ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Обратите внимание, как много продумано на первом этапе работы! Не поставив перед собой цели и не наметив пути их решения, невозможно добиться успеха.
Второй этапначинаем с проведения линии горизонта и главных линий картины. Это еще не окончательные линии, скорее, эскиз, в котором в дальнейшем произойдут изменения. Производим примерную расстановку объектов. Не стоит пока прорисовывать их полностью, достаточно изобразить прямоугольники или эллипсы нужных вам пропорций. Изменяя их относительные размеры, пропорции и местоположение, необходимо найти наиболее выигрышное композиционное решение. Контуры соседних объектов должны либо пересекаться, либо не доходить друг до друга. (Касание практически недопустимо!) Должно быть найдено равновесие в расположении объектов. Кроме того, необходимо ощутить все объекты в пространстве, представить себе их расстановку в плане, отрешившись от двухмерности композиции. В объеме фигуры не должны пересекаться или касаться друг друга! Только после этого можно начать прорисовку объектов и их детализацию. Рисуя контуры элементов, не забываете о том, что вам предстоит придать им объем при помощи цветовой заливки. Каждую плоскость или поверхность создавайте в виде одной замкнутой фигуры, очень сложные формы для упрощения заливки можно будет впоследствии разделить на части, например, при помощи инструментаKnifeToolилиShaping(QuickTrim).
Теперь более конкретно о построении самих объектов.
Линия горизонта определена высотой глаза зрителя. Изображение конкретной точки получается путем пересечения линии, соединяющей изображаемую точку с глазом зрителя и так называемой картинной плоскости, на которой и получается изображение. Чаще всего эта плоскость расположена между зрителем и изображаемым объектом.
Вертикальные грани принято оставлять вертикальными, за исключением случаев, когда близкий к зрителю объект имеет по сравнению с ним огромную высоту.
Горизонтальные прямые, параллельные друг другу, имеют общую точку схода на линии горизонта. Чем сильнее вертикальная плоскость параллелепипеда развернута на зрителя, тем дальше по горизонтали расположена эта точка и тем ближе ширина изображаемой грани к реальному размеру. Горизонтальные грани превращаются в одномерный отрезок на линии горизонта и все сильнее раскрываются по мере удаления от нее. Относительное «уплощение» горизонтальной грани любого объекта зависит ТОЛЬКО от его места в вашей композиции по сравнению с линией горизонта. Именно поэтому удаленные фигуры имеют меньшую перспективу – разница между расстоянием их нижней и верхней граней до линии горизонта значительно меньше, чем у близкой фигуры того же реального размера.
Перспективой окружности является правильный эллипс, но ее реальный центр не совпадает с центром эллипса, он более удален от зрителя. Таким образом, если вам надо построить перспективу двух окружностей с одним центром (например, верхняя грань кружки), внутренний эллипс также необходимо отодвинуть к линии горизонта. За счет этого передняя часть полученной фигуры будет несколько шире дальней. На изображениях это обычно подчеркивается сильнее, чем мы видим в реальном мире. Вообще даже реализм несколько утрирует и подчеркивает наше видение мира, не говоря о других направлениях искусства. Раскрытие окружности можно представить по раскрытию воображаемого квадрата, в который она вписана.
Линии, параллельные картинной плоскости, не имеют точки схода и остаются параллельными на изображении. Обычно следует избегать таких линий на картине, за исключением вертикалей.
Следующая часть посвящена приданию композиции объемного характера, что включает в себя фрагмент третьего этапа работы.
Почему мы ощущаем трехмерность нашего пространства? Взглянув в окно или на плоскую фотографию, человек сразу может определить, какой объект расположен ближе, какой – дальше, почувствовать его объемную форму и размер. Мы видим пространство не совсем таким, каким оно является в реальности. Мозг перерабатывает полученную от зрения информацию и преображает линии пространства в соответствии с законами перспективы. Параллельные линии имеют точку схода (линию в бесконечности), предметы, расположенные ближе к зрителю, кажутся более крупными, удаленные предметы «становятся» все меньше и меньше. Но одних законов линейной перспективы недостаточно для построения образа пространства. Если «вырезать» фигуру дальнего плана, пропорционально увеличить ее и включить в средний или передний план, она все равно зрительно не встанет на место, будет выпадать из композиции. Почему? Приближенные объекты зритель видит более контрастными с точки зрения светотеневого решения и более насыщенными, яркими по цвету. Происходит это потому, что наше пространство заполнено воздухом, капельками воды, частицами пыли и т.п. Все это как бы затеняет объекты. Чем дальше объект, тем больше таких «линз» на него наложено. Именно за счет этого элементы композиции можно разделить на планы. На переднем плане пелены практически нет, мы видим и изображаем объекты такими, какими они являются. Художники часто даже увеличивают контрастность этих объектов по сравнению с реальностью для усиления впечатления и более четкого разделения на планы. На дальнем плане объекты становятся близкими по цвету к сероватой пылеводяной смеси. Светлые элементы темнеют, темные – светлеют, все они теряют насыщенность цвета, контрастность, становятся одинаково серыми. В тумане сливаются с окружающей средой даже объекты второго плана. Чем прозрачнее воздух и чем меньше расстояние между планами, тем менее заметен этот эффект, но присутствует он всегда. Даже если Вы изображаете небольшой натюрморт, как в наших примерах, необходимо создать разделение на планы, усилить их относительный контраст. Но и это еще не все. Приближенные к зрителю объекты значительно более детализированы. Недостаточно фигуру переднего плана уменьшить, «задымить», чтобы перенести ее на задний план. Многие детали и подробности просто должны исчезнуть, а линии стать более плавными, нечеткими и расплывчатыми. Контур фигуры дальнего плана также значительно менее проработан и контрастен. Здесь можно провести аналогию с растровыми объектами, имеющими, например, 600dpi для переднего плана и 72dpi для дальнего.
Теперь о заливке конкретного объекта. Для всей работы мы выбираем расположение источника света и направление освещения. Если нет специальных пожеланий, традиционным считается освещение композиции слева – сверху – спереди. Для придания дополнительного эффекта сильной, страшной, волнующей композиции можно установить источник света за объектами, тогда падающие тени лягут в сторону зрителя.
Для граненых форм определяем освещенные и затененные грани, среди них также выбираем приоритеты. Известно, что темное рядом со светлым кажется еще темнее и наоборот. Поэтому грань заливается не равномерно одним цветом, но градиентной заливкой, причем наибольший контраст имеем при встрече освещенной и теневой грани. Кроме того, мы уже говорили о том, что при приближении к зрителю контраст усиливается. Теневая грань не абсолютно черная за счет рефлексов – отраженного света от других объектов, от частиц воздуха и т.п.
Для округлых объектов принцип остается тем же. Освещенная часть, самая яркая в своем центре, где возможен блик, теневая часть, собирающая множество рефлексов и наиболее темная при приближении к свету.
Способ создания перечисленных эффектов в CorelDraw! зависит от конкретных объектов и Ваших пристрастий. Предлагаю некоторые из них. Для граненых фигур и фигур типа конуса, цилиндра, тора, шара подойдет простая градиентная заливка линейного, радиального или конического типа по принципу полусвет – свет – блик – свет – полутень – тень – рефлекс. Интереснее обстоит дело со сложными формами, но и здесь можно найти выход. Вариант первый: разбиваем сложную форму на несколько простых, заливаем каждую отдельно, стараясь точно состыковать границы перехода цветов. Вариант второй: делаем общую заливку основным преобладающим цветом (одним или с градиентом), включаем эффектInteractiveMeshFillTool, подбираем необходимое число шагов в сетке и заливаем каждую ячейку нужным цветом. Затем добавляем ячейкам плавность линий с помощью инструментаShapeTool– и заливка готова. Вариант третий: создаем отдельно изображение самой светлой части объекта, самой темной и общего контура в тоне полутени - рефлекса. Подбираем цвет для каждого из них. При помощи инструментаInteractiveBlendToolсоздаем ряды объектов от света до тени и от тени до рефлекса. Длину ряда подбираем достаточную для того, чтобы было ощущение плавного перехода одного цвета в другой.
Возможно, Вы захотите передать некоторые свойства материалов ваших объектов. В такой программе, как CorelDraw!, это достаточно сложно сделать. Так как один эффект обычно нельзя наложить на другой, текстуру и фактуру практически невозможно совместить с градацией освещенности объекта. Но кое-что мы все-таки можем сделать. Во-первых, такие свойства поверхности материала, как гладкость, мягкость, твердость, пушистость, художник передает степенью контрастности заливки объекта, так как от них зависит отражающая способность материала. Если наш объект гладкий и блестящий, все берем по максимуму – тень как можно темнее, граница света и тени как можно уже, резче, рефлекс контрастный к тени, приближающийся по степени освещенности к светлой части предмета. Блик накладываем очень контрастный и небольшой по размеру. В теневой части возможны отражения соседних объектов. Такое решение материалов сделает вашу композицию более активной, резкой, возбуждающей, что несомненно подойдет для нашего примера №2. Не случайно два из трех предметов этой композиции сделаны из стекла, твердого, гладкого и хорошо отражающего свет. Чтобы создать ощущение тепла и покоя, которого мы добиваемся в первом примере, необходимо пойти по противоположному пути. Придадим элементам композиции (напомним, что это греческая ваза, куб и лавровый венок) свойства шероховатости, нетвердости поверхности, может быть, нечеткости граней. Для этого несколько умерим контраст между освещенными и теневыми сторонами предметов, постараемся работать с нюансами. Граница света и тени на округлых предметах широка и расплывчата, рефлекс мало отличается от тени, блик или отсутствует совсем, или имеет большой размер при невысокой контрастности. Интересно также создать композицию, поместив в нее одновременно предметы с различными свойствами поверхности, однако при этом достаточно сложно не потерять ощущение общего пространства и единства освещенности всей композиции в целом.
Кроме того, мы можем попробовать передать такое свойство материала, как прозрачность. В этом случае результат достигается при помощи такого эффекта, как Lens, хотя с ним возможны проблемы при печати. Можно также использоватьInteractiveMeshFillTool, но это достаточно трудоемкая работа.
Несколько слов о цветовом решении композиции. Возможен ахроматический вариант работы, он более академичен, в нем легче передать трехмерность пространства и объектов. Если же вы выбрали хроматический вариант, вам пригодятся следующие советы:
сразу сделайте свой выбор в пользу контрастного или нюансного сочетания цветов между различными объектами и в паре объекты – пространство (фон) (для нашего первого примера подойдет нюансная палитра, для второго – контрастная);
также выберите между активными и пассивными, теплыми и холодными цветами (в первом примере нам для наших целей подойдут теплые и пассивные цвета, во втором – преимущественно активные и контрастные им);
выберите конкретный цвет для каждого элемента композиции;
для проверки их цветосочетаний создайте рядом с композицией несколько вариантов цветовых палитр; обратите внимание на то, что для человеческого глаза важным является не только то, какие цвета мы выбрали, но и то, какой цвет является объектом, а какой – фоном, а также относительные размеры их областей;
слишком многоцветная композиция часто создает ощущение раздробленности, неуверенности, в ней трудно найти главное, не за что зацепиться глазу;
простые (основные) цвета – красный, желтый, зеленый, синий – редко встречаются в природе в чистом виде; они придают композиции уверенность, устойчивость, простоту, иногда – ощущение не природы, но декорации, не предмета, но макета;
сложные (дополнительные) цвета легче вписываются в реальность, добавляют композиции глубину, могут оставить чувство тайны, недосказанности.
Цветам и цветосочетаниям посвящено множество литературы. Безусловно, в данной работе возможно осветить только очень узкий круг вопросов, связанных с колористикой. Здесь не ставится задача рассказать о законах колористики, но лишь указать начало пути.
Осталось создать падающие тени. Они также подчиняются законам перспективы и падают от границы света и тени на объекте. Обычно тени бледнеют при удалении от объекта. Интересными формами могут обладать тени, падающие от одного предмета на другой. При освещении пространства рассеянным светом падающие тени могут отсутствовать.
По завершении этого этапа мы должны получить практически законченную работу с очевидной композиционной идеей и ощущением объемности пространства и объектов.
Четвертый этапявляется заключительным в работе над композицией. Перед его началом неплохо сделать небольшой перерыв, отрешиться от полученного результата и вернуться к целям, которые ставились в начале работы. Необходимо охватить всю композицию целиком, забыв на время о деталях. Придайте вашей работе максимальный размер на экране компьютера, отойдите на несколько шагов, постарайтесь взглянуть на работу новыми глазами. Возможно, после этого вы захотите что-то изменить в композиции, чуть передвинуть предметы, уменьшить или увеличить их, сделать более насыщенными или спокойными. Мой совет – не делайте этих изменений на готовой работе, лучше создайте одну или несколько копий. Тогда вы сможете провести сравнительный анализ различных решений, что поможет сделать правильный выбор в пользу одного из них.
Проверьте Вашу работу по критериям оценки, перечисленным во введении, добавив к ним критерии, характерные лишь для реалистических произведений:
качество передачи пространственных отношений между объектами;
качество передачи объемности самих объектов;
реалистичность изображения.
Напомним лишь, что это не единственные и даже не главные критерии – главным в любой работе остается соответствие вида композиции характеру решаемой задачи, «мотив» работы, связь между эмоциональным и философским образом композиции и полученным результатом.
Если вы уже уверены в общем решении композиции, значит, пришло время для расстановки акцентов. Добавим яркости элементам первого плана, подчеркнем главные линии композиции, изобразим блики (если это требуется), возможно, поставим автограф.
Ваша работа готова!