ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 3
Деятельность студентов как средство воспитания. Педагогические требования к деятельности студентов: всесторонность, активность, самостоятельность, осознанность, систематичность, коллективный характер, учет индивидуальный особенностей студентов.
Коллектив как средство воспитания. Основные признаки коллектива. Учебное заведение как коллектив. Коллективная деятельность и межличностные отношения как основа воспитания личности. Влияние на личность общественного мнения. Воспитательное значение ориентационно- просветительной работы со студентами. Развитие коллектива как условие воспитания свободной и всесторонне развитой личности.
Коллектив студентов как объект педагогического управления. Руководители коллектива студентов. Функции педагогического управления. Подбор и расстановка организаторов воспитательной работы. Формирование органов коллектива. Постановка задач воспитательной работы. Организация деятельности и отношений в коллективе. Контроль, оценка и корректирование в работе коллектива. Педагогическая учеба кураторов. Методы и стиль педагогического руководства и управления. Организационно-распорядительные, психолого-педагогические, экономические и правовые методы управления. Черты демократического стиля управления: государственный подход, научный подход, деловитость, единоначалие и коллективность руководства, требовательность и уважение личности.
Необходимость и задачи общественного самоуправления коллектива студентов. Сущность и значение самоуправления коллектива студентов. Структура самоуправления коллектива студентов учебного заведения. Центральные органы самоуправления. Поисковый подход к структуре самоуправления коллектива студентов учебного заведения. Функции самоуправления. Выборы органов самоуправления. Определение целей и задач деятельности. Планирование работы органов самоуправления. Организация, контроль, оценка и регулирование деятельности и отношений студентов.
Педагогическое руководства самоуправлением студентов. Формы обучения студентов самоуправлению.
Академическая группа как субъект воспитания. Субъективное развитие академической группы и формирование активной позиции студентов; субъективное влияние студенческого коллектива на личность и отношение личности и коллектива.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Субъективное развитие академической группы и формирование активной позиции студентов.
2.Субъективное влияние студенческого коллектива на личность и отношение личности и коллектива.
3.А. С. Макаренко о значении традиций в коллективе.
54
4. Современная оценка теории коллектива А. С. Макаренко.
Творческие задания
1.В чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности?
2.В чем состоит смысл педагогического руководства студенческим коллективом в зависимости от этапа его развития?
3.Используя работу В. А. Сухомлинского «Мудрая власть коллектива», выпишите примеры способов защиты личности в коллективе. Дайте анализ взглядов Сухомлинского на взаимодействие личности и коллектива.
4.Дайте оценку работы органов ученического самоуправления в вузе, в котором вы учились.
5.Проанализируйте на каком уровне (стадии, этапе) развития находится студенческая группа, в которой вы учились.
6.Можно ли говорить с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у членов сообщества была совместная жизнедеятельность, были определенные цели и перспективы, распределение ролей …
7.Из теоретических работ А. С. Макаренко выпишите педагогические рекомендации по организации, руководству и поддержанию авторитета органов самоуправления.
8.Выпишите из книги А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» конкретные примеры воздействия на воспитанников в коллективе на первой, второй и третьей стадиях.
9.Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?
Приведите примеры взаимосвязи разных сторон воспитания и их роли в формировании личности.
10. Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для изучения личности студента, коллектива или опыта своего коллеги? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактеризовать условия их применения.
Литература для самостоятельной работы
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
Валеева Р. Гуманистическое воспитание и коллектив // Воспитание школьников. – 2000. – № 6.
Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. –
М., 1991.
Красовицкий М. Ю. Педагогика А. С. Макаренко: какой она видится в конце ХХ столетия? // Педагогика. – 1996. – № 1.
Куракин Л. Т., Новикова Л. И Школьный ученический коллектив: проблемы управления. – М., 1982.
55
Макаренко А. С. Методика организации воспитательного коллектива //
Пед. соч. В 7 т. – М., 1958. – Т. 5.
Методика воспитательной работы / Под ред. В. М. Коротова. – М., 1990. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о
психологии ученического коллектива – М., 1988.
Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.
Стурова М. П. Живое наследие А. С. Макаренко // Педагогика. – 2000. –
№ 3.
Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. – М., 1988.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
ТЕМА 18. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
1.Сущность и генезис педагогического общения.
2.Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
3.Диалог и монолог в педагогическом общении.
4.Содержание и структура педагогического общения.
5.Особенности педагогического общения в вузе.
Сущность и генезис педагогического общения. Педагогическое общение − специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. По своему назначению общение многофункционально. В социальной психологии выделяют 5 функций общения: прагматическая, формирующая, подтверждения (утверждения и подтверждения личности), организации и поддержки межличностных отношений, внутриличностная.
Педагогическое общение − совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.
Еще стили педагогического общения (автор: В. А. Кан-Калик):
1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.
2.Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом
56
следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3.Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель−ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4.Общение-устрашение − негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5.Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Диалог и монолог в педагогическом общении. Педагогическое сотрудничество − двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель − студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Содержание и структура педагогического общения. Этапы педагогического общения включают:
1.Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2.Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3.Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4.Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Особенности педагогического общения в вузе.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Педагогический такт и авторитет учителя.
2.Путь к духовному общению.
3.Техника педагогического общения.
4.Педагогическое общение в работе педагогов-новаторов.
Творческие задания
1.В чем специфика педагогического общения?
2.Проанализируйте, какие особенности вашего характера положительно и в то же время отрицательно влияют на продуктивный стиль общения.
57
3.Выделите характерные технологические приемы педагогического воздействия на учеников, применяемые в опыте работы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой, С. Н. Лысенковой и др.
4.Систематически работайте над техникой, логикой, выразительностью и эмоциональностью вашей речи. Разговаривая с учащимися, помните о том, что необходимо постоянно вызывать у них видение того, о чем идет речь. Упражняйтесь в этом.
5.Систематически работайте над своими жестами; постарайтесь освободиться от ненужной жестикуляции.
6.На основе теста, предложенного В. Ф. Раховским, определите уровень свойственной вам общительности.
Литература для самостоятельной работы
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.
Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. –2002. –№ 4.
Гинзбург Ф. Заповеди педагогического общения // Воспитание школьников. – 2003. – № 4.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. –
М., 1987.
Егидес А. Психотехника общения // Воспитание школьников. – 1995. –
№ 4.
Ильин Е. Н. Искусство общения // Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. – М., 1990.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. –
М., 1987.
Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М., 1988.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна и др. – М.,
1989.
Потанина Л. Общение без слов // Воспитание школьников. – 1994. – № 1. Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.
– М., 1991.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
– М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 304 с.
58