Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным фактором роста производительности труда (ПТ) на рынке услуг является фондовооруженность труда (ФВ) - средняя стои­мость основных фондов рынка услуг на одного занятого в этой сфере,

(34)

Между этими показателями имеется взаимосвязь:

(35)

В число показателей финансовой эффективности функционирова­ния рынка, т.е. рентабельности (Рент.), в зависимости от целей анализа включаются:

  • отношение объема выручки от реализации услуг (Р) к текущим за­тратам (издержкам) на этот процесс (З):

    (36)

  • отношение прибыли (П) к объему реализации

    (37)

  • отношение прибыли к сумме основных (ОФ) и оборотных фондов (ОбФ):

(38)

Каждый из названных показателей имеет самостоятельное значение в экономическом анализе.

Условия эффективности - определенные соотношения (неравенст­ва) темпов роста основных показателей функционирования рынка това­ров и услуг (результатов, ресурсов и затрат).

Используя показатели международной методологии, можно рассчи­тать коэффициент рентабельности как отношение прибыли к величине валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной на рынке услуг (раз­мер прибыли, приходящейся на единицу ВДС):

(39)

Учитывая, что потребительские услуги создаются для конечного по­требления, при анализе рынка целесообразно использовать коэффици­ент конечного потребления (Ккп), рассчитываемый как отношение объема конечного потребления (КП) к валовой добавленной стоимости:


(40)

Этот коэффициент показывает, какая часть валовой добавленной стоимости была использована на удовлетворение потребностей населения.

Для оценки платного обслуживания населения на региональном рынке услуг целесообразно использовать данные выполнения кассового плана банков. Среди всех поступлений наличности в банковские учреж­дения легко фиксировать выручку от реализации платных услуг (Р). Объем выручки будет сопоставлен с выдачей наличных на заработную плату и на другие выплаты населению (В). Отношение этого сальдо к выдаче характеризует текущую деятельность рынка услуг обслуживае­мого банком региона и называется коэффициентом эмиссии (Кэ):

(41)

где - объем реализации платных услуг отрасли;- сумма выдач наличных.

Объем реализации услуг и сумма выдачи наличных денег для вы­платы населению находятся в разных регионах в различных соотноше­ниях. Поэтому коэффициент эмиссии может быть как положительной, так и отрицательной величиной. В большинстве случаев коэффициент эмиссии больше нуля. Чем выше коэффициент по абсолютной величи­не, тем уже возможности рынка данного региона.

Этот коэффициент показывает и способность рынка услуг закре­пить денежные расходы населения по месту получения доходов, сокра­тить вывоз их из региона, миграцию денег. Динамика коэффициента эмиссии за ряд лет дает возможность принимать оперативные меры по регулированию рынка услуг.

Для оценки влияния оперативного управления развитием сферы услуг можно использовать обобщающий показатель уровня развития рынков рыночных услуг ()в динамике. Это могут быть показатели обеспеченности персоналом различных отраслей сферы услуг по срав­нению с нормативами и другие показатели. Интегральная оценка нахо­дится как сумма оценок отраслей:


(42)

где - коэффициент значимости отрасли, определяемый экспертной оценкой или опросом населения;

,- соответственно фактический и нормативный уровень раз­вития отраслипо оперативно регулируемым показателям.

Внедрение международных стандартов учета и статистики расшири­ло понятие экономической деятельности, что имело своим следствием органическое включение сферы услуг в экономические процессы, про­исходящие в стране, позволило дать четкую характеристику экономи­ческого результата развития сферы услуг и ее участия в формировании ВВП.

1

Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ