ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 511

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.

усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.

происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой.

происходит утечка капиталов за границу.

расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

-реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

-ужесточение борьбы с коррупцией;

-принятие мер по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

-выявление подпольных производств (например, в ликероводочной промышленности) и пресечение их деятельность;

-усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию ''грязных''денег.

Примерная программа действий государства должна состоять в следующем: -необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса

со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысить эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

-следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут изымать деньги из теневого оборота;

-необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

-усилить контроль за использованием сельскохозяйственных угодий. Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные орга-

ны, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных

ифондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Много-

200


кратно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятий АПК. Подавление налич- но-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем долларизации экономики и стабилизации рубля.

Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции, теневая экономика в России будет увеличивать свои объемы. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.

УДК 338.43(470.53)

Н.А. Светлакова, Т.В. Светлакова, С.Н. Буторин, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Основой краевой программы является стимулирование не процесса производства, а конечного результата. Данная модель рассчитана на инновационное обеспечение эффективных предприятий так называемых «точек роста». В реальной жизни процессы деградации отрасли сельского хозяйства опережают процессы модернизации.

Результаты работы АПК по областям Приволжского округа различны, так если Башкирия, Татария, Удмуртия и др. имеют ощутимый прирост производства сельскохозяйственной продукции, то Пермский край имеет спад в 2007 году на 5%, в 2008 году на 4,8 % и лишь на 3 % рост в 2009 году.

Численность крупных и средних сельскохозяйственных организаций сократилось на 101 предприятие к 2000 году (табл. 1). Банкротство сельскохозяйственных предприятий приобрело массовый характер. Не обошли стороной проблемы в развитии фермерских хозяйств. Если в 2006 году работало 2454 фермерских хозяйства, то в 2010 году - зарегистрировано 2000 , а работает всего 550 фермерских хозяйств. На 699 тыс. га снизилось использование земельных угодий к 2000 году, в то же время возросла нагрузка пашни на 1 трактор посевные площади на 1 комбайн. Материально-техническая база не обеспечивается ее воспроизводством, наблюдается рост безработицы в условиях разрушения крупных сельскохозяйственных предприятий. Состояние большинства сельскохозяйственных предприятий требует восстановления их заново.

На фоне развития кризисной ситуации в сельском хозяйстве Пермского края, ЛПХ становятся своего рода «компенсаторами», однако за последние 5 лет наблюдается снижение производства сельскохозяйственной продукции и в личных подсобных хозяйствах, особенно среди горожан. При стабильной заработной плате и росте цен на проезд в Мичуринские сады горожане отказываются от производства продукции. В то же время в переферийных типах районов, где более всего подвержены разрушению крупные сельскохозяйственные предприятия, развитие ЛПХ становится необходимостью. Поэтому на территории, где разрушено

201


крупное сельскохозяйственное производство, необходимо создавать потребительские кооперативы по закупу сельскохозяйственной продукции, продаже малогабаритной техники и концентратов.

Таблица 1

Состав организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном секторе Пермского края

Формы хозяйствования

1990 г.

2000 г.

2006 г.

2010 г.

 

 

 

 

 

ОАО

-

1

11

16

 

 

 

 

 

ЗАО

-

17

8

5

 

 

 

 

 

ООО

-

120

102

157

 

 

 

 

 

СПК

-

158

187

132

 

 

 

 

 

Ассоциации

-

16

4

2

 

 

 

 

 

Колхозы

236

105

10

10

 

 

 

 

 

Совхозы

208

13

7

2

(гос. предприятия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

444

439

319

338

 

 

 

 

 

Фермерские хозяйства

65

3059

2454

2000 зарегистрировано

 

 

 

 

в т.ч. 550 работают

 

 

 

 

 

На первой фазе банкротства сельскохозяйственного предприятия нужно создавать пункты проката техники на базе активов предприятий – банкротов для обслуживания личных подсобных хозяйств.

Организации кооперативного движения необходимо способствовать как со стороны Министерства сельского хозяйства, так и районных управлений, проводить обучение, обеспечивать кредитными ресурсами, создавать консалтинговые фирмы. Пускать все это на самотек, значит и дальше способствовать разрушению аграрного сектора экономики. Поэтому рассчитывать следует не столько на рыночный механизм, сколько на мобилизационные фонды, включающие бюджетное финансирование. Надеяться на привлечение только частных инвесторов нереально. Прямая помощь государства сельскому хозяйству в Евросоюзе составляет 560 долл. на 1 га, в Белоруссии 230 долл., а в России лишь около 80 долларов.

Чтобы перейти от «точечной» модернизации сельского хозяйства к массовой, нужны более совершенные механизмы инвестирования.

Второе направление мобилизационного инновационного механизма является создание организационной структуры, способной проводить модернизацию сельскохозяйственных предприятий.

Выделяемые бюджетные средства не везде используются по назначению, поэтому создание инвестиционно-инновационных центров (агропромышленных парков) позволит продвижению ноотехнологий, созданию необходимой матери- ально-технической базы для сельскохозяйственных предприятий с финансированием и контролем государства. Поэтому рефинансирование сельского хозяйства целесообразно осуществлять не через банки, а через новые организационные структуры в виде агропромышленных парков на основе договорных принципов частного и государственного партнерства.

Расширение доли государственного регулирования многими экономистами и политиками считается как несоответствие рыночной идеологии, однако рынок не самоцель, а средство достижения цели. И если результаты рыночных преобра-

202


зований на протяжении 20 лет не дают ощутимых результатов в отрасли, значит эта модель социальноэкономического развития не оправдывает себя. Поэтому важно обобщать опыт других социально ориентированных стран.

Так, социально-экономическая модель Китая, Белоруссии использует механизм государственного регулирования с созданием благоприятных условий для развития

бизнеса. Ускоренная модернизация сельского хозяйства этих стран стала возможной благодаря развитию современных форм организации производства, социальных институтов и государственного регулирования, что позволило за короткий срок достичь высоких темпов роста производительности труда, создать социально-ориентированную рыночную экономику.

Действенный механизм оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования Белоруссии обеспечивает необходимую модернизацию производства АПК. Переход Белорусской экономики на рыночные отношения не привел к деградации и обнищанию населения как в других бывших республиках

СССР.

Основные особенности Белорусской экономической модели состоят в следующем.

1.Сильная и эффективная вертикаль государственной власти, обеспечивающая безопасность граждан, социальную справедливость и общественный порядок не допускающая криминала и коррупции.

2.Прямая помощь сельскому хозяйству, как низкорентабельной отрасли

(230 долл. на 1 га).

3.Модель белорусской экономики служит не наживе незначительной части населения, а общественным потребностям. Особое значение для аграрного сектора играет развитие машиностроения для АПК.

4.С целью закрепления кадров на селе создаются агрогородки с полным комплексом социальных стандартов, где развита социальная инфраструктура, необходимые условия труда и жизни близкие к городским.

К 2010 году построено 937 агрогородков, на обустройство каждого затрачено более 1.5 млн. долларов.

Доля АПК в ВВП ежегодно растет, дополнительный прирост идет на экспорт. Прирост ВВП ежегодно составляет от 8 до 11%, Белоруссия обеспечила свою продовольственную безопасность

В соответствии с этим ученым и практикам требуется детально изучать опыт Белорусской модели по оптимальному соотношению государственного и рыночного механизма хозяйствования и распределения их функций.

Библиографический список

1.Беспахотный Г.В. Инновационные и инвестиционные ресурсы развития сельского хозяйства //Аграрный вестник Урала 2010 г., №4, с. 4-6.

2.Милосердов В.В. Особый путь развития Белоруссии //Аграрный вестник Урала, 2010. №

4.с. 6-11.

203


УДК 631.1:331.5(470.53)

Т.В. Светлакова, А.Г. Светлаков, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

За период реформирования в стране существенно ухудшились демографические и социально-экономические показатели, особенно характеризующие сельскую местность. Большинство сельских жителей не получают достойного вознаграждения за свой тяжелый труд, тем самым не могут обеспечить нормального воспроизводства новых поколений работников.

Трудовые ресурсы как главная производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства сельскохозяйственной продукции его экономической эффективности. В аграрном секторе роль трудовых ресурсов исключительно велика. Недостаточная обеспеченность трудовыми ресурсами приводит к невыполнению запланированного объема работ, несоблюдению оптимальных агротехнических сроков их проведения, а в конечном счете к сокращению объема производства сельскохозяйственной продукции. Существующая неблагоприятная демографическая ситуация как по России в целом, так и в отдельно взятых регионах, в том числе в Пермском крае, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, также и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Перспективы деревни зависят от того, будет ли там жить и работать молодежь. Расчеты Госкомстата показывают, что продолжается негативная тенденция снижения на селе численности подростков (11-15 лет). Вследствие этого условия для замещения лиц предпенсионного возраста молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, ухудшились (в 2008 году по сравнению с 2000-ым – в 2,3 раза).

Ориентация сельской молодежи на занятие фермерством или другим собственным делом остается слабой. Выбор же форм занятости, альтернативных аграрной, у населения в сельских муниципалитетах незначителен. Уменьшились масштабы деятельности потребительской кооперации. Сокращается количество дошкольных учреждений, школ, больниц и т.д. Безработица среди сельских жителей в 1,6 раза выше по сравнению с ее уровнем среди горожан.

Улучшение социальных условий работников имеет большое социальноэкономическое значение, поскольку оно способствует росту материального благосостояния, закреплению молодежи на селе, коренным образом меняет характер и условия труда. Основные пути улучшения использования трудовых ресурсов представлены нами в рисунке 1.

От того, в какой степени удовлетворяются потребности во всей совокупности или отдельные слагаемые в различных отраслях, зонах и регионах страны, зависит и уровень воспроизводства рабочей силы. Поэтому рассмотрение и исследование проблемы формирования и воспроизводства рабочей силы на наш взгляд следует начинать с изучения особенностей расходования рабочей силы и восстановления жизненных сил, истраченных в процессе работы.

204