ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 517
Скачиваний: 0
С 2001 года наметился небольшой рост потребления молочных продуктов, достигший отметки 230 кг.
Цельномолочная продукция
32,30%
42%
Жирные сыры
Масла
15%
11%
Другие молочные продуты
Рис. 2 Структура рынка молочной продукции
Вообще в качестве основной причины снижения потребления молока участники рынка отмечают низкую культуру потребления молока. Еще одна причина уменьшения объемов потребления, кроется в том, что молочные продукты сегодня стали менее доступны населению из-за падения покупательской способности людей.
Тем не менее, несмотря на уменьшение объемов потребления, одна из тенденций рынка — продолжающаяся техническая модернизация производства и появление новых молочных продуктов. Всевозможные йогурты, творожки, другие продукты в последние годы быстрее прочих «представителей» молочной промышленности завоевывали корзины покупателей.
Следует также отметить, что молочный рынок сейчас стремится отойти от «натурального» продукта в сторону продукции с большим содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители (рис. 3).
|
|
|
Молоко в животноводческих |
|
5% |
|
целях |
|
|
|
|
|
|
30% |
Переработка и производство |
|
|
|
|
25% |
|
|
молочной продукции |
Изготовление молочных полуфабрикатов, включая сухое молоко и масло
Производство мороженого и детского питания
40%
Рис. 3 Сегментация рынка по потребителям молока (доля рынка, %)
118
Определенных сложностей отрасли добавил вступивший в силу с 17 декабря 2008 года «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», существенно ограничивший возможности использования в производстве молочной продукции сухого молока, а значит, и переработку излишков полученного летом молока в сухое. Согласно этому документу всё молоко, изготовленное с добавлением сухого молока, переводится в категорию молочных напитков. И всё бы ничего, да только ряд маленьких недоработок приносит массу проблем как сельхозпроизводителям, так и производителям готовой продукции. Наглядным примером тому может служить падение цен на сырое молоко в 2008-2009 годах при одновременном росте цен на конечную молочную продукцию.
На российском молочном рынке присутствует более чем 1400 игроков, включая крупные, средние и мелкие компании. Благодаря такой сегментации, рынок является высоко конкурентным в плане формирования цен на молоко и молочную продукцию. Начиная с 2000 года и по настоящее время, молочные производители постоянно расширяют свои возможности по дистрибуции и придерживаются маркетинговой стратегии, направленной на сокращение объема продаж оптовым покупателям, увеличивая продажи продукции через розничные торговые магазины, привлекая их к сотрудничеству за счет увеличения количества рекламы на телевидении в СМИ и через интернет.
Концепция социальной рекламной кампании призывающей граждан пить молоко была разработана представителями Минсельхоза России, отраслевых союзов при участии агентства Smart Communications. Рекламный ролик «Время пить молоко» выходил в эфир каналов «Россия», «ТВ 3», «СТС», «MTV» с 19 апреля по 3 мая 2009 года по 5 раз в день. По мнению пресс-секретаря Союзмолоко первый этап кампании прошел успешно. «Планируемые показатели достигнуты, а недостатки учтены. По информации портала «Dairi News» после подведения итогов, осенью 2009 года был проведен очередной тендер на разработку рекламной кампании. Министерство сельского хозяйства РФ намеренно развивать не только социальную рекламу молока, но и другие мероприятия, направленные на повышение спроса молока и молочных продуктов среди россиян [3].
Как и производители соков, молочники остаются приверженными стратегии регионального развития, постоянно увеличивая предложение молока и молочных производных продуктов в регионах по мере роста регионального потребления. Снижение затрат и улучшение качества молочной продукции остается основным конкурентным преимуществом для большинства молочных компаний, так как креативные маркетинговые стратегии и увеличение бюджета расходов на маркетинг способствуют улучшению осведомленности о продукте и лояльности со стороны покупателей по отношению к известным молочным брендам.
Лидером Российского молочного рынка в последние годы является Группа «Вимм-Билль-Данн», по некоторым оценкам занимаемая компанией доля составляет 35%. Группа является одним из наиболее крупных производителей молочных продуктов и соков.
Эксперты считают, что одним из основных конкурентов на рынке молока является французская компания «Данон». Самая активная из зарубежных производителей молока, компания проводит агрессивную рекламную политику. «Да-
119
нон» владеет молочным комбинатом в Поволжье и в Московской области. По проведенным маркетинговым исследованиям в городах России в 2008 году доля компании «Данон» в сегменте рынка йогуртов и молочных десертов составила 12,3%, а общая доля на Российском рынке молочной продукции – 7,2%.
Юнимилк – это холдинговая компания, второй по величине российский производитель молочной продукции. Компании Юнимилк принадлежит 31 молочное производство и 1 комбинат детского питания в России и на Украине. Общая доля компании на российском рынке молочной продукции составляет 17,1% в количественном выражении [1].
По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко -84%, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Вторым по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза.
В сегменте цельномолочной продукции наиболее динамично развивается потребление кисломолочных продуктов, которое ежегодно увеличивается на 9%, в результате данный сегмент рынка в объеме цельномолочных продуктов показывает стабильный показатель роста. В сегменте кисломолочных продуктов лидерами являются йогурты, потребление которых растет ежегодно в среднем на 30-
40%.
ВПермском крае рынок молока и молочной продукции растет он увеличивается на 4-5% в год, и расчетная величина потребления молочной продукции составляет 200-250 г. в сутки.
Впрошлом году всеми категориями хозяйств в Пермском крае произведено 478 тыс. тонн молока, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 308,3 тыс. тонн молока.
На рынке можно выделить четыре категории потребления. Цельномолочная продукция (молоко, кефир, десерты, йогурты, сметана, творог) – наиболее востребованная позиция. Сыр, масло – специфические продукты. Последняя группа – специальные продукты – сухое молоко, сгущенка, смеси для детского питания, мороженое (рис. 4).
Лидер по объему продаж – цельномолочная продукция – около 80% всех
реализуемых молочных продуктов в тоннах приходится на этот сегмент. Сыр местные эксперты считают наиболее перспективным направлением переработки молока в регионе. Недавно о намерении производить сыр в Пермском крае заявило одно из местных хозяйств - «Ашатли». Пока он не выпускается на территории Пермского края, и в основном поступает из других регионов, а также из-за рубежа.
Всего молкомбинатов в Пермском крае около 20, основных три: «Перммолоко», Кунгурский и Верещагинский молкомбинаты. В сумме они производят 7580% объема всей цельномолочной продукции, которая продается в регионе.
Ввоз этой категории продукции незначительный, в основном из Удмуртии. Связано это с тем, что вся промышленность Пермского края была всегда ориентирована на цельномолочную продукцию, а также с проблемами транспортировки
120
скоропортящихся продуктов. Лидером по доле рынка в Пермском крае пока остается «Перммолоко», вошедшее в федеральный холдинг «Юнимилк». Однако, начиная с 2005 года, «Перммолоко» постепенно сокращает свою долю, в то время как Кунгурский молкомбинат свое присутствие на рынке увеличивает. Причина снижения позиций «Перммолока» кроется в корпоративной политике переработки молока внутри компании «Юнимилк».
|
5% |
3% |
|
|
|
7% |
|
Стерилизованное и |
|
|
пастеризованное молоко |
|
|
Кисломолочные |
|
|
продукты и йогурты |
|
|
Сметана |
5% |
|
Творог |
|
|
60% |
|
|
Другие продукты из |
|
|
молока |
Рис.4 Сегментация рынка по видам продукции из молока (доля на рынке, %)
В2009 году в магазинах города Перми появился новый продукт — « Деревенское молоко» от крупнейшего сельскохозяйственного производителя Пермского края Агрохолдинга «Ашатли». Натуральное молоко производится и разливается в селе Аспа Уинского района. Стадо элитных венгерских и немецких коров, живущих на современной мега-ферме на 1140 голов, построенной по голландской технологии, дает молоко естественной жирности — от 3,5 до 4,5%.
Молоко буренки дают только высшего сорта, что позволяет ему отлично храниться. «Деревенское молоко» поставляется на полки городских магазинов в неизменном виде: с него не снимаются сливки, не добавляется сухое молоко, растительные жиры или консерванты.
Проект производства «деревенского молока» реализуется при активной поддержке Министерства сельского хозяйства Пермского края в рамках проекта «Покупай пермское!». «Появление на прилавках пермских магазинов натурального «деревенского молока» считает Е.Е. Гилязова значительным результатом совместного сотрудничества с Агрохолдингом «Ашатли». Общая задача — сделать вкусное и полезное молоко доступным для горожан».
Взаключении хотелось бы отметить что, молочная отрасль страны должна быть качественно перестроена на современную модель управления, основанную на потребностях рынка. Безусловно, меры государственной поддержки должны осуществляться с учетом этой модели и формировать перспективную инновационную систему развития животноводства.
Важную роль в этом процессе должны сыграть региональные власти. Поддержка молочного животноводства должна носить адресный характер и основы-
121
ваться на долгосрочных прогнозных балансах, разработанных субъектами. Необходимо стимулировать эффективных производителей и переработчиков молока, внедрять в повседневную практику современные инновационные технологии, активно использовать лучший зарубежный опыт. Только таким образом мы сможем эффективно решить все задачи, стоящие перед отраслью.
Библиографический список
1.Официальный сайт компании Юнимилк. Режим доступа: http://www.unimilk.ru.
2.Официальный сайт Министерства Сельского хозяйства Пермского края. Режим доступа:
http://www.agro.perm.ru |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Первый |
сайт |
о |
социальной |
рекламе |
в |
России. |
Режим |
доступа: |
http://www.1soc.ru/news/view/1064
4. Российский рынок молочной продукции. Маркетинговое исследование. МАРКЕТАНАЛИТИКА. Москва, август 2009. Режим доступа: www.marketanalitika.ru
УДК 631.1:332.1
Э.Р. Кузнецова, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Трансформация системы хозяйствования, сложившейся в условиях централизованной экономики, объективно обусловила не только рост нестабильности функционирования предприятий аграрной сферы, но необходимость создания системы стратегического управления.
В основе данной системы лежит экономически обоснованная стратегия развития. Деятельность сельскохозяйственных организаций во многом зависит от эффективности использования ресурсов и наращивания ресурсного потенциала. Аккумулирование средств невозможно без расширенного воспроизводства. Следовательно, управление внутренними факторами развития является неотъемлемой работой каждого хозяйствующего субъекта. Спецификой деятельности в сельском хозяйстве является сложность, связанная с саморегулированием рынка. Это обусловлено тем, что свободные действия сельскохозяйственных производителей не ведут к состоянию стабильного равновесия спроса и предложения. Проблемы, связанные с серьезными нарушениями равновесия, дестабилизации рынка вызывают необходимость вмешательства государства в рыночный механизм путем использования системы регулирования в интересах, как производителей, так и потребителей, поэтому формирование стратегии социально-экономического развития муниципальных районов непосредственно связано с развитием человека и общества.
Поэтому для создания и успешной реализации стратегии развития необходимо учитывать и внешние факторы, формируемые макроэкономической системой. Мы рассматриваем хозяйствующего субъекта как систему, в качестве элементов которой выступают человеческий потенциал и процессы (снабжения, производства, реализации продукции), в качестве связей – взаимодействие процессов,
122