ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 601
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”, “Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися проблемами экологии.
Политическая культура. Традиционно не рассматривающаяся в качестве приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической направленности.
К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствие системы “выращивания” местной элиты — лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой” родиной); сокращение количества социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений и идеологий национально-патриотической направленности и др.
Проекты и программы в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах; вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям); формирование политического и гражданского самосознания; содействие консолидации личностей и социальных групп, стоящих на позициях нравственности и патриотизма; помощь в осуществлении основных конституционных прав и свобод личности и гражданина; утверждение субъективной равнозначности и внепартийности человеческих ценностей, ибо в действительности каждый человек не исчерпывается теми координатами, которыми его ограничивает та или иная идеология. Полиидеологизация сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы (партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.
В рамках информационно-просветительных программ можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни города, региона, страны, мира в форме лекций, семинаров, диспутов, бесед за круглым столом, политических диалогов, театрализованных дискуссий, общественно-политических акций. Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, разработка и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности (т.е. формирование политической культуры на уровне инициативного поведения) успешно осуществляется в деятельности общественно-политических клубов и объединений.
В качестве примера приведем идеи некоторых проектов и программ, реализованных в разных регионах страны в форме общественно-политического объединения:
— Проект “Гражданские инициативы в молодом городе”. Актуальность проекта обусловлена противоречием между высоким интеллектуальным потенциалом жителей города, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой общественно-политической активностью граждан, неразвитостью форм социально-культурной самодеятельности краеведческой, историко-культурной и экологической направленности. В этой связи основная задача проекта — стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города.
Форма реализации — дискуссионный политический клуб-кафе “Открытое общество”.
Направления деятельности: организация дискуссий и круглых столов, политических рингов по проблемам политической жизни страны и города; подготовка и проведение встреч интеллигенции города с лидерами политических партий и общественных движений; проведение общественных форумов по значимым для города проблемам; разработка для средних учебных заведений просветительно-образовательной программы “Гражданское общество”; организация системы политического просвещения для учащихся средних школ города.
Мероприятия по реализации проекта: подготовка и проведение серии встреч общественности города с лидерами политических партий и общественных движений России; формирование ядра клуба из числа интеллигенции города; разработка устава и программы деятельности клуба.
— Проект: “Юношеский парламент”1. Актуальность проекта обусловлена низкой социально-культурной и политической активностью подростков и молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием системы “выращивания” местной политической элиты — лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.
Задачи проекта — преодоление социального отчуждения молодежи, воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в подростках способности добровольно принимать ответственность за решение общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-политическую деятельность, организации различных форм общественного самоуправления.
Форма реализации проекта — создание на базе средних школ самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности моделирующего функции представительских органов власти города.
Мероприятия по реализации проекта: проведение в школах города тематического конкурса сочинений на тему “Если бы я был мэром города”; организация для школьников на базе МКЦ аукциона общественно-политических идеи; формирование организационного ядра клуба; разработка устава и программы деятельности клуба; организационно-методическое обеспечение работы клуба.
— Проект «Социальные референты” – формирование в подростковой среде соиально-политической ”элиты” и пропаганда референтного образа жизни, исключающего потребление алкоголя, наркотиков, аморальность, противоправные формы поведения.
Проект включает два направления деятельности:
а) воспитание школьной “элиты” – лидеров, которые будут играть роль референтов для ближайшей среды общения (класс, дворовая компания);
б) инициирование, выращивание до степени «эталонности» (референтности) тех молодежных общественных объединений, в основе которых лежит социально и личностно значимая идея.
— Проект “Лидер-XXI” — ориентирован на подростков с отклоняющимся поведением (или “трудных” подростков). Задачи программы – придать нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер; создать социально-психологические условия для позитивной социализации личности, для отторжения ее от криминогенной среды; содействовать удовлетворению потребности молодого человека в социальном статусе и признании; помочь подростку в поиске собственного “Я” путем идентификации с социально позитивной общностью «мы».
— Проект “Центр творческих инициатив” — снятие социальной напряженности за счет создания условий для самовыражения в институциональных формах; предоставление возможности самореализации в общественно-политической сфере; профилактика и социальный контроль противоправных форм общественно-политической самодеятельности.
Идеи других проектов общественно-политической направленности: «Самоуправление» – практическое содействие созданию органов самоуправления на производстве; «Социальный мир» – проведение серии общественно-политических мероприятий, направленных на достижение социального единства; «Гражданское достоинство» – содействие раскрытию, устранению и оглашению судебно-следственных ошибок и пересмотру дел, в которых они были допущены (т.е. создание своеобразной «народной адвокатуры»); «Памятник» — инициирование региональных движений в поддержку идеи создания памятника жертвам сталинских репрессий.
Профессиональная культура. Основные проблемы здесь вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания; трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения); снижением образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры, образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу деятельности — безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.); социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав; ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.); внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации.
Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать различные задачи:
— образовательные и профориентационные1, ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т.д.