Файл: Экологический туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.

Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)

Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)

Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)

Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)

Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)

Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)

Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

Приложение 2 конспекты лекций

1. Общая характеристика экологического туризма в России.

1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире

2. Научный экологический туризм

Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма

Национальные парки России. Физико-географическая характеристика

Государственные природные заповедники

Особо охраняемые природные территории

Сельский туризм и перспективы его развития

Особенности сельского туризма

Классификация жилья

Создание усадьбы для сельского туризма

Организация приема туристов

Разрешение конфликтных и спорных вопросов

Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок

Программа тура "в гостях у великолукских крестьян"

Литература

Какие разновидности экологических походов используются на практике? Ответ на данный вопрос Вам, собственно говоря, уже известен. Это разновидности походов по средствам передвижения. Наиболее приемлемыми для выполнения целей экологического просвещения следует признать пеший поход (треккинг), водный поход на гребных судах и велосипедный поход. Способ передвижения диктуется, в том числе, стоящими перед походом конкретными задачами. Например, если речь идет о знакомстве с экосистемами болот, то наиболее приемлемым является пеший поход. Знакомство с разнообразием ландшафтов, растительных сообществ и т.д. на больших по площади территориях целесообразно вести или в рамках пешего, или велосипедного похода. Лыжный поход, является наименее применимой разновидностью экологических походов. Условия зимы сами по себе не способствуют эффективному выполнению познавательных задач: растения не цветут, птицы не поют, из носа капает… Кроме того, материальное обеспечение лыжного похода и обеспечение безопасности для его участников требуют существенных материальных затрат. В экологическом туризме активно используются и иные средства передвижения с минимальным негативным воздействием на природные комплексы: вьючные животные, парусные суда. Однако в данном случае речь следует вести, все-таки, не о разновидностях экологических походов, а о разновидностях экологических путешествий.

Естественно правильным будет выделять разновидности экологических походов на основании их конкретных познавательных объектов. Тогда можно говорить о ботанических, зоологических, геологических, эколого-этнографических, ландшафтно-географических, эколого-культурных, спелеологических и прочих походах.

Каковы особенности маршрута экологического похода? Ранее, при анализе маршрутов спортивных и оздоровительных походов, мы подчеркивали, что маршрут разрабатывается в полном соответствии с поставленной целью похода и является залогом ее достижения. В рассматриваемом нами случае речь идет об эколого-культурном просвещении туристов и их полноценном отдыхе (рекреации). Это означает что кроме известных Вам требований к наличию рекреационных объектов и ресурсов, на маршруте похода должны присутствовать и целевые познавательные объекты. К таким экологическим объектам на маршруте можно отнести в частности:

  • разнообразные и эстетически привлекательные природные ландшафты;

  • участки с уникальной (или, напротив, характерной для данного района) флорой и фауной, участки с наличием реликтовых и эндемичных видов живых организмов.

  • Уникальные или характерные экосистемы, памятники природы.

  • Культурные (сельские) ландшафты; музеи народного творчества, ремесел и т.д.


На участках маршрута, содержащих такие познавательные объекты, должны быть соответствующим образом подготовлены экологические экскурсии (они осуществляются опытным гидом-экологом в контексте похода).

Достижению главных целей похода должны соответствовать и иные известные Вам характеристики маршрута: его тактическая схема, протяженность (в том числе протяженность отдельных дневных переходов), продолжительность, места расположения биваков и т.д. В условиях похода по национальному парку наиболее применима кольцевая схема пешего похода с началом движения и возвращением на «центральную усадьбу» с гостиничным комплексом, пунктом проката снаряжения и пр. При этом на маршруте могут активно использоваться радиальные выходы на участках, содержащих целевые познавательные и рекреационные объекты (например, экскурсия по экологической тропе, посещение сел с демонстрацией традиционных ремесел и пр., лежащих в стороне от основного маршрута). Протяженность маршрута и продолжительность экологического похода, разумеется, не оговариваются какими либо специальными требованиями. Данные параметры подбираются в приложении к конкретным условиям района похода и к намеченному контингенту туристов (по возрасту, полу). Протяженность маршрута и продолжительность похода, конечно, зависят от расположения на местности познавательных и рекреационных объектов и от характера местности (горная, пересеченная, равнинная, легко или трудно проходимая и пр.). В то же время данные параметры должны соответствовать необходимому уровню оздоровительных физических нагрузок для участников, и не быть избыточными. Для выполнения эколого-образовательных целей вполне достаточен, например, пеший поход продолжительностью от двух до пяти дней при средней протяженности дневных переходов не превышающих 15км.

При составлении маршрута экологического похода важно правильно выбрать собственно путь (трассу) движения группы к намеченным целевым объектам. В экологическом походе трасса движения, по определению, должна быть максимально «щадящей» для природной среды. Например, вряд ли стоит без необходимости применять азимутальные переходы по бездорожью (читай, по ненарушенным участкам природы) – ведь туристы тем самым «прокладывают» новые тропы, негативно воздействуют на почву, растительный покров и пр. Значительно более правильно использовать для проложения маршрута уже существующие в районе лесные дороги и тропы. При этом не наносится дополнительный ущерб окружающей среде; не превышается оздоровительный уровень физической нагрузки для участников; участники похода не подвергаются ненужной опасности, вследствие преодоления естественных препятствий на местности. Трассу движения рационально прокладывать по участкам с эстетически привлекательными природными и культурными ландшафтами. Только в гармоничном сочетании оздоровительных физических нагрузок с эстетическим наслаждением от красоты окружающего мира кроется ключ к решению рекреационно-познавательных задач экологического похода.


Что мы подразумеваем под маркированным маршрутом экологического похода? Всем требованиям, предъявляемым к маршруту экологического похода, наибольшим образом соответствует т.н. маркированный маршрут. Маркированный маршрут экологического похода разрабатывается как маршрут «многоразового использования». Трасса маршрута фиксирована (в том числе может быть отмечена (маркирована) на местности) и достаточно жестко соблюдается гидом-проводником, ведущим туристскую группу. Маркированный маршрут является заранее и целенаправленно обустроенным. На нем заранее определены и оборудованы для обзора, экскурсий, отдыха познавательные и рекреационные объекты посещения. Например, экологические тропы обозначены на местности и оборудованы обзорными площадками, информационными наглядными материалами. Так же определены и подготовлены на местности места туристских стоянок и биваков (оборудованы кострища, заготовлены дрова, сделаны постоянные площадки под палатки, установлены туалеты и пр.).

Маркированный маршрут построен таким образом, чтобы наиболее полно и при этом ненавязчиво выполнить поставленные цели отдыха и экологического просвещения (принцип максимального усвоения информации). Маршрут прокладывают, как уже нами отмечалось, с включением эстетически привлекательных участков местности. Экологические объекты посещения подбирают с учетом тематики похода, определяют их логичную последовательность; их сочетание и очередность с рекреационными объектами. Намеченные дневные переходы должны позволить выдержать необходимый график движения, отдыха и экскурсий. Экскурсионная деятельность при этом осуществляется без фона утомления у туристов, с эффективным восприятием информации. Для маркированного маршрута определяется, кроме обычных параметров, максимальная рекреационная нагрузка (объем и массовость посещений), которую он в состоянии «вынести» без негативных последствий для природных комплексов и снижения привлекательности для самих туристов.

Все вышесказанное позволяет нам сформулировать определение маркированного маршрута как обозначенного на местности маршрута многоразового использования, со специально оборудованными для выполнения поставленных целей похода объектами посещения и местами ночлега и отдыха туристов. В данной лекции, в связи с ее ограниченным информационным объемом, мы не рассматриваем иные особенности организации экологического похода (кроме разработки маршрута). Принципиально содержание плана-графика похода, нагрузочный режим и режим движения; принципы выбора снаряжения и организации питания мало отличаются от таковых в случае подготовки и проведения рекреационных походов. Особенности вышеназванных категорий в случае экологического похода определяются самими принципами осуществления экотуристской деятельности. Например, снаряжение подбирается с учетом минимизации негативных воздействий на природную среду (берут газовые горелки, а не бензиновые; костровые сетки, позволяющие не устраивать кострища на почве). Для питания используются «экологически чистые», желательно местные продукты и т.д.


Литература

  1. А.В. Дроздов Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 271с.

  2. А.В. Дроздов Как развивать туризм в национальных парках России. Рекомендации по выявлению, оценке и продвижению на рынок туристских ресурсов и туристского продукта национальных парков. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2000.

  3. А.Б. Косолапов (автор и составитель), С.А. Лозовская, Н.Г. Мизь. Экологический туризм в Приморском крае и работа гида на маршруте. Методические рекомендации. Владивосток, 2002. 27 с.

  4. А.И. Тарасенок Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. – 120с.

  5. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт. – Тула: Гриф и К, 2002. – 284с. Редакторы составители: Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов.

Лекция №3.(4 час)

Экологический туризм в России

В большинстве стран мира туризм играет значительную роль в экономике, стимулировании социального развития регионов, поступлении средств в государственную казну. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

С начала 80-х годоа XX столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение отдается тенистым лесам, а вместо городских громад – поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более 10% туристского рынка, а темпы его роста в 2-3 раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма.

Проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Дроздова Н.В. Данилина Н.Р., Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. и других

В этих работах анализируется понятие “экологический туризм”; освещаются его различные аспекты. Наибольшее внимание уделяется проблемам развития экологического туризма за рубежом. Проблемы же развития эклогического туризма в России освещены в меньшей степени.


Целью курсовой работы является изучение географии экологического туризма в России. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

-      Проанализировать литературные и картографические источники;

-      Показать географию национальных парков России, как важнейших ресурсов для экологического туризма;

-      Составить физико-географическую характеристику Хвалынского национального парка и оценить его возможности для экологического туризма и экологического образования;

-      Составить карто-схему Хвалынского национального парка;

Основные методы исследования:

-      Метод теоретического анализа;

-      Картографический метод;