равновесия, т.е. баланс между его социально–экономическими и природными составляющими.

Понятие «устойчивое развитие» более широкое чем, «защита окружающей среды». По определению Международного Совета местных экологических инициатив устойчивое развитие – это программа, которая должна изменить процесс экономического развития таким образом, чтобы он гарантировал базовый уровень качества жизни для всех людей и защищал экосистемы и сообщество, которые только и делают жизнь возможной и стоящим того, чтобы ее прожить.

Мы придерживаемся точки зрения Енджейчика И. [10, с.99], что устойчивое (непрерывное, интегрированное, экологическое) развитие – это такой необходимый вариант развития, при котором экономические, экологические и социальные цели уравновешиваются и интегрируются, а темпы экономического роста не превышают темпов воспроизводства природных ресурсов, причем основным показателем такого развития считается улучшение качества жизни.