ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 521
Скачиваний: 0
в ходе которых результаты деятельности одного процесса используются как исходные ресурсы для другого. Поэтому применение системного подхода к реализации основной цели – формирования стратегии развития, очевидно. Данный подход реализуется в виде следующих этапов:
-исследование внешней среды функционирования объекта;
-анализ внутренней среды объекта;
-определение стратегической конкурентной цели, постановка задач
-формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий;
-определение направлений государственной поддержки;
-структурирование источников финансирования;
-реализация механизма контрольных функций.
Совокупность сельскохозяйственных предприятий, объединенных по территориальному признаку, формирует муниципальный район. Поэтому предлагаемая стратегия развития разработана для административно-территориальной единицы. В качестве объекта исследования был выбран Карагайский муниципальный район, который характеризуется высоким уровнем сельскохозяйственной специализации. Основой стратегии является стимулирование не процесса производства, а конечного результата. В качестве приоритетных рынков (отраслей специализации) принимаются следующие рынки: молока и молокопродуктов, картофеля, овощей.
В 2012 году объем валового производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Карагайского муниципального района (в сопоставимых ценах) должен увеличиться на 45,8 % и составит 1154,6 млн. руб. Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития агропромышленного комплекса Карагайского муниципального района на 2010-2012 годы являются:
·развитие направлений, определенных Краевой целевой программой “ Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы”, связанное
свыделением средств для их реализации на условиях софинансирования с краевым бюджетом;
·ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
·создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства;
·повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства.
Для наиболее эффективного решения поставленных задач можно выделить три направления:
1. Ускоренное развитие приоритетных отраслей АПК.
2. Формирование благоприятных условий функционирования АПК.
3. Кадры, консалтинг в АПК.
123
Каждое из указанных направлений состоит из мероприятий, способствующих решению отдельных экономических и социальных задач в агропромышленном комплексе Карагайского муниципального района.
Механизм государственной поддержки, по нашему мнению, представляет собой неотъемлемую часть системы государственного регулирования АПК и должен быть сформирован из рычагов и инструментов прямого и косвенного воздействия на финансово-экономическое состояние хозяйствующих субъектов аграрной сферы экономики, функционирующих в условиях ценового диспаритета. В контексте нашего определения, механизм государственной поддержки мы рассматриваем также как способ защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, как одну из генеральных целей поддержки сельского хозяйства - устранение, или хотя бы ослабление, воздействия на отрасль дестабилизирующих, экстремальных внешних и внутренних факторов.
Концепция государственной поддержки Карагайского муниципального района должна быть реализована в программе развития. Период действия рассчитывается на 2010-2012 годы. Без анализа сложившейся ситуации и определения проблем в сельскохозяйственном производстве невозможно определить приоритетные направления развития.
Для определения основных направлений мы ориентировались на экономический базис информации, рассмотренный ранее.
Показатель реализации направления:
а) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
б) индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за счет всех источников финансирования;
в) производство скота и птицы по сельскохозяйственным организациям (в живом весе);
г) производство молока.
Результаты реализации “ Программы” будут заключаться в росте доходов сельского населения на основе повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей АПК Карагайского муниципального района и эффективном инновационном использовании ресурсного потенциала.
На протяжении всего периода реализации “ Программы” устанавливаются четкие параметры регулирования отрасли. Стабильные условия функционирования создают выгодные преимущества отрасли для привлечения инвестиций, реализации среднесрочных проектов реконструкции и технического перевооружения сельскохозяйственных организаций Карагайского муниципального района.
“ Программа” поддерживает преемственность в аграрной политике Карагайского муниципального района, что также стабилизирует ситуацию в отрасли.
В “ Программе” будет предусмотрена равная доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей к муниципальным субсидиям.
Общие затраты по направлению «Ускоренное развитие приоритетных отраслей АПК» составят 107, 3 млн. руб., том числе за счет бюджета Пермского края 92 млн. руб. Индекс производства продукции должен увеличиться на 7,6
124
пункта. Индекс инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования планируется увеличить на 8,8 пункта.
По производству молока увеличение должно составить 14%.
Общие затраты по направлению «Формирование благоприятных условий функционирования АПК» предполагают привлечение дополнительно краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств в размере 5000 млн. руб.
Направление «Кадры, консалтинг в АПК» - укомплектованность кадрами должна увеличиться на 2 %. Планируемые затраты по данному предложению составят 1,5 млн. руб.
Стратегия развития предполагает финансирование из следующих источников:
·средства краевого бюджета (в соответствии с бюджетным законодательством Пермского края);
·средства муниципального бюджета;
·средства из внебюджетных источников (частные инвесторы, кредитные ресурсы банков, собственные средства граждан, средства организаций агропромышленного комплекса).
Часть мероприятий финансируется в виде субсидий из муниципального бюджета Карагайского муниципального района Пермского края.
Основной принцип применения субсидий - привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников, а также ускоренная модернизация сельскохозяйственных организаций и формирование рыночной инфраструктуры.
Наибольшую долю в источниках формирования ресурсов бюджета муниципального образования занимают внебюджетные источники и составляют 51%., стратегия ориентирована в первую очередь на мобилизацию внутренних ресурсов сельскохозяйственных предприятий .
Далее по значимости финансирования будет муниципальный бюджет Карагайского района. Благодаря объединенному капиталу сельскохозяйственные предприятия смогут выйти на принципиально новый экономический уровень развития.
Мониторинг и контроль реализации стратегии в части бюджетных источников осуществляют Управление сельского хозяйства администрации Карагайского муниципального района, Земское Собрание Карагайского муниципального района, Контрольно-счетная палата Карагайского муниципального района.
Механизм реализации муниципальной целевой программы включает в себя:
·систему нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в агропромышленном комплексе;
·механизм распределения финансовых средств между участниками стра-
тегии.
Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с постановлением главы Карагайского муниципального района. Порядок формирования и условия включения в реестр получателей субсидий определяется нормативным правовым актом, утверждаемым решением Земского Собрания Карагайского муниципального района.
Таким образом, применение системного подхода в формировании стратегии сельскохозяйственных предприятий позволит выйти на принципиально новый экономический уровень развития.
125
УДК 334.012.33:631.145(470.53)
В.И. Кузнецов, Е.В. Царегородцева, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В АПК ПЕРМСКОГО КРАЯ
За годы реформ экономический кризис наиболее остро проявился в инвестиционной сфере. Суммарный объем капиталовложений в экономику Пермского края снизился более чем на 70 %, а в АПК Пермского края - на 80 процентов. Столь стремительный спад обусловил ускоренный физический износ производственных мощностей, снижение конкурентоспособности агропромышленной продукции. Объем основных фондов предприятий агропромышленного комплекса за 4 последних года уменьшился более чем в 2,5 раза.
Резкое уменьшение объемов централизованного финансирования при увеличении степени износа основных фондов и, как следствие, уменьшении их физического объема привело к сокращению размеров государственной собственности
вАПК Пермского края.
Вструктуре производственных капиталовложений также произошли изменения, характеризующиеся развитием тенденций, сложившихся в предыдущие годы: при уменьшении доли, приходящейся на сельское хозяйство, машиностроение, легкую и пищевую промышленность, увеличилась доля, направляемая в наиболее материало- и энергоемкие отрасли.
Вусловиях недостаточного государственного регулирования экономики, низкого инвестиционного спроса, неблагоприятного финансово-экономического состояния многих предприятий, сокращения государственного финансирования промышленности, строительства, агропромышленного комплекса наиболее актуальными задачами являются обеспечение эффективности использования государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений - основного источника формирования государственной собственности, и эффективное управление пакетами акций, находящихся в собственности государства.
Сегодня именно капитальные затраты бюджетов всех уровней, осуществляемые в виде централизованных инвестиций в основные средства, являются основным источником формирования государственной собственности - объективного процесса инвестирования государственных предприятий и организаций.
Однако при планировании и осуществлении государственной инвестиционной политики бюджетные ассигнования на централизованные капитальные вложения осуществляются негосударственным коммерческим организациям без выделения доли собственности государства в их уставных капиталах. Это особенно актуально для предприятий агропромышленного комплекса, структура собственности которых и до проведения рыночных реформ основывалась на колхознокооперативной (негосударственной) форме. В результате на 1 января 2009 г. государственные предприятия составляют лишь 1,5 % от общего числа субъектов хозяйствования в АПК.
Вэтой связи централизованное финансирование капитальных вложений, являясь фондообразующим процессом, должно обуславливать соответствующий
126
учет именно инвестиционных интересов государства как собственника и распорядителя денежных ресурсов.
Система управления федеральной собственностью, в частности пакетами акций, не отвечает государственным интересам и главному критерию эффективности капитальных вложений - доходности. Не эффективна и деятельность представителей Российской Федерации в органах управления хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием.
Так же в нарушение законодательства о приватизации на правительственном уровне не утверждено Положение о деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ. В конкурсах и аукционах по продаже государственного имущества участвуют аффилированные и иные зависимые юридические лица, что опять-таки наносит ущерб федеральному бюджету.
Вбольшинстве случаев требование обеспечения интересов государства вообще не выдвигается министерствами и ведомствами - распорядителями государственных средств.
Всвязи с чем, формирование действенной системы управления закрепленными в собственности Российской Федерации акциями является одной из основных задач повышения эффективности их использования и упорядочения получения дивидендов.
Таким образом, государственные структуры, ответственные за эффективность использования государственной собственности, не выполняют в достаточном объеме эту государственную функцию. В результате государство не обладает необходимыми полномочиями по регулированию деятельности в этой сфере и несет существенные финансовые потери.
На основании изложенного, для обеспечения учета интересов государства при осуществлении централизованных инвестиций в основной капитал негосударственных коммерческих предприятий и организаций в целях наиболее рационального использования средств федерального бюджета и повышения эффективности управления государственной собственностью необходимо:
- распределение лимитов капитальных вложений по конкретным получателям - акционированным участникам рынка - производить только при наличии пакета документов, свидетельствующего об эмиссии дополнительного пакета акций на сумму средств федерального бюджета, планируемых к финансированию (решение общего собрания акционеров, зарегистрированный проспект эмиссии и др.). Учитывая, что данный порядок в данное время разработан, но не "работает", необходимо законодательно предусмотреть ответственность за невыполнение этой процедуры;
- разработать порядок и условия централизованного бюджетного финансирования основного капитала неакционированным субъектам рынка - обществам с ограниченной ответственностью, частным предприятиям, кооперативам и др., предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;
- основу государственных контрактов должны составлять государственные целевые программы федерального, межгосударственного или регионального уровней с финансированием из государственных бюджетов и привлекаемых для этих целей внебюджетных источников;
127