ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основные виды рынков продуктов
Система показателей рынка продуктов; методология их исчисления и анализ
Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Статистическое исследование рыночной конъюнктуры
Виды услуг, их классификации и группировки
Спрос на услуги фирмы - доля фирмы в общем рыночном спросе. Его можно представить в виде формулы
(27) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
Спрос и предложение отражают как желание экономических субъектов производить и покупать услуги, так и их платежеспособность.
Спрос - это важнейший элемент рыночного механизма. Именно спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть предложения услуг, которая может быть реализована в обмен на платежные средства покупателей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов и рубля, а значит, объем, структуру и натурально-вещественный состав производства и потребления услуг в тот или иной период.
Важной характеристикой рынка платных услуг является его емкость. Необходимо различать потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка - величиной услуг, реализованных за определенный период. Для расчета реальной емкости рынка можно применить следующую формулу:
(28) |
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот расчет осуществляется в денежном выражении, причем экспорт и импорт услуг пересчитываются в рубли по курсу МВБ на момент оказания услуг.
В настоящее время объем экспорта и импорта ПУ населению в России пока незначителен, это главным образом услуги туризма, отдыха, развлечений и спорта, а также услуги международного транспорта и связи. Однако в дальнейшем, по мере вовлечения нашей страны в мировое хозяйство, значение этих показателей, безусловно, будет возрастать.
Насыщенность рынка зависит от количества платных услуг, которым располагает потребитель.
Соотношение между спросом и предложением - наиболее существенная пропорция потребительского рынка. Именно эта пропорция, а также уровень цен на услуги характеризуют сложившуюся на рынке экономическую ситуацию - конъюнктуру рынка. Рыночная конъюнктура складывается под влиянием большого числа политических, экономических, природных, демографических и социальных факторов, определяющих в каждый данный момент времени положение на рынке и коммерческую ценность услуг. В частности, способ ценообразования является самым ярким внешним критерием, позволяющим относить или не относить тот или иной тип хозяйства к рыночному.
Одним из важнейших показателей рынка ПУ является конкуренция. Она возникает:
между предприятиями, оказывающими услуги, - их производителями;
конкуренция между производителями и потребителями;
конкуренция между потребителями услуг.
Конкуренция между производителями услуг обычно проявляется либо в снижении цены на эту услугу, либо в расширении качества предоставляемых услуг и их ассортимента. Конкуренция между производителями услуг в нормальных условиях проявляется в снижении цен на услуги, в сокращении производства услуг и производственного аппарата сферы услуг. Однако в кризисной ситуации этот механизм не действует, особенно в том случае, если речь идет о необходимых для населения услугах (например услугах городского транспорта, на которые могут устанавливаться монопольно высокие цены).
В России в условиях инфляции цены на услуги не снижаются, а результатом обострения конкуренции между производителями является снижение физического объема ПУ населению; уменьшение числа предприятий и организаций, оказывающих услуги; падение численности работников сферы услуг и объема основных производственных фондов.
Конкуренция между продавцом и покупателем всегда имеет место на рынке. И продавец и покупатель имеют свое мнение о цене услуги (о субъективной стоимости). На рынке в результате столкновения субъективной стоимости продавца и покупателя возникает рыночная цена.
Конкуренция между потребителями услуг проявляется прежде всего в существовании определенной очереди на эту услугу. Ее наличие свидетельствует о ненасыщенности рынка услугами, ведет к снижению их качества и росту цен. Однако на современном этапе рынок ПУ в России является рынком покупателя (предложение превышает спрос), поэтому, как правило, конкуренция между потребителями ПУ отсутствует.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру, можно разделить на две группы: постоянно действующие (уровень доходов на душу населения, безработица, научно-технический прогресс, инфляция, конкуренция, сезонность) и факторы единовременного действия (политическая ситуация, законодательные акты, стихийные бедствия и катастрофы). При помощи математико-статистических методов в отношении постоянно действующих факторов имеется возможность выявлять тенденции развития и с определенной степенью вероятности их прогнозировать. Гораздо сложнее обстоит дело с единовременными факторами: прогнозировать их возникновение, влияние на рынок ПУ, последствия их развития для экономики весьма затруднительно, хотя именно эти факторы оказывают глобальное воздействие на рынок ПУ (достаточно вспомнить либерализацию цен 1991 г., решение о приватизации предприятий сферы услуг, ряд решений о либерализации внешнеэкономических связей и частичной конвертируемости рубля).
В настоящее время основными факторами, определяющими конъюнктуру на рынке услуг, являются:
инфляция;
резкое падение реальных доходов населения и как следствие - сокращение расходов на платные услуги, падение спроса на них;
быстрый рост цен на услуги, причем цены на услуги растут несколько быстрее, чем цены на товары;
снижение спроса на ПУ как следствие инфляции и снижения доходов;
появление новых видов ПУ (например, обмен валюты, которым занимаются коммерческие банки, платное оформление заграндокументов, и прежде всего паспортов и виз, а также страховых полисов);
обострение криминогенной обстановки в стране привело к возникновению и развитию новой отрасли услуг, связанной с безопасностью личности и бизнеса, - охранных и сыскных организаций; изготовление и установка охранной сигнализации; укрепление окон и дверей и т.д.:
бурный рост ПУ, связанных с информационным и научным обеспечением деятельности участников рынка. Качественно новый характер приобрела рекламная деятельность; возникли и быстро развиваются маркетинговые службы; резко возрос объем правовых услуг (арбитража, адвокатуры, нотариата, юридических консультаций).
Особенностью современного этапа развития системы ПУ населению в России является появление и развитие ряда услуг, запрещенных законом. Возникла громадная сеть полулегальных и нелегальных организаций и учреждений в области проституции, азартных игр, наркобизнеса и даже криминальных услуг (рэкет, киллерство и т.п.). Отсутствие четкой законодательной базы стимулирует криминализацию. Кроме того, государство недополучает налоги с разрешенных видов деятельности (ночные клубы, казино, предприятия досуга). Поэтому задачей статистики является разработка методологии определения объема услуг и чистых доходов этих видов деятельности и способов получения информации.
Система показателей рынка услуг, методика их исчисления
В решении задач статистики рынка услуг важная роль отводится системе показателей. Сформулируем основные принципы ее построения:
система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;
система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;
система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.
Для характеристики рынка услуг целесообразно использовать систему показателей, приведенную в табл. 4.
Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характеристика его социально-экономического потенциала.
Социально-экономический потенциал рынка услуг - совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеристики потенциальных возможностей развития рынка услуг.
К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает услуга) и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.
Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат функционирования рынка).
Объем реализации услуг населению - важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.