ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 374
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
§ 1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников
§ 2. Понятие арифметической задачи. Её структура
§ 3. О классификации арифметических задач, решаемых в начальных классах
§ 4. Анализ процесса решения задачи
§ 5. Свойства полноценного умения решать арифметические задачи
§ 6. Общие вопросы методики формирования умения решать арифметические задачи
Выполнение записи решения задач
Закрепление умения решать задачи рассматриваемого вида
§ 7. Методика обучения решению простых арифметических задач
7.3. Задачи на нахождение неизвестных уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого
Задача на нахождение неизвестного слагаемого
Задача на нахождение неизвестного уменьшаемого
Задача на нахождение неизвестного вычитаемого
Задачи на нахождение произведения
Задачи на деление по содержанию и на равные части
Задачи на уменьшение числа в несколько раз, выраженные в прямой форме
§ 8. Методика введения первых составных арифметических задач
9.1. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального
9.2. Задачи на пропорциональное деление
9.3. Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям
9.4. Задачи, связанные с движением
Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)
Методика обучения математике младших школьников ( вопросы частной методики, часть 2)
По чертежу коллективно составляется задача, затем решается. Решение записывается по действиям с пояснениями (аналогично предыдущей).
Затем текст задачи изменяется ещё раз.
2 ч
15 км/ч ? км/ч
I II
66 км
Работа ведётся так же, как при решении предыдущих задач. На последующих уроках для обобщения способа решения включаются готовые задачи на встречное движение, при этом дети сами выполняют чертёж, выясняя предварительно, ближе к какому пункту произойдёт встреча. Как и при решении задач других типов следует выполнять различные творческие задания (см. п.6).
Аналогичным образом ведётся работа над задачами на движение в противоположных направлениях.
§ 10. Организация контроля над самостоятельной работой студентов при изучении темы « Формирование у младших школьников умения решать арифметические задачи» Вопросы к экзамену
1. Функции арифметических задач в обучении математике младших школьников.
2. Понятие арифметической задачи, её структура.
3. Классификация арифметических задач, решаемых в начальных классах.
4. Анализ процесса решения простых и составных арифметических задач.
5. Качество полноценного умения решать арифметические задачи.
6. Ступени в формировании умения решать арифметические задачи и содержание работы на каждой из них.
7. Методика работы над отдельной задачей.
8. Различные виды иллюстраций, используемых в начальных классах при поиске решения арифметической задачи.
9. Виды разбора арифметической задачи, используемого при поиске её решения.
10. Различные формы записи решения арифметической задачи.
11. Методика работы на ступени закрепления умения решать арифметические задачи данного вида (типа).
12. Различные способы проверки правильности решения арифметической задачи.
13. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решаемые в начальных классах. Задачи, время, порядок их введения; оснащение учебного процесса.
14. Простые арифметические задачи на умножение и деление, решаемые в начальных классах. Задачи, время, порядок их введения; оснащение учебного процесса.
15. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка.
16. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.
17. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (прямая и косвенная формы).
18. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на разностное сравнение.
19. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение произведения.
20. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на деление по содержанию и на равные части.
21. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение.
22. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи с помощью составления уравнений.
23. Методика подготовительной работы и ознакомление с первыми составными задачами. Различные подходы к их введению.
24. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на нахождение четвертого пропорционального.
25. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на пропорциональное деление.
26. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
27. Методика формирования умения решать простые арифметические задачи с величинами скорость, время, расстояние.
28. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на встречное движение.
29. Методика формирования умения решать составные арифметические задачи на движение в противоположных направлениях.
Семестровые задания(представляются к летней сессии, 6 семестр)
1. Составить следующую таблицу по простым арифметическим задачам:
Вид задачи |
Задача |
Теор. основа выбора арифметич. действия |
Полное рассуждение ученика в процессе решения задачи |
Краткое рассуждение ученика в процессе решения задачи |
2. Составить таблицу по составным типовым арифметическим задачам:
Тип задачи |
Задача |
Полное рассуждение ученика в процессе решения задачи |
3. Разработать конспект урока по ознакомлению с задачей нового вида (типа).
Составить фрагмент урока по работе над решенной задачей.
Литература
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 1984. –336 с.
2. Бантова, М.А. Анализ процесса решения простых арифметических задач [Текст] /М.А. Бантова// Педагогика и методика начального образования. ХХХ Герценовские чтения. Научные доклады /М.А. Бантова. - Л., 1977. - С. 34 - 37.
3.Бантова М.А. Методика формирования знаний конкретного смысла арифметических действий /М.А. Бантова// Начальная школа. - 1979. - N 1.- С. 51- 58.
4.Дрозд, В.Л. Методика начального обучения математике[Текст] / В.Л. Дрозд, А.А. Столяр. - Минск: Высшая школа, 1988. – 238 с.
5. Истомина, Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Н.Б. Истомина.- М.: Линка - Пресс, 1990. – 321 с.
6.Математика: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2003.- 111 с.
7.Математика. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова - М.: Просвещение, 2003.- 95 с.
8.Математика: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. –79 с.
9. Математика: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. – 95 с.
10. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. – 103 с.
11. Математика: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. – 103 с.
12. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. - 111 с.
13. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова и др.- М.: Просвещение, 2003. - 111 с.
14. Моро, М.И. Методика обучения математике в I-IIIклассах: Пособие для учителя[Текст] / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 1978. - 336 с.
15. Оконь, В. Процесс обучения [Текст] /В. Оконь. - М.: Госучпедгиз.-1962. - 70 с.
16. Салмина Н.Г. Обучению общему подходу к решению задач[Текст] / Н.Г. Салмина, В.П. Сохина //Вопросы психологии. – 1981. - N 4. - С. 151 - 155.
17. Петерсон, Л.Г. Методические рекомендации. Математика, 1 класс: Пособие для учителей [Текст] / Л.Г. Петерсон. - М.: БАЛАСС. С-инфо,1996.
18. Программно – методические материалы. Математика. Начальная школа[Текст]. - М.: Дрофа, 2000. – 185 с.
19. Фаустова, Н.П. Формирование учебных умений у младших школьников. Монография [Текст] / Н.П. Фаустова. - М.: Прометей, 1998. - 127 с.
20. Фаустова, Н.П. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников. Монография [Текст] / Н.П. Фаустова, Т.В. Меркулова. - М.: МПГУ, 2003. - 168 с.
21. Фаустова, Н.П. Методика обучения математике младших школьников (вопросы частной методики) [Текст] / Н.П. Фаустова, Т.В. Меркулова. – М.: МПГУ, 2007. – 312 с.
22. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] /Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 158 с.
23. Царёва, С.Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля учащихся[Текст] / С.Е. Царёва // Начальная школа. - 1984. –N8.- С. 31-35.
24. Эрдниев, П.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе [Текст] /П.М. Эрдниев.- М.: Педагогика, 1988. – 235 с.
25. Статьи в журналах «Начальная школа», «Начальная школа: плюс, минус», «Феникс», газете «Первое сентября».