ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 246
Скачиваний: 3
Мижериков В. А. Введение в педагогическую профессию / Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 288 с.
Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. − Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. − 84 с.
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. – Дубна: Издат. центр «Феникс», 1995. – 336 с.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 112 с.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
Школа православного воспитания / Сост. А. Н. Стрижев. – М.: «Паломникъ», 1999. – 576 с.
Развитие профессиональной компетентности педагогов / Авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 135 с.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Пед. общество России,
2005. – 256 с.
Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 224 с.
ТЕМА 8. СТУДЕНТ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
1.Обоснование необходимости акмеологического подхода к определению и формированию личности специалиста.
2.Студент как субъект учебной деятельности.
3.Возрастные и индивидуальные особенности развития студента.
4.Психолого-педагогические особенности одаренных студентов.
5.Аксиограмма личности студента.
Обоснование необходимости акмеологического подхода к определению и формированию личности специалиста. Акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Методологические принципы акмеологии комплексности, системности, субъекта, детерминизма, социальной детерминации личности, принципы развития и активности и др. Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать педагогические проблемы и задачи.
Учебная деятельность − это деятельность, в результате которой происходят изменения в самом субъекте. Учебная деятельность студентов характеризуется действующей системой познавательных интересов, начиная
27
с восприятия информации и заканчивая сложнейшими творческими процессами, способностями общего и частного характера, эмоциональными явлениями, которые мотивируют многие системы учебных действий, а также общими и частными мотивациями.
В учебную деятельность включены сложные психологические механизмы, базирующиеся на личностных структурах и зависящие от возрастных психологических особенностей. Субъективность студента высшей школы − одно из проявлений способности к преобразованию и совершенствованию себя в учебной и последующей профессиональной деятельности.
Компоненты индивидуальной работы педагога по формированию личности студента: 1) изучение особенностей деятельности и личности студента; 2) определение целей и задач индивидуальной работы; 3) подбор форм и методов индивидуальной работы для реализации поставленных целей и задач в отношении воспитания и обучения данного студента; 4) анализ практики индивидуальной работы, результатов применения к студенту тех или иных мер воздействия, уточнение и внесение дополнительных мер педагогического влияния. Субъектность студента рассматривается как условие отстаивания индивидуальности, и наоборот, проявляя субъектность, студент формирует свою индивидуальность.
Необходимость изучения и учета возрастных и индивидуальных особенностей развития студента. Возрастные особенности − это наиболее характерные для возрастного периода студентов особенности их физического, психического и социального развития. Особенности и противоречия второго периода юности (18 − 25 лет):
1)зрелость в умственном, нравственном и общественном отношении;
2)самооценка противоречива и порой нереалистична, что вызывает иногда внутреннюю неуверенность в себе, часто сопровождающуюся внешней резкостью и развязанностью; при этом молодежи свойственны прямота и честность, правдивость, высокая требовательность к себе и другим;
3)критичное отношение к преподавателям, при этом критика и самокритика в сочетании с чутким отношением к товарищам и преподавателям;
4)характеризуется максимализмом и категоричностью оценок, которые не всегда говорят о принципиальности;
5)юность обладает повышенной социальной активностью, это время максимального расцвета личности;
6)существует еще одна психологическая особенность психического развития студентов: если в школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в вузе иногда развитие студентов опережает обучение и особенно воспитание.
Студенты подмечают иной раз еле уловимые вещи. Ошибки и даже оговорки не проходят незамеченными. Студенты ценят смелое, правдивое, острое слово, касающееся не только предметов, но и их самих, их научного
28
роста, отношение к учебе, нравственным качествам. Следовательно, важно оценивать их деятельность. Масса студентов не однородная, и развиваются не так, как хотелось. Значит необходимо найти подход.
Особенности и противоречия формирования личности юноши имеют существенное значение при определении содержания, форм и методов работы с ними в высшей школе.
Психолого-педагогические особенности одаренных студентов. Проблема диагностирования творчески одаренной личности студента и своеобразие работы вузовского преподавателя с ними.
Выявление аксиограммы личности студента.
Рекомендуемая тематика исследований
1.Развитие творческой личности специалиста – основная проблема акмеологии.
2.Творчество в структуре личности специалиста. Методы диагностики и стимуляции творческой деятельности.
3.Формирование личности специалиста на основных этапах профессионального становления.
4.Реализация процесса формирования целостной личности студента в практике работы вуза.
Творческие задания
1.Используя разнообразные методы (наблюдение, беседы, тестирование), составьте характеристику возрастных и индивидуальных особенностей «трудного студента».
2.Сопоставьте для этого «трудного студента» природные, и педагогические факторы его развития. Какие педагогические выводы из этого сопоставления следуют?
3.Используя разнообразные методы, составьте характеристику возрастных и индивидуальных особенностей одаренного студента.
4.В чем может быть отличие идеальной модели личности студента – выпускника следующих факультетов: а) юридического; б) физико- математического; в) строительного; журналистики?
Литература для самостоятельной работы
Акмеология : учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС,
2004. – 688 с.
Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Кн. 1. – Казань, 1996.
Зобнина Т. В. Психолого-акмеологическая подготовка будущих учителей: содержательный и методический аспекты // Акмеология. – 2005. –
№ 2.
29
Кулаев К. В. Проблемы саморазвития личности // Педагогика. – 1998. – № 8. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990. Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.];
под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред.
А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.
Савотина Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. – 1997. – № 1.
Сербиновский Б. Ю., Оздоева А. М. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010, – 204 с.
Тесля Е. Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – 2000. – № 7.
Цветкова А. Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. – 1997. – № 1.
Развитие профессиональной компетентности педагогов / Авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. – Волгоград, 2008.
Чуватова (Садовникова) Н. Е. Христианская аксиология в творчестве К.Д. Ушинского и Ф.М. Достоевского // Интеграция образования. – 2001. – № 1.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Пед. общество России, 2005. – 256 с.
РАЗДЕЛ 3. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
1.Общее понятие о дидактике и дидактической системе.
2.Актуальные проблемы современной дидактики высшей школы.
3.Сущность, структура и движущие силы процесса обучения.
Фундаментальное обоснование дидактики как самостоятельной науки Я. А. Коменским в его труде «Великая дидактика». Понятие о дидактике и дидактической системе. Дидактика − раздел педагогики высшей школы, раскрывающий и обосновывающий цель, задачи, содержание, закономерности, принципы, методы, средства, технологии, формы учебного процесса по подготовке педагогов и других специалистов.
Педагогика высшей школы, разрабатывая теоретические и методические основы обучения студентов, опирается на дидактический фундамент общей
30