Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студен- О Б У Ч Е Н И Е тов по овладению научными и прикладными знаниями, навыками, умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной

деятельности

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА ВУЗА

С о д е р ж а н и е

Государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социаль-

 

Обучающая

 

Познавательная

 

 

 

 

 

ный

 

деятельность

Способы

деятельность

 

Резуль-

 

заказ

 

преподавателя

педагогического

 

обучаемого

 

тат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

Квалифи-

 

Преподавание

 

 

Учение

 

 

 

 

кационные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

требования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О р г а н и з а ц и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебных занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27


 

 

основные руководящие положения, выражающие

 

 

ПРИНЦИПЫ

требования к содержанию, организации и методике

 

 

ОБУЧЕНИЯ

проведения учебных занятий в высшей школе

 

 

 

 

 

Сознательность,

Соответствие содержания

Систематичность,

активность и са-

и организации обучения в

последователь-

мостоятельность в

вузе потребностям профес-

ность и комплекс-

обучении

сиональной деятельности

ность в обучении

 

специалиста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядность в

 

 

 

СИСТЕМА

 

 

 

Обучение на вы-

 

 

 

ПРИНЦИПОВ

 

 

 

соком уровне

обучении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

трудностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочность овла-

 

Коллективизм и

дения знаниями,

Н а у ч н о с т ь

индивидуальный

навыками, уме-

процесса обучения

подход в обучении

ниями

 

 

28


АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека, вскрытые И.М. Сеченовым, А.П. Павловым и др. Суть данных закономерностей заключается в том, что в процессе познания окружающего мира в человеческом мозге формируются различные образы, представления, понятия в виде условнорефлекторных связей - ассоциаций.

 

 

 

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, раз-

 

 

 

витие личностных качеств человека - есть процесс

 

 

 

образования в его сознании различных ассоциаций:

 

 

 

 

простых и сложных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений,

 

 

 

развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциа-

 

 

 

ций) имеет определенную логическую последовательность,

 

 

 

 

которая включает в себя следующие этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восприятие учебного материала;

 

Основные

 

 

 

 

 

 

положения

 

 

 

 

 

 

ассоциативно-

 

 

 

его осмысление, доведенное до понимания внут-

 

рефлекторной

 

 

 

ренних связей и противоречий;

 

теории обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

запоминание и сохранение в памяти изученного

 

 

 

 

 

материала;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применение усвоенного в практической деятель-

 

 

 

 

 

ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основным этапом процесса обучения выступает активная

 

 

 

мыслительная деятельность обучаемого по решению

 

 

 

 

теоретических и практических учебных задач.

 

 

 

 

 

 

 

29



ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАСТЕРСТВА НА ОСНОВЕ АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНОЙ

ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Творчество

Применение на практике (упражнения)

Запоминание

Осмысление

Восприятие

Мастерство

Знания-трансформации

Знания-умения

Знания-репродукции

Знания-знакомства

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

подачи учебного материала в определенной последовательности;

демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

применения знаний на практике и др.

30

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ее основе лежит идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом “материальной” (внешней) деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

1 этап

2 этап

Происходит предварительное ознакомление с действием,

ФПредварительное т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной

О знакомство с дей- основы действия (ООД). Различают несколько типов

Рствием, создание ООД: полный, неполный, инвариантный и др.

М

ООД

 

И

 

 

Р

3 этап

Обучаемые выполняют материальное (материализован-

О

 

ное) действие в соответствии с учебным заданием во

В

Материальное

внешней материальной, развернутой форме. Они рабо-

А

(материализован-

тают с информацией в виде различных материальных

Н

ное) действие

объектов: моделей, приборов, схем и т.д., сверяя свои

И

 

действия с письменной инструкцией.

Е

 

 

 

4 этап

После выполнения нескольких однотипных действий

М

 

необходимость обращаться к инструкции отпадает и

О

Этап внешней

функцию ООД выполняет внешняя речь. Обучаемые про-

Т

речи

говаривают вслух то действие, ту операцию, которую в

И

 

данный момент осваивают. В их сознании происходит

В

 

обобщение, сокращение учебной информации, выпол-

А

 

няемое действие начинает автоматизироваться.

Ц

 

 

И

5 этап

Обучаемые проговаривают выполняемое действие, опе-

О

 

рацию про себя; при этом проговариваемый текст может

Н

Этап

быть неполным, вербализуются только наиболее слож-

Н

внутренней

ные, значимые элементы действия, что способствует его

О

речи

дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

Й

 

 

 

 

 

О

6 этап

Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое

С

 

действие, мысленно не контролируя себя, правильно ли

НЭтап автомати- оно выполняется. Это свидетельствует о том, что дейст-

Озированного дей- вие сократилось, перешло во внутренний план и внешняя

В

ствия

опора не нужна.

Ы

 

 

31