ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предпосылки использования информационных технологий в управлении.
Тема 2. Информационные технологии как необходимое условие менеджмента
Тема 3. Информационные технологии на этапе принятия решений
Тема 4. Управляющие информационные системы и системы поддержки принятия решений.
Тема 5. Использование информационных технологий в стратегическом управлении
Тема 6. Использование информационных технологий в финансовом управлении
Тема 7. Использование информационных технологий в проектном управлении
Взаимодействие математики и управления
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико- математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Понятие управленческого решения.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление –это не только наука, но и искусство. Осознается и формулируется понятие управленченского решения и как последовательности, состоящей из следующих шагов:
•сбор нформации и диагностика проблемы,
•выявление альтернатив,
•оценка альтернатив,
•окончательный выбор
Стратегическая роль информации в управлении
Работа с информацией (информационная культура) является одним из важнейших средств для управления изменениями в компании. Мы можем говорить о ценностях, установках и поведении, которые влияют на процессы осознания, сбора, организации, обработки, распространения и использования информации.
Есть три принципиальных причины, в силу которых менеджер сегодня должен заботиться об информационной культуре своей компании.
•Во-первых, она уже не является частью общей организационной культуры компании. Все больше компаний понимают необходимость преобразований, ориентированных на свои отрасли и рынки. Чтобы влиять на будущее, нужно представлять себе, на что оно будет похоже, для чего, в свою очередь, нужно работать с разнообразнейшей деловой, рыночной, политической, технологической и социальной информацией.
•Во-вторых, информационные технологии делают возможным создание в компаниях компьютерных сетей, с помощью которых идет общение между менеджерами, но важно знать, как люди используют эту информацию. Само по себе создание такой сети со всеми ее рабочими станциями и мультимедийными возможностями не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и более эффективно.
•В-третьих, для разных функциональных служб, подразделений и рабочих групп информационная культура различна, а это означает различие подходов к процессам осознания, сбора, организации, обработки, распространения и использования информации. Поэтому многие менеджеры согласятся с тем, что информационная культура важна для выработки стратегии и осуществления перемен, но нет определенности в вопросе —как повлиять на использование информации.
Четыре типа информационной культуры
Сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры Каждая влияет на способ использования информации - информационное поведение - и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.
Рис. 1. Определение типа информационной культуры.
Первая — это функциональная культура, где информацию используют для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит прежде всего для управления и контроля. Характерным для этой культуры информационным поведением является контроль. Здесь этот термин используется не в отрицательном смысле, а просто как обозначение необходимой для компании деятельности. Многие деловые процессы используются для контроля во всех областях - от бухгалтерского учета до снабжения. Вопрос в том, является ли контроль положительной характеристикой культуры корпорации или он взращивает негибкость и подозрительность. Швейцарско-шведская конструкторская компания АВВ хорошо известна своей системой финансового учета, которая охватывает более 1600 разбросанных по миру отделений. Чтобы управлять такой корпорацией при наличии довольно маленького центрального аппарата управления, нужно иметь точную и полную информацию о деятельности отделений. Без положительного отношения к контролю АВВ была бы просто неуправляемой.
В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям. Правда, есть немало компаний, внедряющих программы Тотального управления качеством или Перестройки управления, и которые одновременно наказывают служащих и менеджеров, решившихся заговорить о недостатках и ошибках. Но есть и компании вроде Boss Corporation, где такая информация рассматривается как необходимое условие успеха. Они полагают, что доводя такую информацию до своих служб и рабочих групп, до потребителей и поставщиков, компания помогает устранению проблем и совершенствованию производства.
В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу.
Здесь господствующим информационным поведением является предвидение.
Сегодня во многих компаниях существуют анклавы исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации. Но для многих отраслей, таких как производство полупроводников и разработка программного обеспечения, этого недостаточно. Все в компании —от генерального директора до низовых звеньев —должны быть бдительными. Эндрю Гров, генеральный директор Intel, заявил, что “выживают только параноики”, потому что смена технологий в производстве полупроводников происходит примерно каждые 18 месяцев, а инвестиции на создание нового производства огромны —от 1,5 до 2 млрд. дол.
Наконец, есть культура открытости. Здесь служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции поверх рынков и отраслей.
Корпорация Microsoft одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения.
Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают анклавами культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру открытий неотъемлемой частью своей стратегии.
Инструментальные средства сбора и обработки информаци
Исторически первыми инструментальными средствами сбора и обработки информации стали сначала файлы, в которых хранились данные, затем системы управления базами данных (СУБД). Предпосылкой введения СУБД явлаясь формализация подходов к структуре информации: реляционное исчисление, модели «сущность-связь», онтологические модели. С помощью СУБД накоплены и обрабатываются гиганствие массивы данных.
Концепция «хранилищ данных» (Data Warehous)
Согласно классическому определению Б. Инмона, DW есть предметно ориентированный, интегрированный, неизменный, поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для поддержки принятия решений. Следует отметить, что в этом определении соединены две различные функции:
а) сбор, организация и подготовка данных для анализа в виде постоянно наращиваемой базы данных;
б) собственно анализ как элемент принятия решений.
Принятие решений в качестве сферы применения DW существенно сужает определение.
Если в определении оставить лишь анализ (как элемент научных, технологических и экологических систем), круг использования данной концепции может быть значительно расширен. Очень важен основной принцип действия DW: единожды занесенные в DW данные затем многократно извлекаются из него и используются для анализа. Отсюда вытекает одно из основных преимуществ использования DW в работе предприятия - контроль за критически важной информацией, полученной из различных источников, как за производственным ресурсом. Суть определения DW проиллюстрирована на рисунке 1.
Исторически концепция хранилищ данных возникла после того, как на предприятиях накопилось большое количество база данных в различных подразделениях: бухгалтерии, финансовом отделе, отделе кадров и появиласть необходимость связать эти сведения в единое целое для построения общей картины. Для технического исполнения хранилища данных используются нтенет/интранет технологи и СУБД.
Хранилище данных–технология для руководителя (руководителей)
Выгоды от использования хранилищ данных на предприятиях.
Практика показывает, что внедрение хранилищ данных дает положительный результат в следующих областях:
•сегментация рынка;
•планирование продаж, прогнозирование и управление;
•забота о клиенте (CRM системы);
•разработка схем лояльности;
•проектирование и разработка новых видов продукции;
•интеграция цепочки поставок;
•интеллектуальные технологии в организации бизнеса.
•распространение DW из области стратегического планирования на текущие операции;
Трудности внедрения хранилищ данных
Причины, которые затрудняют внедрение технологии хранилища данных на предприятии:
•Разнобой в испольуемых технологических средствах. Независимо от выбора СУБД в рамках каждого подраделения формируется различная корпоративная технология обработки данных, по-разному распределяются нагрузки на сервер и клиентскую части и т. д. Единообразие подхода в какой-то степени обеспечивает ритмичность проведения работ.
•Организационно-технологические факторы. С одной стороны, подразделения могут быть не только не готовы к работе по новой информационной технологии (что в порядке вещей), но и вправе отказаться от нововведений по ряду объективных или субъективных причин (явление также обычное). С другой стороны, недоучет разработки организационно - технологического обеспечения может привести к постоянному переносу сроков реализации проекта (а иногда просто к срыву всех сроков). Степень подготовленности персонала на всех уровнях иерархии должна контролироваться на всех этапах разработки и внедрения системы.
•Отсутствие лингвистического обеспечения. Это особенно критично для построения хранилищ данных. Обычно при создании системы предполагается, что заказчику контекстуально все понятно и технологические процессы (бизнес-процедуры) не вызывают затруднений. В качестве примера можно привести сроки освоения бухгалтерских программ, построенных с использованием специальных компьютерных языков и предполагающих, что бухгалтер достаточно хорошо владеет основами информатики и программирования в рамках университетского курса. Для успешного использования DW огромное значение имеют метаданные, на основе которых пользователь получает доступ к данным. Семантика и смысл всех данных DW должны быть ясно и точно определены. На практике, если это не доминирующая цель системы, разработке лингвистического обеспечения при проектировании не уделяют внимания, относя это на потом. Построение DW следует начинать с создания лингвистического обеспечения.
•фактор руководителя имеет очень большое значение, поскольку DW создается чаще всего для задач принятия и поддержки решений. Если руководитель не уверен в том, какие информационные задачи следует решать, ему лучше подождать, пока его конкуренты или партнеры не обзаведутся собственными DW. Тогда-то он и позаимствуете у них опыт.