ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рынки благ.

61

 

 

тивным размером фирмы. Если размер фирмы больше минимального эффективного, то LAC(Q)= c = const. Отсюда следует, что при этом LTC(Q)= cQ и, следовательно, LMC(Q)= c = const. Допущение о постоянстве средних (и предельных) затрат часто используется в моделях монополии и олигополии.

Решение задачи № 7

Комментарий к предыдущей задаче позволяет считать функцию предельных затрат монополиста постоянной, LMC(Q) = c, равной минимуму средних затрат завода. Функция спроса линейна; положим PD(Q) = a bQ, так что предельная выручка MR = a – 2bQ. Из равенства MR = LMC

следует, что для монополии QM = a2bc .

Заводы, действующие как самостоятельные фирмы, в конкурентном равновесии длительного периода имели бы эффективный размер, так что средние (и предельные) затраты каждого из них равнялись бы c. Функция рыночного предложения характеризовалась бы постоянной ценой, PS(Q) = = c. При данном спросе объем конкурентного равновесия

62
Часть IV.

равен QC = abc . Таким образом, заводы, действующие са-

мостоятельно и конкурирующие друг с другом, производили бы вдвое больший объем продукта, чем монополия. А так как в обоих случаях заводы имеют эффективный размер, число их также должно быть вдвое больше, чем в составе монополии, и равно 200.

Решение задачи № 8

Обратная функция спроса:

PD(Q) = 1 + (1 – Q)3.

Отсюда

MR(Q) = 1 + (1 – Q)2 ∙ (1 – 4Q).

График функции предельной выручки представлен на рисунке.

Решение этой задачи показывает, что, несмотря на то что функция спроса — монотонно убывающая (кривая D), предельная выручка может иметь другой характер. В данном случае она имеет локальный минимум при Q = 0.5, возрастающий участок 0.5 ≤ Q ≤ 1, локальный максимум при Q = = 1 и затем убывает при Q > 1.


Рынки благ.

63

 

 

Решение задачи № 9

Максимум прибыли фирмы достигается при равенстве предельной выручки на каждом из рынков и предельных затрат фирмы. В условиях совершенной конкуренции предельная выручка совпадает с ценой. Поэтому MC(Q) = PW, т. е. 10 + 0.5Q = 30, откуда объем производства фирмы Q = 40. Условие MC(Q) = MRI(QI) дает равенство 30 = 60 – 2QI, откуда объем продаж на внутреннем рынкеQI = 15. Так как Q = = QI + QW, объем продаж на мировом рынке QW = 40 – 15 = 25. Цена на внутреннем рынке PI = 60 – 15 = 45.

Решение задачи № 10

Распределение объема производства между заводами должно удовлетворять условию

MC1(q1) = MC2(q2) = … = MCm(qm) = MC(Q),

где Q — объем выпуска фирмы, MC(Q) — ее предельные затраты. Распределение объема продаж между сегментами рынка

MR1(Q1) = MR2(Q2) = …= MRn(Qn) = MR(Q),

где MR(Q) — предельная выручка фирмы. Условие MR(Q) = = MC(Q) завершает доказательство.

Решение задачи № 11

а) Верхний предел цены на первом сегменте равен 20, на втором — 10.

(i) При продаже продукта по единой цене функция спроса для рынка представляет собой сумму соответствующих

функций на сегментах:

 

 

QD (P) =

250 − 20P,

P ≤ 10;

 

 

10 < P ≤ 20.

 

 

 

100 −5P,

Функция спроса имеет излом при P = 10, Q = 50. Обрат-

ная функция спроса:

 

 

D

 

20 − 0.2Q,

Q < 50;

P

 

 

 

 

(Q) =

12.5 − 0.05Q,

50 ≤ Q ≤ 250.

 

 

 

 

 

 

 

 


64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая выручка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20Q−0.2Q

2

,

 

Q

<50;

TR(Q) = Q P

D

(Q) =

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

12.5Q −0.05Q

50

Q ≤ 250.

 

 

 

 

 

,

Предельная выручка:

 

 

 

 

 

 

 

 

20 − 0.4Q,

 

Q < 50;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MR(Q) =

12.5 − 0.1Q,

 

50 < Q ≤ 250.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излом функции спроса порождает скачок функции предельной выручки при Q = 50. Эта функция убывает на каждом из участков, слева (при Q < 50) и справа (при Q > 50); при Q → 50 предел слева равен 0, предел справа равен 7.5.

(ii) Для анализа ситуации, связанной с ценовой дискриминацией, потребуются функции предельной выручки на каждом сегменте. Обратные функции спроса на сегментах:

PD(Q) = 20 − 0.2Q; PD(Q) = 10 − 0.0667Q.

1

2

Функции предельной выручки:

MR1(Q) = 20 – 0.4Q;

MR2(Q) = 10 – 0.1333Q.

Чтобы выполнить «горизонтальное суммирование» функ-

ций предельной выручки, нужно найти обратные функции:

Q (MR) = 50 − 2.5MR,

MR ≤ 20;

 

1

 

 

(1)

Q (MR) = 75 −7.5MR,

 

MR ≤ 70.

 

2

 

 

 

Их сумма:

 

 

 

 

125 −10MR,

MR ≤ 10;

 

 

 

 

 

Q(MR) =

50 − 2.5MR,

MR > 10.

 

 

 

 

 

 

 

Обратная функция представляет собой предельную вы-

ручку дискриминирующей фирмы:

 

 

 

20 − 0.4Q,

Q < 25;

 

 

 

 

(2)

MR(Q) =

12.5 − 0.1Q,

Q ≥ 25.

 

 

 

 

 

 

Отметим, что у дискриминирующей фирмы предельная выручка — непрерывная монотонно убывающая функция.

Для нахождения общей выручки требуется проинтегрировать предельную выручку в пределах от 0 до Q; интегрирование нужно выполнить раздельно по участкам. При Q ≤ 25:


Рынки благ.

65

 

 

TR(Q) = Q

(20 − 0.4q)dq = 20Q − 0.2Q2.

 

 

0

 

 

 

 

Отметим, что TR(25) = 375. При Q > 25:

 

 

TR(Q) = TR(25) + Q

(12.5 − 0.1q)dq =

 

 

 

 

25

 

 

 

 

= 375 +12.5(Q − 25) − 0.05(Q2 − 252) =

Итак,

= 93.75 +12.5Q − 0.05Q2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

20Q − 0.2Q ,

Q

≤ 25;

 

TR(Q) =

93.75 +12.5Q − 0.05Q2,

Q

> 25.

 

 

 

 

 

 

 

б) (i) При продаже товара по единой цене оптимум мо-

нополии достигается при объеме продаж, удовлетворяющем условию MR(Q) = MC(Q). В рассматриваемом случае это условие выполняется при двух значениях Q, слева и справа от точки разрыва функции MR(Q):

20 – 0.4Q = 4

Q = 40 < 50;

12.5 – 0.1Q = 4

Q = 85 > 50.

Оптимум фирмы определим путем сопоставления вели-

чины прибыли в обоих локальных максимумах, при Q = 40

и при Q = 85.

 

При Q = 40 цена спроса P = 20 – 0.2 ∙ 40 = 12, выручка

TR = 12 ∙ 40 = 480, затраты TC = 4 ∙ 40 = 160, прибыль Π = = 480 – 160 = 320.

При

Q = 85 соответствующие величины составляют

P = 12.5

– 0,05 ∙ 85 = 8.25, TR = 8.25 ∙ 85 = 701.25, TC =

=4 ∙ 85 = 340, Π = 701.25 – 340 = 361.25. Таким образом,

монополист предпочитает второй вариант (Q = 85), дающий бόльшую прибыль.

(ii)При ценовой дискриминации равенство MRi(Qi) =

=MC(Q) должно выполняться на каждом сегменте. В общем случае следовало бы решить уравнение

MR(Q) = MC(Q),

где функция MR(Q) определяется уравнением (2), и найден-


66

Часть IV.

 

 

ное при решении значение MR

подставить в уравнения (1)

для нахождения распределения общего объема продаж по

сегментам. Но условие MC(Q) = 4 = const упрощает задачу:

объемы Q1 и Q2 могут быть определены из условий MR1(Q1) =

= MC и MR2(Q2) = MC, т. е.

10 – 0.1333Q2 = 4,

20 – 0.4Q1 = 4;

откуда Q1 = 40, Q2 = 45. При этих объемах цены спроса со-

ставляют

 

P1 = 20 – 0.2 ∙ 40 = 12,

P2 = 10 – 0.0667 ∙ 45 = 7,

так что выручка равна TR = 12 ∙ 40 + 7 ∙ 45 = 795. Поскольку суммарный объем продаж на обоих сегментах оказался таким же, как при единой цене, величина общих затрат принимает уже найденное значение TC = 340. Отсюда прибыль при ценовой дискриминации Π = 795 – 340 = 455.

Решение задачи № 12

Обозначим A = N/10 000, так что функция спроса будет представлена равенством QD(P) = A ∙ (80 – P), а обратная функция спроса — равенством PD(Q) = 80 – Q/A.

Средние и предельные затраты фирмы даются выражениями

AC =

100

+ 20 + q;

MC = 20 + 2q.

 

q

 

 

 

 

1) Если на рынке действует единственная фирма, то объем ее продаж q совпадает с рыночным объемом покупок Q, так что здесь q = Q. Фирма может безубыточно действовать, если максимально возможная для нее прибыль неотрицательна. Максимум прибыли достигается при условии MR = MC. Так как MR = 80 – 2q/A, приравнивая это выражение предельным затратам, 80 – 2q/A = 20 + 2q, найдем,

что q = 130+AA .

Условие безубыточности сводится к тому, что общая выручка не меньше общих затрат, TR ≥ TC. Используя найденное выражение для q, получаем: