ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2024

Просмотров: 915

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

последнее время мы на нашем еженедельном семинаре в РГГУ в рамках темы «Мода, язык и жест» начали изучение влияния различных видов одежды, отдельных аксессуаров и украшений на речевую и жестовую деятельность человека, а одна школь­ ница, в то время учащаяся 10-го класса культурологического лицея № 1514 Н. Оганова, а ныне студентка, написала под моим руководством работу, представляющую собой семиоти­ ческий комментарий к снятому ею самой видеофильму об ис­ кусстве танца фламенко). Укажу здесь лишь на некоторые, на мой взгляд интересные и полезные, публикации, непосред­ ственно относящиеся к проблематике этих наук: Диттман, Левелин 1968; Джиббинс 1969; Кей 1982; Келли 1969; Мессинг 1960 (особенно с. 3 — 4, 558 — 560); Миллз, Аронсон 1965; Минц 1956; Райан 1966; Себеок и др. 1964; Сегеипрале, Молнар 1997; Холл 1966 (см., например, описание «дружеского запаха» в среде арабов на с. 149 — 150); Эллис 1967; Эфрон 1941/ 1972.

В центре внимания настоящей книги оказываются, таким образом, пять наук — пять разделов невербальной семиотики: паралингвистика, кинесика, окулесика, гаптикя и проксемика.

Глявз 2 ПАРАЛИНГВИСТИКА

§1. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

ИКАТЕГОРИИ

Ключевые слова: паралингвистика, паралингвистический (параязыковой), единица, категория, система, параязык, центр паралингвистической системы, периферия паралингвистической системы, пара­ метры звучания, квалификаторы, различители (дифференциаторы), альтернанты, коммуникация (общение).

Даже когда люди только говорят и не пользуются никаки­ ми другими знаками, в их распоряжении оказывается гораздо большее число голосовых элементов, чем реально содержится

вданном речевом коде.' Для реализации своих коммуникатив­ ных намерений люди нередко прибегают к паржязыковым, или

паралингвистмческим, единицам.

Когда и кем был введен термин «паралингвистика», до настоящего времени в точности не известно. Некоторые иссле­ дователи, например М. Кей (Кей 1975), в этой связи называ­ ют 1954 год и фамилию Уэлмерс (Weimers). Более известна, однако, точка зрения Дж. Трэйдасера (Трэйджер 1958), соглас­ но которой термин «паралингвистика» впервые в научный оби­ ход ввел А. Уилл, хотя сами параязыковые явления уже давно отмечались и изучались фонетистами. В вводных абзацах сво­ ей статьи Дж. Трэйджер говорит об отношениях между линг­ вистикой и паралингвистикой (с. 3—4) и довольно подробно рассказывает о дискуссиях и семинарах, которые проводились

вСША с 1952 года и на которых слушатели уже употребляли само это слово.

Вотечественной традиции понятие и термин «паралингви­ стика» получили сразу несколько разных интерпретаций, от очень узкой до чрезмерно широкой. В качестве подтвержде­ ния сказанного назову вышедшую уже довольно давно книж­ ку-брошюру Г. В. Колшанского (Колшанский 1974), которая так и называется «Паралингвистика» и где под этим словом имеется в виду обширная область знаний, вбирающая в себя чуть ли не все, что сегодня относят к невербальной семиотике в


целом. Определение термина «паралингвистика», как оно да­ ется Т. М. Николаевой в Лингвистическом энциклопедичес­ ком словаре (Николаева 1990), отражает как раз обе крайние возможности — и узкое, и (сверх)широкое понимание.

Я не буду здесь делать обзор известных мне точек зрения на паралингвистику и подходов к ней, а скажу лишь, что придерживаюсь наиболее распространенного и, можно даже сказать, почти общепринятого определения. А именно: под паралингвистикой понимается наука, которая составляет от­ дельный раздел невербальной семиотики и предметом изуче­ ния которой является параязык — дополнительные к речевому звуковые коды, включенные в процесс речевой коммуника­ ции и могущие передавать в этом процессе смысловую инфор­ мацию2.

В данной главе мне хотелось бы описать основные классы единиц и категорий паралингвистики — главным образом с целью уточнения понятий и терминов, которые понадобятся в дальнейшем.

***

Основные единицы паралингвистики разные исследовате­ ли называют по-разному, причем наиболее.часто встречаются имена параязыковые элементы (единицы), паралингвистинеские единицы, произносительные единицы и паралингвизмы. Я буду пользоваться только первыми двумя терминами, поскольку в сочетании произносительная единица, как мне кажется, не учи­ тывается двоякая — лингвистическая и паралингвистическая — роль произносительного средства. Термин паралингвизмы я вслед за Р. К. Потаповой предлагаю сохранить за невербальными средствами выражения коннотативных сем (см. Потапова 1997, с. 6—7).

Как и во всякой науке, в паралингвистике можно выделить центр и периферию.

Вцентр паралингвистической системы входят, например,

(а)отдельные неречевые звуки, исходящие из ротовой и но­ совой полостей человека; (б) звуковые комплексы, которые возникают и принимают активное участие в разного типа фи­ зиологических реакциях и которые в акте коммуникации допус­ кают конвенциональную семиотизацию, или означивание (то

2 Кстати, как раз такое понимание и было с самого начала в целом характерно для нашей отечественной науки; см., например: Николаева, Успенский 1966, с. 63 и след.

есть приобретают особые контекстные значения; ср. насморк, кашель, плевки, икота, рыдание, свист и пр.); (в) голос и его постоянные качества, голосовые особенности актуально зву­ чащей речи или игры голосом (фонации), а также (г) параязыковые просодические элементы, участвующие в процессе коммуникации и способствующие организации и передаче смысловой информации (то есть то, что можно было бы назвать параязыковой просодикой). К ним относятся, например, эмо­ циональное акцентное выделение слогов и более крупных фраг­ ментов речевого потока, темп речевой реализации фраз при беглой речи или при скандировании, тональный уровень гром­ кой, тихой и шепотной речи, длительность слога, например, при протяжной речи, продолжительность разделов между фо­ нетическими синтагмами и пр. Важную роль в просодической реализации смысла играют также жесты и мимика, сопровож­ дающие эмоциональные интонации, прежде всего при выра­ жении субъективно-модальных (оценочных, экспрессивных и др.) значений. Например, при выражении недоумения, ког­ да обычно реализуется ИК—6 с невысоким уровнем повыше­ ния тона (ср. Куда он пропал? Просто понятия не имею), плечи говорящего обычно подняты, руки разводятся в стороны, го­ лова тоже слегка отводится в сторону. Таким образом образу­ ются своеобразные интонационно-кинетические комплексы (о подобного рода единствах см. Муханов 1989, с. 11 и след.);

(д)значимые молчания и паузы.

Кпериферии паралингвисгической системы можно отнес­ ти вентрологические звуки и их параметры, звуки природы и различных механизмов или устройств, часто означиваемые и

играющие далеко не последнюю роль в человеческой коммуни­ кации; сюда же примыкает и просодика соответствующих зву­ ковых последовательностей. К периферии парапингвистической системы принадлежат также разнообразные звуки или звуковые последовательности, возникающие во время действий человека с какими-то природными объектами и артефактами (например, звук от пощечины, звуки аплодисментов, звук от удара кулаком о стол в ситуации, когда, например, человек рассердился, или стук в дверь при входе в дом), а также зву­ ки, возникающие от его контакта с человеческим телом, как со своим собственным, так и с чужим.

Особенность всех паралингвистических средств заключает­ ся в том, что они, хотя и не являются речевыми и не входят в систему естественного языка, в значительной степени органи­ зуют и определяют коммуникативный акт. Лишь крайне неболь­ шое число устных речевых сообщений способно стать фактом


человеческой коммуникации без какого-либо парапингвистического сопровождения: паралингвистические средства в той или иной мере представлены в каждом устном высказывании. По­ чти со стопроцентной обязательностью присутствуя в речи, эти средства отличаются несистемностью и нерегулярностью свое­ го реального воплощения. Вот один лишь пример: при произ­ несении русских вопросительных предложений определенного семантического типа, скажем частных вопросов со словом ка­ кой, требуется строго фиксированный интонационный контур (Крейдлин, Рахилина 1984), между тем как тип модальной и тембровой окраски высказывания остается неопределенным и в принципе может быть любым. Если тип интонации — это факт речи и языка, то характер модальной и тембровой окраски — факт, лежащий «около лингвистики», то есть паралингвистический (греч. para, собственно, н означает «около»).

Вслед за Фернандо Пойатосом (Пойатос 1993), одним из наиболее авторитетных зарубежных специалистов в области се­ миотики, антропологии и теория коммуникации, мы выделя­ ем четыре основные паралингвистические категории — парамет­ ры звучания, квалификаторы, рязличители (дифференциаторы)

иальтернанты. Состав этих категорий, каковым мы его видим, однако, отличен от того, что указан Ф. Пойатосом. Впрочем,

иприводимый нами список достаточно условен — во многом

из-за пока еще недостаточной разработанности и изученности огромного числа самих параязыковых единиц. Он не обладает желанной четкостью состава и границ; во всяком случае, пред­ лагаемый ниже перечень паралингвистических категорий ни формальным исчислением, ни классификацией не является.

1.1. Параметры звучания

Параметры звучания (primary qualities, по Пойатосу) — это не упорядоченные в систему основные составляющие (призна­ ки и их комбинации) человеческой речи ■ неречевых звуков, выполняющие коммуникативную или эмотивную функцию.

К параметрам звучания относятся, например, мелодика интонем, градации интенсивности звука, длительность пауз и слогов, темп, ритм, высота тона и др.

Разные характеристики звучания могут быть обусловлены разными причинами:

(а) биологическими.

Например, у мужчин обычно более низкий тембр голоса, чем у женщин; у стариков в норме голос тише, чем у молодых,


а речь более медленная. Детские голоса, как правило, более высокие, чистые и мелодичные, то есть более звонкие, чем голоса взрослых; кроме того, у детей в норме высокая скорость речи и пр.

(б) психологическими.

Так, у людей, находящихся в состоянии явно выраженной депрессии, интонация однообразная, а речь монотонная; у человека в состоянии крайнего волнения — причем у женщин это проявляется в большей мере, чем у мужчин, — под влия­ нием эмоционального воздействия голос в разговоре дрожит, часто становится громче обычного, доходит до крика и, как говорят по-русски, срывается или рвется. По данным работы Ньюман, Мавер 1938, речь людей в состоянии депрессии от­ личается от обычной речи своими резонансными характери­ стиками и пониженным темпом.

Находит свое последовательное отражение в характеристи­ ках речи и актуальное эмоциональное состояние человека (см. об этом подробно в главе 4). Было, в частности, обнаружено, что пиковые величины высоты звука присущи выражениям горя

илюбви, что крайние значения громкости отличают презрение

иярость, а резко сниженный по сравнению с нормой темп речи свидетельствует о безразличии, индифферентности говоряще­ го к теме беседы или к событиям, происходящим вокруг него. Некоторые психологические состояния, такие как раздражи­ тельность, нервозность или счастье, распознаются нами в акте коммуникации по голосу легче, чем другие, скажем, такие как страх или удивление. Данное обстоятельство, по-видимому, в известной степени связано с тем, что человеческие проявле­ ния страха и удивления могут сдерживаться и даже подавлять­ ся (ср. нормальные сочетания сдержанное удивление, подавить страх и аномальные *сдержанная нервозность, *подавить сча­ стье). Узнать о том, испытывает ли наш собеседник в данный момент эти эмоции, нередко бывает довольно сложно, и здесь обычно не помогают ни голос, ни жестовое поведение. Напри­ мер, некоторые ученые, в частности Флора Дэвис (см. Дэвис 1973, с. 51 и след.), напрямую связывают нервное поведение человека с такими жестами и движениями, как облизывание языком губ, потирание глаз, непроизвольные движения кор­ пуса, в частности непроизвольные подергивания плеч. Одна­ ко даже эти движения и жесты не говорят однозначно о нервном состоянии человека

Лабиализация в венгерском языке, согласно данным рабо­ ты Фонадь, Маглич 1963, является одним из средств выраже­

ния «нежности»: особые тпм.пьмы«.* п ом еты тесно связаны '


определенными испытываемыми эмоциями. В серии экспери­ ментов, описанных в работе Фэрбэнкс, Проновост 1939, про­ фессиональные актеры, которые были скрыты от глаз испы­ туемых, читали им вслух один и тот же отрывок разными тонами, соответствующими, по их мнению, чувствам сожале­ ния, страха, гнева, печали и безразличия. И слушающие смог­ ли распознать эти чувства с довольно высокой точностью, ва­ рьирующейся от 88% для безразличия до 66% для страха.

Такой важный признак, как психологический тип личнос­ ти, тоже имеет устойчивые корреляции с речевыми парамет­ рами. Так, громкость и скорость речи у людей-экстравертов обычно выше, чем у интровертов; отличаются эти люди друг от друга и манерой говорения.

(в) физиологическими.

Примером влияния физиологических факторов является возрастная ломка голоса у юношей. А вот еще примеры. У людей с насморком речь, как правило, бывает с носовым ре­ зонатором; при отсутствии полного смыкания связок снижает­ ся громкость голоса, появляются сиплость, хрипота. Извест­ ны также особые свойства голосов у людей, которые перенесли операцию на горле типа трахеотомии, или у людей с аномаль­ ным строением нижней челюсти, например с микрогнатией, то есть ненормально маленькой челюстью. Существуют особые признаки звучания, определяемого Ф. Пойатосом как спасти­ ческая афония (Пойатос 1993, с. 206), — речевая патология, заключающаяся в нерегулярном чередовании голоса с шепотом или совмещении одного с другим.

(г)социальными.

Улюдей, занимающих более высокое место на социальной иерархической лестнице, при разговоре с людьми ниже их ран­ гом темп речи обычно более медленный, чем у их собеседни­ ков; речь у священников, читающих проповедь, как правило, размеренная и спокойная; голос врача при разговоре с паци­ ентом часто бывает резким, отрывистым, в особенности ког­

да сопровождает команды типа «Раздевайтесь», «Покажите язык» или «Встаньте» и др. Существуют особые социальные типы голосов, см. об этом подробнее ниже в главе 4;

(д) национально-этническими и культурными.

Согласно данным, полученным из научных источников (см., например, Кочман 1981), и по моим собственным наблю­ дениям, сделанным во время пребывания в США, у черноко­ жих афроамериканцев звук в норме более сильный и полный, чем у белых «англосаксонских» американцев. Современным

историком и лингвистом, и шестым специалистом по семито­