ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предпосылки использования информационных технологий в управлении.
Тема 2. Информационные технологии как необходимое условие менеджмента
Тема 3. Информационные технологии на этапе принятия решений
Тема 4. Управляющие информационные системы и системы поддержки принятия решений.
Тема 5. Использование информационных технологий в стратегическом управлении
Тема 6. Использование информационных технологий в финансовом управлении
Тема 7. Использование информационных технологий в проектном управлении
Тема 2. Информационные технологии как необходимое условие менеджмента
Становление менеджмента как науки. Процесс принятия решения с точки зрения менеджмента. Стратегическая роль информации. Развитие инструментальных средств сбора и обработки информации. Концепция хранилищ данных - Data Warehouse.
Распределенные информационные ресурсы.
Этапы развития менеджмента в мире
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. По оценке Питера Друкера: «С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась раз в пятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран… К 1930 г. система научного управления Тейлора вопреки сопротивлению со стороны профсоюзов и интеллигенции получила широкое распространение во всех развитых странах…капитализм и промышленная революция принесли выгоды прежде всего рабочим, а не капиталистам. Этим и объясняется полный провал марксизма в высокоразвитых странах…»
Интересно, что появившись в свет в 1911 году книга Фредерика Тейлора уже в 1912 году была издана в России на русском языке, в 1913 году заклеймлена В.И. Лениным как «Научная» система выжимания пота», а в 1918 году рекомендована им же для внедрения: "...Учиться работать —эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, —как и все прогрессы капитализма, —соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области…. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее». Система Тейлора или тейлоризм получила широкое распространение в нашей стране в годы советской власти. Она была известна под названием НОТ – научная организация труда.
Естественно от системы Тейлора была отсечена ее капиталистическая составляющая –оплата труда.
Сам Ф. Тейлор считал, что: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника». Система Тейлора (тейлоризм) основана на глубоком разделении труда, рационализации трудовых движений. Тейлор разработал методы, по которым для каждого вида работы, для каждой операции с помощью хронометража и тщательного изучения движений рабочего устанавливался единственный, самый рациональный способ выполнения заданной работы.
Учитывая важность применения на практике методов научной организации труда (НОТ), Ф.Тейлор сформулировал на основе этих методов новые обязанности администрации. Среди обязанностей администрации он выделил следующие:
•выработка научного фундамента для каждого отдельного действия во всех разновидностях труда с установлением строгих правил для каждого движения, усовершенствование и стандартизация всех орудий и условий труда;
•тщательный отбор рабочих, их последующая тренировка, обучение и развитие с целью получения высококвалифицированных работников;
•сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия всех отдельных отраслей производства ранее выработанным администрацией научным принципам, а также обязательное поощрение рабочих за ускоренную работу и за точное выполнение ими производственных заданий;
•равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими (администрация берет на себя те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной).
Важной особенностью системы Тейлора является ее практическая реализация посредством конкретных методов, так называемая «техника системы», в которую входят:
•калькуляция производственных затрат;
•дифференциальная оплата труда;
•введение инструкционных карт;
•образование распределительных бюро — определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;
•стандартизация движений, рабочих операций, инструмента и орудий труда;
•подбор функциональных мастеров —по регулированию конфликтов и дисциплине, планово-распределительным работам, ремонту оборудования, заработной плате и нормированию, проектированию работы;
•определение и точный учет рабочего времени и решение в связи с этим проблемы нормирования труда.
Основным недостатком системы Ф.Тейлора представляется то, что она в своем первоначальном виде была рассчитана на дисциплинированных рабочих. Тем не менее, на современном этапе развития науки и практики управления персоналом принципы научного управления по-прежнему являются прогрессивными и актуальными. Кроме того, Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования 11 рабочих. Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предложил использовать “прогрессивную” систему оплаты труда.
Другой представитель «организационной школы» - Г. Форд (1863—947 гг.), в свое время названный «автомобильным королем». По мнению экспертов, именно он совершил «революцию в цехе», изобретя конвейер для производства автомобилей. Приоритет в этой системе отдавался технологии и технике, в которые «вписывали» человека. Главные идеи Г. Форда представлены в трудах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
Следует заметить, что в эпоху индустриализации СССР отдельные руководители, инженеры и рабочие проходили стажировку на заводах Г. Форда, изучая технику, управление производством и организацию труда.
К числу главных принципов системы Г. Форда относятся:
•экономический эффект системы;
•ведущая роль технико-технологической системы;
•точность как стандарт и качество продукции;
•новая технология на базе поточного производства;
•максимально высокие темпы работы;
•подвижность и непрерывность процесса производства;
•массовое производство шаблонной продукции на базе конвейера;
•независимость производства от субъективных характеристик работника.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. Он предложил 14 принципов, обеспечивающих качественное управление,
•Разделение труда.
•Власть и ответственность.
•Дисциплина.
•Единоначалие.
•Единство руководства.
•Подчиненность частных интересов общественным.
•Справедливое вознаграждение персонала.
•Централизация.
•Скалярная цепь подчинения в иерархии.
•Порядок.
•Справедливость.
•Стабильность работы для персонала.
•Инициатива.
•Корпоративный дух.
Для наших целей наиболее важны 6 групп операций, который выделили Файоль:
•технические,
•коммерческие,
•финансовые,
•страховые,
•учетные,
•административные, административные операции он разделил на
- планирование,
- организацию,
- мотивацию,
- контроль и координацию.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 –1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно- вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции –1950 –1960 г.).
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 –1980 гг. Учеными –управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация –это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
•возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
•создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
•усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
Школа науки управления (количественная школа)
С точки зрения информатизации управления эта школа внесла, пожалуй, наибольший вклад. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
•рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
•исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Подходы к процессу управления
•Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
•Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
•Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.