ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемная ситуация, созда- |
|
|
Проблемная ситуация, возни- |
||||
ваемая на основе противоречия |
|
|
кающая на основе противоре- |
||||
между уровнем знаний обучае- |
|
|
чия, когда обучаемые не могут |
||||
мых и их недостаточностью |
|
|
использовать имеющиеся у них |
||||
для понимания нового, более |
|
|
знания в новых практических |
||||
сложного материала. |
|
|
|
условиях. |
|||
|
|
|
ВИДЫ |
|
|
||
|
|
|
ПРОБЛЕМНЫХ |
|
|
||
|
|
|
СИТУАЦИЙ |
|
|
||
Проблемная ситуация, возни- |
|
|
Проблемная ситуация, возни- |
||||
кающая на основе противоре- |
|
|
кающая на основе противоре- |
||||
чия между теоретически воз- |
|
|
чия между достигнутым резуль- |
||||
можным путем решения задачи |
|
|
татом и отсутствием у обучае- |
||||
и практической трудностью ее |
|
|
мых достаточных знаний для |
||||
реализации. |
|
|
|
его обоснования |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения
Столкновение противоречий практической деятельности
Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос
Предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: руководителя, юриста, финансиста, педагога)
Побуждение обучаемым делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты
Постановка проблемных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
Определение проблемных теоретических и практических заданий (например: исследовательских)
Постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции” и др.)
37
процесс реализации содержания обучения, предусмотренного ТЕХНОЛОГИЯ учебными программами, который представляет собой систему ОБУЧЕНИЯ форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих
наиболее эффективное достижение поставленных целей.
По объекту воздействия:
- обучение школьников; - обучение студентов вузов;
- повышение квалификации и переподготовка специалистов; - подготовка преподавателей вузов и др.
|
|
|
|
По предметной среде: |
|
|
|
|
- для гуманитарных дисциплин; |
|
|
|
|
- для естественнонаучных дисциплин; |
|
|
|
|
- для технических дисциплин; |
КЛАССИФИКАЦИЯ |
|
|
|
- для общепрофессиональных дисциплин |
|
|
|
|
- для специальных дисциплин и др. |
ТЕХНОЛОГИЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
По применяемым средствам: |
ОБУЧЕНИЯ |
|
|
|
- видео технические; |
|
|
|
|
- информационные; |
|
|
|
|
- проблемно-деятельностные; |
|
|
|
|
- рефлексивные и др. |
По организации учебного материала:
-индивидуальные;
-коллективные;
-смешанные.
По методической задаче:
-технология одного предмета;
-технология одного средства;
-технология одного метода.
38
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Анализ содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами
Определение приоритетных целей, на которые ориентируется преподаватель:
-формирование и развитие у обучаемых общей культуры;
-подготовка профессионала;
-развитие у обучаемых творческого мышления;
-формирование активности личности и др.
Выбор теории (концепции) обучения, ориентированной на достижение совокупности целей или приоритетную реализацию той или иной цели
С |
Организация учебного материала: |
О |
- отбор наиболее значимого содержания; |
З- структурирование учебного материала;
Д - отбор примеров и доказательств с учетом получаемой специальности; А - определение задач и заданий, направленных на формирование навыков Н и умений.
И
Е Выбор форм организации учебного процесса или вида учебных занятий:
- лекций;
Т- семинаров;
Е - практических занятий;
Х- самостоятельной работы;
Н- индивидуальных собеседований и др.
О |
Выбор методов обучения: |
Л- информационных;
О- репродуктивных;
Г- проблемно-поисковых;
И- репродуктивно-творческих и др.
И |
Выбор средств обучения и учебного оборудования |
-учебников и учебных пособий;
-наглядных пособий;
О- информационных материалов к аудиовизуальным средствам
Бобучения;
У - программно-методического обеспечения для ЭВМ; Ч - специального оборудования; Е - дидактических материалов; Н - технических средств обучения;
И- лабораторного оборудования
Я |
и др. |
39
|
|
такой способ реализации содержания обучения, который |
|
|
ИННОВАЦИОННАЯ |
представляет собой новую систему нетрадиционных форм, |
|
|
ТЕХНОЛОГИЯ |
методов и средств обучения, позволяющих существенно по- |
|
|
ОБУЧЕНИЯ |
высить эффективность и качество подготовки специалистов. |
|
|
|
|
|
Инновация - разработка, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значительные или существенные изменения в педагогической практике.
Н О В Ш Е С Т В О |
Н О В О В В Е Д Е Н И Е |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Типы
педагогических
инноваций
|
|
|
|
|
|
|
М О Д Е Р Н И З И Р У Ю Щ А Я |
|
|
Р Е Ф О Р М И Р У Ю Щ А Я |
|||
|
|
|
|
|
|
|
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационные технологии: |
|
|
Проблемно-деятельностные |
||||
- Электронная информационная система |
|
|
технологии: |
||||
“Видеотекст”; |
|
|
- проблемные; |
||||
- Телекоммуникационная система “Ин- |
|
|
- организационно-деятельностные; |
||||
форм-образование”; |
|
|
- проблемно-деятельностные; |
||||
- Компьютерные телекоммуникацион- |
|
|
- функционально-деятельностные |
||||
ные сети. |
|
|
и др. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексивные технологии:
-Организационно-рефлексивные;
-мыследеятельностные;
-экзистенциально-креативные;
-эвристические и др.
40