Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Спрос на услуги фирмы - доля фирмы в общем рыночном спросе. Его можно представить в виде формулы

(27)

где

  • спрос на товары компании;

  • рыночная доля -й компании;

  • общий рыночный спрос.

Спрос и предложение отражают как желание экономических субъек­тов производить и покупать услуги, так и их платежеспособность.

Спрос - это важнейший элемент рыночного механизма. Именно спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть предложения услуг, кото­рая может быть реализована в обмен на платежные средства покупате­лей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов и рубля, а значит, объем, структуру и натурально-вещественный состав производства и потребления услуг в тот или иной период.

Важной характеристикой рынка платных услуг является его ем­кость. Необходимо различать потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка - величиной услуг, реализованных за определенный период. Для расчета реальной емкости рынка можно применить следующую формулу:

(28)

где

  • реальная емкость рынка;

  • стоимость оказанных услуг;

  • экспорт услуг;

  • импорт услуг.


Этот расчет осуществляется в денежном выражении, причем экс­порт и импорт услуг пересчитываются в рубли по курсу МВБ на момент оказания услуг.

В настоящее время объем экспорта и импорта ПУ населению в Рос­сии пока незначителен, это главным образом услуги туризма, отдыха, развлечений и спорта, а также услуги международного транспорта и связи. Однако в дальнейшем, по мере вовлечения нашей страны в миро­вое хозяйство, значение этих показателей, безусловно, будет возрастать.

Насыщенность рынка зависит от количества платных услуг, кото­рым располагает потребитель.

Соотношение между спросом и предложением - наиболее сущест­венная пропорция потребительского рынка. Именно эта пропорция, а также уровень цен на услуги характеризуют сложившуюся на рынке экономическую ситуацию - конъюнктуру рынка. Рыночная конъюнктура складывается под влиянием большого числа политических, эконо­мических, природных, демографических и социальных факторов, опре­деляющих в каждый данный момент времени положение на рынке и коммерческую ценность услуг. В частности, способ ценообразования является самым ярким внешним критерием, позволяющим относить или не относить тот или иной тип хозяйства к рыночному.

Одним из важнейших показателей рынка ПУ является конкуренция. Она возникает:

    1. между предприятиями, оказывающими услуги, - их производи­телями;

    2. конкуренция между производителями и потребителями;

    3. конкуренция между потребителями услуг.

Конкуренция между производителями услуг обычно проявляется либо в снижении цены на эту услугу, либо в расширении качества предоставляемых услуг и их ассортимента. Конкуренция между произ­водителями услуг в нормальных условиях проявляется в снижении цен на услуги, в сокращении производства услуг и производственного аппарата сферы услуг. Однако в кризисной ситуации этот механизм не дей­ствует, особенно в том случае, если речь идет о необходимых для насе­ления услугах (например услугах городского транспорта, на которые могут устанавливаться монопольно высокие цены).

В России в условиях инфляции цены на услуги не снижаются, а ре­зультатом обострения конкуренции между производителями является снижение физического объема ПУ населению; уменьшение числа пред­приятий и организаций, оказывающих услуги; падение численности работников сферы услуг и объема основных производственных фондов.


Конкуренция между продавцом и покупателем всегда имеет место на рынке. И продавец и покупатель имеют свое мнение о цене услуги (о субъективной стоимости). На рынке в результате столкновения субъек­тивной стоимости продавца и покупателя возникает рыночная цена.

Конкуренция между потребителями услуг проявляется прежде всего в существовании определенной очереди на эту услугу. Ее наличие сви­детельствует о ненасыщенности рынка услугами, ведет к снижению их качества и росту цен. Однако на современном этапе рынок ПУ в России является рынком покупателя (предложение превышает спрос), поэтому, как правило, конкуренция между потребителями ПУ отсутствует.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру, можно разделить на две группы: постоянно действующие (уровень доходов на душу населе­ния, безработица, научно-технический прогресс, инфляция, конкурен­ция, сезонность) и факторы единовременного действия (политическая ситуация, законодательные акты, стихийные бедствия и катастрофы). При помощи математико-статистических методов в отношении посто­янно действующих факторов имеется возможность выявлять тенденции развития и с определенной степенью вероятности их прогнозировать. Гораздо сложнее обстоит дело с единовременными факторами: прогно­зировать их возникновение, влияние на рынок ПУ, последствия их раз­вития для экономики весьма затруднительно, хотя именно эти факторы оказывают глобальное воздействие на рынок ПУ (достаточно вспом­нить либерализацию цен 1991 г., решение о приватизации предприятий сферы услуг, ряд решений о либерализации внешнеэкономических свя­зей и частичной конвертируемости рубля).

В настоящее время основными факторами, определяющими конъ­юнктуру на рынке услуг, являются:

  1. инфляция;

  2. резкое падение реальных доходов населения и как следствие - сокращение расходов на платные услуги, падение спроса на них;

  3. быстрый рост цен на услуги, причем цены на услуги растут не­сколько быстрее, чем цены на товары;

  4. снижение спроса на ПУ как следствие инфляции и снижения дохо­дов;

  5. появление новых видов ПУ (например, обмен валюты, которым занимаются коммерческие банки, платное оформление заграндокументов, и прежде всего паспортов и виз, а также страховых полисов);

  6. обострение криминогенной обстановки в стране привело к возник­новению и развитию новой отрасли услуг, связанной с безопасностью личности и бизнеса, - охранных и сыскных организаций; изготовление и установка охранной сигнализации; укрепление окон и дверей и т.д.:

  7. бурный рост ПУ, связанных с информационным и научным обес­печением деятельности участников рынка. Качественно новый характер приобрела рекламная деятельность; возникли и быстро развиваются маркетинговые службы; резко возрос объем правовых услуг (арбитра­жа, адвокатуры, нотариата, юридических консультаций).


Особенностью современного этапа развития системы ПУ населению в России является появление и развитие ряда услуг, запрещенных зако­ном. Возникла громадная сеть полулегальных и нелегальных организа­ций и учреждений в области проституции, азартных игр, наркобизнеса и даже криминальных услуг (рэкет, киллерство и т.п.). Отсутствие чет­кой законодательной базы стимулирует криминализацию. Кроме того, государство недополучает налоги с разрешенных видов деятельности (ночные клубы, казино, предприятия досуга). Поэтому задачей статис­тики является разработка методологии определения объема услуг и чистых доходов этих видов деятельности и способов получения информации.


Система показателей рынка услуг, методика их исчисления

В решении задач статистики рынка услуг важная роль отводится системе показателей. Сформулируем основные принципы ее постро­ения:

  • система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;

  • система показателей строится на единых методологических принци­пах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;

  • система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.

  • Для характеристики рынка услуг целесообразно использовать сис­тему показателей, приведенную в табл. 4.

  • Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг на­селению является характеристика его социально-экономического по­тенциала.

Социально-экономический потенциал рынка услуг - совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших ре­зультатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеристики потенциальных возможностей развития рынка услуг.

К числу важных показателей потребительского рынка услуг отно­сятся: объем предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает услуга) и покупательский спрос, а также сте­пень их сбалансированности.

Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетво­ренного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функ­ционирования рынка).

Объем реализации услуг населению - важный комплексный соци­ально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услу­гах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни на­селения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функ­ционирования рынка товаров в целом.