Файл: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций_Зубарев С.М_2010 -176с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 720
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятиеуголовно-исполнительного права и его место в системе российского права
1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
1.2. Принципы уголовно-исполнительного права
1.3. Наука уголовно-исполнительного права
Тема 2. Источники (формы) уголовно-исполнительного права российской федерации
Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства
3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания
5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ
9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы
Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста
11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих
Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих
12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни
18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
18.2. Контроль за поведением условно осужденных
Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний
Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью определены в ст. 37 УИК РФ. Осужденные обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы, а также об изменении места жительства.
За неисполнение вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, а также осужденные, нарушающие требования приговора, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 38 УИК РФ). Соответствующее должностное лицо или руководитель организации предупреждается об ответственности по ст. 315 УК РФ, которая применяется в случае злостного неисполнения приговора суда. Злостным считается нарушение запрета, установленного приговором суда, после предупреждения уголовно-исполнительной инспекцией.
Осужденный, нарушивший запрет суда, в соответствии с действующим уголовным законодательством ответственности не несет. В определенных случаях нарушитель может быть привлечен к административной ответственности, например за управление транспортным средством после лишения его такого права. В случае если уголовно-исполнительной инспекции стало известно о том, что осужденный занимается запрещенной для него деятельностью, не связанной с работой по найму, она уведомляет об этом орган, контролирующий занятие соответствующей деятельностью. Осужденный в свою очередь предупреждается о необходимости прекратить деятельность, запрещенную для него приговором суда.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть применено судом с учетом личности виновного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Это наказание используется только в качестве дополнительного. Уголовный закон в санкциях статей Особенной части не содержит прямых указаний о его применении, поэтому суд по своему усмотрению вправе применять его к виновному в целях усиления морального воздействия приговора за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления.
Специальными именуются звания, присваиваемые отдельным категориям федеральных государственных служащих, замещающих должности правоохранительной службы. Например, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.
Воинскими являются звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, органах внешней разведки, федеральных органах безопасности, других войсках и воинских формированиях, где предусмотрена военная служба в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Классные чины согласно ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» присваиваются в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяется, что классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы (ст. 11), например государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2, 3-го класса.
Вопрос о лишении специальных, воинских званий или классных чинов может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и находящихся в запасе (отставке). В этом случае копия приговора суда в отношении военно-служащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета (ч. 3 ст. 61 УИК РФ).
Государственные награды, в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. №442 «О государственных наградах Российской Федерации», – это высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством. Государственными наградами РФ являются, например: звание Героя Российской Федерации; ордена (орден «За заслуги перед Отечеством», орден Жукова и др.); медали (медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», медаль «За отвагу» и др.); знаки отличия РФ (знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда»); почетные звания Российской Федерации («Летчик-космонавт Российской Федерации», «Народный артист Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и др.). В этой системе сохраняются государственные награды и почетные звания СССР, присвоенные ранее.
Статья 61 УИК РФ определяет, что суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой, которое в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Так, ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному их, изымаются правоохранительными органами и направляются в Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам.
Должностное лицо в течение месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.
Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не распространяется на звания, носящие квалификационный характер, т.е. подтверждающие признанный государством уровень профессионального мастерства. К ним относятся ученые степени и ученые звания, спортивные звания, профессиональные квалификационные разряды. Суд не вправе лишать осужденного этих званий.
Таким образом, общей тенденцией в развитии мировой практики исполнения уголовных наказаний является повсеместное расширение применения мер, альтернативных лишению свободы. Преимуществами альтернативных наказаний являются: их меньшая репрессивность, они не ограничивают свободу передвижения осужденного, свободу общения с другими гражданами и т.д.; при их исполнении не прерываются социально полезные связи осужденных с родными и близкими, трудовыми коллективами и общественными объединениями; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; позволяют избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; общество не несет больших материальных затрат по содержанию таких осужденных; более эффективно осуществляется социальный контроль за исполнением уголовного наказания, обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных. Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России содержит широкий спектр уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, который в целом отвечает международным стандартам. Наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются и исполняются как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград реализуется только в качестве дополнительного вида наказания.
Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ
9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).
Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.
Исходя из наличия объектов труда, уголовно-исполнительная инспекция определяет конкретный вид общественных работ для осужденного с учетом его личности, трудовых и профессиональных навыков, а также возможности осуществлять контроль за поведением осужденного и отношением к труду. При определении вида обязательных работ учитываются пожелания осужденного, если для этого есть соответствующие условия. Трудоустройство осужденных может осуществляться как группами, так и по одному.
Обязательные работы устанавливаются для взрослых на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных для них работ и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день.