Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сфера услуг включает деятельность но производству как материаль­ных, так и нематериальных услуг производственного и потребительско­го назначения.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.

Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравни­ваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи.

Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они со­циально ориентированы, финансируются из бюджета или обществен­ными организациями, например партиями или профсоюзами. Потреб­ляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяй­ствами.

Следует подчеркнуть, что практически все виды услуг могут оказы­ваться как за плату, так и бесплатно или за частичную оплату (на льгот­ных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону и правоохранительные органы), церкви и благотво­рительных учреждении, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между платными и бесплатными услугами.

В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по эконо­мически значимым ценам.

Для успешного статистического анализа и прогнозирования разви­тия рынка необходимо осуществлять его правильное сегментирование. Для этого целесообразно использовать следующую классификацию платных услуг (ПУ):

01 Бытовые услуги

02 Услуги пассажирского транспорта

03 Услуги связи

04 Жилищно-коммунальные услуги

05 Услуги учреждений культуры

06 Туристско-экскурсионные услуги

07 Услуги физкультуры и спорта

08 Медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные услуги

09 Услуги правового характера

10 Услуги банков

11 Услуги в системе образования

12 Услуги торговли, общепита и рынков

00 Прочие услуги населению.

Важным фактором, который следует учитывать при исследовании рынка ПУ в России, является распределение населения страны по раз­меру среднедушевого дохода. От размера среднедушевого дохода нахо­дится (при прочих равных условиях) в прямой зависимости величина и структура расходов на ПУ.

Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает ис­ключительно сильное влияние на структуру рынка услуг: низкообеспеченное население не только отказывается от приобретения услуг 5, 6 и 7-й групп, но и резко сокращает приобретение жизненно необходимых платных услуг 1-4-й групп, нередко отказываясь от их оплаты. В ре­зультате растет задолженность населения по квартплате и коммуналь­ным услугам.


Теоретически каждый гражданин России может приобрести любой вид платных услуг (от 1-й до 7-й группы). Поэтому все жители России могут рассматриваться как генеральная совокупность клиентов, подле­жащих сегментации. Однако нельзя осуществлять сегментацию рынка платных услуг в целом: она должна осуществляться раздельно по каж­дой группе услуг. Размеры сегментов рынка в каждом конкретном слу­чае будут разными.

Например, рынок платных услуг жилья не включает жилье, принад­лежащее собственникам (частное и приватизированное). Поэтому сег­ментированию подвергаются пользователи наемного жилья (за которое они платят квартплату) и арендуемого жилья (за которое пользователь платит арендную плату). При этом рынок платных услуг жилья следует отличать от рынка собственного жилья (купля-продажа жилых помеще­ний), который подчиняется другим рыночным законам.

Рынок платных услуг пассажирского транспорта в Москве не охва­тывает ряд категорий населения, для которых проезд на городском транспорте (кроме такси) является бесплатным (пенсионеры, инвалиды, работники правоохранительных органов и т.д.).

Рынок международного туризма включает главным образом слои населения с высокими и сверхвысокими доходами, которые составляют менее 10% общей численности населения России.

Приведенные примеры убедительно доказывают необходимость ис­пользования обоснованной классификации услуг по степени приоритет­ности для статистической характеристики ПУ в России.

При исследовании услуг населению целесообразно выделить при­оритетные по значимости и массовости услуги. Для этого используется приведенная выше классификация.

К наиболее важным видам платных услуг можно отнести (по степе­ни значимости): бытовые, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, по содержанию детей в детских учреждени­ях, здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, физи­ческой культуры и спорта, культуры, правового характера и банков­ских учреждений, туристско-экскурсионные, научные.

В приведенной классификации услуги расположены по убывающей степени предпочтительности для населения. Это значит, что ПУ 1-й и 2-й групп обладают меньшей степенью эластичности от величины покупа­тельной способности населения по сравнению с услугами остальных групп.

Каждый из приведенных видов услуг включает разнообразный их ассортимент. Так, бытовые услуги подразделяются на услуги:


  • по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, одежды;

  • по пошиву и вязке трикотажных изделий;

  • по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и при­боров;

  • по ремонту и изготовлению металлоизделий;

  • ритуальные и многие другие.

Эта же группировка может быть использована при изучении сегмен­тации рынка услуг. Эта сегментация должна варьировать с учетом группировки услуг по их видам:

  1. услуги жилищно-коммунального хозяйства включают предостав­ление наемного и арендуемого жилья, выполнение текущего ремонта жилых помещений и оборудования, а также стоимость коммунальных услуг (электроэнергии, газа, воды, отопления, обслуживания лифтов, канализации, санитарной очистки и т.д.);

  2. жилищные услуги. Здесь имеются в виду услуги наемного жилья, которые население оплачивает в виде квартирной платы;

  3. коммунальные услуги, включая снабжение электроэнергией, газом, теплом, водой; обеспечение канализацией, телефоном, радио- и телесетью; санитарная очистка территории;

  4. бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг - от по­шива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;

  5. услуги транспорта и связи. Услуги пассажирского транспорта включают услуги всех видов городского, международного и междуго­роднего транспорта по перемещению пассажиров и их багажа, включая сопутствующие услуги (предварительная продажа билетов, транспортно-экскурсионные операции, вокзальные сборы, комнаты матери и ре­бенка и т.д.);

  6. услуги учреждений физической культуры и спорта складываются их двух компонентов: а) услуг спортивных зрелищ по всем видам про­фессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг физкультурных и спортивно-оздоровительных организаций населению;

  7. услуги учреждений культуры состоят из услуг театров, кинотеат­ров, филармоний, музеев, библиотек и читален, клубов, домов культу­ры и проч.;

  8. услуги дошкольных детских учреждении - это услуги яслей, дет­ских садов, домов ребенка. Платное образование и здравоохранение включает учебные и лечебные учреждения с платным обслуживанием, а также репетиторство и частную медицинскую практику;

  9. услуги финансовых организаций населению включают осущест­вление как платных (открытие и ведение счетов, перевод зарплаты, обмен валюты, аренда сейфов, хранение ценностей и т.д.), так и бес­платных (депозиты, открытие и ведение счетов и т.д.) операций;

  10. услуги правового характера представляют собой услуги юриди­ческих организаций, нотариата, адвокатов, охранных фирм и т.д.;

  11. туристско-экскурсионные услуги представляют собой комплекс услуг по обслуживанию отечественных и иностранных туристов, вклю­чая оформление необходимых документов, транспорт, размещение ту­ристов, питание, познавательную, культурную и деловую программу. Подавляющее большинство услуг оказывают приватизированные уч­реждения туризма, отдыха и развлечений;

  12. прочие виды услуг.


Рынок отдельных услуг, например бытовых, зависит от степени приоритетности их отдельных видов. Стабильный рынок характерен для технически сложных видов услуг, которые практически невозможно выполнить в домашних условиях (ремонт сложной бытовой техники и транспортных средств). Гораздо большим конъюнктурным колебаниям подвержен рынок бытовых услуг, которые можно выполнять в домаш­них условиях, например услуги прачечных, парикмахерских, по ремон­ту одежды и обуви.

Особым объектом исследования статистики рынка услуг являются рыночные нематериальные услуги населению, т.е. платные нематери­альные услуги потребительского характера.

В практических расчетах в России в эту категорию включаются сле­дующие виды услуг:

  • бытовые;

  • пассажирского транспорта;

  • учреждений связи по обслуживанию населения;

  • жилищно-коммунальные;

  • дошкольных учреждений;

  • туристско-экскурсионные;

  • физической культуры и спорта;

  • правового характера;

  • учреждений культуры;

  • финансовые, страховые и др.

В настоящее время действует «Общегосударственный классифика­тор услуг населению», введенный в действие с 1 января 1994 г. Его объ­ектом являются все услуги населению (как платные, так и бесплатные), которые оказываются предприятиями и организациями различных форм собственности и индивидуальными производителями, независимо от форм и методов их оказания.

Госстандарт России включил в классификацию дополнительно группу «Услуги торговли, общественного питания и рынков».

Применение классификатора дает возможность обеспечить едино­образие в расчете показателей услуг, более широко применять вычисли­тельную технику, упростить анализ и прогнозирование динамики услуг населению, добиться сопоставимости показателей с международными стандартами, более глубоко изучать спрос населения на различные виды услуг.

Такая классификация позволяет четко определить место каждого вида услуг в экономической деятельности и добиться сопоставимости статистических данных, характеризующих услуги населению.

Подход к классификации платных услуг в государственной статис­тике полностью совпадает с подходом Госстандарта.


Основные понятия и категории статистики рынка услуг

Рынок - это, как известно, прежде всего совокупность экономичес­ких отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, определя­емым взаимодействием спроса и предложения в результате конкуренции. К основным категориям рынка вообще и рынка услуг в частности относятся:

  • предложение;

  • спрос покупателей;

  • конъюнктура рынка;

  • емкость рынка;

  • насыщенность рынка;

  • конкуренция;

  • сбалансированность рынка;

  • мобильность рынка и др.

Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услу­ги, т.е. предложение (продавец), и спрос - покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов или серьезный дисбаланс между ними свидетельствуют о кризисном состоянии всей экономики.

Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридичес­кими и физическими лицами - производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и сте­пени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отно­шению к цене.

Товарному предложению услуг противостоит на рынке спрос.

Под спросом на платные услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходи­мыми денежными ресурсами. Это - желание, способность и готовности субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребитель­ском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения.

Используются также другие понятия, характеризующие спрос.

Эффективный спрос - спрос на услугу при условии цены, которую готов заплатить покупатель и которая обеспечит прибыль, оправды­вающую издержки производства услуг.

Вторичный спрос - спрос на услуги, возникающие в связи с уже приобретенными товарами и услугами; типичный вторичный спрос - ремонтные услуги.

Рыночный спрос - спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет куплено определенной группой покупателей, в опреде­ленном регионе, в определенный период, по определенной цене.