ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 579
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.).
Задание:
1. Обосновать актуальность проекта путем анализа:
— социально-культурных проблем;
— отраслевых проблем (отражающих специфику той или иной сферы и соответственно— учреждения);
— личностных проблем (которые определяют ожидания потенциальных посетителей учрежджения или потребителей предлагаемых им услуг).
2. Разработать модель учреждения включая:
— цели деятельности;
— направления деятельности;
— должностную структуру.
3. Определить условия реализации проекта
Защита проектов. Групповая дискуссия.
В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист.
Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и в)функциональных моделей специалистов2.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций)
Источник (название, дата)__________________
Автор_____________________________________
Статья_____________________________________
Содержание |
Область (поле) проблематики |
Носитель |
Вариант |
||
проблем |
Социально-культурная среда |
Сфера жизнедеятельности |
Образ жизни |
проблемы |
проектного решения |
|
|
|
|
|
|
Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни
Область (поле) проблематики |
Содержание проблем |
1.Художественная среда и художественная культура 2. Культурно-историческое наследие и историческая культура 3. Социально-психологическая среда и социально-психологическая культура 4. Духовно-нравственная среда и духовно-нравственная культура 5. Экологическая среда и экологическая культура 6.Общественно-политическая среда и политическая культура |
|
Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности
Область (поле) проблематики |
Содержание проблем |
1. Досугово-рекреационная 2. Образовательная 3. Производственная 4. Физкультурно-оздоровительная 5. Семейно-бытовая и др. |
|
Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).
Носитель проблемы |
Содержание проблем |
1. Дети 2. Подростки 3. Пожилые 4. Многодетные семьи 5. Неполные семьи 6. Инвалиды 7. Лица, нуждающиеся в социальной адаптации 8. Лица некоренной национальности (или национальные меньшинства) и т.д.
|
|
Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта
Носитель проблем: социальные, |
Содержание проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни |
|||||||
этнические, профессиональные и др. категории и группы населения |
Художественная культура |
Истори-ческая культура |
Социально-психологическая культура |
Духовно-нравствственная культура |
Экологичес-кая культура |
Политическаякультура |
Профессиональная культура |
Физическая и психическая культура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Структура замысла проекта
Содержание проблем |
Носитель (Аудитория проекта) |
Сфера пробле-матики |
Цели и задачи, которые необходимо решить в рамках проекта |
Идея проекта (обоснование замысла) |
Социальные силы, заинтересованные в его реализации |
|
|
|
|
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса).
Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг.
Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских фирм.
Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего (национального) туризма.
Неразвитость (сокращение) детского и подросткого туризма.
Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги.
Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя и тур. услуг.
Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового туризма, снижающее эффективность работы туристски фирм).
Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную информацию.
Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм.
Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и подростков), следствием которого является повышенный травматизм, конфликтные ситуации.
Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам (на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока).
Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие экономической и политической нестабильности.
Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты).
Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.).
Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое владение специалистами технологией разработки турпродукта (60% зарегистрованных фирм умирает, так и не начав деятельность).
Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации.
Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально-экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского рынка. психофизическое оздоровление населения и др.).
Неразвитость инфраструктуры туризма.
Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов.
Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий.
Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации (социального, паломнического,экологического и др.).
Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами.
Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета.
Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль и развитие туристской сферы.
Сокращение туристских ресурсов за счет утраты историко-культурного своеобразия и уникальности ряда территорий. разрушения уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.
Невостребованность индуствией туризма ландшафтного и историко-культурного потенциала территорий, городов, др. типов поселений.
Несоответствие индивидуальных туристко-рекреационных потребностей различных социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по содержанию, формам, стоимости).
Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма.
Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг.
Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.
Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма — разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма).
Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей.
Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации.
Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики.
Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур).
Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека.
Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного).
Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения).
“Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям).
Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию национального туризма.
Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона.
Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты, способствующий усилению социальной напряженности.
Какие еще ________________________________________