Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация, созда-

 

 

Проблемная ситуация, возни-

ваемая на основе противоречия

 

 

кающая на основе противоре-

между уровнем знаний обучае-

 

 

чия, когда обучаемые не могут

мых и их недостаточностью

 

 

использовать имеющиеся у них

для понимания нового, более

 

 

знания в новых практических

сложного материала.

 

 

 

условиях.

 

 

 

ВИДЫ

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМНЫХ

 

 

 

 

 

СИТУАЦИЙ

 

 

Проблемная ситуация, возни-

 

 

Проблемная ситуация, возни-

кающая на основе противоре-

 

 

кающая на основе противоре-

чия между теоретически воз-

 

 

чия между достигнутым резуль-

можным путем решения задачи

 

 

татом и отсутствием у обучае-

и практической трудностью ее

 

 

мых достаточных знаний для

реализации.

 

 

 

его обоснования

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения

Столкновение противоречий практической деятельности

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

Предложение обучаемым рассмотреть явление с различных позиций (например: руководителя, юриста, финансиста, педагога)

Побуждение обучаемым делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты

Постановка проблемных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)

Определение проблемных теоретических и практических заданий (например: исследовательских)

Постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление “психологической инерции” и др.)

37


процесс реализации содержания обучения, предусмотренного ТЕХНОЛОГИЯ учебными программами, который представляет собой систему ОБУЧЕНИЯ форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих

наиболее эффективное достижение поставленных целей.

По объекту воздействия:

- обучение школьников; - обучение студентов вузов;

- повышение квалификации и переподготовка специалистов; - подготовка преподавателей вузов и др.

 

 

 

 

По предметной среде:

 

 

 

 

- для гуманитарных дисциплин;

 

 

 

 

- для естественнонаучных дисциплин;

 

 

 

 

- для технических дисциплин;

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

 

- для общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

- для специальных дисциплин и др.

ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

По применяемым средствам:

ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

- видео технические;

 

 

 

 

- информационные;

 

 

 

 

- проблемно-деятельностные;

 

 

 

 

- рефлексивные и др.

По организации учебного материала:

-индивидуальные;

-коллективные;

-смешанные.

По методической задаче:

-технология одного предмета;

-технология одного средства;

-технология одного метода.

38


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Анализ содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами

Определение приоритетных целей, на которые ориентируется преподаватель:

-формирование и развитие у обучаемых общей культуры;

-подготовка профессионала;

-развитие у обучаемых творческого мышления;

-формирование активности личности и др.

Выбор теории (концепции) обучения, ориентированной на достижение совокупности целей или приоритетную реализацию той или иной цели

С

Организация учебного материала:

О

- отбор наиболее значимого содержания;

З- структурирование учебного материала;

Д - отбор примеров и доказательств с учетом получаемой специальности; А - определение задач и заданий, направленных на формирование навыков Н и умений.

И

Е Выбор форм организации учебного процесса или вида учебных занятий:

- лекций;

Т- семинаров;

Е - практических занятий;

Х- самостоятельной работы;

Н- индивидуальных собеседований и др.

О

Выбор методов обучения:

Л- информационных;

О- репродуктивных;

Г- проблемно-поисковых;

И- репродуктивно-творческих и др.

И

Выбор средств обучения и учебного оборудования

-учебников и учебных пособий;

-наглядных пособий;

О- информационных материалов к аудиовизуальным средствам

Бобучения;

У - программно-методического обеспечения для ЭВМ; Ч - специального оборудования; Е - дидактических материалов; Н - технических средств обучения;

И- лабораторного оборудования

Я

и др.

39



 

 

такой способ реализации содержания обучения, который

 

 

ИННОВАЦИОННАЯ

представляет собой новую систему нетрадиционных форм,

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

методов и средств обучения, позволяющих существенно по-

 

 

ОБУЧЕНИЯ

высить эффективность и качество подготовки специалистов.

 

 

 

 

 

Инновация - разработка, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значительные или существенные изменения в педагогической практике.

Н О В Ш Е С Т В О

Н О В О В В Е Д Е Н И Е

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы

педагогических

инноваций

 

 

 

 

 

 

 

М О Д Е Р Н И З И Р У Ю Щ А Я

 

 

Р Е Ф О Р М И Р У Ю Щ А Я

 

 

 

 

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные технологии:

 

 

Проблемно-деятельностные

- Электронная информационная система

 

 

технологии:

“Видеотекст”;

 

 

- проблемные;

- Телекоммуникационная система “Ин-

 

 

- организационно-деятельностные;

форм-образование”;

 

 

- проблемно-деятельностные;

- Компьютерные телекоммуникацион-

 

 

- функционально-деятельностные

ные сети.

 

 

и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивные технологии:

-Организационно-рефлексивные;

-мыследеятельностные;

-экзистенциально-креативные;

-эвристические и др.

40