Файл: лекции по теории перевода для консерватории.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все эти требования нужно знать как начинающему, так и профессиональному переводчику.

Вопросы для самоконтроля.

    1. Какие виды перевода рассмотрены в лекции?

    2. Что такое моральный кодекс переводчика?

    3. Каковы основные требования к работе переводчика?

ЛЕКЦИЯ 3.


Устный и письменный переводы. Грамматические трансформации.

1. Выполнение перевода связано в своей основе с речемыслительной деятельностью, которая очень мало зависит от условий выполнения и назначения перевода: осуществляется ли он письменно или устно, для служебного пользования или для дальнейшей публикации, художественный ли это перевод или научно-технический и др. Единство предмета исследования и делает теорию перевода наукой. Но вместе с тем в свете частных теорий перевода практическое выполнение каждого отдельного перевода определяется той или иной спецификой. Для систематизации накопленных знаний и выработки необходимых нормативов, возникает потребность дифференциации и классификации различных видов переводческой деятельности и ее результатов-переводов.

Существует только две формы переводческой деятельности, которые определяются формой результата этой деятельности: устный и письменный переводы. Результатом устного перевода является трудно фиксируемое речевое произведение, которое используется, без какой либо редакторской обработки. В современных условиях такой перевод все же может быть зафиксирован с помощью звукозаписывающей техники. Заказчику и потребителю такого перевода запись необходима для последующего анализа ошибок и удачно или неудачно решенных переводческих проблем. В некоторых специальных случаях фонограмма может служить черновым переводом, из которого затем может быть получен фиксированный перевод. Частным случаем устного перевода является устный перевод письменного текста в специальных целях или обстоятельствах заказчика перевода. Существует два основных вида устного перевода: последовательный и синхронный перевод.

Последовательный перевод – это перевод, выполняемый в паузах между единицами речи на исходном языке. Обычно такими единицами являются фразы. Традиционно говорящие специально делают паузу, помогая переводчику. Логика речемыслительного процесса помогает найти оптимальную длину фразы, как для говорящего, так и для переводчика. Но по объективным или субъективным причинам возникают ситуации, когда объем высказывания произносящим речь превышает «оперативную» память переводчика. Каждый переводчик со временем вырабатывает удобную для себя форму оперативной записи (иногда с элементами стенографии), которая в процессе перевода помогает восстановить произнесенную речь. Часто бывают и обратные случаи, когда оратор из сочувствия начинает делать очень частые паузы, нарушая логику изложения, тем самым, затрудняя работу переводчика.


Разновидностями устного перевода являются односторонний перевод, выполняемый только в одном направлении с одного языка на другой (перевод речи, выполняемой с трибуны), и двусторонний перевод, который выполняется с одного языка на другой и обратно (в ходе беседы или двусторонних переговоров). В последнее время из форм последовательного устного перевода преобладает односторонний перевод, так как каждая переговаривающаяся сторона имеет своего переводчика и перевод выполняется на родной язык. Это повышает комфорт переговоров и приближает форму переговоров к естественной форме диалога без вынужденных пауз для переговоров. Односторонний перевод в этом случае становится больше похож на синхронный перевод. Иногда такой перевод называют нашептыванием.

Синхронный перевод- это устный перевод, осуществляемый практически одновременно с произнесением речи. Единицей синхронного перевода чаще всего бывает синтагма или короткая фраза. Редки случаи, когда переводчик может быть знаком с текстом речи для синхронного перевода. Поэтому синхронный перевод требует большого опыта, позволяющего прогнозировать речемыслительную деятельность оратора. Скорость синхронного перевода очень высокая. От переводчика требуется постоянный самоконтроль и быстрая реакция для исправления возможных ошибок из-за неправильного прогнозирования речи оратора.

Письменным переводом называют перевод, как правило, письменного оригинала, который также представляют в письменной форме. Различают два основных вида письменного перевода: художественный и специальный перевод. Основой для этой классификации служит обособление художественного перевода от всех других переводов по жанрово-стилистическим параметрам оригинала. В художественном переводе переводческие трансформации требуют глубокого осмысления не только языковых, но и культурологических параметров исходного текста и текста перевода. В условиях неоднозначности выразительных средств, при передаче уникальных национально-культурных понятий, традиций и способов описания и интерпретации материальных объектов, пространства, времени и действия достаточно объективно существование в тексте оригинала отдельных непереводимых элементов. В такой ситуации от переводчика необходим конструктивный творческий подход к трансформации текста и созданию переводного эквивалента как для переводимых, так и непереводимых элементов, что предполагает креативный творческий подход к переводческой деятельности. Понимание текста оригинала требует глубокого проникновения в культуру языка оригинала. Уникальной отличительной особенностью художественных текстов является их художественно-эстетическая (поэтическая) функция. Поэтому требования к художественному переводу особые - он также должен оказывать художественно эстетическое воздействие на читателя. Известно, что эмоциональное и эстетическое воздействие могут оказывать совершенно не совпадающие средства в различных языках, это в свою очередь вносит неточность или ассиметрию в перевод относительно оригинала. Смысловое единство и равноценность эмоционально-эстетического воздействия на своих читателей устанавливают отношения оригинала и его перевода. Функциональное предназначение всех остальных письменных переводов в основном состоит в передаче и извлечении информации. Как правило, в таких переводах контактируют не языки, а подъязыки предметных областей понятие подъязык (эквивалентно принятому на Западе понятию язык для специальных целей).


Такие переводы носят характер специальных переводов. Решением их проблем занимаются частные теории перевода.

2. Поскольку перевод не может быть абсолютным аналогом оригинала, основная задача переводчика заключается в том, чтобы создать текст, максимально приближенный к оригиналу по его семантике, структуре и потенциальному воздействию на пользователя этого текста перевода. Основная проблема заключается в том, что между языками оригинала и перевода не всегда находятся языковые параллели - семантические и структурные аналогии: одинаковые модели предложений или словосочетаний, полное совпадение семантических значений слов и т.д. В этих случаях переводчик в первую очередь стремится реализовать межъязыковые соответствия, но если такое невозможно, тогда задачей переводчика становится нахождение таких средств передачи смысла оригинала, которые выполнят ту же функцию воздействия на получателя перевода, что и выполнил оригинал на носителя языка и переводчика. Межъязыковые преобразования в целях достижения эквивалентности текстов оригинала и перевода (т.е. сохранения функционального воздействия сообщения) называют переводческими трансформациями, среди которых мы рассмотрим грамматические и лексические трансформации.

Под грамматическими трансформациями понимают вид переводческих преобразований, заключающихся в замене в процессе перевода грамматических форм и структур единиц исходного языка (ИЯ) формально неэквивалентными формами и структурами языка перевода (ПЯ) при сохранении смыслового соответствия между ними.

Основные типы грамматических трансформаций включают:

  • синтаксическое уподобление (дословный перевод);

  • членение предложения;

  • объединение предложений;

  • грамматические замены (формы слова, части речи или члена предложения).

1. Синтаксическое уподобление (дословный перевод) - способ перевода, при котором синтаксическая структура оригинала преобразуется в аналогичную структуру ПЯ.

Как правило, применение синтаксического уподобления сопровождается некоторыми изменениями структурных компонентов. При переводе с английского языка на русский, например, могут опускаться артикли, глаголы-связки, иные служебные элементы, а также происходить изменения морфологических форм и некоторых лексических единиц:

One of the greatest events in the period following World War and the Russian Revolution, and closely connected with them both was the growth of the world Communist movement. - Одним из важнейших событий периода, последовавшего первой мировой войной и социалистической революцией России, событием, тесно связанным с войной и революцией был рост коммунистического движения во всем мире.


При переводе этого предложения опущены артикли, опущены или добавлены некоторые предлоги, изменены морфологические формы слов, использованы некоторые слова, не имеющие прямого соответствия в английском тексте. Переводчик повторил слово событие, добавил слово социалистическая, заменил словосочетание с ними обеими более благозвучным с войной и революцией. Все эти изменения не затрагивают основной структуры предложения, которая передается с помощью аналогичной русской структуры, сохраняя одинаковый набор членов предложения и последовательность их расположения в тексте.

2. Членение предложения - это способ перевода, при котором синтаксическая структура предложения в оригинале преобразуется в две или более структуры ПЯ.

Трансформация членения приводит либо к преобразованию простого предложения ИЯ в сложное предложение ПЯ, либо к преобразованию простого или сложного предложения ИЯ в два или более самостоятельных предложения в ПЯ:

The annual surveys of the Labour Government were not discussed with the workers at any stage, but only with the employers. - Ежегодные обзоры лейбористского правительства не обсуждались среди рабочих ни на каком этапе. Они обсуждались только с предпринимателями.

Both engine crews leaped to safety from a collision between a parcels tram and a freight train near Morris Cowley, Oxfordshire. - Вблизи станции Морис Коули в графстве Оксфордшир произошло столкновение почтового и товарного поездов. Члены обеих поездных бригад остались невредимы, спрыгнув на ходу с поезда.

В первом примере выделение последней части английского высказывания в отдельное предложение в переводе позволяет четко выразить имеющееся в оригинале противопоставление. Во втором примере трансформация членения дала возможность передать значение трудного для перевода английского сочетания leaped to safety и обеспечить более естественную для русского языка последовательность описания событий (сначала произошло столкновение, а потом удалось спастись членам бригады).

3. Объединение предложений - это способ перевода, при котором синтаксическая структура в оригинале преобразуется путем соединения двух простых предложений в одно сложное. Эта трансформация - обратная по сравнению с предыдущей:

That was а long time ago. It seemed like fifty years ago. - Это было давно - казалось, что прошло лет пятьдесят.

The only thing that worried me was our front door. It creak like a bastard. - Одно меня беспокоило - наша парадная дверь скрипит как оголтелая.