ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
РАЗДЕЛ 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студен- О Б У Ч Е Н И Е тов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками, умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной
деятельности
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА
С о д е р ж а н и е
Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социаль- |
|
Обучающая |
|
Познавательная |
|
|
|
|
||||||||
|
ный |
|
деятельность |
Способы |
деятельность |
|
Резуль- |
|||||||||
|
заказ |
|
преподавателя |
педагогического |
|
обучаемого |
|
тат |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
|
Квалифи- |
|
Преподавание |
|
|
Учение |
|
|
|
|
|||||||
кационные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
требования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О р г а н и з а ц и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учебных занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27
|
|
основные руководящие положения, выражающие |
|
|
ПРИНЦИПЫ |
требования к содержанию, организации и методике |
|
|
ОБУЧЕНИЯ |
проведения учебных занятий в высшей школе |
|
|
|
|
|
Сознательность, |
Соответствие содержания |
Систематичность, |
активность и са- |
и организации обучения в |
последователь- |
мостоятельность в |
вузе потребностям профес- |
ность и комплекс- |
обучении |
сиональной деятельности |
ность в обучении |
|
специалиста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наглядность в |
|
|
|
СИСТЕМА |
|
|
|
Обучение на вы- |
|
|
|
|
ПРИНЦИПОВ |
|
|
|
соком уровне |
||
обучении |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
ОБУЧЕНИЯ |
|
|
|
трудностей |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
ВШ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочность овла- |
|
Коллективизм и |
дения знаниями, |
Н а у ч н о с т ь |
индивидуальный |
навыками, уме- |
процесса обучения |
подход в обучении |
ниями |
|
|
28
АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, вскрытые И.М. Сеченовым, А.П. Павловым и др. Суть данных закономерностей заключается в том, что в процессе познания окружающего мира в человеческом мозге формируются различные образы, представления, понятия в виде условнорефлекторных связей - ассоциаций.
|
|
|
1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, раз- |
|||
|
|
|
витие личностных качеств человека - есть процесс |
|||
|
|
|
образования в его сознании различных ассоциаций: |
|||
|
|
|
|
простых и сложных. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, |
|||
|
|
|
развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциа- |
|||
|
|
|
ций) имеет определенную логическую последовательность, |
|||
|
|
|
|
которая включает в себя следующие этапы: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
восприятие учебного материала; |
|
|
Основные |
|
|
|
|
|
|
положения |
|
|
|
|
|
|
ассоциативно- |
|
|
|
его осмысление, доведенное до понимания внут- |
|
|
рефлекторной |
|
|
|
ренних связей и противоречий; |
|
|
теории обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
запоминание и сохранение в памяти изученного |
|
|
|
|
|
|
материала; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
применение усвоенного в практической деятель- |
|
|
|
|
|
|
ности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
3. Основным этапом процесса обучения выступает активная |
|||
|
|
|
мыслительная деятельность обучаемого по решению |
|||
|
|
|
|
теоретических и практических учебных задач. |
||
|
|
|
|
|
|
|
29
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАСТЕРСТВА НА ОСНОВЕ АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ
ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
Творчество
Применение на практике (упражнения)
Запоминание
Осмысление
Восприятие
Мастерство
Знания-трансформации
Знания-умения
Знания-репродукции
Знания-знакомства
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
подачи учебного материала в определенной последовательности;
демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
применения знаний на практике и др.
30
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ее основе лежит идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом “материальной” (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
1 этап |
2 этап |
Происходит предварительное ознакомление с действием, |
ФПредварительное т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной
О знакомство с дей- основы действия (ООД). Различают несколько типов
Рствием, создание ООД: полный, неполный, инвариантный и др.
М |
ООД |
|
И |
|
|
Р |
3 этап |
Обучаемые выполняют материальное (материализован- |
О |
|
ное) действие в соответствии с учебным заданием во |
В |
Материальное |
внешней материальной, развернутой форме. Они рабо- |
А |
(материализован- |
тают с информацией в виде различных материальных |
Н |
ное) действие |
объектов: моделей, приборов, схем и т.д., сверяя свои |
И |
|
действия с письменной инструкцией. |
Е |
|
|
|
4 этап |
После выполнения нескольких однотипных действий |
М |
|
необходимость обращаться к инструкции отпадает и |
О |
Этап внешней |
функцию ООД выполняет внешняя речь. Обучаемые про- |
Т |
речи |
говаривают вслух то действие, ту операцию, которую в |
И |
|
данный момент осваивают. В их сознании происходит |
В |
|
обобщение, сокращение учебной информации, выпол- |
А |
|
няемое действие начинает автоматизироваться. |
Ц |
|
|
И |
5 этап |
Обучаемые проговаривают выполняемое действие, опе- |
О |
|
рацию про себя; при этом проговариваемый текст может |
Н |
Этап |
быть неполным, вербализуются только наиболее слож- |
Н |
внутренней |
ные, значимые элементы действия, что способствует его |
О |
речи |
дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению. |
Й |
|
|
|
|
|
О |
6 этап |
Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое |
С |
|
действие, мысленно не контролируя себя, правильно ли |
НЭтап автомати- оно выполняется. Это свидетельствует о том, что дейст-
Озированного дей- вие сократилось, перешло во внутренний план и внешняя
В |
ствия |
опора не нужна. |
Ы |
|
|
31