Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последний блок показателей отражает результаты рыночной дея­тельности на макро- и микроуровнях: долю торговых процессов в вало­вом внутреннем продукте; валовой доход и прибыль коммерческих предприятий от реализации товаров; затраты денежных, трудовых и материальных ресурсов, обеспечивающих деятельность по купле-прода­же товаров, а также уровень эффективности, измеряемый двумя глав­ными показателями рентабельности: прибылью в процентах к товароо­бороту (ресурсный подход) и в процентах к издержкам обращения (затратный подход).

Валовая прибыль от реализации продукта () определяется как разность между валовым доходом торговли/сбыта () и издержками обращения (), а чистая прибыль () равна валовой, исключая на­логи и другие обязательные платежи (). В свою очередь валовой доход представляет собой разность стоимости продукта в покупных и продажных ценах:

(18)

где

  • закупленные, а затем проданные товары;

  • цена, по которой товар был закуплен;

  • цена, по которой товар был продан.

(19)


(20)

где

  • рентабельность;

  • прибыль от реализации товаров (чистая или валовая).


Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов

Развитие современного рынка неотделимо от понятия маркетинга. Под маркетингом понимают деятельность по доведению продукта от сферы производства до сферы потребления, ориентированную на удов­летворение потребностей покупателей. Маркетинг ставит своей целью упорядочение рыночной деятельности, внедрение в нее научных прин­ципов распределения (дистрибьюции) и товародвижения, направлен­ную на снижение уровня стихийности, введения конкурентной борьбы в определенные рамки, обеспечения «прозрачности» рынка и предсказуе­мости его развития. Маркетинг представляет собой систему, включающую функции планомерного стратегического и оперативного управле­ния деятельностью рыночных структур; функции регулирования ряда рыночных процессов и функции изучения рынка.

В маркетинговом исследовании выделяются четыре последователь­ных этапа (рис. 6).

Маркетинговое исследование призвано обеспечить информацион­но-аналитические потребности маркетинга. С позиции методологии оно представляет собой сложный сплав статистики и эконометрии, со­циометрии и квалиметрии, бихевиоризма и дескриптивного анализа. Статистические методы имеют огромное значение для решения многих маркетинговых задач. В частности, на теории статистического наблю­дения базируется основная часть информационной базы маркетинга. Статистические методы анализа тенденций, вариации и цикличности являются основой конъюнктурного анализа рынка. Группировки при­меняются при сегментации рынка, корреляционно-регрессионный ана­лиз - при характеристике влияния окружающей среды маркетинга на деятельность фирм. В маркетинговом анализе находят место оценки, базирующиеся на моделях теории очередей (теории массового обслужи­вания). Рыночный риск оценивается с помощью вероятностного анали­за, с использованием выводов теории риска (теории принятия реше­ний). Для характеристики развития и состояния фирмы применяют ин­дексный метод, средние и относительные величины и т.д.

Статистические характеристики необходимы и в процессе оценки выполнения рыночными партнерами своих договорных обязательств. В частности, индексы физического объема позволяют исключить влияние изменения цен после заключения контракта, индекс влияния структур­ных сдвигов отразит изменения ассортимента товаров и т.д. Коэффици­ент вариации позволяет исследовать степень равномерности поставки товаров. Сезонные и другие цикличные колебания спроса и предложе­ния можно выявить с помощью индексов сезонности, гармоники Фурье и других моделей, улавливающих регулярные колебания рыночных пропорций.


Маркетинговая информация широко использует статистическую от­четность и статистические публикации, применяет методы выборки, различные виды опросов, экспертные оценки типа Дельфи-метода. Некоторые теоретики маркетинга говорят о статистическом банке марке­тинга, имея в виду набор статистических методик, используемых в мар­кетинговом исследовании.

Статистическое исследование рыночной конъюнктуры

Одной из главных задач статистического изучения рынка продуктов является оценка, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры. Это необ­ходимо для разработки стратегии маркетинга и осуществления коммер­ческих операций.

Конъюнктура (от лат. conjungo - соединяю, связываю) рынка конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ог­раниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.

Под рыночной ситуацией, или состоянием рынка, понимается ком­плекс рыночных процессов и явлений, охватывающий степень сбалан­сированности рынка (соотношение спроса и предложения); тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.); тенденции развития рынка (изменения, их векторы, скорость и интенсивность); масштабы и сте­пень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, объем сделок и т.п.); устойчивость/ко­леблемость главных параметров рынка; уровень риска.

Тенденции рынка определяются на основе анализа динамических рядов основных параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Строятся трендовые модели, которые определяют вектор, скорость и ускорение развития. В зависимости от характера развития рынка для построения кривых тренда используются различные функции. В табл. 2 приведены формулы основных типов моделей.

Таблица 2

Трендовые уравнения

№ п/п

Название функции (тренда)

Ее аналитическое выражение*

1

Степенная

2

Показательная

3

Парабола 2-го порядка

4

Полулогарифмическая

5

Гипербола

6

Линейная (прямая)

*В формулах: - выравненное значение результативного признака; - свободный член уравнения (экономически не интерпретируется); - параметр уравнения, отражаю­щий скорость развития: - фактор времени (номер периода).


Трендовые модели используются также для краткосрочных прогно­зов, когда есть вероятность инерционного развития рынка. Исходят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции можно распространить (экстраполировать) на прогнозируемый период. В формулу уравнения подставляется номер прогнозируемого (-го) периода. Для долгос­рочного периода, когда меняются условия рынка, этот метод мало под­ходит.

Важным этапом конъюнктурного анализа является характеристика устойчивости развития рынка. Чем больше размах колебаний, тем выше уровень риска, менее надежны прогнозы. Колеблемость рынка проявляется в отклонениях фактических уровней от линии тренда, выражающей тенденцию развития. Визуально определить степень устой­чивости рынка можно по графическому изображению, а более точно - с помощью формулы

(21-22)

где - показатель колеблемости (в процентах к среднему за период уровню); - среднее квадратическое отклонение фактических уровней динамического ряда (цен, продажи, запасов и т.д.) от выровненных т.е. тренда;- фактические уровни динамического ряда; - выров­ненные значения динамического ряда, т.е. тренд; - среднее значение уровней динамического ряда:

- число уровней динамического ряда.

В зависимости от полученных характеристик даются оценки разви­тия и состояния рынка: сильный (развивающийся) рынок; устойчиво развивающийся рынок; неустойчиво развивающийся рынок; стабиль­ный рынок (при высокой активности торговли); стагнирующий рынок (при низкой активности торговли); спад рыночной активности; сокра­щение рынка.