ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 510

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пути улучшения использования трудовых ресурсов

Развитие подсобных промышленных производств и промыслов

Совершенствование структуры производства и его научно-техническое

обновление

Учет региональных и отраслевых условий использования труда

Совершенствование экономического стимулирования работников

Развитие предпринимательской деятельности

Развитие личных подсобных хозяйств

Совершенствование подготовки и переподготовки кадров

Улучшение социальных условий работников

Рис. 1. Пути улучшения использования трудовых ресурсов

Официальное место работы является лишь одной из возможных сфер приложения труда, повсеместно встречается вторичная занятость, в том числе и не оформленная официально, такая как занятость в ЛПХ, сбор и продажа дикорастущих растений, грибов и т. д.

Занятость и безработица на селе связаны с самозанятостью. Сохраняя за собой места в формально-легальном секторе экономики, тысячи селян создают себе дополнительные рабочие места в неформальной экономике, в личных подсобных и крестьянских хозяйствах, работе по совместительству.

Зарегистрированный или незарегистрированный безработный, с утра и до поздней ночи занят по хозяйству на своем подворье, которое дает ему и его семье средства для существования. Соотношение безработицы и самозанятости, а также придание последней социального статуса, на наш взгляд, является необходимостью в сфере труда в сельской местности. Реальность состоит в том, что многим из селян предписано быть первым поколением новых крестьян — мелкотоварных товаропроизводителей.

В ближайшие годы значительная часть сельского населения будет попрежнему занята в личном подсобном хозяйстве, в силу этого необходимо создавать благоприятные условия для их дальнейшего функционирования. Правовая неопределенность этой формы занятости, отсутствие точного учета доходов, получаемых в хозяйствах населения, создают широкие возможности для весьма различных трактовок данного вида деятельности. Целесообразно было бы провести полную инвентаризацию этих хозяйств с целью разграничения их по признаку товарности и доходности. Лица трудоспособного возраста, занятые в хозяйствах населения, доходы от которых не обеспечивают прожиточного минимума, должны

205


иметь право на получение пособия по безработице и содействие в поиске подходящей работы.

За последние годы 17 тысяч сельских населенных пунктов практически исчезли с географической карты России. Село постепенно деградирует и, если не принять срочных и кардинальных мер, то страна может остаться не только без собственного продовольствия, но и без сельского населения.

В этих условиях существует острая необходимость в государственной поддержке сельских муниципальных образований, по поводу улучшения демографической ситуации и обеспечения кадрового потенциала на селе.

УДК 368.5

Е.А. Светлая, В.Э. Серогодский, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

На современном этапе развития сельское хозяйство нельзя отнести ни к динамично развивающимся отраслям экономики, ни к инвестиционнопривлекательным. Основными причинами относительно медленного развития агросферы выступают низкие темпы модернизации отрасли, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры на селе, финансовая неустойчивость отрасли, недостаточный приток частных инвестиций, а также дефицит квалифицированных кадров. За последние годы продукция российских сельхозпроизводителей по отношению к субсидируемому импорту продовольствия оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка.

Повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции предполагает разработку мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных объектов от широкого круга рисков. Конечно, сельхозстрахование не решит существующих проблем развития аграрной сферы, но страхование рисков на селе позволит повысить финансовую устойчивость предприятий.

Сельскохозяйственное страхование - это один из самых сложных видов страхования с точки зрения его организации и проведения. Сегодня рынок аграрного страхования в России развит слабо. Доля сделок по сельхозстрахованию в портфелях страховых компаний незначительна. Например, по данным ООО "Первая страховая компания» доля сельскохозяйственных сборов составляет всего около 6,3%.

Агрострахованием, в основном, занимаются крупнейшие российские страховые компании такие как «Росгосстрах», «Россия», «Югория». В то же время на рынок выходит ряд компаний, которые ранее не занимались этим видом страхования, например, "Ингосстрах". Небольшим компаниям нет смысла заниматься агрострахованием. Суммы возмещений в этом секторе таковы, что наступление страхового случая для маленькой компании означает разорение. Многие страховые компании отказываются от выхода на рынок сельхозстрахования из-за суще-

206


ствующих на нем «серых» схем работы. Сложившаяся система дотирования 50% расходов на сельхозстрахование оставляет возможность для возникновения нерыночных механизмов распределения дотаций между страховыми компаниями и агропредприятиями без фактической защиты урожая.

Договоры сельскохозяйственного страхования в основном заключаются с государственной поддержкой, а застрахованный урожай в большинстве случаев выступает залоговым обеспечением при получении кредита в банке. В спектр рисков по данным договорам входят не только засуха, заморозки, буря, град и т. д., но и необычные для данной местности природные явления, болезни, вредители культур, ущерб, нанесённый дикими животными (птицами, грызунами), пожары. На этот вид приходится 90% договоров. Господдержка предусматривает 20% франшизу и субсидирует страховую премию на 50%. При этом 40% выплачивается из федерального бюджета, 10% затрат компенсируются из областного. Есть ещё одна особенность: фермерам, застраховавшим свой урожай, дают кредит в банке гораздо охотнее, причём крупным хозяйствам под 15% годовых, мелким под 14%. Государство 10% фермеру возвращает, то есть товаропроизводителю кредит обходится в 4% годовых. [7]

Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Всоответствии с положениями ст. 12 указанного Федерального закона для частичного покрытия расходов на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 % от уплаченной ими страховой премии по договору страхования. Сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой подлежит урожай сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей) урожай и посадки многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) [3].

Всоответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, предусмотрено выделение бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования

вследующих размерах: в 2008 г. - 3,4 млрд. руб., 2009 г. - 5,5 млрд. руб., 2010 год

- 5,7 млрд. руб., 2011 г. - 6 млрд. руб., 2012 г. - 6 млрд. руб. [2]

Правительством Российской Федерации 31 декабря 2008 г. принято постановление № 1091 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-1011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений», которым установлены требования к финансовой устойчивости страховых организации, осуществляющих сельскохозяйственное страхование, по договорам с предоставлением государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям.

Действующая модель реализации сельскохозяйственного страхования с го-

сударственной поддержкой предполагает, что сельскохозяйственные товаропро-

207


изводители (страхователи) при заключении договоров страхования за свой счет в полном объеме уплачивают страховые взносы по договорам страхования.

В настоящее время около 70 регионов России охвачено страхованием урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. В 2009 г. сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляли 69 страховых организаций, что почти в 2 раза больше чем в 2003 году. Сумма субсидий из федерального и региональных бюджетов на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур составила 2008 г. 4,4 млрд. руб. и возросла по сравнению с 2003 г. более чем в 4 раза. Запланировано, что к 2012 году объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой увеличится до 6 млрд. рублей.

Несмотря на позитивную динамику в развитии сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой удельный вес его незначителен. Отсутствует система комплексной страховой защиты сельхозпроизводителей как в рамках всей аграрной сферы, так и на территории страны. Это объясняется следующими причинами.

1.Агрострахование шире всего применяется в растениеводстве и почти не распространяется на животноводство, на имущество сельхозтоваропроизводителей. Это объясняется тем, что растениеводство более зависимо от природных факторов и несет большие убытки от опасных природных явлений. Соответственно, в хозяйствах не обеспечивается комплексная отраслевая защита от всех возможных рисков.

2.Затраты сельхозтоваропроизводителей на страхование, даже с учетом государственной поддержки, оказываются неподъемными для большинства товаропроизводителей.

По сложившейся практике, договоры страхования заключаются сельхозтоваропроизводителями в период посевных работ, то есть в период, когда сезонные расходы у них имеют наибольший удельный вес. При этом по существующему положению, страхователь должен за свой счет произвести покрытие расходов на страхование в размере 100% затрат. Субсидия выплачивается сельхозтоваропроизводителю лишь через несколько месяцев и требует от страхователя сбора и согласования большого количества документов. «Основным официальным документом, подтверждающим фактическую урожайность, валовой сбор и уборочную площадь для окончательного расчёта ущерба и определения размера страховой выплаты - являются формы статистической отчётности № 29-сх и № 2 фермер, срок формирования которых приходится на декабрь месяц. После получения заявления о повреждении или гибели урожая по запросу страховщика страхователь обязан предоставить все необходимые документы, подтверждающие страховой случай. Получив их, страховщик в течение 14 дней составляет страховой акт. После этого в месячный срок производится страховая выплата. Таким образом, при страховании озимых культур, которое производится в сентябре-октябре, выплата страхового возмещения наступает не ранее, чем через 14 месяцев, в случае страхования яровых сельскохозяйственных культур (апрель-май) – не ранее, чем через восемь месяцев». [8]

208


3.Источники компенсации ущерба от катастрофических рисков дублируются. Эта проблема является следствием крайне низкой доступности страховой защиты для сельхозтоваропроизводителей от катастрофических рисков, длительными сроками возмещения убытков. Как следствие, в случаях возникновения катастрофических убытков, охватывающих большую территорию, и касающихся полной гибели посевов и невозможности дальнейшего производства сельскохозяйственной культуры в текущем периоде, сельхозтоваропроизводители, заключившие договоры страхования, теряющие право на получение прямых бюджетных компенсаций, вынуждены подолгу доказывать факт и размер фактического ущерба, в то время как незастрахованный производитель может обратиться за получением компенсации ущерба за счет средств, выделенных в бюджете на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

4.Отсутствие единых подходов к осуществлению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой приводит к высокой территориальной дифференциации страховых тарифов и, как следствие, явяляется сдерживающим фактором в развитии системы страхования в аграрном секторе. Эта проблема усугубляется также высокой концентрацией рынка страхования у незначительного числа страховых организаций, низким уровнем конкуренции. Так, рынок сельско-

хозяйственного страхования с государственной поддержкой достаточно высоко сконцентрирован - на долю 3 страховых организаций приходится почти 50% сборов по данному виду страхования. На долю 20 страховых организаций приходится немногим менее 90% рынка страхования урожая сельскохозяйственных культур, что говорит о недостаточном развитии конкуренции на рынке сельскохозяйственного страхования.

5. Низкая информированность сельхозпроизводителей о возможностях страховой защиты. Как правило, сельхозтоваропроизводители слабо ориентируются во всех тонкостях страхового права и, как следствие, на этапе заключения договора страхования возникает неправильное толкование уровня приобретаемой защиты, что приводит к разочарованиям на этапе урегулирования убытка. Эта проблема увязана и с необходимостью выработки единых подходов к осуществлению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, что упростит работу по популяризации и разъяснению сути сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

Совершенствование агрострахования должно привести к росту числа страхователей, и к дальнейшему сокращению числа страховщиков. Это сокращение произойдет в результате нескольких процессов:

-зачистка «схемных» компаний, осуществляемая регулятором рынка;

-добровольное прекращение деятельности из-за невысокой эффективности операций по какому-либо виду страхования;

-финансовая несостоятельность из-за превышения допустимого уровня страховых выплат и высоких расходов на ведение дела;

-отзыв лицензий у страховщиков из-за недостаточной капитализации.

В настоящее время и для страховых компаний можно выявить следующие

риски:

- отсутствие законодательно закрепленного механизма государственного регулирования сельскохозяйственного страхования (в результате высокая доля «схемного» страхования через региональные компании);

209